Кандалакшский коммунист. 1957, май.

2 т КАНДАЛАКШСКИЙ КОММУНИСТ 15 мая 1957 года № 58 (40851 З А К О Н О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством -»лт Р/ііЛ П П Р.лП йГЛ- nmDfiVf ЛиМ ПйШ йТП./’ ГПИЛИ DO rrU IFAM n ffn r n Т ІЛ Ііт п о ГТ1П1П P n U Iffl'R l'lTIPT'R P 1 М м и гТ Р Ф П Г іР P fllA Q H U Y П Л РГП Г^ T llllf R Р Р О О П P ОП\1,ТІ Верховный Совет Союза Совет­ ских Социалистических Республик отмечает, что внесенный Цен­ тральным Комитетом Коммунисти­ ческой партии Советского Союза и Советом Министров Союза ССР на рассмотрение седьмой сессии Верховного Совета СССР вопрос о дальнейшем совершенствовании организации управления промыш­ ленностью и строительством имеет важное значение в деле успеш­ ного решения задач коммунисти­ ческого строительства. Всенародное обсуждение итого вопроса, предшествовавшее сессии Верховного Совета СССР, и рас­ смотрение .его на самой сессии показали, что разработанные Цен­ тральным Комитетом КПСС и Со­ ветом Министров СССР мероприя­ тия встретили единодушную под­ держку и одобрение всех народов Советского Союза. Эти мероприя­ тия полностью соответствуют за­ дачам развития народного хозяй­ ства СССР на современном этапе, интересам дальнейшего укрепле­ ния экономического могущества страны и неуклонного подъема благосостояния советского народа. В результате последовательно­ го проведения в жизнь ленинской генеральной линии на преимуще­ ственное развитие тяжелой инду­ стрии, как основы основ всей со­ ветской экономики, народыСовет­ ского Союза под руководствомКом­ мунистической партии за годыСо­ ветской власти навсегда покончи­ ли!' вековой экономической и культурной отсталостью нашей страны, создали могучую социали­ стическую индустрию, крупное механизированное сельское хозяй­ ство, добились расцвета науки и техники, огромного экономиче- I кого и культурного подъема всех наций и народностей СССР. Советский Союз обогнал в эконо­ мическом развитии многие капи­ талистические страны и по уров­ ню промышленного производства вышел па второе место в мире. По сравнению с дореволюционным периодом объем промышленной продукции возрос к 1957 году более чем в 30 раз, а в области машиностроения и металлообра­ ботки в 180 раз, производство электроэнергии возросло почти в 100 раз. Благодаря быстрому раз­ витию тяжелой индустрии осна­ щены современной техникой мно­ гие отрасли народного хозяйства, что о огромной мере облегчает труд миллионов советских людей и повышает его производитель­ ность. За последние годы достиг­ нуты крупные успехи в развитии социалистического сельского хо­ зяйства- значительно расширены посевные площади за счет 1 освое­ ния целинных и залежных земель, резко увеличился сбор зерновых и других сельскохозяйственных культур, возросло производство продуктов животноводства. На основе успехов в развитии народ­ ного хозяйства в нашей стране неуклонно повышается жизненный уровень трудящихся. Выдающиеся успехи в области развития социалистической эко­ номики нашей страны являются самым убедительным подтвержде­ нием правильности политики, проводимой Коммунистической партией и Советским Правитель­ ством, свидетельством великои жизненной силы ленинских прин­ ципов социалистического хозяй­ ствования —ведения всего народ­ ного хозяйства поединому госу­ дарственному плану и централи­ зованного руководства хозяйст­ венным строительством при мак­ симальном развитии творческой инициативы масс, широком уча­ стии их в управлении производ­ ством. Вместе с тем бурный рост на­ родного хозяйства, создание мощ­ ной социалистической индустрии и небывалый размах промышлен­ ного строительства в союзных и автономных республиках, краях и многих областях, наличие Йа мес­ тах многочисленных кадров высо­ коквалифицированных специали­ стов и ученых все настойчивее ставят вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования организационных форм управле­ ния промышленностью и строи­ тельством с тем, чтобы прибли­ зить руководство к производству - к предприятиям и стройкам, сделать его более конкретным и оперативным. В настоящее время, когда в нашей стране имеется более 200 тысяч промышленных предприя­ тий и 100 тысяч строек, нельзя конкретно и оперативно управ - 1 лять производством из нескольких общесоюзных отраслевых мини­ стерств и ведомств. Назрела необ­ ходимость еще более расширить права союзных республик в об­ ласти хозяйственного строитель­ ства, перенести центр тялсести оперативного руководства пред­ приятиями и стройками на места, в экономические административ­ ные районы. Интересы развития экономики СССР требуют дальнейшего совер­ шенствования организационных форм управления промышленно­ стью и строительством, создания более гибких методов управления народным хозяйством, дающих еще больший простор развитию про­ изводительных сил страны. В этих целях необходимо осу­ ществить переход от управления промышленностью и строитель­ ством через отраслевые министер­ ства и ведомства, которые сыгра­ ли своюположительную роль в I хозяйственном строительстве, к новым формам руководства про­ мышленными предприятиями и стройками по территориальному принципу, сохраняя их специали­ зацию но отраслям, на основе сло­ жившихся экономических рай­ онов. Переход к новым формам управления промышленностью и строительством даст возможность улучшить руководство хозяйст­ венным строительством, устранив многочисленные ведомственные барьеры, мешающие дальнейшему развитию специализации, коопе­ рирования в промышленности, наиболее полному использованию имеющихся резервов. Основной организационной формой управле­ ния промышленностью и строи­ тельством должны являться Сове­ ты народного хозяйства, образуе­ мые по экономическим админи­ стративным районам. Проведение этих мер означает новый этап в осуществлении ле­ нинского принципа демократиче­ ского централизма в руководстве хозяйственным строительством, в дальнейшем укреплении планово­ го начала в масштабах всей стра­ ны, дает возможность правильно сочетать централизованное госу­ дарственное руководство хозяйст­ вом с развертыванием инициативы республиканских и местных орга­ нов, с повышением их прав и от­ ветственности, с еще более актив­ ным участием широких трудя­ щихся масс в управлении произ­ водством. Это обеспечит неуклон­ ный рост материального производ­ ства, успешное осуществление технического прогресса, наиболее полное использование резервов в народном хозяйстве, повышение производительности обществен­ ного труда, укрепление экономи­ ческого могущества страны, подъем благосостояния советско­ го народа. Верховный Совет Союза Совет­ ских Социалистических Респуб­ лик поставновляет: Статья 1. Одобрить разработан­ ные Центральным Комитетом Ком­ мунистической партии Советского Союза и Советом Министров Союза ССР и получившие единодушную поддержку в ходе всенародного обсуждения мероприятия по со­ вершенствованию организации уп­ равления промышленностью и строительством, имеющие целью обеспечить неуклонный подъем народного хозяйства страны, даль­ нейшее расширение прав союзных республик в хозяйственном стро­ ительстве, приближение руковод­ ства к производству, еще более широкое участие масс трудящих­ ся в управлении производством, всемерное развитие их творческой инициативы в коммунистическом строительстве. Статья 2. Установить, что уп­ равление промышленностью и строительством должно осущест­ вляться по территориальному принципу на основе экономиче­ ских административных районов. Экономические административ­ ные районы образуются Верхов­ ными Советами союзных респуб­ лик. Статья 3. Для управления про­ мышленностью и строительством в каждом экономическом админи­ стративном районе образуется Со­ вет народного хозяйства. Статья 4. Совет народного хо­ зяйства экономического админи­ стративного района образуется Советом Министров союзной рес­ публики в составе: председателя Совета народного хозяйства, за­ местителей председателя и членов Совета народного хозяйства. Установить, что председатели Советов народного хозяйства по представлению председателя Со­ вета Министров союзной респуб­ лики Верховному Совету союзной республики могут назначаться министрами и входить в состав Совета Министров союзной рес­ публики. Статья 5. Совет народного хо­ зяйства экономического админи­ стративного района во всей сво­ ей деятельности подчиняется не­ посредственно Совету Министров союзной республики. Совет Министров СССР осу­ ществляет руководство Советами народного хозяйства через Советы Министров союзных республик, Статья 6. При Совете народного хозяйства экономического админи­ стративного района на правах со­ вещательного органа действует Технико-экономический совет. Статья 7. Структура Совета на­ родного хозяйства экономического административного района утвер­ ждается Советом Министров союз­ ной республики. Статья 8. Совет народного хо­ зяйства экономического админист­ ративного района в пределах сво­ ей компетенции издает постанов­ ления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и союзных республик, а также по­ становлений и распоряжений Со­ вета Министров СССР и Совета Министров союзной республики. Постановления и распоряжения Совета народного хозяйства мо­ гут быть отменены Советом Ми­ нистров союзной республики. Совет Министров СССР имеет право приостанавливать постанов­ ления и распоряжения Совета на­ родного хозяйства. Статья 9. B' связи с перестрой­ кой управления промышленно­ стью и строительством упразд­ нить следующие общесоюзные ми­ нистерства СССР: Автомобильной промышленно­ сти; Машиностроения; Приборостроения и средств ав­ томатизации; Станкостроительной и инстру­ ментальной промышленности; Строительного и дорожного ма­ шиностроения; Строительства предприятий нефтяной промышленности;" ' Тракторного и сельскохозяй­ ственного машиностроения; Транспортного машиностроения; Тяжелого машиностроения; Электротехнической промыш­ ленности. Статья 10. Объединить Мини­ стерство электростанций СССР и Министерство строительства элек­ тростанций СССР в общесоюзное Министерство электростанций СССР. Объединить Министерство обо­ ронной промышленности СССР и Министерство общего машиностро­ ения СССР в общесоюзное Мини­ стерство оборонной промышленно­ сти СССР. Статья 11 . Упразднить следу­ ющие союзно-республиканские министерства СССР: Бумажной и деревообрабатыва­ ющей промышленности; Городского и сельского строи­ тельства; Легкой промышленности; Лесной промышленности. Нефтяной промышленности; Промышленности мясных и мо­ лочных продуктов; Промышленности продовольст­ венных товаров; Промышленности строительных материалов; Рыбной промышленности; Строительства; Строительства предприятий ме­ таллургической и химической про­ мышленности; Строительства предприятий угольной промышленности; Угольной промышленности; Цветной металлургии; Черной металлургии, В связи с этим признать необ­ ходимым упразнить соответству­ ющие союзно-республиканские министерства союзных республик. Статья 12. Предприятия иор­ ганизации, находящиеся в веде^- нии упраздняемых министерств, передать в непосредственное под­ чинение соответствующих Советов народного хозяйства экономиче­ ских административных районов. Статья 13. Передать в непо­ средственное подчинение соответ­ ствующих Советов народного хо­ зяйства экономических админист­ ративных районов по списку, ут­ вержденному Советом Министров СССР, предприятия и организа­ ции, находящиеся в ведении об­ щесоюзных министерств: авиа­ ционной промышленности, обо­ ронной промышленности, радио­ технической промышленности, судостроительной промышлен­ ности, химической промышлен­ ности и электростанций. Определить за указанными в настоящей статье министерствами СССР функции планирования со­ ответствующих отраслей промы­ шленности и обеспечение высоко­ го технического уровня в разви­ тии производства. Установить, что эти функции осуществляются ми­ нистерствами через Советы народ­ ного хозяйства экономических административных районов. Статья 14. Передать в непо­ средственное подчинение соответ­ ствующих Советов народного хо­ зяйства предприятия, находящие­ ся в ведении непромышленных министерств СССР, по списку, утвержденному Советом Минист­ ров СССР. Статья 15. Поручить Совету Министров СССР в соответствии с настоящим Законом установить порядок и сроки передачи в ве­ дение Советов народного хозяй­ ства экономических администра­ тивных районов предприятий и организаций, а также оборудова­ ния, сырья и других ценностей, находящихся в ведении упраздня­ емых министерств. Статья 16. Поручить Совету Министров СССР и Советам Ми­ нистров союзных республик в кратчайшие сроки обеспечить устройство на работу высвобожда­ емых из аппаратов министерств и ведомств работников, проявив при этом необходимые внимание и заботу. Статья 17. Поручить Советам Министров союзных республик внести на рассмотрение Верхов­ ных Советов союзных республик предложения об упразднении рес­ публиканских хозяйственных ми­ нистерств и о передаче находя­ щихся в их подчинении предприя­ тий и организаций в ведение Со­ ветов народного хозяйства эконо­ мических административных рай- онов или местных Советов депута­ тов трудящихся. Статья 1&. Преобразовать Госу­ дарственную комиссию Совета Ми­ нистров СССР по перспективному планированию народного хозяй­ ства в Государственный плано­ вый комитет Совета Министров СССР (Госплан СССР). Установить, что Госплан СССР должен являться научным плано­ во-экономическим органом народ­ ного хозяйства страны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz