Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 45-46.

донизационного Фонда, ибо несомненно подсобных предприятий приведет : этих сумм. Поэтому задача заклю- чтобы,: т ратив частично суммы на подсобные адя.:'!'. и 4 ме два-три года, через определенный меть возможность получить ту же /топокнузк не .олько попепную плату, но и соответ­ ствующую прибыль, в части рыбных заготовок со стороны желрыбы, как экономического Фактора, учитывая выход на побережье, и в части лесоразработок через Желлес. Таким образом, резюмируя, следует сказать, что при­ знание промышленного Фактора колонизации требует соответ­ ствующих затрат на подсобные предприятия из колониза­ ционных сумм с тем, чтобы через известный промежуток времени мы имели бы положительные результаты колони­ зационной работы и соответствующие промышленные пред­ приятия имели бы под собою Фундамент. Это тем более необходимо, что нельзя строиться на один год, и на мимолетный эФФекг, а минимум на пятилетие. Все это должно быть строго увязано и с общим планом хозяй­ ства страны в целом и с планом хозяйства Области. С признанием дороги, как государственного Фактора, неизбежно напрашивается вопрос о соответствующих взаимоотношениях с Карелией и Мурманской губ. В отношении Мурманской губернии следует сказать, что темп ее развития зависит всецело от развития порта и дороги и рассчитывать, что сама губерния сможет развить рыбные промыслы, лесное дело и пр. не приходится. Здесь следует иметь в виду улучшение жилищного строительства, переоборудование электрической станции и водопровода, как капитальных сооружений, вопрос гостиницы, бань и пр. В задачу дороги входят ближайшие разработки лесов Кольского полуострова и постройка лесопильного завода, притом не в Дровяном, а по эту сторону Кольского залива, где можно владеть всем аппаратом и производством завода, строя производство не на экспорт, как ранее, а главным образом для строительства дороги и гор. Мурманска. Но основной вопрос, вокруг которого должна вестись работа в Мурманской губ.— это получение средств сообщения, что должно послужить стимулом оживления и развития в деле советского строительства на побережьи. Второй момент, о котором частью говорилось уже в вопросе о лесопильных заводах, это артелизация насе­ ления, путем создания мелких подсобных предприятий, в виде мастерских и пр., связанных с работами крупных промышленных предприятий дороги. При создании таких подсобных предприятий дорога со всеми своими основными предприятиями остается в руках государства как командная выэдта, проводящая строго государственную политику в крае, развивая в то же время кругом себя мелкие предприятия, где важна местная, личная инициатива населения с учетом интересов местного насе­ ления, но не подчинения государственных задач местным задачам. Этим ближайшим образом свяжется работа заводов с нуждами края и углубится их значение, устраняя оши­ бочные стремления, которые иногда проявляются, к изъятию предприятий из Фонда дороги, чем разорвалась бы пере­ ходная связь от общегосударственного комбината Мурман­ ской ж. д. ко всей местной жизни края. Что касается Карелии, то обширность территории будет ставить все более вопрос о том, что дальнейшее развитие Карелии будет целиком зависеть от развития путей сообщения, понимая под этим, с одной стороны, местный транспорт речной, а с другой стороны, развитие железной дороги. Без развития транспорта темп развития Карелии будет итти значительно медленнее. Мы стоим перед Фактом, что при стремлении к развитию карельского хозяйства необходим в первую очередь пол­ нейший контакт с теми подсобными предприятиями дороги, которые имеются в пределах Карелии, учитывая, что все это будущие промышленные предприятия Карельской Рес­ публики, которые войдут в ведение ее Совнархоза. Поэтому политикой Совнархоза должно быть не удушение дороги, а всяческое поощрение ее предприятий, так как они не являются чужеродным телом. Безгосударственное понимание и местническая точка зрения должне быть в корне изжита, и, конечно, они и будут изжиты. Необходимо памятовать о чисто экономической выгоде. Подсобные предприятия дороги по окончании срока, допуская продление на пять лет, в конечном счете явятся органами Карелии, потому что основная роль транспорта,— стать чисто Транспортным предприятием. Поэтому проект проведения линии Сорока—- Котлас, развитие Надвоицкого центра и привлечение грузо- дателей — требуют поощрительной политики, полнейшего контакта Совнархоза с дорогой и несомненно не только персональной увязки Правления дороги с Совнаркомом, но во всяком случае и экономическое с Карсовнархозом. Это один из крупных моментов, который несомненно должен быть учтен, так как этим путем удастся избегнуть целого ряда столкновений и недоразумений, тормозящих работу, и будет соблюдена правильная линия полного содействия государственным органам в деле развития Края, началом коей явятся несомненно правильные взаимоотношения Кар- леса и Желлеса, что до некоторой степени мы уже имеем. Задача, при углублении и усвоении этого всеми работни­ ками Карелии, декретирование этого, как официальной правительственной линии, и постепенное вовлечение всех других возникающих подсобных предприятий по этому же руслу. Вот, примерно, пути, по которым о дисциплине и д0ДЖН0 ИТ1И развитие дороги. Если до- оеновнои линии 2 г - следующего года, бавить два— три слова, что в области трудовой дисциплины и самой работы железной дороги необходимо преломление психологии ра­ ботников Мурманской ж. д., что Мурманская ж. д.— не времянка, а магистраль, и что взгляд на Мурманскую ?к. д., как на времянку, следует отбросить, и все моменты регу­ лирования нормальной зарплаты, применимые в общем масштабе страны, должны быть применимы и на.Мурман­ ской ж. д. с учетом местных обстоятельств и введением строжайшей трудовой дисциплины, что особенно важно в отношении Мурманской ж. д., где мы имеем трудные природные условия, бедность основного и оборотного ка­ питалов и пр.,— из всего изложенного выше ясно, что строи­ тельство дороги в последующие годы может итти лишь за счет развития существующих преприятий и при поло­ жительных итогах работы Желстроя за данный год потре­ буется создание ряда кирпичных заводов, добыча камня и переход на постройку арочных мостов из камня и по­ стройка стекольного завода, этим путем из отпущенных сумм на новые работы удастся создать накопление и Фор­ сировать дополнительными работами— короче лозунг 1926— 1927 года— кирпич, намень и стекло. При усвоении, с одной стороны, пер- Ta= f f npa- спективного плана, хозяйственной, тех­ нической и политической роли дороги в этом Крае, ^соответствующей увязке и с Карелией н Мургубернией, по методам, о которых говорили выше, введение строжайшей трудовой дисциплины и пр. коррек­ тивов, Правление дороги — только идя этим путем, не сделает ошибки и сможет продолжать проводимую им ли­ нию работы—из говд в год, с несомненным успехом. Для каждого должно быть ясно, что в этом комбинированном круге срыв одного звена неизбежно, автоматически, но непреклонному закону, зацепит ряд звеньев и по наклонной плоскости, все с увеличивающейся быстротой будет итти по линии ухудшения. Правильно построенная политика хотя и медленного подъема, но подъема во всех звеньях, что зависит от всех элементов, которые должны быть между собою увязаны, даст наиболее положительные ре­ зультаты. Эта политика, которую приходилось проводить в первое пятилетие, встречала наибольшие затруднения именно в первые пять лет, в то время, как в настоящий момент в связи с общим ростом и подъемом страны тре­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz