Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 45-46.

№ 45 — 4 ^ Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь i i работку и уточнен специалистами холодильного дела и Институтом Рыбоводства. Отдельным вопросом в части разви- Развитие Коль- иш промышленности СТОИТ ВОПрОС 0 ле- екогОрПолуост- сах j;0JIbCG0r0 полуострова. Лесные обследования, которые были произведены, бесспорно являются недостаточными. Они должны быть про­ ведены настоящим летом тщательным образом, должны быть затрачены деньги на проведение узкоколейных и ши­ рококолейных веток для разработки дач. Кольский полу­ остров, несмотря на всю важность его значения, нахо­ дится в загоне; Фактически Правление Желлеса занимается другими частями, между тем, как одновременно с другой работой ни в коем случае не должны быть забыты труд­ ности Кольского полуострова. Необходимо его отвоевание, ибо все предыдущие попытки в этом направлении терпели крах. Эта очередная задача приобретает особенно глубокое значение, если учесть растущую трудность получения ле­ сосек, и таким образом, вопрос овладения Кольским полу­ островов для возможности нормальной работы будет иметь решающее значение. В отношении горных разработок не- Горные разра- 0 5 х0дИМ более близкий подход к ним и большее внимание, так как Карело-Мур­ манский район, богатый разнообразными ископаемыми и строительными материалами, несомненно станет районом развитой горной промышленности. Появление нового участ­ ника в работах Края, Гостреста „Русские Самоцветы11, должно приветствоваться с точки зрения общих интересов края, но необходимо лишь, чтобы не было нездоровых укло­ нов в конкуренции с ним Общества „Карелмурсилщаг1. В настоящее время надо определенно признать, что горное дело начинает выдвигаться на видное место в про­ мышленности Края, но сталкивается с недостатком капи­ талов. Поэтому привлечение капиталов со стороны является совершенно необходимым. Если вслед за Московским иЛенинградским Коммунальным Хозяйством, Финансировавшими разработки диабаза, вслед за Иродасиликатом, который совместно с ЦСНХ Карелии и Мурманск, ж. д. ведет разработки полевого шпата, кварца и слюды, выступает в той же области Гострест „Русские Самоцветы1, то нельзя считать, что этим кончается при­ влечение капиталов в край. Впереди можно иметь в виду организацию разработок апатита, многих других ископаемых и на первом месте всякого рода строительных материалов, — гранита, квар­ цитов, горшечного камня, мрамора, известняка и доло­ митов и пр. Общее трудное положение существующих горных раз­ работок в крае заставляет думать о серьезных шагах к их Финансированию и надежной организации. Наступает время, когда к этому вопросу надо подойти ближе, имея в виду и намечаемое создание электроплавильного района на Выге. В связи с последними проектами, в связи с общими потребностями строительства в крае и развития дороги и ее предприятий стоит вопрос расширения кирпичных заводов, т. к. может в ближайшие годы выдвинуться потребность в больших количествах кирпича для зданий заводов. Если нельзя сейчас приступить к этому, то надо на­ метить места обследований глины и запаса, их, особенно в центральном районе дороги у р. Выг. На севере, где город и порт Мурманска будут требовать большие количества кирпича, кирпичный завод уже имеется в Шонгуе, но. он должен быть планомерно развиваем. Из числа других заводов в крае, надо наметить по­ стройку стекольного завода, предположительно в М. Pope, с привлечением средств Продасиликата, учитывая дешевое топливо использованием обрезков лесопильных заводов. Создание таких местных заводов, если к ним присоединить и. цементный, в значительной степени поставит весь1край на самостоятельные ноги и будет иметь большое значение для всего строительства его и самой дороги. Необходимо изыскать на это средства с вовлечением значительной части средств Колонизационного Отдела. Ценность аппарата. К числу крупных достижений, ко­ торые имеются у. Правления за ряд этих лет, следует отнести соответственный подбор командного состава и создание дельного работоспособного аппарата. „Старые Мурманские1 методы были совершенно изжиты. Принцип богадельни и взгляд на Мурманскую ж. д., как на бога­ дельню, в коей можно кормиться, ничего не делая, конечно, не мог служить производственным основанием для развития дороги, а посему необходимо было в этом отношении переломить психологию прежнего, добиться от служащих соответственного качественного выполнения поручаемых им заданий, твердо проводя, что наиболее важным условием являются — темп, изжитие службовой политики и понимание всей важности подсобных предприятий с учетом необхо­ димости в начале затраты на них сил, энергии и опыта технического аппарата, с тем, что в будущем эти подсоб­ ные предприятия создадут в свою очередь более прочную базу для работы технических служб. Вот это постепенное усвоение, отказ от службовой политики, воспринятый всем аппаратом, сначала правленским, а затем, хотя не совсем еще, линейным, является крупнейшим завершением работы Правления в этой области. Взгляд Правления, что дорога является транспортно-промышленным и колонизационным комбинатом, усвоен теперь всем аппаратом и является залогом успеха дальнейшей работы. Взгляд на Мурман­ скую ж. д., как на чисто транспортное предприятие, не имеет под собою, конечно, никакой почвы. Эта генеральная линия Правления была подтверждена Наркомом, указавшим, что Мурманская ж. д. не есть чисто ж. д. предприятие, а промышленная ось Карело-Мурманского Края, и как чисто ж. д. предприятие не имела бы базы для своего существования. Линия создания грузодателей выдержана нами до конца, так как созданные предприятия— дочери продолжают разви­ ваться и к концу данного года оборотные средства будут предоставлены, т. е. подведен экономический Фундамент. Дальнейшей задачей является расширение и развитие этих предприятий с максимальным темпом, чтобы эти предприятия могли дать следующую инстанцию предприятий, так называе­ мые предириятия „внуки1 по отношению к основной дороге. Здесь возможно соответствующее трестирование и акциони­ рование, что ведет к улучшению грузооборота и, следова­ тельно, организация учреждений, которые взяты мощными грузодателями, должна быть всемерно поддерживаема. 0б Остается один вопрос — вопрос ео- свих3и°пл№о1^х ответствующих экономических стыков стыках и о путях с целым рядом краевых и общественных развития колони- организаций. Основной вопрос, который зации. ранее являлся спорным, в области коло­ низации, это вопрос о том: должна ли быть колонизация сельсво-хозяйственной или она должна быть промышленной. В настоящее время общепризнанным является взгляд, что колонизация в пределах Карело-Мурманского Края может быть только промышленного типа. О промышленной колонизации следует сказать два слова. Нельзя извращать, общую линию колонизации, сводя ее к пониманию, как чисто переселенческой, главным образом, к созданию домиков, что при уменьшении хозяй­ ственного процесса может привести к деколонизации и полнейшему переселению и бегству из этих домиков,— это-должно быть в значительной степени исправлено. Между тем, в связи с общим недостатком рессурсов в стране, для существующей механизации и углубления работы на Кольском полуострове, потребуется целый ряд оборотных средств, которые несомненно в ближайшие годы будет по­ лучить очень трудно. Поэтому признание именно промыш­ ленного типа колонизации требует передачи части сумм (допуская известное контролирование части работы) под­ собным предприятиям, как экономическим Факторам коло»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz