Кандалакшский коммунист. 1958, апрель.

ОБРАЗ РОДНОЙ И БЛИЗКИЙ В . И. Ленин в изобразительном искусстве Жизнь гениального основа- октября (7 ноября) 1917 года. «Ленин в Смольном», «Ленин теля Коммунистической пар- Владимир Ильич у входа в на фоне Смольного», тии и Советского государства Смольный. За ним в дверях Выдающимся событием co- в. И. Ленина, его яркая и один из отрядов вооруженных ветского искусства является многогранная деятельность на рабочих и солдат. Страстным работа виднейшего русского благо трудящихся уже давно жестом Ленин увлекает этих скульптора Николая Андрееви- стали источником вдохновения простых людей на подвиг, ча Андреева (1873— 1932), ос- для советских людей, для ра- Словно слышится вдохновен- тавившего нам свыше 300 раз- ботников нашего искусства и ный ленинский призыв: «Впе- личных изваяний Владимира литературы. Десятки воспоми- ред, товарищиI' Победа близка» Ильича. Андреев наблюдал наний, написанных теми, кому выпало счастье работать и об­ щаться с Владимиром Ильи- чем, произведения советской поэзии, прозы и драматургии, популярные кинофиль­ мы посвящены В. И. Ленину. Работа над образом В. И. Ленина также стала одной из самых „ важных в советском изобразительном ис­ кусстве. Много прав­ дивых, подлинно ху­ дожественных про­ изведений живописи, графики и скульптуры посвящено самоотвер­ женной борьбе Лени­ на за дело рабочего класса. & Вот начало револю­ ционной деятельности Ильича. 90-е годы прошлого столетия. Небольшая. скромно обставленная комна­ та на рабочей окраи­ не Петербурга. Плот­ но занавешены окна, тускло мерцает свет лампы. С каким ог­ ромным вниманием слушают рабочие сво­ его руководителя. Эта живая и инте­ ресная картина А. Мо- равова—«В. И. Ленин руководит марксист­ ским кружком в Пе­ тербурге. 1893— 1895 гг.», экспонирующая­ ся в Центральном му­ зее В. И. Ленина, пе­ реносит нас в далекое прошлое, когда, опираясь на актив передовых рабочих сто­ лицы, молодой Ленин закла­ дывал основы боевой партии русского рабочего класса. Вспоминаются слова рабочего- кружковца Князева, который рассказывал после революции: (картина В. Цыплакова «В. И. В. И. Ленина во время многих Ленин»). его выступлений и за работой. Вот трогательная, задушев- Так возник богатейший скуль- ная сцена. Улыбающийся Иль- птурный цикл «Лениниана». в ич дружески беседует с крас- котором Н. А. Андрееву уда­ лось с предельной простотой передать кипучую ленинскую революционную энер-,( гию. необыкновенную I целеустремленность і В. И. Ленина, его ред- 5 костные трудолюбие и* скромность. Лучшим £ из этого собрания яв- £ ляется скульптурный £ портрет « Л е н и н -1 вождь», известный 1 всей стране по массо-| вым повторениям и £ репродукциям круп-| ного ба. В. И. Ленина на себе печать ...----- * баемой воли. Он глу -| боко убежден, что ни-:* какая сила в мире н е | сможет помешать п о -| бедному движению с о -| ветского народа к ком-* мунизму. J Необыкновенные чер-л ты характера В. И.* Ленина раскрываются,^ кроме того, в ряде* реалистических, на-* полненных большим * чувством произведе-t ний, где Ильич " ” - стает перед мудрый лучший друг ской молодежи, и малого масшта- £ Энергичное лицо £ несет £ несги- і пред - 1 нами как* наставник и * совет -1 как* человек нежного серд-* ца, горячо любивший £ ногвардейцами. Собеседники детей, как обаятельный собе-* поражены простотой великого седник и тонкий ценитель ис- * вождя народа. Немолодой ра- кусства. В числе таких п^оиз- ^ бочий с цигаркой в руке с ведений следует прежде всего * восхищением смотрит на Ле- отметить картину Б. Иогансо- { нина: «Так вот он какой, наш на и его соавторов «Выступ -,5 Ильич!» (рисунок П. Васильева ление В. И. Ленина Скульптура 3. И. Азгура «В. И. Ленин». Фото Э. Евзерихина. Фотохроника ТАСС «В. И. Ленин с красногвар­ дейцами в Смольном в октя- «Мы привыкли к Николаю Пе ,, тровичу (так называл себя В. И. брьские дни 1917 года») Ленин,— А. К.) и ѣолюбили его... А почему так? Ведь мы даже не знали, кто такой Ни­ колай Петрович. Мы знали только, что он наш, этот про­ стой, близкий нам, рабочим, человек». Наиболее интересны работы, которые связаны с событиями незабываемого 1917 года. Воз­ вращение В. И. Ленина на ро­ дину в апреле 1917 года, его выступления перед трудящи­ мися революционной русской столицы, пребывание Ильича в подполье после июльских дней, Ленин в дни Великого Октяб­ ря—об этом повествуют про­ изведения живописцев С. Скуб- ко, Н. Ульянова, И. Бродско­ го, А. Рылова, М. Соколова, В. Серова, В. Кузнецова, гра­ фиков П. Васильева, Е. Киб­ рика, скульптора В. Пинчука. Основная идея всех этих свя­ занных общностью замысла, но многообразных по художест­ венному воплощению работ — глубочайшая духовная связь великого вождя партии и на­ рода с трудящимися. Интересна графическая се­ рия Е. Кибрика «В. И. Ленин в 1917 году», состоящая из пяти станковых рисунков: «Есть такая партия!» и дру- на III съезде комсомола», картину 5 А. Варламова «В. И. Ленине^ детворой», рисунок Н. Жуко-£ ва «В. И. Ленин, слушающий,;, «Аппассионату». Недавно закрывшаяся Все-’і союзная юбилейная художе-^ ственная выставка 1957 го-і да в Москве порадовала co-j> ветского зрителя новыми ори-j, Еще одно произведение, рас­ крывающее духовную красоту гения Великого Октября. Ко­ ридор в Смольном. Утомлен­ ные бессонными ночами, бой­ цы революции крепко заснули, кто сидя, кто лежа на полу. гинальными работами, посвя-й Проходя мимо, Владимир - нными родному Ильичу. !< ич участливо склонился над с ш х 0 С 0 б 0 выделяется ;< спящим. В позе; Ленина в вы- ина М 0 Л 0 д 0 г 0 художника, ражении его лица огромная д евяхова «Октябрьский ве-* любовь к этим людям гото- “ ' д е (вл е н и н і и д у щ „Рй по.на -* вым пожертвовать всем для бе£ ежной Невы) выдвинутая* счастья будущих поколении. ѵ скание Ленинской npe-j. (С. Г у е ц к и й — «Смольный», ра- ^ с о и с к а н и е * бота 1957 г.). Каждый новый год жизни* Ленин — политический и нашей Родины будет прино-| военный руководитель моло- сить новые творческие дости-| дой Республики Советов, от- жения советского изобрази-? бивающей натиск многочислен- тельного искусства и новые > ных врагов; Ленин — вдохно- успехи в дальнейшем углубле-| витель социалистического пе- нии и обогащении вечно жи-s реустройства нашей страны, вой Эти и примыкающие к ним темы также получили отраже­ ние в советском изобразитель- ном искусстве. (Картины ху­ дожника В. Серова «Ходоки у В. И. Ленина», старейшего со­ ветского живописца И. Э. Гра темы А. «Ленин». КСЕНОФОНТОВ. К ленинским дням В. И. Ленин беседует с крестьянами. (С картины художника М. Соколова). Ш К О Л Ь Н А Я Ж И З Н Ь Д р у ж б а д в у х кол л ек ти в о в Некоторое время тому назад группа учителей и воспитате­ лей школы-интерната г. Кандалакши в целях обмена опытом в ^работе побывала в школе-интернате, расположенной в поселке Зеленоборском. Посетив уроки многих учителей, осмотрев спальни и все подсобное хозяйство школы, побеседовав с учителями, воспита­ телями и воспитанниками, мы можем с уверенностью сказать, что дружный коллектив Зеленоборской школы-интерната за пол­ тора года проделал большую работу. Ценно то, что коллектив школы под руководством дирек­ тора Когана С. Д. и заведующей учебной частью Соколовой Н. Г. это время работал творчески. Введение продленного учебного ча­ са, обучение всех, воспитанников игре на народных инструмен­ тах, введение уроков домоводства, кройки и шитья— все это но­ вое коллектив Зеленоборской школы-интерната продумал и на­ правил на улучшение обучения и воспитания учащихся. Хорошо поставленная и организованная внеклассная работа в школе по трудовому и художественному воспитанию дает свои плоды — воспитанники любят труд, вежливы и предупреди­ тельны со старшими. Мы имели возможность не только посетить уроки, ознако­ миться Со всем учебным процессом школы, но и просмотреть хороший концерт, данный воспитанниками в нашу честь. Содержание и исполнение всех номеров концерта говорят о большой работе всего коллектива по художественному воспи­ танию учащихся, а в особенности учителя музыки и пения Фи­ латова В. Д. и заведующей учебной частью литератора Соко­ ловой Н. Г. При обмене мнениями между членами коллектива Зелено­ борской школы и нашей группой было решено продолжать ра­ боту по обмену опытом. Наш коллектив по примеру Зеленоборской школы решил перестроить свою работу и ведет подготовку к новому учебному году с учетом их опыта. Уже сейчас в нашей школе во всех классах введены уроки пения, а уроки швейного дела— для де­ вочек 5— 8 классов. Мы стали больше работать над привитием нашим воспи­ танникам трудовых навыков. В порядке обмена опытом мы указали коллективу Зелено­ борской школы на возможность в их условиях улучшения пио­ нерской работы, работы с октябрятскими группами. На днях мы принимали гостей — учителей Зеленоборской школы в стенах нашей школы и очень благодарны им за их ценные указания. Я уверен, что дружба двух коллективов школ-интернатов даст нам возможность лучше наладить учебно-воспитательную работу в обеих школах. Наша задача— развернуть действенное социалистическое со­ ревнование между коллективами школ за успешное окончание учебного года, за лучшую подготовку к новому учебному году, за лучшую организацию и проведение летних каникул. Я. БОРИСЕНКО, директор Кандалакшской школы-интерната Ne 1, баря «В. И. Ленину прямого провода» и другие). Особого внимания заслужи­ вают труды художников, кото­ рые имели возможность рабо- гих. Вот, накинув на плечи тать над образом В. И. Лени- пальто, Владимир Ильич си- на с натуры. Одним из них художник И. дат на берегу озера. В руке был советский карандаш. Оторвавшись на не­ сколько минут от письма, Ле­ нин глубоко задумался. Все в облике Ленина говорит о его непоколебимой уверенности в близком торжестве народного дела («Ленин в Разливе»). ...Незабываемая ночь на 25 «КАНДАЛАКШСКИЙ КОММУНИСТ» 16 апреля 1958 г. 2 стр. Бродский (1884— 1939), сде­ лавший много зарисовок с Ильича в. дни Второго кон­ гресса Коминтерна. Кисти И. Бродского принадлежат по­ лучившие всеобщее признание картины «Торжественное от­ крытие Второго конгресса Ко­ минтерна», « Выс т у п л е н и е В. И. Ленина перед частями Красной Армии, отправляю­ щимися на польский фронт в 1920 году», портреты-картины 88-летне со дня рожде­ ния В. И. Ленина готовятся широко отметить трудящие-: | ся нашего города и района.: * Агитаторы на предприятиях \ проводят читки и беседы о * жизни и деятельности В. И. .* Ленина. ; \ Деятельно готовятся от- | метить 88-летие со дня рож- і дения В. И. Ленина клубы | и библиотеки города и рай- | она. «Жизнь и деятельность * В. И. Ленина»—так назы- * ваются выставки, оформлен- * ные работниками городских . * библиотек№ 1 и № 2, клуба : ^ имени X лет Октября и г других. «Образ В. И. Л е-; нина в произведениях худо-; жественной литературы» — ; | так называется вечер, кото- | рый состоится 18 апреля, і Общее собрание учащихся школы рабочей молодежи В школе рабочей молодежи при механическом заводе со­ стоялось общешкольное собра­ ние учащихся. Об итогах ра­ боты школы за третью чет­ верть и задачах на 4-ю чет­ верть рассказал директор шко­ лы тов. Копытин. Он сообщил, что из общего количества уча­ щихся успевает 72 процента, назвал фамилии лучших. Тт. Беляев, Сокерина, Горшков и другие не только хорошо учат­ ся, но и являются примерны­ ми производственниками. Наряду с хорошими учащи­ мися тов. Копытин назвал име­ на тех, кто отстает в учебе. Это тт. Зарецкий, Филиппова, Севастьянова и другие. В обсуждении итогов учеб­ ной четверти приняли участие учащиеся школы, учителя. В своих выступлениях тт. Жу­ ков, Сокерина, Иванов гово­ рили о плохом поведении от­ дельных учащихся во время занятий, о плохой посещае­ мости, что влияет на достиже­ ние лучших успехов в учебе. К таким ученикам относятся тт. Смирнов, Белокуров, Ми- наков, Ершов и некоторые дру­ гие. Они мешают не только себе, но и своим товарищам. Собрание закончилось вруче­ нием грамот лучшим учащим­ ся школы. Таких оказалось много. Это тт. Евменова, Чер­ ных, Сокерина, Горшков, Жу­ ков и другие. А. БУРЯК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz