Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 27-29.
Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь 27-29 условия, без приличной больницы, без пары Рентгеновских кабинетов существовать, конечно, будет очень трудно. Несмотря на запрещение расходовать из сумм колони зационного Ф онда, без утверждения Правления дороги, мы все-таки рискнули и истратили свыше 100 тыс. рублей на организацию Медвежьегорской санатории, под тем пио нерским углом зрения, что если первый опыт даст поло жительные результаты, мы, на основании этого, можем потребовать от Наркомздрава, чтобы наши туберкулезные больные ездили не в Финляндию, а в такую же климат, санаторию на Медв. Горе. И если бы не хозяйственная заминка этого года и некоторая необходимость замедлить с ростом, мы бы уже начали строить (пе мы, а страхо вые органы) в Медвежьей Горе большую санаторию, уже не на ВО коек, как это было, а на 230. Эго значило бы, что сюда вольется капитал, разовьются культурные учре ждения по части Здравоохранения, и население будет ле читься здесь. Все, что с этим связано, известное оживле ние, движение в смысле приезда и т. д., станет результатом не только железнодорожников, не только нашего узла, а В ’шб.це станет результатом органов Здравоохранения Союза. Вот основная программа жилья, культуры и здраво охранения. Правда, она начала проводиться медленно, но тем не менее мы должны констатировать, что в этом году целый ряд мероприятий Правле шя дороги и Союза направлены к тому, чтобы строить жилье на миллион двести тысяч руб. Если будет исполнено обещание Центра, по инициативе ЦК Союза, то мы получим еще значитель ную сумму, до 2 миллионов рублей, п перед нами встанет вопрос о том, чтобы подготовить строительный материал, потому что может не хватить ни кирпича, ни дерева. В области здравоохранения перед нами стоит настой чивый вопрос,— и, я думаю, Съезд подтвердит, что условия больницы на Кандалакше ниже всякой критики, и что, как мы ни бедны, надо настаивать, чтобы органы здравоохра нения дали нам хотя бы одну больницу. К числу такого большого строительства относится специальное мероприятие, о котором я уже говорил и скажу еще два слова, а именно, что Отдел Пути мы должны освободить от того, чтобы он занимался строительством. Все эти постройки, казенные, тяжелые, массивные, порою дубоватые. Надо стремиться к тому, чтобы дом был похож на дом, чтобы на нем был нарисован какой нибудь петух, а то наши дома такого казенного тюремного типа, что дальше ехать некуда. Отдел Пути, при всех разнообразных условиях его работы, как транспортная часть Мурманской дороги, должен зани маться шпалами, балластом и т. д. и быть заказчиком, а пе подрядчиком. Нужно перестроить частно-подряд ческую систему по условиям существования, та эконо мическая, политика, которая у нас сейчас есть, заклю чается в перестройке этой частно-подрядческой системы. Мы организовали специальный Отдел „Желстрой“ , потому что огромный рост дороги требует постановки но Форме частно-подрядческой, потому, что он будет работать де шевле, квалифицированные силы будут гибче, в результате чего получится прибыль, которая пойдет в Правление до роги на что нибудь другое. Этот аппарат будет работать дешевле и настолько специализируется в своей отрасли, что он явится не только строительным Отделом, но строи тельной конторой края. Рост краевой промышленности потребует соответствую щей строительной конторы, которая требует известного опыта. Наиболее подготовленный квалифицированный состав имеется, конечно, у нас. Целый ряд организаций, которые пытались либо сами строить, либо использовать все союзные и областные организации, вынуждены были это отбросить и перейти на основную линию, что it этом крае до его полного развития значительно труднее. Никто пе может работать дешевле аппарата самой железной дороги,— сей час мы имеем положительный опыт: к нам обращается целый ряд организаций с тем, чтобы наш строительный Отдел „Желстрой“ брал их работу. Если Желстрой в этом году работал на 2 миллиона для самой дороги, то па 3 мил лиона предлагают др. организации. Это означает, что мы должны развивать подсобные предприятия, потому что у нас будет большая клиентура. Если мы разовьем в крае легкую индустрию, то мы будем иметь готовый рынок, затем получаем новые грузы и, наконец, основной капитал остается в крае и он строится с некоторым отложением, как результат, который может быть получен от этой кон торы для усиления легкой индустрии благодаря тому, что это выгодно др. организациям и выгодно нам. Если осу ществится этот Трест, Контора, построенная на подрядче ских началах, освободит— к нашему обоюдному удоволь- стяию основной Отдел от этой работы и передаст работу небольшому организованному Отделу, который за короткий промежуток времени—даже при некоторой хозяйственной заминке— получит таким образом на 5 миллионов рублей работы. Если даже в этом году мы будем иметь только опыт, то в последующем будем иметь прибыль. Вот, что выявляется в о5ластм перспективы данного года; вместе с тем это ставит вопрос развития жел. дороги, а вопрос развития жел. дороги упирается в вопрос развития ее материальных средств, а вопрос ремонтных средств упирается в то положение, что если даже мы ремонтные средства получим, то у нас все ж?, нет квалифицированной силы, и так как это совпадет с общим ростом народного хозяйства, — то нехватка квалифицированной силы может нанести соответствующий удар по производству. Мне скажут, что для того, чтобы иметь эту силу, стройте в Мурманске Фабзавуч, в Кеми,—то' же самое и т. д. Я думаю, мы можем рабсилу только расквалиФицнровать, если бы па это пошли. Там, где нет совершенного обо рудования, этого создать нельзя В этом вопросе мы строимся на концентрации, на необходимости затраты денег на Юге для общежитие, чтобы иметь возможность готовить слесарей, токарей'и т. д., особенно там, где мы имеем вымирающие цехи котельщиков и т. д., и обучать в своих мастерских, посылать за плату на другие дороги, чтобы их получить из местных жителей. Мы знаем из опыта, что вопрос квалифицированной силы, если взять первона чальное капиталистическое развитие, стоит перед таким Фактом, что, чем больше совершенствовалась машина, тем наоборот бо 'ьше она деквалифицировала труд. В перво начальной стадии развития, когда появилась машина, эта машина создала неквалифицированную группу рабочих, по тому что стали применять женский и детский труд. По через некоторый промежуток времени после этого началь ного слова, которое сказал капитализм, получилось обрат ное явление: машина стала требовать высококвалифициро ванного труда, потому что для обслуживания их требова лись уже не простые слесаря, а слесарь грамотный, тре бовался монтер, требовались знания по Физике, в области механики, т. е. труд стал квалифицироваться. Сейчас очень часто мы упираемся is известное давление целой группы неквалифицированных рабочих, которые мало по лучают. есть курс стремления к уравнительности и т. д. В наших условиях вопрос неквалифицированного труда имеет все основания к тому, чтобы перейти в квалифици рованный труд. Таким образом, если в наших условиях, особенно дальше при развитии и накоплении социалисти ческих элементов, соответствующая машина будет сбере гать труд, который будет тратиться чернорабочей силой, такую машину выгодно приобретать. При капиталистиче ском строе другое положение: машина берется не для одного сбережения труда, а для сбережения зарплаты. Ни один капиталист не рискнет поставить машину, если она пе сберегает зарплаты. Тогда нет смысла, нет соответ ствующей прибавочной стоимости. Это положение ясно вам характеризует тот основной принцип, как мы должны квалифицировать рабочую силу; этот вопрос выдвигается партией н Правительством. Это программа.„индустриали зации1 страны, вопрос необходимости, во что бы то ни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz