Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 27-29.

Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь 27-29 условия, без приличной больницы, без пары Рентгеновских кабинетов существовать, конечно, будет очень трудно. Несмотря на запрещение расходовать из сумм колони­ зационного Ф онда, без утверждения Правления дороги, мы все-таки рискнули и истратили свыше 100 тыс. рублей на организацию Медвежьегорской санатории, под тем пио­ нерским углом зрения, что если первый опыт даст поло­ жительные результаты, мы, на основании этого, можем потребовать от Наркомздрава, чтобы наши туберкулезные больные ездили не в Финляндию, а в такую же климат, санаторию на Медв. Горе. И если бы не хозяйственная заминка этого года и некоторая необходимость замедлить с ростом, мы бы уже начали строить (пе мы, а страхо­ вые органы) в Медвежьей Горе большую санаторию, уже не на ВО коек, как это было, а на 230. Эго значило бы, что сюда вольется капитал, разовьются культурные учре­ ждения по части Здравоохранения, и население будет ле­ читься здесь. Все, что с этим связано, известное оживле­ ние, движение в смысле приезда и т. д., станет результатом не только железнодорожников, не только нашего узла, а В ’шб.це станет результатом органов Здравоохранения Союза. Вот основная программа жилья, культуры и здраво­ охранения. Правда, она начала проводиться медленно, но тем не менее мы должны констатировать, что в этом году целый ряд мероприятий Правле шя дороги и Союза направлены к тому, чтобы строить жилье на миллион двести тысяч руб. Если будет исполнено обещание Центра, по инициативе ЦК Союза, то мы получим еще значитель­ ную сумму, до 2 миллионов рублей, п перед нами встанет вопрос о том, чтобы подготовить строительный материал, потому что может не хватить ни кирпича, ни дерева. В области здравоохранения перед нами стоит настой­ чивый вопрос,— и, я думаю, Съезд подтвердит, что условия больницы на Кандалакше ниже всякой критики, и что, как мы ни бедны, надо настаивать, чтобы органы здравоохра­ нения дали нам хотя бы одну больницу. К числу такого большого строительства относится специальное мероприятие, о котором я уже говорил и скажу еще два слова, а именно, что Отдел Пути мы должны освободить от того, чтобы он занимался строительством. Все эти постройки, казенные, тяжелые, массивные, порою дубоватые. Надо стремиться к тому, чтобы дом был похож на дом, чтобы на нем был нарисован какой нибудь петух, а то наши дома такого казенного тюремного типа, что дальше ехать некуда. Отдел Пути, при всех разнообразных условиях его работы, как транспортная часть Мурманской дороги, должен зани­ маться шпалами, балластом и т. д. и быть заказчиком, а пе подрядчиком. Нужно перестроить частно-подряд­ ческую систему по условиям существования, та эконо­ мическая, политика, которая у нас сейчас есть, заклю­ чается в перестройке этой частно-подрядческой системы. Мы организовали специальный Отдел „Желстрой“ , потому что огромный рост дороги требует постановки но Форме частно-подрядческой, потому, что он будет работать де­ шевле, квалифицированные силы будут гибче, в результате чего получится прибыль, которая пойдет в Правление до­ роги на что нибудь другое. Этот аппарат будет работать дешевле и настолько специализируется в своей отрасли, что он явится не только строительным Отделом, но строи­ тельной конторой края. Рост краевой промышленности потребует соответствую­ щей строительной конторы, которая требует известного опыта. Наиболее подготовленный квалифицированный состав имеется, конечно, у нас. Целый ряд организаций, которые пытались либо сами строить, либо использовать все союзные и областные организации, вынуждены были это отбросить и перейти на основную линию, что it этом крае до его полного развития значительно труднее. Никто пе может работать дешевле аппарата самой железной дороги,— сей­ час мы имеем положительный опыт: к нам обращается целый ряд организаций с тем, чтобы наш строительный Отдел „Желстрой“ брал их работу. Если Желстрой в этом году работал на 2 миллиона для самой дороги, то па 3 мил­ лиона предлагают др. организации. Это означает, что мы должны развивать подсобные предприятия, потому что у нас будет большая клиентура. Если мы разовьем в крае легкую индустрию, то мы будем иметь готовый рынок, затем получаем новые грузы и, наконец, основной капитал остается в крае и он строится с некоторым отложением, как результат, который может быть получен от этой кон­ торы для усиления легкой индустрии благодаря тому, что это выгодно др. организациям и выгодно нам. Если осу­ ществится этот Трест, Контора, построенная на подрядче­ ских началах, освободит— к нашему обоюдному удоволь- стяию основной Отдел от этой работы и передаст работу небольшому организованному Отделу, который за короткий промежуток времени—даже при некоторой хозяйственной заминке— получит таким образом на 5 миллионов рублей работы. Если даже в этом году мы будем иметь только опыт, то в последующем будем иметь прибыль. Вот, что выявляется в о5ластм перспективы данного года; вместе с тем это ставит вопрос развития жел. дороги, а вопрос развития жел. дороги упирается в вопрос развития ее материальных средств, а вопрос ремонтных средств упирается в то положение, что если даже мы ремонтные средства получим, то у нас все ж?, нет квалифицированной силы, и так как это совпадет с общим ростом народного хозяйства, — то нехватка квалифицированной силы может нанести соответствующий удар по производству. Мне скажут, что для того, чтобы иметь эту силу, стройте в Мурманске Фабзавуч, в Кеми,—то' же самое и т. д. Я думаю, мы можем рабсилу только расквалиФицнровать, если бы па это пошли. Там, где нет совершенного обо­ рудования, этого создать нельзя В этом вопросе мы строимся на концентрации, на необходимости затраты денег на Юге для общежитие, чтобы иметь возможность готовить слесарей, токарей'и т. д., особенно там, где мы имеем вымирающие цехи котельщиков и т. д., и обучать в своих мастерских, посылать за плату на другие дороги, чтобы их получить из местных жителей. Мы знаем из опыта, что вопрос квалифицированной силы, если взять первона­ чальное капиталистическое развитие, стоит перед таким Фактом, что, чем больше совершенствовалась машина, тем наоборот бо 'ьше она деквалифицировала труд. В перво­ начальной стадии развития, когда появилась машина, эта машина создала неквалифицированную группу рабочих, по­ тому что стали применять женский и детский труд. По через некоторый промежуток времени после этого началь­ ного слова, которое сказал капитализм, получилось обрат­ ное явление: машина стала требовать высококвалифициро­ ванного труда, потому что для обслуживания их требова­ лись уже не простые слесаря, а слесарь грамотный, тре бовался монтер, требовались знания по Физике, в области механики, т. е. труд стал квалифицироваться. Сейчас очень часто мы упираемся is известное давление целой группы неквалифицированных рабочих, которые мало по­ лучают. есть курс стремления к уравнительности и т. д. В наших условиях вопрос неквалифицированного труда имеет все основания к тому, чтобы перейти в квалифици­ рованный труд. Таким образом, если в наших условиях, особенно дальше при развитии и накоплении социалисти­ ческих элементов, соответствующая машина будет сбере­ гать труд, который будет тратиться чернорабочей силой, такую машину выгодно приобретать. При капиталистиче­ ском строе другое положение: машина берется не для одного сбережения труда, а для сбережения зарплаты. Ни один капиталист не рискнет поставить машину, если она пе сберегает зарплаты. Тогда нет смысла, нет соответ­ ствующей прибавочной стоимости. Это положение ясно вам характеризует тот основной принцип, как мы должны квалифицировать рабочую силу; этот вопрос выдвигается партией н Правительством. Это программа.„индустриали­ зации1 страны, вопрос необходимости, во что бы то ни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz