Карело-Мурманский край. 1926, N21.

2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Расширение к северу зоны, где возможао с ел ь ­ с ко е хо зяйс тво , во вл е ка я в хо зяйс тв енный оборот неи спользованные и пустующие пространства, рав­ носильно мирному завоеванию^огромной производи­ тельной территории. Поэтому деятельность опытных сельско-хозяй- ственных пунктов Колонизационного Отдела Мурман­ ской железной дороги в связи с перспективами и задачами колонизационной работы на Севере, при­ обретает особый интерес. Хибин ский опытный с ельско - хо зяйс твенный пун к т Мурманской жел . дороги расположен далеко за полярным кругом (67° 4 4 ‘, сев. широты), н а Коль­ ском полуострове - н а бере гу оз. Имандры, у под­ н ож ь я Хибинского горного массива. Работы по ор гани зации вблизи ст. Хибины опыт­ ного у ч р еж д е н и я были в а ч а ты ещ е в 1922 г. поч­ венно -бот анич е ским отрядом I ев. Научно-Промысло­ вой Эксп едиции под руководством проф. Н. И. Про­ хорова. З а недостатком средств, работы эти п р е ­ р в а л и с ь осенью того ж е года. Летом следующего экскурсии , а в текущ ем году в Хибинах бi вый инос транный гос ть— профессор JIoi Уни в ер си т е т а К . Ruggles Gates. Одной из первых задач Хибинского пуЕ изуч ение метеороло гич е ских условий, ог щих пределы возможности культуры сельс- ственных ра с тений , д л я чего с весны 1 пункт е ор гани зован а агрометеорологичес ция. Наблюдения за 3 года, из которых 192. по температурным условиям выше, а 19. нормы, показывают, что, несмотря на севе гр афиче ское полож ение Хибинского пу* кормовых кул ь тур здесь чаще недостает в тепла. Особенно вредной может оказаться первую половиву лета. Непр еры вный полярный ден ь с нез; солнцем с мая до середины июля оказыв д ел е яно б л а г о п р и я тн о е „ в л и я н и е на расте д о х р ан я я их от ночных заморозков^и удл 1 морозный период. Хибинский опытный сельскохозяйственный пункт. Левкои в цветнике. года на этом ж е уч а с т к е Институтом Опытной А гро ­ номии совместно со сформированным уж е тогда Ко ­ лонизационным Отделом Правл ения Мурманской дороги были начаты работы по сортоиспытанию . С началом п р а к ти ч е с кой колонизационной работы н а основании „Полож ени я о колонизации Ь ар ел ь - ско-Мурманского к р а я " , утв ержденно го СТО, весной 1924 г. в Хибинах был органи зован Колони зацион ­ ным Отделом дороги по с тоянный опытный пункт, а в Коле, н а самом б ер е гу Кольского за л и в а (68°53‘ сев. шир.), было открыто его отделение'. Хибинский и Кольский пункты являются самыми северными в мире сельско-хозяйственными опытными учрежде­ ниями. Р а б о т а Хибинского п ун к т а д ала уже в ажны е до­ с т иж е н и я и заво е в ал а широко е внимание: ежегодно в полевой период п ун к т пос ещают московские и л е н и н г р а д с к и е ученые и агрономы и всевозможные В основу сортоиспытания в ц е л я х подГ ход ящих к климатическим у -лов ям виде и тов культурных ра с тений было положено ни е подвергнуть испытанию возможно число сортов семенного материала, пол главным образом из с еверных с т р ан Еврог и Америки. В 1924 году в испытании было и сортов, в 1925 г.—671, а в текущем го сорта культурных р а с тений . Из многочисленных сортов, подвергнут! ной куль туре р а с тений , лишь очень немно зались настолько подходящими к местным у что относительно их можно уже сделать полной возможности и целе сообразности раг их в условиях края . В 1924 и 25 годах на Хибинском пункт) вали рожь, овес, ячмень и яровая пшеница. 1 не следует делать, однако, вывода, что i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz