Кандалакшский коммунист. 1953, июль.

8 ин)ля 1953 года. Лі 81 (3483) КАНДАЛАКШСКИЙ КОММУНИСТ 3 Краснодарский край Кубанская ирригационная система-одна из крупнейших в Советском Союзе. Она обеспечивает водой рисовые плантации одиннадцати колхозов и трех крупных совхозов. Водами Кубани орошается свыше 1(і тысяч гектаров земель. На снимке: общий вид головного сооружения системы со сто­ роны магистрального канала. Фото К. Шулепова. _______ Прессклшне I АСС Правление, которое не руководит колхозом ( каждым днем приолижается горячая пора сенокошения. Как будет подготовлено хозяйств:) - к проведению накопления кормов, будет' зависеть обеспечение об­ ществен]!.іго скота сытой зимов­ кой. Правление колхоза имени ('талина вопросом подготовки и проведения косьбы трав, заготов­ ки веточного корма, силосования еще не занимается. А получи­ лось это потому, что председа­ тель правления тов. Яковлева самоустранилась от руководства колхозом и уехала без разреше­ ния в л иуі \ .<1 Заместитель председателя И.А. Лопннцев тоже не хочет зани­ маться вопросами подготовки к сенокошению и силосованию. Он считает, что его дело заниматься только рыбной ловлей. В результате в колхозе имени Сталина никакой подготовки к накоплении) кормов не проводит­ ся. Как будет накошено 40 тонн сена, заложено 45 тонн силоса, 5 тонн веточного корма, 30 тони ягеля, 30 тонн водорослей, дш- 1кого не беспокоит, хотя'этот 1колхоз находится рядом с управ­ лением сельского хозяйства it за­ готовок Кандалакшского райис­ полкома. Кажется, настало время, когда этим вопросом нужно заняться \ вплотную. Готовятся к сеноуборке Немногим лучше, по сравне­ нию с друмши колхозами райо­ на, обстоит^ с подготовкой к сенокошению в колхозе «Моряк» (председатель правления А. Д. Боровиков). Здесь создана бригада косцов из 7 человек, бригадиром выде­ лена В. Заборщнкова. Правление колхоза побеспокоилось и о се­ ноуборочном инвентаре. Имеется 10 кос, 15 брусков, изготовлено 15 граблей. Но этого инвентаря недостаточно. Колхоз дал заявку на дополнительное приобретение инвентаря. Нет сомнения, что эта артель своевременно и во всеоружии сумеет начать косьбу естествен­ ных трав. П. ПОКОРИН. В Кандалакшском заповеднике Коллектив научных сотрудни­ ков Кандалакшского заповедника поставил перед собой задачу пе­ реселить на свои острова промы­ словую утку— гоголь. На терри­ тории заповедника эта птица не гнездится. Она обитает в более, южных районах, бывает здесь только при перелетах. Чтобы добиться гнездовья го­ голя на островах заповедника, научные сотрудники в этим году сделали первые опыты но вы­ водке этой птицы на месте. Из Дарвинского Государственного заповедника были привезены не­ сколько десятков яиц гоголя и заложены в гагачьи гнезда. На­ диях в них появились первые птенцы гоголя. Обычно выводки этой птицы живут в пресных водоемах, а здесь они находятся на море. Наблюдение за поведе­ нием гаги-наседки и развитием птенцов гоголя в новых услови­ ях ведет студент Ленинградско­ го государственного университе­ та т. Бианкн, который находит­ ся в Кандалакшском заповедни­ ке на практике. КурсЬі усовершенствования учителей Недавно в Кандалакше закон­ чили работу курсы усовершен­ ствования учителей. В течение месяца около 50 учителей школ города Кандалакши, Кандалакш­ ского и Терского районов рабо­ тали над повышением своих зна­ ний. Учебная программа была составлена с таким расчетом, чтобы оказать учителям макси­ мальную помощь в выполнении решений XIX съезда партии по .^усилению учебно-воспитатель­ н о й работы в школах. Для преподавания на курсах были привлечены лучшие педа­ гогические силы школ города. Слушатели курсов провели ряд экскурсий на промышленные предприятия, стройки, посетили совхоз, делали биологические опыты, выполняли практические работы на пришкольном участке. Работой курсов усовершенст­ вования учителей руководила за­ ведующая методическим кабине­ том, заслуженная учительница школ РСФСР тов. .1. В. Звозско- ва. Н. НИКОЛАЕВА. Становление и рост г)го было вскоре после войны. В кабинет директора школы фабрично-заводского ученичест­ ва механического завода вошел невысокий юноша Владимир Пав­ лов. В руках он дерѵкал заявле­ ние. — Я хочу быть токарем, — сказал он. — Токарем?! — как бы пс расслышав, переспросил дирек­ тор.— А учиться дальше не хо­ чешь? — Видите ли, — запинаясь, начал Владимир, — я хочу ра­ ботать и учиться. Через несколько дней после этого разговора Владимир Пав­ лов уже сидел за партой школы ФЗУ, а два года спустя он при­ шел и первый цех механического завода токарем 4-го разряда. С первых дней Владимиру бы­ ло несколько неловко за себя, за свои'практические знания, кото­ рых было недостаточно. Иногда он допускал брак и, когда ма­ стер Орлов делал ему замечания, болезненно переносил их. По характеру своему это был вспыльчивый юноша. В цехе Владимир дерзил старшим, опаз­ дывал на работу, уходил раньше времени домой, простаивал, не выполнял норм выработки. Комсомольцы несколько раз упрекали его в лодырничестве, с ты д и л и . Но это только раздра­ жало Владимира, и он с каждым днем все глубже уходил в себя, замыкался. После неоднократных предупреждений Павлову был объя.влен выговор. Но и это не помогло. Владимир Цодал заявле­ ние. об увольнении. Прочитав его, начальник цеха Михеев по­ звал к себе мастера и комсорга. — Как вы смотрите?— испы- тывающе спросил Михеев, пода­ вая заявление Павлова. — А я так думаю, — после короткого раздумья начал мастер Орлов,— стыдно нам будет, Все­ волод Павлович, что такого юн­ ца воспитать не можем. Опозо­ рим не только себя, весь цех. Сколько воспитанников нашего коллектива стали передовиками? Много! Да ведь и мы с вами здесь выросли. Надо поближе присмотреться к парню, а потом решать. — Это верно, — согласился Михеев. Через несколько дней в цех как бы по делам пришел дирек­ тор школы ФЗУ. Он подошел к Павлову в тот момент, когда Владимир, присев на подставку, курил. — ^а гы что-то невесел, Вла­ димир. — Наверное, что-пибудь с учебой не ладится? — как бы ничего не зная, спросил дирек­ тор. — Заходи ко мне, помогу. Владимир молчал. — А может я ошибся, ты не учишься? Если так, то плохо, друг, очень плохо. А я думал, что ты, комсомолец, не бросаешь слов на ветер. Помнишь наш первый разговор в школе? ...Последний вопрос директора воскресил в памяти день приема его в школу. Владимир вспомнил свои слова: я хочу работать и учиться. — А что сделал я, чего достиг после окончания ФЗУ? — спра­ шивал себя Павлов. Впрочем, этот вопрос, и рань­ ше волновал его. Но сейчас Владимиру стало почему-то особенно больно за св­ оя, за свое зазнайство, лень. Стыд, обида, задетое самолюбие — все разом нахлынуло. Влади­ мир приподнялся н пошел к вы­ ходу. — Павлов! — окликнул на­ блюдавший за токарем мастер. Владимир обернулся. — Вот, я тебе хочу поручить сделать нарезку штока. — Нарезку штока?! Да ведь здесь сложная резьба. — Павлов знал, что это работа пятого раз­ ряда; он же имел четвертый. — Вот именно, — как бы не замечая волнения юноши, спо­ койно сказал мастер. — Думаю справишься. Знаний у тебя хва­ тит, а если что нужно будет — помогу. Владимир сразу же позабыл о только что происшедшем,, взял деталь н подошел к станку. На­ ладив его, оіг пустил мотор. II вот, пожалуй, за все время он впервые ощутил радость работы, радость, не передающуюся слова­ ми, но ощущаемую всем суще­ ством. С волнением нес Владимир после смены детали к мастеру ОТК. Проверив их, мастер сухо сказал: «Из пяти ты две запо­ рол. Придется платить». Деловой голос мастера ОТК по­ казался на этот раз Владимиру насмешливым, ехидным, о с ко р б ­ ляющим. Он круто повернулся н вышел нз конторки. — Ну, как поработал, Павлов, — остановил его в цехе Орлов. — Не получилось, — насупив­ шись, ответил Владимир. — Пойдем к начальнику цеха. Но па этот раз Всеволод Пав­ лович попросил Павлова при­ сесть поближе и повел теплый, задушевный разговор. Михеев го­ ворил, как у него самого прохо­ дило производственное становле­ ние. Были промахи и неудачи. В этот вечер долго длился разговор в кабинете начальника первого цеха. От Михеева Влади­ мир Павлов вышел смущенным, но ободренным мыслью о том, что еще не все пропало, что коллектив цеха, каждый член его совсем Не плохо относились к нему, наоборот, каждый стре­ мился помочь, а если и крити­ ковали, то правильно. Однажды Владимиру Павлову поручили обработать сложную деталь. Теоретически он знал технологический процесс обра­ ботки. Но как выполнить зада­ ние быстрее, с чего начать, в этом он затруднялся. Тогда, взяв чертеж, Владимир Павлов подо­ шел к опытному токарю ІНелгу- нову и попросил помочь. Тот подробно рассказал Владимиру, как лучше обработать деталь. С этого дня началась дружба ста­ рого производственника с моло­ дым токарем. Павлов часто при­ бегал к советам стахановца. Большую помощь ему оказал ма­ стер Орлов. II вот настал день, когда Павлов не только выпол­ нил, но и перевыполнил произ­ водственное задание. О его ус­ пехе заговорили в цехе. Это на­ ложило еще большую ответст­ венность па Павлова. Павлов стал после этого более тщательно готовить инструмен­ ты, уплотнил рабочий день. В первую очередь он стал следить за правильностью выборки мар­ ки твердого сплава для проведе­ ния тон или иной работы, стал учитывать ее прочность, то есть допускаемую нагрузку на режу­ щее лезвие. При обработке іета- лей его станок стал работать на максимальных оборотах. Изучив опыт работы в цехе, он уяснил, что машинное время на токарпых и фрезерных стай­ ках не превышает в среднем 50 процентов от времени, которое приходится затратить на изго­ товление деталей. Предположим, токарь тратил на обточку детали 4 минуты и иа вспомогательные операции тоже. 4 минуты, то есть 50 про­ центов от всего необходимого на изготовление изделия. Применив новейшие методы, Павлов сумел обтачивать изделия «а две мину­ ты п получилось, что только 20 процентов рабочего времени идет на обточку, a SO расходуется на вспомогательные операции. Ко­ нечно, это не удовлетворило Вла­ димира Павлова, он не захотел мириться с тем, что его мощный станок простаивает больше поло­ вины смены. II Владимир стал заботиться in' только о сокраще­ нии машинного времени. Увели­ чив рея,-им резания, он одновре­ менно упорно борется за сокра­ щение вспомогательного времени. Но этого мало Павлову. Он по­ ставил перед руководством цеха вопрос об улучшении планирова­ ния. Он требует своевременной доставки заготовок, чтобы зара­ нее давались наряды на следую­ щий вид работы. В результате упорной борьбы за сокращение, вспомогательного времени Владимир Павлов повы­ сил производительность труда бо­ лее, чем на 20 процентов. Сей­ час молодой токарь перевыпол­ няет нормы в среднем в два ра­ за. Он работает уже в счет 1956 года. За самоотверженный труд н активную общественную деятель­ ность Павлов награжден Почет­ ной грамотой обкома ВЛКСМ. Недавно его, как лучшего про­ изводственника, администрация 'механического завода послала в стахановскую школу на Средне- Волжский стаи костропте.тьн ый завод для изучения метода сило­ вой обработки деталей по приме­ ру Колесова. Обогащенный новыми знания­ ми, Владимир Павлов вернулся на завод и сейчас передаст приобре­ тенный опыт товарищам. На со­ стоявшейся технической конфе­ ренции Павлов сделал доклад о силовом резании. После этого на заводе были изготовлены резцы новой геометрии. Памятуя о том, что уверенно идти вперед можно лишь с по­ мощью неустанной учебы, Вла­ димир читает много технической литературы, а также, художест­ венных произведений. В этом го­ ду Павлов решил продолжать со­ вершенствовать свой общеобразо­ вательный уровень в вечерней школе рабочей молодежи. Если взглянуть на прошлое Павлова и сопоставить его с на­ стоящим, то мы увидим рази­ тельный контраст. Из неопытно­ го, нерадивого рабочего вырос технически грамотный человек, примерного поведения на произ­ водстве. Все это пришло не сра­ зу. Становлению на правильный путь помогли Владимиру Павло­ ву старшие товарищи, весь кол­ лектив первого цеха, коллектив дружный и энергичный. А. БРЫСОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz