Карело-Мурманский край. 1926, N21.

№ 21 КЛРЕЛО-МУРМЛНСКИЙ КРАЙ Но н а р я д у с этим очень пора зительны цифры желающих поступить, по национальному признаку. И з 2Я9 человек, К а р е л всего только 30, что со­ с т ав л я е т около 13% . Отсюда можно сделать вывод, что проп а ганда народного образования , в частно­ сти, профе с сионально -т ехниче ско го , поставлена сла­ бо, н а что в будущем году следует обратит ь сугу ­ бое внимание. По партийнос ти мы имеем следующие цифры: из 239 чел., комсомольцев 16, пионеров 65, б е с п а р ­ т и й ны х—158. Не зн ачи т ельно е количество членов ВЛКСМ о б ъ ­ я с н я е т с я возрастным составом, обязательным для данного т и п а школ в 13— 15 лет. Но зято несомненно малый проц ент мы имеем пионеров, всего 30% с лишним. Это д а е т основание предполагать, что должного внимания на этот важный вопрос пионерскими ор ­ ганизациями обращено не было. Т аковы б еглые зам еч а ви я , показывающие куль­ турную т я г у к профтехническому образованию. Ч у в с т в у е т с я , что Н аркомпрос совместно с Ком- зомолом в данном вопросе к я с н ой четкой работе зще не подошел. В то время , когда подрос тковая «олодежь города жадно т я н е т с я к знанию, дерев - зя и в особенности н а цион ал ьн а я отстает. Т а к о е полож ени е з а с т ав л я е т сосредоточить все ia in e внимание на этом важном организационном зопросе, определяющем кач е с тв енный состав на- и и х будущих руководителей фабрично-заводской и кустарной промышленности. Dei ейдя к вопросу: кого ж е мы п рин яли в 1 рофт«-хнические Школы, б а з иру я с ь н а циф р о ­ вом материале, можно выводы сд ел а т ь мало у т еш и ­ тельные. Дальше можно отметить, что н а цион ал ьн а я по- титика, направленн ая к возрождению Карельской чультуры, в профтехническом образов ании прелом­ ляется слабо. Несмотря на р я д мер, п ри н я ты х Наркомпросом я об е сп еч ени я твердо бронированных мест за дами с преобл адани ем 'наци онал ьно го населения , места почти н е заполнены . Наибольший про- ( 6 0—7 0% ) дал, к а к и в предыдущие годы, Петрозаводск. Вполне е с те с тв енно в с т ае т вопрос: где ж е при- ы. о б ъ я с н яющ и е т а ко е я вление ? Нам думается, что основным тормазом я в л я е т с я .достаточно удовле творит ельная подготовка школ . ступени. Дл я пос т упл ени я в проф т ехнич е ские школы требуются з н а н и я в объеме 1 ступени, при чем учащиеся должны бегло чит ат ь и писать и вл а ­ с т ь элементарными граматическими правилами. Преподавание ж е в национ ал ьных районах в еде т ся за карельском я зык е , в силу чего у уч ащихся на- ;ион алов хромают навыки русского я зы к а . Полу- гается заколдованный круг. Д л я пров ед ения карели- (ации в школах 1 ступени з а н я т и я нужно вести га карельском наречии ; д ля пос туплени я в проф- :ехниче ски е школы необходимо обладать знанием русского я зык а . Н а п р аш и в а е т с я вопрос: нел ь зя -ли кар ели зо в а т ь ф оф т е х н и ч е с к и е школы, проводя пр еподав ани е в ш х сперва на карельском , а впоследствии на ф ин ­ ном языке . К сожалению , данной задачи нам не вы ■ в силу того, что трудно подыскать преп 1 лей по специальным т ехнич е ским предм . ... национальный состав уч ащих с я в данных я в л я е т с я смешанным. Единственный выход заключ а е т ся в ус преподавании рус ско го я зы к а (не в ущерб скому наречию) с тем, чтобы уч ащие ся , сельские школы 1 ст., обладали навык ам ;* языков. Н а р я ду с этим в. уездах с „национальны» лением, сл едуе т ш и р е р а зв ерну т ь кампа приему учащихся, используя все формы м работы с при влеч ением сил общественны : ни за ций и, главным образом, комсомольских г. По социальному происхождению мы име ч с трый состав. Хорошо обстоит дело в школ завуча н а Онежском заводе: из 18 учащихся де т ей рабочих. З а то значит ельно хуж е с дело с Петрозаводской Проф . Техниче ской и где % д о сти г а е т только 25. Зде сь мы имеем упущение. Но д анное я в л е ни е , пожалуй , вполне объ) тем, что количество пайков и мест в инт (единственном в гор. Петро заводске д ля вьп занных школ) на 26/27 учебн. год недостатс Поэтому де ти кр е с т ь ян и рабочих вне го} ро завод ска продолжать обучение свое в пр- ниче ских школах не в состоянии. По партийно с ти мы имеем пионеров и мольцев около 6 0% , что с тавит п ер ед нами : у с и л е н и я коммунистического воспитания. В заключени е с л еду е т отметить, что орге ционные формы приема по принципу разверс прохождением всех намечаемых кандидатов уездные а т те с т ационные комиссии, возлаг; над ежд н е оправдали. Ьомиссии в уездах работу провалили, пр лишь только социальный подбор. Необходимо < проводить испыт ани я и по общеобразовате. ь подготовке, тем самым у с т р ан я я посылку в го; тро заводск мало подготовленных кандидатов. Переходим к вопросу о приеме учащи: техникумы. Общие цифры желавших поступить следую Всего подано з а я в л ен и й 157, из них 73 м^ 84 ж ен ск о го пола. По национальности; русских 141, к а р е л К социальному происхождению: детей рабочие к р е с т ь я н— 56, сл уж ащ их -56. прочих 24. Но пар ности: членов и кандидатов ВЛКСМ 55, п и о н е р е ь бесп артийных 56. Малый процент к а р е л можно о б ъ я сн и т ь что кроме русского педа го гиче ско го техни ь с т ь ещ е финский, о котором мы, к сожале цифр не имеем. Зн ачит ельно лучше обстоит цело в отнопк т я г и в техникумы комсомольцев и пионеров, п роц ен т выше чем в нисших профтехниче' ш колах . Это дае т о сно в ани е п р едпол а г а т ь что восп т е л ьн а я р абот а в школах с еми л е тк а х—поставл В социальном составе мы оп я т ь видим пес ту. Отчасти это я в л я е т с я о тражением социалы сос тава в н а с е л е нии всего К ар ел ь с ко г о к р а я в то ж е время д анное я в л е ни е пок а зыв а ет } культурных запросов всех слоев н а с еления . )ЙХ >га- рез ш х

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz