Карело-Мурманский край. 1926, N21.

2 8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 21 Это сделать просто. Н а освещенном э к р ан е живыми силуэтами, под ч т е ц а или р а с ска зчика ра зы гр а ть то, что надо высмеять, нелепо с т ь чего следует подчеркнуть. В „Жи вой " можно построить короткую сцену агит суда, зас едания . Практикуемые у на с ин сц ениро вки судов над г а зетой пр ед с тавл яют собою оп я т ь т а ки р а сш и р е н ­ ный л ит ер а турный опыт, т а к к а к в большинстве своем они и зготовляют ся самими рабкорами , д а и р а зы грив ают ся в б ольшин с тв е случ а ев ими -же самими.—Эта форма р абкоров ско го творчества почти целиком может войти в Ж и в ую г а зе ту в качестве олной из ее составных частей. Давать сведения о последних изобретениях и, в первую очередь, о тех из них, которые улучшают дело данного производства. Своих изобретателей чествовать той или иной статьей живой газеты. Использова т ь прием теле­ фонного разговора. Прием этот к р а й н е прост и удобен, но злоупо тр ебл я т ь им н е л ь з я ( т а кж е в сущности , к а к и любым из приемов ж. газеты). Полезно применять всевозможные выходы и п о я в ч е ни я на сцену, не со стороны сцены, а из зри­ тельного зала, это подписчика б удоражи т ( и з в е ­ стны случаи,когда хоровики Ж . газеты , н ачин а я петь в заме, вовлекали в свой хор т а кж е и з р и т е л е й— подписчиков). Применя ть географическую большую карту с вырезами отверстий для лиц сотрудников, глядя в которые, они как бы ведут или переговоры , или борьбу стран друг с другом. Т е к с т здесь должен быть безупречен , чтобы, например , злоба к апит али с тов Англии против СССР, не отожде ствляла сь с мнени ем—будто в ся Ан глия в р ажд ебн а Р е спублике Советов. Н е трудно провести Живую анкету (голосова­ нием, поднятием рук и т. д.). Живая газета извещает о том, что намечено клубом в его работе на б лиж айш е е время (такого- то ^исла т а к а я то л е кци я , эк с кур си я и т. д.). Выступление своих стихотворцев, ра с с к а зчико в очень полезно для живогазетческих целей , но здесь надо д ела т ь соответствующий отбор. Н е п ь з я допу ­ скать, чтобы здесь получилось посмешище в том или ином виде ( „Ж и в а я г а зе та использует б елл е т ­ ри с тич е с ки е прои зв едени я рабкоров рассказы , с ти ­ хи юмор и т. д . “ см. Р еш ен и я 3-го Всесоюзного Сов ещ ания рабселькоров по докладу т. В. Г. К н о ­ рина) Вполне приемлемо введение рыжего, балаганно­ го деда, балагура петрушки, газетчиков-разносчиков, радио-экрана, световой газеты *) шумового о р к е ­ с тра **) (иг р а на гребешках , удары в кострюли, о т­ бивание дроби ногами, счеты бутылки и т. д.) ру­ пор. художественное рассказывание. Всевозможные вырезы из кардона, физкультурные номера и т. д. При уменьи с копиров а т ь в увелич енном виде ту или иную злободневную каррикатуру, хорошо, поднести е е подписчикам в следующей форме: в зять обычную классную доску , з а р а н е е т он е н ь к и ­ ми штрихами нанес ти на ней данную к аррика туру , так, чтобы эти штрихи не были видны „подпысчи- *) См. кн. К атулина „Световая газета в к лубе и И зб е читальне изд. Новая Москва 1925 г. В. Ш . **) См. крайне полезную книжку .Л ет н и е Агит-вы отуп- дения" и зд. М олодая Гвардия 1925 г. к ами “, и з а тем, уж е по готовым линиям ,— про­ в е с ти ж и р н о мелом—получится полное впеч а тл ени е м ом ент ально го р и с у н к а от руки. Ввести черную и красную доску; этот прием очень не трудно д а т ь в сцениче ском исполнении , х от я бы, например , так: часть со т рудни ко в ведет роль ч ерн ой доски , часть красной . В р ук ах у пер ­ вых ч ерны е д о с к и—щиты , у в т о рых—к р а с ны е .— По оч ер еди зачи тыв аю тс я „дела" и имена лиц, по­ винных и достойных поощрений . Этот прием надо использовать крайне осторожно и так, чтобы не пересолить в оценке поступка того или иного ви­ новника. По сути д ел а эт а ч ас т ь ж. га зе ты прямо просится в р уки р абк оро в—здесь может быть н а и ­ большее применение и сил и рабк оро в с ки х с в ед е ­ ний. Можно дать об'явлекия, выдержки из тех или иных постановлений, ка с ающихся жи зн е нн о г о оби­ хода подписчиков. 0 6 ‘я в л е н и я могут быть даны не только в форме рифмованного т е к с т а , но и в ф о р ­ ме красочного и я р к о и зображенно го пл ака т а рисунка. Ж и в о й г а з е т е к р айн е полезно пользоваться отрывным календарем . Т а к и е календ ари надо за к уп а т ь р а зных и зда­ ний. Они оч ень часто могут д а т ь и жи во г аз етч е- с ки е темы и просто с в едени я , которые к а к р а з во время будут за тронуты в очередном № Ж . газеты. Ввести „Последние новости “— в этой сборной с т а т ь е—можно часто даиь дей с тви т ел ьно послед­ ни е новости жи зни своего профсоюза, производства, быта и т. д. еще не у спевшие с т а т ь общеизвестными среди „подписчиков". Вместо сборной с татьи отдель­ ные новости не трудно провести сценками. Можно пыпускать различные „Приложения к Живой Газете". Сюда можно отне с ти т е д о с тиж ени я клуб ной прор або тки (круж ко в отдельных комиссий и с е к ­ ций), которые будут не б езынт ер е сны „подписчикам". Темы тако го рода при лож ений под скажу тся самою жи знью . Например , отче т (инсц енированный или д аж е только иллюстрированный ) о работе местной я ч е й к и МОПР^а, Авиохима и т д. Устраивать конкурсы. Дл я этого пр едл а га т ь Те или иные зад ани я к следующему выпуску г а з е ­ ты, а в текущем номере дать, например, читку к оротких стихов, предос тави в залу дать ср а вни ­ тельную их оценку. Намечать всевозможные „Странички": ж е н о т д е ­ ла, молодежи, пр о св ещ ения , с анпроп а ганды и т. д. (приемы подачи их с троит ь в зависимости от их текста). Вести пропаганду обучени я военной самозащиты в с в я зи с работой клубных военных кружков и уголков,— напр, ин сцениров а т ь наиболе е и н т е р е ­ сные моменты работы военного кружка. Разработать отдел публичного отчета о работе предприятия: короткий , я р ки й , н а сыщенный самым существенным и показательным материалом (по с троит ь живые диаграммы, сопроводить их рифмов ан ­ ным текстом). Недостатки, „п р о м а з к у т о г о или иного хозяй­ ственника, или отдельного цеха, д аж е отдельного рабочего помещать в сатирическую часть Ж . газеты.) В. Шагии. *) Обличительный материал Ж . газеты долж ен быть безуп речен в сво й проверенности.— Никакой напраслиные Ничего оскорбляющего подписчика. В. Ш.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz