Кандалакшский коммунист. 1953, август.
КАНДАЛАКШСКИЙ КОММУНИСТ 2 § а в г у с т а 1 9 S 3 г о д а , 103 (3505 ) ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ НА НИВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ Александра Смирнова только что приехала из педагогического училища, а туда она шпала со школьной скамьи. Это была мо лодая, неопытная учительница. На уроках ей было легче, когда ребята отвечали у доски, и она подолгу опрашивала учеников. В результате получалось так, что после ее объяснения не ос тавалось времени дать задание на дом и это приходилось делать после звонка. И уяс, конечно, не хватало времени, чтобы помочь ученикам здесь, на уроке, закре пить самое главное из того, что они узнали нового. Иногда быва ли случаи, когда многие ученики не успевали записывать задание на дом. Все это отрицательно сказывалось на успеваемость. Александра Смирнова уходила из школы неудовлетворенная со бой. Но что делать? — задавала она себе вопрос. Его же она повторила, когда опытная учительница-методист Любовь Васильевна Звозскова, посетившая ее урок, дала ему неудовлетворительную оценку. — Это сделать и просто и трудно. Прежде всего держитесь правила — готовьтесь как можно лучше к уроку, сделайте его ин тересным для ребят, — посове товала Звозскова, — и обяза тельно тут же, на уроке, помо гите ученикам закрепить все ос новное из того, что они узнали. Любовь Васильевна рассказала также молодой учительнице, как лучше строить урок, как соче тать повторение пройденного с новым материалом. Любовь Васильевна продолжала посещать уроки Александры Смирновой. Каждый раз она на ходила все новые и новые недо статки в методике преподавания, каждый раз давала советы как устранить их, приносила Алек сандре дополнительную литерату ру- Шли дни, они не оставались бесследными ни для опытного ме тодиста, ни для молодой учитель ницы, ни для учеников. Алек сандра Смирнова научила ребят слушать ответ товарища и когда он замолкал, она, обращаясь к классу, спрашивала: «Кто доба вит?». И с каждой неделей после этого вопроса рук поднималось все больше и больше. Научилась Александра Николаевна коротко и точно выражать свои мысли, на училась правильно вести опрос. К концу учебного года класс Смирновой из отстающих, каким он был в начале года, стал хо рошим, успевающим классом. Радовалась этому не только молодая учительница, радовалась и Любовь Васильевна Звозскова. В этом была и доля ее труда. Примеров воспитания молодых учителей, примеров передачи опыта много. Разве все переска жешь. Были здесь и материнские напутствия молодым учителям о том, как вести себя в быту, бы ли разговоры и об успеваемости и просто о жизни. Посещая у р ки преподавателей, эта добрая женщина, когда нужно, умеет быть строгой и требовательной. Любови Васильевне Звозсковой — 66 лет. Первого сентября ис полняется 50-летие ее педагоги- ской деятельности. За многие го ды іработы легли морщины у мягких задумчивых глаз, появи лась проседь на висках. Но Лю бовь Васильевна сохранила в се- неугасй- бе чистую сердечность. муЮ искру жизни. Большая трудовая жйзйь про жита Любовью Васильевной. Сот ни детей разных возрастов и разных наклонностей прошли через руки Любови Васильевны в сложном и тонком процессе их формирования. Любови Васильевне пришлось учительствовать еще до револю ции. Она хорошо помнит дорево люционное время, когда за одну высказанную смелую мысль учи теля вызывали или к инспекто ру, ‘или в жандармерию. А на сколько были унизительны для достоинства человека и учителя обыски квартир, когда у него искались запрещенные, книги. И в то время люди тянулись к знаниям. Иногда на квартире у Любови Васильевны собирались крестьяне и подолгу расспраши вали ее о жизни в других горо дах, о разных странах, спраши вали и о том, будет ли справед ливость на земле. И Любовь Васильевна, еще в то время, будучи молодой, уве ренно отвечала: «Правда будет». В 1917 году пришла эта прав да. Люди освобождены от оков царского самодержавия. В стране установилась Совет ская власть. Старое умирало. Но в своем предсмертье оно крепко хваталось за жизнь. Чтобы иметь успех в воспитании, надо было уметь отделить здоровое от не здорового1, положительное от от рицательного, а это требовало времени и терпения. Любовь Васильевна не жалела ни сил, ни времени. Она направ ляла детей, выковывала, опреде ляла их идейный, духовный мир. Она рассказывала своим учени кам о светлом будущем, говорила о любви к труду, о дружбе и то вариществе, об умении видеть в малом великое. Жизнь заставляла устраивать беседы не только с учениками, но и со взрослыми. И Любовь Васильевна читала лекции на различные темы. И семена просвещения, посе янные Любовью Васильевйой, да ли свои плоды. Сейчас ее быв шие ученики работают в самых различных областях народного хозяйства. Есть среди них пере довики производства, инженеры, врачи, учителя. Много прожито за 66 лет, много пережито. Сейчас Любовь Васильевна заведует педагогиче ским кабинетом в Кандалакше, куда она приехала много лет на зад, чтобы учить детей покори телей Крайнего Севера. В городе ее знают хорошо. Имя Любови Васильевны можно услышать и на школьном празднике, и на юннатском участке, и на выпу скных вечерах, где вручаются аттестаты зрелости, и на педа гогических советах. И всегда оно произносится с уважением и те плотой, іа него опираются, как на авторитет. 50-летний педагогический опыт, постоянная учеба создали ей этот авторитет. И когда ста ло нужно организовать в городе методический кабинет, то это дело поручили Любови Васильев не. В первую пору ей удалось соб рать несколько брошюр по мето дике преподавания и другим во просам. Сейчаіс в методкабинете стоит 11 больших шкафов, в которых 7 тысяч книг и бро шюр, йеоібходрщых учителям. При методическом кабинете созданы секции, методическое объединение, предметные комис сии. Методический кабинет про водит большую работу по подго товке к январским и августов ским учительским совеща ниям. И не случайно это много ценного дает преподавателям. Часто к Любови Васильевне приходят молодые и пожилые учителя за советами. И она рас сказывает им, какой книжный материал нужен к тому или ино му уроку, как ярко и просто можно излагать, материал или как разговаривать с учениками, чтобы добиться тишины и вни мательности в классе. Любовь Васильевна Звозскова не ограничивается узким кругом педагогической деятельности. Она является активной общественни цей. Вот уже третий раз она из брана депутатом городского Со вета депутатов трудящихся. Лю бовь Васильевна всегда тщатель но и всесторонне готовит на сес сии вопросы, обследует школы и детские сады. До последнего вре мени в Кандалакше было ослаб лено медицинское обслуживание школьников. По предложению депутата городского Совета Звов- сковой исполком городского Сове та своим решением закрепил за каждой школой врача и медсе стру. По предложению Звозсковой улучшено освещение школ, на лажена продажа завтраков. Как депутату городского Совета ей приходится сталкиваться с раз личными вопросами. И всегда Любовь Васильевна Звозскова добросовестно разрешает их. Каждое заявление, каждая жало ба незамедлительно рассматри ваются. Одновременно Любовь Василь евна состоит действительным членом Общества по распростра нению политических и научных знаний. Ііо ее инициативе учи теля школ читают по радио лек ции на педагогические темы. Са ма Звозскова подготовила и сей час читает интересные леквдпі на темы: «Воспитание культур ных привычек у школьников», «Мать на жизненном пути чело века», «Организация домашнего досуга учащихся», «Долг отца» и другие. У Любови Васильевны слабое здоровье, она давно уже пенсио нерка. Но с работой никак не хочет расстаться. Уж слишком большая у нее привязанность к учительствованию. Работы у Любови Васильевны много, и до ноздна горит свет в кабинете скромной женщины с большим и прекрасным сердцем. Русский революционный демо крат публицист Д. И. Писарев говорил, что каждая человече ская страсть есть признак силы, ищущей приложения. Эта мысль находит свое яркое подтвержде ние на примере Любови Василь евны Звозкрвбй— женщины со слабым здоровьем, но с огромным запасом внутренней силы, на шедшей приложение в благород ном труде на ниве просвещения. Советское правительство высо ко оценило труд Любови Василь евны Звозсковой, наградив ее ор деном Ленина. Ей присвоено по четное звание Заслулсенной учи тельницы республики. В день юбилея Любови Ва сильевны сотни бывших ее уче ников вспомнят ее добрым сло вом: «Всякого счастья ей!» А. БРЫСОВ. Специалисты своего дела Правые социалисты, состоя на службе у аме-' ^ риканских капиталистов, прилагают все усилия, чтобы подавить растущую активность рабочих мисс. (Из газет). —Приказываю вам подавить забастовку... —Поручите правым социалистам. Они сделают это лучше'чем мы... Рис. Е. Горохова. Прессклише ТАСС Иностранная печать об итогах переговоров между Советским Правительством и Правительственной делегацией Германской Демократической Республики С большим воодушевлением были встречены результаты со ветско-германских переговоров немецким народом и трудящими ся стран народной демократии. «В германской истории, — пишет в передовой статье газе та «Нейее-Дойчланд», — еще не было такого примера, чтобы де легация после переговоров за границей вернулась с такими грандиозными успехами для все го немецкого народа, каких до стигла Правительственная деле- :гация Германской Демократиче ской Республики. В ходе перего воров, протекавших в атмосфере дружбы, сердечности и взаимо понимания, было достигнуто полнейшее согласие по решаю щим вопросам, относящимися ко всей Германии». Орган свободных немецких профсоюзов газета «Трибюне» характеризует документы совет ско-германских переговоров, как «беспримерное доказательство дружбы Советского правительст ва». Газета «Форвертц» печатает эти документы под заголовками «Выдающиеся результаты гер- манско- советских переговоров в Москве». Чехословацкая газета «Руде право» в передовой статье пи шет: «Итоги переговоров в Мос- являются историческим со- кве... бытием. Оказывая всестороннюю поддержку н помощь Германской Демократической Республике Со ветский Союз укрепляет оплот миролюбивых сил всей Герма нии. Китайская газета «Гунжень- !жибао» в редакционной статье указывает, что московские пере говоры имеют чрезвычайно важ нее значение для дела мира в Европе и дальнейшего развития дружбы между советским и не- меіцким народами. Буржуазная печать, в частно сти печать правящих кругов За падной Германии, пытается скрыть от широкой обществен ности итоги переговоров. Она стремится исказить их действи тельный смысл и удалить их огромное значение для решения германского вопроса на мирной демократической основе и для дела мира в Европе и во всем мире. Тщетно пытаясь ввести в за блуждение общественное мнение, реакционная печать стран атлан тического блока старается изо бразить дело так, будто реше ния, принятые в результате пе реговоров в Москве, преследуют лишь пропагандистские цели, и в частности повлиять на исход выборов в Западной Германии. (ТАСС). Победа демократических сил Франции Демократы и патриоты Фран ции, боровшиеся в защиту кон ституционных свобод, добились новой победы: 25 августа реше нием следственной палаты па рижского суда освобождены, на ходившиеся в течение длитель ного времени в заключении ге неральный секретарь Всеобщей конфедерации труда Ален Леле- ап, член ЦК Французской Ком мунистической партии Люсьен Молино, ответственный редактор газеты «ІОманите» Андре Стиль, секретарь •союза республикан ской молодежи Франции Ги Дю- колони и член национального бюро союза республиканской мо- лоделси Франции Поль Лоран. В последние дни за освобож дение этих патриотов, которым было предъявлено обвинение в «покушении на внешнюю безо пасность государства», боролись вместе со всеми французскими демократами бастующие трудя щиеся. (ТАСС). Редактор С. К. СПИРОВ. В К Л У Б А Х Г О Р О Д А Клуб имени С М. Кирова. 29 августа—кино: „Бли8нецы“ Начало сеансов в 20 и 22. Клуб имени 10 лет Октября. 28 ав гус та -кино : „М едведь", „М а ска ". Начало сеансов в 2о и 22. V - ПН-Ос'308 Адрес редакции: г. Кандалакша, Первомайская 41 тел. 16 и 77 Изд. „Кандалакшский коммунист" тел. 21 Тираж 2500 Зак. 1736
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz