Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 40-41.
% подогнан друг к другу. Т о л ь к о тогда двига те л ь работает без перебоев. Тран спор тны й упр авлен че ский аппарат в насто ящ ее врем я организован по, так н а зы ваемой, линейной стр уктуре . Особенностью линейного построения аппа рата я в л я е т с я то об с то я тел ь с тво , что: а) отдельные н а чал ьни ки (руководители ) ведают не отдельными отраслями работ (во просами), а отдельными рабочими аппаратами (службами , частями ); б) каждый сотрудник аппарата имеет только одного непосредственного н ачал ьника , ко то рому он подчинен и в отнош ении заготовки , и в отнош ении техники выполнения работ. Е с л и , к примеру, в з я т ь какое-нибудь опе ративное распоряжение Ц ен трально го У п р а вл е н и я Н К П С (П р и к а з ) и проследить его дви жение по аппарату до линейного исполнителя, то легче всего это движение графически пред с т а ви т ь лестницей на 20— 22 ступени . О т всего организационного построения остается вп ечатлени е организационного роста аппарата к верху. С л о ж н а я лестница приводит к тому, что отданное руководящее распоряжение, важное и целесообразное для данного момента, при нужденное сп у с к а т ь с я по ступеням , а не пере ск а ки ва т ь через них, приходит к месту испол нения много времени сп устя . Другими сло вами, медленный темп продвижения делает не н ужным руководящую линию . Тр ан спор т ное производство не м ож ет о стан а вли ва ть с я и ждать. Зако н правильного управлени я сводится не только к тому, чтобы отдать распоряжение. Отданное распоряжение должно немедленно дойти до назначения, бы т ь вручено исполни телю , исполнено и проверено, как исполнено. Нынеш ним организационным построением э то т закон н ар уш ае тся в силу самого сущ е с т ва этой с тр ук туры иерархических ступеней, когда п у т ь каждого элем ен та об язател ьно л еж и т через все эти инстанции. Но, кроме этого, лин ейн ая с тр ук тур а не о твечае т еще целому ряду моментов. Первое. Н а ч а л ь н и к нынешней служ бы ведает не отдельными вопросами, а отдель ными ча с тям и аппарата. Э т о приводит к тому, что значи тельн ую ч а с т ь своего рабочего вре мени он принужден отдавать администриро ванию аппарата, т. е. у к а зы в а т ь сотрудникам , что им надлежит вы п о л н я т ь и разреш ать целый ряд административно-бытовых вопросов, другими словами, о тв л е к а ть свое внимание на вопросы мелкого порядка, могущие бы ть разрешенными работниками более низкой к в а лификации. Второе. Н а ч а л ьн и к части должен у к а зы ва т ь сотрудникам не только , что делать, но и как ю Б Ю Л Л Е Е Н Ь №40—41 делать. Т а к им образом, н а ч ал ьн и к должен бы ть и специалистом техники и методов работ. Т а ки х энциклопедистов очен ь мало. И техника работы (как и сп олн я ть ) обычно находится в загоне и предоставлена на усмотрение самого исполнителя . Д ва этих о б с то я т е л ь с т в а имеют большое значение при разрешении вопроса о пр а вил ь ном использовании персонала и поднятии производительности труда. В с е перечисленные недочеты органи зационного порядка приводят к необходи мости пересмотра организационного построения транспортных аппаратов. Современная западная на у ка об управлении дала целый ряд научных систем , методов упра влени я и построения аппаратов. Н о особо зн а чи тел ьны м и оказали сь и зы скани я и дости ж ен и я Тейлора . Основной стерж ен ь Т е й л о ровской системы (называемый научной или функциональной ) сводится к характерному разрешению проблемы руководства. У Тейлора руководство предприятием или учреждением разделено между рядом руководителей, я в л я ю щихся специалистами по строго ограниченным вопросам.- В о тличие от универсального руко водителя при линейном построении, которому пр ед ъ яв л яю т с я разносторонние требования и административного, и организационного и технического характера, тейлоровский руко води тель— более узки й специалист. Он или только планирует работу, или тол ько распре деляет ее, или тол ько указы вает, как делать данную работу (метод исполнения) и т. д. Тейлоровский руководитель не перегружен до б е зчувс тви я , как это имеет место при нашей универсальности . У него е сть все во зможно сти и з у ч а т ь свою работу, н а коп л я ть факты , анализировать их и вы рабаты ва ть наиболее рациональную систем у осущ ествления тех во просов, которые на него возложены . Т ейлоровская система управлени я оправдала себя полностью не только на практике произ водственных предприятий, к которой она была впервые применена, но и в учреждениях административного и чисто конторского ха рактера. Е с л и постави ть построение нашего упр а вленского аппарата по функциональной системе, то мы получим следующее организационное построение: а) во г л а в е— Председатель П р авлени я. б) под ним— лин и я руководителей (децер- нентов). в) вн и з у— конторский и технический аппа рат (Г л а в н а я Кон тор а и Техническое Бюро ). Председатель П р а влени я руководит непо средственно вопросами общего планирования. Руководители (у каждого у з к а я специаль но сть )— отдельными вопросами, сумма которых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz