Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 45-46.
донизационного Фонда, ибо несомненно подсобных предприятий приведет : этих сумм. Поэтому задача заклю- чтобы,: т ратив частично суммы на подсобные адя.:'!'. и 4 ме два-три года, через определенный меть возможность получить ту же /топокнузк не .олько попепную плату, но и соответ ствующую прибыль, в части рыбных заготовок со стороны желрыбы, как экономического Фактора, учитывая выход на побережье, и в части лесоразработок через Желлес. Таким образом, резюмируя, следует сказать, что при знание промышленного Фактора колонизации требует соответ ствующих затрат на подсобные предприятия из колониза ционных сумм с тем, чтобы через известный промежуток времени мы имели бы положительные результаты колони зационной работы и соответствующие промышленные пред приятия имели бы под собою Фундамент. Это тем более необходимо, что нельзя строиться на один год, и на мимолетный эФФекг, а минимум на пятилетие. Все это должно быть строго увязано и с общим планом хозяй ства страны в целом и с планом хозяйства Области. С признанием дороги, как государственного Фактора, неизбежно напрашивается вопрос о соответствующих взаимоотношениях с Карелией и Мурманской губ. В отношении Мурманской губернии следует сказать, что темп ее развития зависит всецело от развития порта и дороги и рассчитывать, что сама губерния сможет развить рыбные промыслы, лесное дело и пр. не приходится. Здесь следует иметь в виду улучшение жилищного строительства, переоборудование электрической станции и водопровода, как капитальных сооружений, вопрос гостиницы, бань и пр. В задачу дороги входят ближайшие разработки лесов Кольского полуострова и постройка лесопильного завода, притом не в Дровяном, а по эту сторону Кольского залива, где можно владеть всем аппаратом и производством завода, строя производство не на экспорт, как ранее, а главным образом для строительства дороги и гор. Мурманска. Но основной вопрос, вокруг которого должна вестись работа в Мурманской губ.— это получение средств сообщения, что должно послужить стимулом оживления и развития в деле советского строительства на побережьи. Второй момент, о котором частью говорилось уже в вопросе о лесопильных заводах, это артелизация насе ления, путем создания мелких подсобных предприятий, в виде мастерских и пр., связанных с работами крупных промышленных предприятий дороги. При создании таких подсобных предприятий дорога со всеми своими основными предприятиями остается в руках государства как командная выэдта, проводящая строго государственную политику в крае, развивая в то же время кругом себя мелкие предприятия, где важна местная, личная инициатива населения с учетом интересов местного насе ления, но не подчинения государственных задач местным задачам. Этим ближайшим образом свяжется работа заводов с нуждами края и углубится их значение, устраняя оши бочные стремления, которые иногда проявляются, к изъятию предприятий из Фонда дороги, чем разорвалась бы пере ходная связь от общегосударственного комбината Мурман ской ж. д. ко всей местной жизни края. Что касается Карелии, то обширность территории будет ставить все более вопрос о том, что дальнейшее развитие Карелии будет целиком зависеть от развития путей сообщения, понимая под этим, с одной стороны, местный транспорт речной, а с другой стороны, развитие железной дороги. Без развития транспорта темп развития Карелии будет итти значительно медленнее. Мы стоим перед Фактом, что при стремлении к развитию карельского хозяйства необходим в первую очередь пол нейший контакт с теми подсобными предприятиями дороги, которые имеются в пределах Карелии, учитывая, что все это будущие промышленные предприятия Карельской Рес публики, которые войдут в ведение ее Совнархоза. Поэтому политикой Совнархоза должно быть не удушение дороги, а всяческое поощрение ее предприятий, так как они не являются чужеродным телом. Безгосударственное понимание и местническая точка зрения должне быть в корне изжита, и, конечно, они и будут изжиты. Необходимо памятовать о чисто экономической выгоде. Подсобные предприятия дороги по окончании срока, допуская продление на пять лет, в конечном счете явятся органами Карелии, потому что основная роль транспорта,— стать чисто Транспортным предприятием. Поэтому проект проведения линии Сорока—- Котлас, развитие Надвоицкого центра и привлечение грузо- дателей — требуют поощрительной политики, полнейшего контакта Совнархоза с дорогой и несомненно не только персональной увязки Правления дороги с Совнаркомом, но во всяком случае и экономическое с Карсовнархозом. Это один из крупных моментов, который несомненно должен быть учтен, так как этим путем удастся избегнуть целого ряда столкновений и недоразумений, тормозящих работу, и будет соблюдена правильная линия полного содействия государственным органам в деле развития Края, началом коей явятся несомненно правильные взаимоотношения Кар- леса и Желлеса, что до некоторой степени мы уже имеем. Задача, при углублении и усвоении этого всеми работни ками Карелии, декретирование этого, как официальной правительственной линии, и постепенное вовлечение всех других возникающих подсобных предприятий по этому же руслу. Вот, примерно, пути, по которым о дисциплине и д0ДЖН0 ИТ1И развитие дороги. Если до- оеновнои линии 2 г - следующего года, бавить два— три слова, что в области трудовой дисциплины и самой работы железной дороги необходимо преломление психологии ра ботников Мурманской ж. д., что Мурманская ж. д.— не времянка, а магистраль, и что взгляд на Мурманскую ?к. д., как на времянку, следует отбросить, и все моменты регу лирования нормальной зарплаты, применимые в общем масштабе страны, должны быть применимы и на.Мурман ской ж. д. с учетом местных обстоятельств и введением строжайшей трудовой дисциплины, что особенно важно в отношении Мурманской ж. д., где мы имеем трудные природные условия, бедность основного и оборотного ка питалов и пр.,— из всего изложенного выше ясно, что строи тельство дороги в последующие годы может итти лишь за счет развития существующих преприятий и при поло жительных итогах работы Желстроя за данный год потре буется создание ряда кирпичных заводов, добыча камня и переход на постройку арочных мостов из камня и по стройка стекольного завода, этим путем из отпущенных сумм на новые работы удастся создать накопление и Фор сировать дополнительными работами— короче лозунг 1926— 1927 года— кирпич, намень и стекло. При усвоении, с одной стороны, пер- Ta= f f npa- спективного плана, хозяйственной, тех нической и политической роли дороги в этом Крае, ^соответствующей увязке и с Карелией н Мургубернией, по методам, о которых говорили выше, введение строжайшей трудовой дисциплины и пр. коррек тивов, Правление дороги — только идя этим путем, не сделает ошибки и сможет продолжать проводимую им ли нию работы—из говд в год, с несомненным успехом. Для каждого должно быть ясно, что в этом комбинированном круге срыв одного звена неизбежно, автоматически, но непреклонному закону, зацепит ряд звеньев и по наклонной плоскости, все с увеличивающейся быстротой будет итти по линии ухудшения. Правильно построенная политика хотя и медленного подъема, но подъема во всех звеньях, что зависит от всех элементов, которые должны быть между собою увязаны, даст наиболее положительные ре зультаты. Эта политика, которую приходилось проводить в первое пятилетие, встречала наибольшие затруднения именно в первые пять лет, в то время, как в настоящий момент в связи с общим ростом и подъемом страны тре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz