Кандалакшский коммунист. 1953, июнь.

4 КАНДАЛАКШСКИЙ КОММУНИСТ 5 июня 1953 года> № 67 (3469) Па еипмко: В седьмом классе вечерней школы ческого Шулаев; іавода. Проводит занятия преподаватель механн- хнмиц Л. П. ОБНИЩАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ В ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ Растет достойная смена В эта дни у здания управления рано утром соби­ раются группы рабочих. У всех необычный для будничного дня. праздничный вид. Это -уча­ щиеся вечерней школы рабочей молодежи механического завода. В течение учебного года они упорно и настойчиво овладева­ ли знаниями основ наук за партами школы. Да и не толь­ ко за партами. Производствен­ ники-учащиеся вечерней шко­ лы читали кнпгп, смотрели кино и спектакли. Все это рас­ ширили их кругозор, обогатило жизненным опытом, знаниями. ... Седьмой класс. Когда вхо­ дишь сюда, в глаза бросается большой лозунг: «Сдадим экза­ мены на «4» и «5*!,- Из окон класса видны корпуса цехов, в которых работают учащиеся школы. Позавчера у семиклас­ сников шли экзамены но исто­ рии. Это был уже не первый экзамен. Но и на этот раз онн волновались: как препода­ ватели оцепят их знания. С к л о н и в ш и с ь над листками бумаги, рабочие и служащие делают наброски конспектов по истории. Еще недавно они сто­ яли у станков, склонялись над калькой чертежей, а вот сей­ час им предстоит рассказать о жизни народов и об экономике государств средних веков. II не кажется странным в на­ ши дни. что рядовой рабочий становится все более грамот­ ным и культурным человеком. Знания прошлого помогают тру­ женикам сопоставлять былое с настоящим; еще ярче они осоз­ нают величие н значение за­ воеваний Октября, с новой си­ лой загораются желанием ра­ ботать плодотворнее на благо Родины, до конца довести дело Ленина—Сталина. Средп экзаменующихся ста­ хановцы завода—мастер Попов, слесарь Обухов и другие. Спо­ собный ученик Виктор Попов пользуется заслуженным авто­ ритетом у старых производ­ ственников. Он перевыполняет нормы выработки в два-трп раза. За самоотверженный,твор­ ческий труд Попова его имя занесено в заводскую книгу Почета. Славится умением отлично работать слесарь Роман Обухов. Этот комсомолец успешно сов­ мещает труд на производстве с общественной работой и учебой. Несколько позже к столу эк- ПН—00228 заводо-! заменационногі комиссии подо­ шел электрик цеха № 5 Иван Дьячков. Ему предстояло отве­ тить по оплету № 22. Иван Дьячков не делал никаких за­ писей к ответу — слишком све­ жо было в памяти пройденное за год. Его ответ был также высоко оценен экзаменацион­ ной комиссией. 13 человек сда­ вавших позавчера экзамены по истории (в первую смену) полу­ чили оценку «5». Также проч­ ные знания показали и экза­ менующиеся во вторую смену. В глубоком .знании програм­ много материала учащимися несомненно есть немалая за­ слуга преподавательницы исто­ рии Александры Антоновны Степановой, всегда помогавшей юношам и девушкам овладе­ вать знаниями. Сейчас напряженные дни не только у семиклассников вечер­ ней школы — сдают экзамены и ученики других классов. Всего в этом году в вечерней школе училось 106 человек. Здесь и умудренные опытом пожилые рабочие, и юноши и девушки, недавно, окончившие школу ФЗУ. У пятиклассников успешно сдали экзамены кино­ механик Васильева, кранов­ щица Лягкомина, токарь Ма­ монт, мастер Грищенко и другие. Школа при заводе организо­ вана всего лишь в прошлом году. Поэтому учащиеся встре­ тились с большими трудностя­ ми. Но это не сломило их во­ ли к достижению намеченной цели. Они сами изготовляли наглядные пособия, помогали оборудовать классные комнаты. В этом году число желающих учиться в вечерней школе воз­ растает. ... Из седьмого класса один за другим выходят рабочие, служащие, глубоко вдыхают свежий воздух весны, поры цвета и радости, поры для них вдвойне счастливой — они окан­ чивают семилетнюю школу.Уча­ щиеся не торопятся уходить с завода, горячо обсуждают эк­ замен, обмениваются мнениями. II глядя па их оживленные, радостные лица, один из вете­ ранов завода, наблюдавший за молодыми раоочимн, заметил своему товарищу: —Хорошая смена растет, Иоликарпыч. —Достойная смена идет,— подтвердил тот. Б. АЛЕКСАНДРОВ. Западногерманская газета «Альцейер Центуиг в опубли­ кованном письме своего чита­ теля пишет: «...B воскресенье .я сидел на трибунах стадио­ на is Людвигсгафсне. Сквозь шум и рокот толпы доносил­ ся голос, выкрикивающий: -Ко­ ка-кола! Кока-кола!'. Іремя рядами ниже меня я увидел мо­ лодого человека, несущего ящик с этим напитком. Вскоре я узнал и продавца. Это был учитель моего сына». Доведенный до нищеты, учи­ тель после окончания занятии в школе ищет приработка на сто­ роне: нанимается ночным сторо­ жем, официантом, чернорабочим или продает «кока-кола". Что же является причиной такого бедственного положения учите­ лей? Достаточно взглянуть на боннский бюджет, чтобы отве­ тить на этот вопрос: 1)8 процен­ тов бюджета расходует адена- уэровекое правительство на во­ енные цели. Миллиарды марок широким потоком идут на реми­ литаризацию п подготовку новой войны. Как грибы после дождя, вырастают новые казармы, аэро­ дромы, учебные плацы и полиго­ ны. Народное же образование — одна из тех областей мирного строительства, где боннские ми­ литаристы проводят из года в год жесточайшую экономию средств. К чему ведет такая политика, красноречиво свидетельствует демократическая газета «Фрейес фольк», сообщая, что, например, в городе Альфельде к началу но­ вого учебного года можно при­ нять в школу лишь половину детей, подавших заявления. Ос­ тальным будет отказано из-за недостатка школьных помеще­ ний. Аналогичные факты имеют ме­ сто и в других городах Западной Германии. Так. в Нижней Саксо­ нии недостает 8 тысяч школь­ ных помещений. Іолько в одном городе Дуйсбурге, чтобы охватить обучением всех детей школьного возраста, необходимо построить 34 новые, школы. Но средства, отпускаемые на школьное строи­ тельство, настолько незначитель­ ны, что, как констатирует газета «Бейерише фольксахо», при на­ стоящих темпах строительства дефицит в школьных зданиях мо;кет быть ликвидирован только через 15 лет. Примером того, как западно­ германские власти экономят на школьном строительстве, может служить история постройки по­ вой школы в одном из кварталов г. Кобленца. Еще в 1!Г51 году городские власти признали необ­ ходимым построить здесь школу. На это было предусмотрено из­ расходовать 70 тысяч марок. Прошло более года, а строитель­ ство школы не начиналось. Толь­ ко под давлением населения вла­ сти .были вынуждены присту­ пить к строительству. Однако вместо необходимых 70 тысяч марок на постройку школы было выделено всего 10 тысяч. В ре­ зультате вместо новой школы де­ ти жителей города получили обо­ рудованный под школу барак. Строятся, правда, в Западной Германии и хорошие школы, школы-дворцы. Но эти прекрас­ ные учебные заведения предназ­ начаются не для детей немцев, а для детей служащих американ­ ских. оккупационных войск. Наличный штат педагогиче­ ского персонала не в состоянии охватить всех детей школьного возраста. Все более частыми становятся случаи сокращения учебных программ в школах, чтобы таким образом восполнить недостаток в учительских кад­ рах. Такое сокращение уже про­ ведено в большинстве школ Ба­ варии. В ближайшее время пред­ полагается на треть сократить Перед парламентскими выборами в Италии Итальянские демократиче­ ские газеты сообщают, что ру­ ководящие деятели коммуни­ стической и социалистической партий выступили во многих городах Италии на многолюд­ ных предвыборных митингах. Генеральный секретарь ком­ партии Пальмиро Тольятти, выступив на митинге в Турине, полемизировал с премьер-мини­ стром де Гаспери, который про­ изнес речь на несколько часов раньше в Витторио-Венето. Ка­ саясь заявления де Гасиери о том, что итальянское прави­ тельство является антикомму­ нистическим, Тольятти сказан: «Почему, собственно, Италия должна иметь антикоммунисти­ ческое правительство? Комму­ нисты были в первых рядах борьбы против фашизма и на­ цизма и внесли наибольший вклад в создание демократиче­ ской конституции...Антикомму­ нистическая политика прави­ тельства привела к серьезным для Италии последствиям. Пи один из крупных вопросов, в разрешении которых заинтере­ сована страна, не был разре­ шен в соответствии с интере­ сами Италии после устранения из правительства представите­ лей партии трудящихся. Де Гаспери приобщает нашу стра­ ну к политике, которая тол­ кает нас на путь агрессии про­ тив стран, не подчиненных бо­ лее империализму. Поэтому мы не можем проводить националь­ ную внешнюю политику, если не ликвидируем злобной, анти­ советской политики де Гаспери». Перейдя затем к вопросам из­ бирательной борьбы, Тольятти призвал всех граждан активно бороться протпв интриг и за ­ пугивания. Он призвал членов социал-демократической партии примкнуть к социалистической и коммунистической партиям для создания единого прогрес­ сивного фронта. «Мы начерта­ ли на нашем знамени великий лозунг социализма,— заявил в заключение Тольятти. — и во имя социализма мы призываем голосовать за нас; своим го­ лосованием способствовать то- чтобы Италия сделала ному вый шаг вперед свободе, миру и преобразованиям, социализму». по пути к социальным по пути к учеонуп программу в школах го­ рода Ганновера. О том, какие ме­ ры принимают боннские прави­ тели для устранения столь ката­ строфического положения, можно судить на примере земли Рейн- ланд—Пфальц. По мнению мест­ ных властей, пустующие места учителей в школах могут запол­ нить... офицеры и унтер-офице­ ры полиции. Факты, однако, свидетельству­ ют о том, что учителя Западной Германии нашли другой путь. По всей стране ширится борьба учи­ телей за лучшие условия жизни, за коренное увеличение заработ­ ной платы. 15 марта в Дюссельдорфе со­ стоялся большой митинг протеста против невыносимых условий жизни учителей. Для участия в митинге из различных городов и сел съехалось более 1 0 тысяч учителей. Участники митинга решительно заявили, что их тер­ пение истощилось и они готовы всеми средствами бороться за свои требования. Под гром апло­ дисментов собравшихся высту­ пивший на митинге первый председатель профсоюза учителей и деятелей науки земли Север­ ный Рейн — Вестфалия Фоль- ман заявил: «Время переговоров прошло. Терпению учителей при­ шел конец. Теперь надо не вести переговоры, а действовать. Речь идет о самом существокянии учи­ тельства. Коллеги, будьте готовы к борьбе!». В широких кругах учителей Западной Германии все более зре­ ет сознание, что их бедствия — результат политики аденауэров- ской клики, что тяжелая судьба учителя и школы на западе Гер­ мании может быть изменена лишь путем борьбы против осу­ ществления агрессивных бон­ нского и парижского договоров, за мир и единство Германии. В. Х0Р0Х0Р&ИН. ПОПРАВКА В номере GG от 3 шоня 1953 года в информации «Соревно­ вания велосипедистов» по вине работника редакции тов. Ма- рпнченко допущена ощибка. Второй абзац следует читать: «Первенство в соревновании завоевал ученик 9 класса 27-й средней школы Голиков, второе место занял ученик 8 класса 1 -й средней школы Блатун, третье - ученик школы ФЗУ Акулов». Зам. редактора В. Ф. БЫСТРОВ. В КЛУБАХ ГОРОДА Клуб имени X лет Октября 5 июня — кино « К о н с т а н ­ тин Заслонов», начало сеан­ сов г. 2 0 , 2 2 часа. 6 июня — Конц ер т а р т и ­ стов Псковской филармонии, начало в 2 1 час. Клуб имени С. М. Кирова 5 июня кино — «Небесный т и хоход» , начало в 2 2 часа. G нюня—кино «Во звр аще ­ ние Василия Бортникова», начало сеансов в 1 8 , 2 0 , 2 2 . Адрес редакции: г. Кандалакша, Первомайская 41 тел. 16 и 77 Изд. „Кандалакшский коммунист“тел. 21. Тираж 2500 Зак. 1137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz