Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 27-29.

№ 27—29 Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь стало, создать производство, которое могло бы выделывать средства производства. Во вторых, мы знаем, что сама по себе квалифицированная сила имеет возможность полу­ чать более высокий заработок и обучать своих детей, чтобы они вышли квалифицированными рабочими. В чем же вопрос, к чему я все это рассказываю? В том, что курс на создание квалифицированной силы перед нами стоит, что мы его должны создавать иод тем углом зрения, что там, где имеются усовершенствования, которые сберегают труд, там нужна машина; наша задача заклю­ чается в том, чтобы простой чернорабочий труд совершенно уничтожить, а оставить один квалифицированный, чтобы он шел не как в капиталистических странах, а чтобы в Фабзавучах обучение строили под углом зрения не прислу­ живания рабочих машинам, а под углом зрения господ- о-твования над машиной,— это два разные уклона. ' Эго делается не сразу, на это требуется десятилетие, но за­ кладка в самой науке, во всех Фабзавучах, должна быть поставлена так, как она поставлена некоторыми специа­ листами монтерами, инженерами заграничной немецкой ква­ лификации. Мне здесь ответят: да это хорошо, это можно сделать, но у пас просто людей не хватит, у нас будет мало людей для этого и т. д. Я укажу на отдельные сто­ роны. Я эту тему затронул, потому что в наказ проникла очень ценная Фраза и я думал она так и пройдет. Там есть поправочки,, но этот пункт мог проскочить, а он затрагивает важный вопрос. Если бегло коснуться и посмотреть, то мы знаем, что как только появились машины, то в первую очередь женщина, благодаря своему более дешевому труду, п лети были втянуты в работу этой машины, потому что она требовала не квалифицированного труда, и многие эко­ номисты надеялись, что когда машины усовершенствуются и будет требоваться труд более квалифицированный, инже­ неров, механиков и т. д., то это вернет женщину в свою семыо. Так многие капиталисты предполагали. Но мы видели обратное явление. Мы сейчас наблюдаем, что она в семью не вернулась, что пользуются женским трудом под углом зрения не квалифицированного труда, ио что женщина, по­ лучая постепенно возможность участвовать в общественной работе, в то же время будет иметь возможность квалифи­ цироваться и принимать участие сама в наших условиях в квалифицированном труд1. Значит, что из этого вытекает. Из этого вытекает то, что надежда на возвращение в семыо отпадает, ибо сама семья будет перестраиваться на новых условиях по мере накопления социалистических условий хозяйства, короче—требуется, чтобы женщина не возвра­ щалась обратно, не продолжала оставаться дальше только как дешевая рабочая не квалифицированная сила, а квали­ фицировалась бы, т. е. вовлечь ее в Фабзавуч и не только так, чтобы заставить бронировать место. Тут нажима мало, надо дальше раз‘яснить, что участие женщины в обще­ ственной работе, не значит, что она профделегатка от домашних хозяек, а что она может и должна участвовать в работе соответствующей отрасли того или другого цеха. Эго значит нужно сейчас целый ряд нашей молодежи н девушек посылать в эти самые школы Фабзавуча. Нигде не доказано, что женщина хуже какого нибудь работника мужского пола. Этот второй момент, учитывая нашу безлюдность и рост нашей промышленности, выдви­ гает возможность получения квалифицированной рабочей силы, если хотите, еще на 100% в нашем малолюдном крае. Диспропорция Вторым основным вопросом имеем диспропорцию тран­ спорта с остальными отраслями нар. хозяйства и на тран­ спорте диспропорция между отдельными отраслями. Мы знаем, что в области пути мы сделали громадный заскок, имея вексельный портфель 1 ‘/ 2 милл., сменив тех специалистов, которые не пожелали понимать те круп­ ные вопросы, которые стояли перед дорогой. Когда из-за замерзания Финского залива Союз был вынужден направить весь груз на нашу дорогу, мы, не будучи подготовлены к этому, как другие дороги, могли принять этот груз и провести его со средней коммерческой скоростью в 12— 14 вер. Центр тяжести сейчас перемещается от Пути к Тяге. В области Тяги нам нужно Форсировать ремонт вагонов, потому что при такой нехватке вагонов, которые у нас есть, нельзя говорить о своевременном получения мате­ риалов зарплаты и т. д. Это вопрос доходности и т. д. Чтобы ремонтировать вагоны, нужно иметь вагонные сараи. Но прежде всего надо выравнять наш вексельный портфель, потому, что мы в прошлом году перерасходовали 1 1/ 2милл. рублей. Нашей задачей является использование подсобных предприятий на устройство оборудования, потому, что обо­ рудование Тяги спасет целый ряд участков, которые, будучи даже самыми блестящими по тяжелым паровозам и сверхмагистралями, ничего не дадут, если мы не будем иметь вагонов, потому, что не имея вагонов, даже при бле­ стящем положении пути, перевозить— не сможем. В целях поднятия нашего вагонного хозяйства, нужно развивать подсобные предприятия: лесное дело, кирпичное дело, стекольное, цемент, т. е. легкую индустрию, которая помогла бы нам в области строительства, давала бы воз­ можность перекинуть материал туда, где он необходим, иначе говоря позволяла бы нам проводить многооборот малой суммы. Развитие Севера Коснувшись этих двух моментов я позволю себе оста­ новиться па одном крупном вопросе, на том, что надо Фор­ сировать Север в смысле его развития. Вы знаете из до­ кладов моих на участках, что, имея грузооборот но Югу, мы стремимся создать его по Северу и закрепить путем постройки Сорока-Котласскощлинии, потому что, если сгустки экономики нарастают ио Югу и обеспечивают дороге грузы, то на Се­ вере мы этого не имеем, н если отнять диФеренциальные тарифы, то направление импорта прекращается и тем самым исчезает экспорт. Если бы удалось построить Сорока-Кот- ласскую линию и направить по ней Сибирский хлеб, то направление экспорта, став основным, навсегда могло бы, без всякой искусственности, направить импорт. И когда все эти моменты мы подгоняем, когда мы уже добиваемся постановки вопроса перед Правительством и почти что принципиального согласия на эту линию, мы внутри у себя одновременно имеем новую трещину, над которой надо за­ думаться. Мы неизбежно должны столкнуться с интересами промышленности, и сельского хозяйства в пределах края. Я говорю о противоречиях, возникших у Мурманской до­ роги с Мурманской губернией и очень незначительно с Ка­ рельской Республикой. Сейчас этот вопрос уже не замажешь, а его приходится твердо и открыто Ставить. Я это говорю потому, что многие товарищи па самом транспорте привя­ зывают гири, которые тянут ко дну вместо того, чтобы облегчить нам работу. Вы поймете, в чем этот вопрос за­ ключается. Мурманская губерния сама по себе не имеет экономического базиса. Экономический базис в крае, в ка­ честве тяжелой индустрии, это дорога, и поэтому вся поли­ тика дороги, которая заключалась в развитии подсобных предприятий,- в дальнейшем заключается в том, чтобы втя­ гивать в работу своим участием п губернию. Между тем, мы имеем политику губернии, которая направлена на про­ тивопоставление себя Мурманской дороге, т. е. бюджет в 750 тыс. противопоставляется бюджету в 28 милл. руб­ лей, и это противопоставление создает массу противоречий. Например, мы имеем бой паровозов и вагонов, потому что во время не имеем света, имеем перерывы движения из-за отсутствия воды. Целый ряд элементов' имеется в этом отношении, потому что губерния пытается создать свою экономическую базу за счет дотации дороги, когда она сама дотируется Центром. Мурманская губерния требует на устройство электростанции 900.000 рублей, чго потребует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz