Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 45-46.
Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь 45—46 .Щртей й . в ча;'та развития лесоразработок, а, значит, К (К'ГЛ'ТНЙЙЙ ПО К0Л0Ш1 1ЦИИ. Oejjecxpiito.-noi'oi»!« дорогидля облегчения.профилядолжна. §Ьш> поставной частью общего плана экономического закон- дороги, что включает выход в Ленинград с посгрой- . is через Henv заневского участка от Мги, с вос- •■яанолшшем 'i-n пути участка от Мги до Званки и полу чением Финляндского вокзала. Этот вопрос для Мурманской ж. д. остается в полной силе. При развитии этого участка Мга— Званка, а в будущем и Ленинград—Мга, надо иметь в виду застройку его дачными и рабочими поселками, с отводом через Губземотдел лесосек, с участием в по стройке дач самой дорогою, с выработкой стандартных частей построек на заводах дороги, при Финансировании Коммунальным и др. банками, что будет способствовать развитию пригородного движения и росту значения дороги. Вторым осиовпым вопросом является Развитие ст. Мур- развитие конечного пункта дороги— манск и Порта. 1 .. п 1 в части развития самой станции Мур- манск. Даже, если считать, что указанная выше перво очередная задача — смягчение профиля и развитие тяговых устройств, — и будет решена, то в отношении переработки грузов мы будем иметь тупик, за отсутствием Фактически станции Мурманск, и недостатком в Порту нужных скла дочных помещений. Таким образом, параллельно с разви тием тяговых устройств и смягчением профиля пути необхо димо, хотя бы и медленное за счет собственных крох дороги, Форсирование вопроса о развитии пакгаузов по линии порта, скорейшее закончание 2-го и последующее устрой ство 3-го пирса, с засыпкой части территории для органи зации складов, развитие путей, с переносом вокзала на место теперешней гостиницы и пр. Необходимо прежде всего иметь в виду обязательность расширения порта, могущего пропустить 21/» милл. пуд. груза, в то же время, когда дорога вывозит 6 милл. пуд. Все эти моменты имеют крупное значение для дороги и развитие ст. Мурманск должно идти параллельно с развитием устройств и разви тием порта. Энергетика Следующим крупным вопросом яв ляется вопрос энергетики, который все сильнее будет выдвигаться с развитием грузооборота дороги и строительства Края. Необходимо поставить задачей умень шение себестоимости, прекращение ненужных „иллюминаций1, уточнение расхода и норм топлива, перераспределение пунктов и общую увязку. Вопрос энергетики будет связан и с строительством новых больших электростанций в районе дороги, Как прямо в силу возможного отпуска с них дешевой энергии для станции и подсобных предприятий дороги, так и косвенно, в силу тех больших грузовых перевозок, которые вызовет по стройка станций. Если иметь в виду, что для постройки таких электро станций и заводов для выплавки алюминия, Ферросилиция, фосфора, кальций-карбида и др., для выделки целлюлозы, древесной массы и бумаги, для получения некоторых хи мических продуктов, требующих больших количеств элек трической энергии, что выдвигается в последнее время,— требуется значительное количество рабочих при постройке и рабочих при экснлоатации, то видно, какой огромной важности вопрос стоит перед дорогой и Краем. Одни алюми ниевые заводы требуют до 2.000 чел. рабочих, не считая членов их семейств, а с этим связано жилищное и дорож ное строительство у заводов, освещение района, культур ные устройства и нр. Этот вопрос, требует для своего проведения полного внимания со стороны руководящих органов дороги, и- все мерного привлечения к этому всех краевых организаций. С развитием грузооборота северной части дороги свя зано проведение линии Сорока— Котлас. Нельзя смотреть на Это, как на задачу дальнейших лет; надо, чтобы этот проект был настолько экономически выяснен, чтобы выявились все условия осуществления его и выгоды с ним связан ные, а тогда приблизится и самое осуществление. В деле колонизации важен вопрос не в том, чтобы сегодня построить больше домиков, а в том, что бы по истечении, хотя бы и небольшого, ряда лег, было закре плено максимальное развитие Края. Все эти вопросы требуют с одной стороны, принци пиального признания и затем их проведения в высших экономических органах, после предварительной проработки их дорогой, с другой стороны, динамического, практиче ского и диалектического обследования с учетом объектив ных условий. Лесная и ыб- коснемся специального вопроса— ная^промышлен- это вопроса о, лесной промышленности, ность. являющегося эльфой и омегой в промы шленных предприятиях дороги. В дан ный момент мы стоим перед вполне достаточным разви тием лесопильных заводов, учитывая в дальнейшем ведение работы на них в. три смены. Задерживать амортизацию их на 10 лет не следует, заводы должны быть амортизованы возможно скорее, так как дальнейшее углубление по линии социалистического накопления поставит вопрос о сниже нии цен и вопрос удешевления стоимости При рациональ ной постановке, что в связи с недостаточным развитием хозяйства будет играть крупнейшую роль. Необходимо учитывать комбинированную перевалку с ж. д. на воду, поставить вопрос о наличии собственных отрядов лошадей с наемными людьми для работ, и в особенности надо пойти по линии углубления работ заводов, как в сторону специализации отдельных из них, так и в сторону боль шего их воздействия на местную промышленность, свя занную с работой прилегающего к заводам населения. Специализация должна выделить заводы, выделывающие вагонку, бочки, стружку и пр. При этом должно быть специализировано и улучшено оборудование, и прежде всего надо достичь смены старых рам, и постановки новых, ко торые могли бы выдерживать сравнение с современными техническими установками Финляндии и Швеции. Связь с местной мелкой промышленностью должна вы разиться в организации подсобных предприятий при заводе, „предприятий-внуков“ . Эти мелкие мастерские, рассчитан ные на самые разнообразные нужды Края, не должны не пременно принадлежать заводам дороги, но могут принад лежать местным артелям и кооперативам, при условии, что» заводы дороги вырабатывают подходящие для них полу фабрикаты, которые местные мастерскиеги используют на разные изделия промышленного сбыта. При наличии глав ных постоянных заводов нужно взять курс на устройство кратковременных упрощенных заводов, чтобы эксплоатиро- вать маловыгодные массивы, с организацией узкоколейных и ширококолейных веток для ускорения оборота капитала, учитывая наличие озер и трудность мест разработок. Результаты накопления, произведенного Желлесом, (по мимо погашения, которое производится в этом году),— и следовательно, восстановление оборотных средств и за крепление обоих созданных подсобных предприятий, вернее своеобразных трестов,— Желлеса и Желрыбы, должны идти на усиление рыбных заготовок и на развитие работ на Кольском полуострове. Прямой и ближайшей задачей Желрыбы является вы ход на океан, с планомерным созданием Факторий на по бережье, организация ловли наживки и проч. Это последнее должно послужить базой, на которой должна- быть намечена планомерная колонизация Мурманского побережья; приступ к такой колонизации, с разработкой системы мероприятий, все более и более становится^ необходимым. В программу Желрыбы должен быть [поставлен и во прос постройки холодильника в Мурманске, с приобретением рефрижераторного парохода, учитывая возможность снаб жения Ленинграда и других городов не плохой, соленой треской, а ценной и вкусной мороженой, доставляемой поездами-ледниками. Этот вопрос должен быть взят в раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz