Кандалакшский коммунист. 1948, июль.

2 КАНДАЛАКШСКИЙ, КОММУНИОТ 16 июля 1948 г., № 85 (2705) В ПОМОЩЬ АГИТАТОРУ И БЕСЕДЧИКУ ь В о з д у ш н о г о фло т а СССР Де н День Воздушного Флота СССР, установленный решением совет­ ского правительства 15 лет на­ зад, в 1933 году, стал в нашей стране одним из самых любимых народных праздников. Он прово­ дится ежегодно как день боевого смотра могущества советской авиации, выучки и мастерства её замечательных кадров. Этот день проводится под знаком привлече­ ния внимания и сил советского народа к вопросам дальнейшего укрепления и совершенствования сталинской авиации. В нынешнем году праздник со­ ветской авиации приобретает осо­ бое значение. Он совпадает с 30-й годовщиной нашего Воздуш­ ною Флота -детища большевист­ ской партии и Советского госу­ дарства. Великие вожди советского на­ рода В. И. Ленин и И. В. Сталин с первых же дней установления советской власти выдвигали как одну из важнейших задач созда­ ние отечественной авиации. Уже после выполнения первого пятилетнего плана товарищ Сталин в инваре 1933 года говорил: „У нас не было авиационной про­ мышленности. У нас она есть теперь". Задолго до Отечественной вой­ ны наши лётчики установили ряд блестящих рекордов, которые на­ всегда вошли в историю дости­ жении человечества. Они завое­ вали необ'ятиые просторы Аркти­ ки, проложили новые воздушные пути между отдалёнными страна­ ми, проникли в высоты стратос­ феры. Всему миру известны беспри­ мерные подвиги наших выдаю­ щихся лётчиков Чкалова и Гро­ мова, Байдукова п Юмашева, Белякова и Данилина, Коккинакп и Серова, Гризодубовой, Раско­ вой и Осипенко. Ореолом славы и могущества покрыли нашу авиацию советские конструкторы и летчики в годы Ве­ ликой Отечественной войны. Советские лётчики показали яр­ кие образцы стойкости, мужества, отваги, подлинного героизма и беззаветной преданности Родине. Славные дела советских лётчиков много раз были отмечены в при­ казах Верховного Главнокоман­ дующего. За время Великой Оте­ чественной войны около 200 ты­ сяч солдат, сержантов, офицеров и генералов военно-воздушных сил награждены орденами и ме­ далями Союза ССР, а более 2 тысяч храбрейших воздушных бойцов носят Золотую Звезду Ге­ роя Советского Союза. Теперь, в период мирного строи­ тельства, советская авиация со­ действует выполнению грандиоз­ ной программы послевоенной сталинской пятилетки. Наша авиа­ ция все шире используется в на­ родном хозяйстве страны. Не- об'ятиая территория Советского государства опоясана густой сетью авиалиний, связывающих между собой крупнейшие инду­ стриальные центры. Воздушный Флот помогает колхозам и сов­ хозам в борьбе за высокий уро­ жай. При помощи самолётов в широких масштабах осуществ­ ляется подкормка посевов. В степ­ ных районах страны авиация ве­ дет борьбу с вредителями сель­ ского хозяйства. Ответственные задачи стоят и перед гражданским воздуш­ ным флотом. Размер пассажир­ ских перевозок к концу пятилет­ ки должен возрасти по сравнению с довоенным 1940 годом в 14 раз. Пятилетним планом предусмотре­ но открытие новых линий, соору­ жение новых портов и аэровок­ залов. Лучшие авнаконструкто- ны страны работают над созда­ нием новых скоростных пассажир­ ских самолётов-гигантов, которые еще. больше укрепят мощь совет­ ской авиации. Под руководством большевист­ ской партии и товарища Сталина наша страна стала могуществен­ ной и несокрушимой авиационной державой. Но наш народ не ос­ танавливается на достигнутых ус­ пехах, а двигает вперед свою авиацию еще более быстрыми темпами. Он добьется новых ус­ пехов в её совершенствовании и техническом оснащении, еще бо­ лее укрепит Воздушный Флот СССР—этот могучий страж на­ шего мирного созидательного тру­ да. £ £ Ф * В России раньше всех стран ученые и изобретатели заложили основы авиационной науки и соз­ дали первые в мире самолеты. В XVIII веке М В. Ломоносов обо­ сновал прин­ цип полета в воадухе тел бо­ лее тяжелых, чем воздух. Он построил и ис­ пытал неболь­ шой геликоптер (летательный аппарат, поды­ мающийся с мс* ста вертикально вверх). Великий рус­ ский химик Д.И. Менделеев соз­ дал эскиз ди ­ рижабля и ра­ ботал над ус­ тройством стра­ тосферного а э­ ростата; он со­ вершил полет на аэростате 7 августа 1887 го­ да. К. Э. Циолковский обосновал идею аэродинамики и является родоначальником теории реак­ тивного движения. Великого русского ученого II. Е. Жуковского называют от­ цом авиации: за 50 лет научной деятельности он опубликовал 180 трудов но вопросам авиации, соз­ дал современную аэродинамику и теорию полета. С. Л. Чаплы­ гин разработал теорию крыльев. * В России были построены первые в мире самолеты. Кон­ структором первого самолета был морской офицер Л. Ф. Мо­ жайский. В 1882 году он пост­ роил и испытал первый аэроплан. За границей самолет был построен более 20 лет спустя, только в 1903 году. Первые в мире многомо­ торные самолеты были также построены в нашей стране. Пер­ вый в истории авиации многомо­ торный самолет „Русский витязь" был создан русскими людьми. В 1913 году он поднялся в воздух. В 1914 году на новом .многомо­ торном самолете „Илья Муро­ мец" был поставлен мировой ре­ корд грузопод'емности, а также 1. Наша страна—родина авиации. Основоположники мировой авиа­ ционной науки —Д. И. Менделе­ ев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Ци ­ олковский и С. А. Чаплыгин. Первый в мире самолет А. Ф. Мо­ жайского. 2. В. И. Ленин, И. В. Сталин, партия большевиков—создатели и руководители Советского Воздуш­ ного Флота. Создание по указа­ ниям Ленина и Сталина первых советских авиационных отрядов в годы гражданской войны и интер­ венции. Создание первых авиаци­ онных заводов, учебных заведений и научно-исследовательских инсти­ тутов (ЦАГИ, военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского). Создание гражданской авиации. 3. СССР—великая авиационная держава. Превращение нашей стра­ ны из аграрной в индустриальную. Создание мощной авиационной промышленности в итоге первой сталинской пятилегки. Мощный под'ем Советского Воздушного Флота. Личное внимание товари­ ща Сталина к авиации, ее людям и технике. Знаменитые перелеты тт. Громова, Шестакова, Чкалова, Расковой, Гризодубовой, Кокки- наки и др. Роль ленинско-сталин­ ского комсомола—шефа Воздуш­ ного Флота—в успехах советской авиации. Успехи Гражданского воздушного флота. 4. Роль советской авиации в рекорд дальности и продолжи­ тельности полета. Русский изобретатель Д. П Гри­ горович построил первыіі в мире гидросамолет, а также первый в мире истребитель с убирающимся шасси. Однако развитию русской авиа­ ции мешала экономическая отста­ лость царской России, реакцион­ ный буржуазно помещичий строй. Только после Великой Октябрь­ ской социалис­ тической рево­ люции были со­ зданы f условия для развития отечественной авиации. Какое бедное наслед­ ство получила советская авиа­ ция, видно из того, что в авиа­ ционном параде 1 Мая 1918 го­ да в Москве участвовал все­ го один само­ лёт. * Советская власть, больше­ вистская пар­ тия обеспечи­ ли нашей авиа­ ции невидан­ ный расцвет. Советский на­ род, под руко­ водством пар­ тии большевиков, в короткий срок создал могучую авиацию, тысячи замечательных самолётов. С 1930 по 1939 год производство самолё­ тов в СССР выросло в 6,5 раза. Советская промышленность стала производить все типы самолётов. ССОР занимает первое место в международных авиационных рекордах. Вся история развития советской авиации, её техники, достижения сё конструкторов, лётчиков—всё это связано с именем товарища Сталина. Вот почему народ назы­ вает наших лётчиков сталинскими соколами, а авиацию—сталинской. Товарищ Сталин — вдохнови­ тель п организатор всех успе­ хов советской авиации и её т ех ­ нического прогресса. Он воспи­ тал целую плеяду талантливей­ ших лётчиков и авиационных кон­ структоров, которые известны всему миру. Советские авиакон­ структоры Петляков, Яковлев, Л а­ вочкин, Илыошнн, Туполев, Ми­ коян и другие оснастили наш воз­ душный флот совершенными ти­ пами самолётов. Мощь сталинской авиации, отвага и искусство её Великой Отечественной войпе Сталинская авиация—один из ос­ новных родов войск Советских Вооруженных Сил. Герои социа­ листической авиации—Гастелло, Талалихин, Супрун, Сафонов, По- крышев, Покрышкин, Кожедуб. Товарищ Сталин о Заслугах совет­ ских авиаторов в завоевании ис­ торической победы (Приказ Вер­ ховного Главнокомандующего!^» 51. 1945 г.). Партия Ленина—Сталина —организатор и вдохновитель по­ бед сталинской авиации, всех во­ оруженных сил СССР в годы Ве­ ликой Отечественной войны. 5. Новые задачи Советского Воздушного Флота в послевоен­ ный период. Овладение боевым опытом минувшей войны. Овладе­ ние новой техникой. Советский ВоеИнО-Воздушньш Флот на стра­ же мирного созидательпого труда советских людей и интересов Со­ ветского государства. Развитие гражданской авиации в новой ста­ линской пятилетке. Добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ) и его задачи. Советские конструкторы—лауреат ы Сталин­ ских премий. 6. День Советского Воздушного Флота—день отчета советских ави­ аторов своему народу о новых ус­ пехах и достижениях, день моби­ лизации сил советских людей на дальнейшее укрепление мощи со­ циалистической Родины. лётных кадров в полной мере проявились в годы Великой Оте­ чественной войны. Наша авиация по качеству превзошла немецкую авиацию, а наши славные лётчики покрыли себя славой бесстраш­ ных бойцов. Победам над врагом в воздухе способствовали трудовые подвиги рабочих, крестьян и интеллиген­ ции в тылу. Наша авиационная промышленность в течение пос­ ледних трех лет Великой Отече­ ственной войны производила еже­ годно до 40 тысяч самолётов. * К концу Отечественной вой­ ны авиация Вооруженных Сил СССР выросла в 5 раз по сравне­ нию с началом войны. * За первые три года войны на советско-германском фронте не­ мецко-фашистская армия потеря­ ла около G0 тысяч самолетов и несколько десятков тысяч лётчи­ ков. Советские лётчики истре­ били основные кадры немецкого воздушного флота и значитель­ ную часть его боевой техники. За два дня кёнигсбергской опе­ рации советская авиация произве­ ла свыше 10 тысяч самолетовыле­ тов. За это же время на укрепле­ ния Кёнигсберга было сброшено 5 миллионов килограммов бомб. В Берлинской операции с совет­ ской стороны принимало участие 84 і() самолётов. В первый день штурма Берли­ на советские воздушные силы произвели более 17 сысяч само­ лётовылетов, а за всю операцию до 70 тысяч самолётовылетов. *3а всю Великую Отечествен­ ную войну советские военно- воздушные силы совершили око­ ло 3 миллионов боевых выле­ тов. * Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник Пок­ рышкин участвовал в 137 воз­ душных боях и лично сбил 59 самолётов противника. За время войны т. Покрышкин пролетел с боями 240 тысяч километров. Это равно шести полетам вок­ руг света! Трижды Герой Советского Сою­ за гвардии майор Кожедуб участ­ вовал в 120 воздушных боях и лично уничтожил 62 самолета про­ тивника. * В послевоенных условиях Со­ ветские Военно-Воздушные Силы оснащаются новой, еще более пе­ редовой авиационной техникой. Новых выдающихся успехов дос­ тигли советские конструкторы боевых самолётов лауреаты Ста­ линской премии А. С. Лавочкин, А. С. Яковлев, А. И. Микоян. * Наша Родина имеет могу­ чий гражданский воздушный флот. За время Великой Отечествен­ ной войны Гражданский воз­ душный флот передал военно- воздушным силам более двадца­ ти тысяч лётчиков. За годы Ве­ ликой Отечественной войны лёт­ чики гражданской авиации нале­ тали 4,5 миллиона часов, пере­ бросили по воздуху свыше 2 мил­ лионов 300 тысяч пассажиров и около 3 0 тысяч тонн военных грузов. Лётчики Гражданского воздуш­ ного флота совершали многочис­ ленные полеты в тыл врага, выб­ расывали десанты, снабжали пар­ тизан вооружением и боеприпаса­ ми. * Более 15 тысяч лётчиков, бортмехаников, радистов, рабочих, инженеров Гражданского воздуш­ ного флота за боевые заслуги и героический труд во время Вели­ кой Отечественной войны награж­ дены орденами и медалями Со­ ветского Союза. Двенадцати лёт­ чикам Гражданского воздушного флота присвоено звание Героя Советского Союза, а трем из них —звание Народного Героя Юго­ славии. * После нашей победы в Ве­ ликой Отечественной войне со­ ветский Гражданский воздушный флот стал развиваться еще быст­ рее. Уже в 1945 году общий об‘- ем перевозок превысил довоен­ ный уровень почти в 3 раза. (Из „ Елоннота агитатора* N1 17 за 1948 год). Навстречу Всесоюзному Дню физкультурника Активисты- физкультурники В физкультурном коллективе добровольного спортивного об­ щества «Пищевик» числится 70 человек, но в проводимых массовых кроссах участвует всегда в несколько раз больше. Например, во время зимнего лыжного кросса приняло уча­ стие 148 физкультурников, а в летнем--224. Среди спортсменов механи­ ческого завода ° . j частники областных, республиканских и союзных соревнований. В прошедшем зимнем сезоне команда физкультурников ДОС «Пищевик» в составе т.т. Фе­ доровой, Ширяевой, Севастьяно­ ва, Хлопина и Мошникова на областных соревнованиях по зимним видам спорта завоева­ ли первенстро среди других команд области. Лучший лыж­ ник этой группы . тов. Хлопин, занявший второе место, был за­ числен в сборную команду ДС0 «Пищевик» области и участвовал в республиканских и союзных соревнованиях. Участниками республикан­ ских лыжных соревнований, проходивших в г. Кирове, были физкультурницы завода т. Фе­ дорова и Ширяева. Федорова не прекращает тренировку и летом. Среди учащихся школы ФЗУ большой популярностью и лю­ бовью пользуется физкультура и спорт. Эту любовь им при­ вил инструктор физподготовки т. ІѴІпкевич. Он явился инициа­ тором устройства спортивного городка возле общежития. Мо­ лодежь охотно поддержала его предложение и оборудовала во­ лейбольную площадку, площад­ ку для городков, установил;'’' турник и другие спортивные снаряды. Приближающийся день физ­ культурника станет для спорт­ сменов и физкультурников ме­ ханического завода днем новых побед спортивно-физкультурных соревнований, днем привлечения в свои ряды новых физкуль­ турников. ПИСЬМО В Р ЕД А КЦИЮ СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО Врач железнодорожной боль­ ницы тов. Гонопольская Ревек­ ка Ефимовна внимательно от­ носится к каждому больному. Она терпеливо выслушивает жа­ лобы и просьбы его, заботливо следит за состоянием здоровья больного в течение всего перио­ да лечения. С благодарностью вспоминают больные врача Гонопольскую, ее сердечное, ласковое отноше­ ние. Хорошо относится к делу и внимательна к больным аку­ шерка Колина М. П. Хочется, чтобы все врачи и медицинские работники также тепло относились к своим па­ циентам, как т. т. Гонополь­ ская и Колина. Н. ГУСЕВл, работница артели •Полярнин'. И. о. ответственного редактора С. К. СПИРОВ. План беседы „ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР" ПН 00615 Адрес редакции: г. Кандалакша, Первомайская, 25. тел. 16 и 77. Издат. „Кандалакшский коммунист*1. Тел. 21. Заказ 1268 Тир. 1800 вкз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz