Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 27-29.
№ 27— 29 Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь К этим основным цифрам я должен прибазить, что его производственная программа равна 8 ‘Д милл. руб. Потре бителем но этой программе— на сумму 31/ 2 милл. руб.— является сама Мурманская жел. дор., а остальное падает на снабжение 7 др. железных дорог, которые заинтересо ваны в Мурманской жел. дор., как в Тресте, который снабжает. Мы от этого не прогадали ни в смысле льгот, которые удалось получить, ни в смысле накоплений, которые удастся произвести за счет других дорог. Вполне естественно задать вопрос: при чем же тут Желрыба? Мы имеем лес, правда, в трудных условиях но целому ряду озер и т. д., но дело в том, что для того, чтобы обрабатывать лес требуется еще 2 элемента: первый— люди, второй элемент, очень важный, заключается в необ ходимости иметь жилье для людей и продовольствие. Без этих 2 моментов человек жить не может. Для того, чтобы иметь людей, нужно этих людей откуда то. ввести; а у нас требуется 4— 5 дней на проезд, плюс суточная стоимость, и на 8.000 чел. людей и 4.000 лошадей это составляет очень, солидную цифру, с которой приходится считаться. Если даже после этих затрат мы бы этих людей привезли, то мы не имеем гарантии выполнения задания, потому что этим людям нужно жилье, надо строить бараки и надо питаться,— это на протяжении 1.600 верст, при чем в не которых местах мы имеем расстояния 100— 200 верст от линии жел. дороги. Опыты 22-го года, когда у нас снаб жение являлось уделом самого лесозаготовителя, привели it одним судебным процессам. Мы произвели отделение снабжения от лесозаготовителя, передав его совершенно иной организации, которая называется „Желрыбой1-, с тем, однако, что в результате правильного снабжения, т. е. наи более дешевого, результаты накопления, которые получаются, она будет иметь возможность употребить на усиление и развитие второго местного груза, каким, помимо леса, является рыба. В результате мы имеем правильность той экономической стратегии, о которой я говорил вначале. Мы сейчас по грузообороту Желлеса имеем цифру в 8.000.000 пудов, цифру, равную импорту прошлого года. Это та цифра, которую все всесоюзные тресты давали в прошлом году. Это наиболее наглядно характеризует нашу грандиозную работу, где приходится перерабатывать 12.000 вагонов,— эта цифра не маленькая. Благодаря тому, что трудность получения хлеба из Сибири и т. п. совер шенно не является заботой Желлеса, а является заботой иной организации, мы и имеем возможность выполнения задания. Мало того, эта же организация в условиях раз вернутых работ летом но строительству тоже продолжает кормить людей, потому что там одна дача червонца ничего не говорит, потому что там нужны условия в этот момент с точки зрения не только наличия товара, но и продукта. Приходится иметь свои хлебопекарни, завозить скот на убой, так как там нет рынка. Благодаря некоторому накоплению, которое получается, мы имеем возможность дать новый груз дороге -рыбу и новые промышленные элементы, выражающиеся в лесо пильных заводах Желлеса, которые, помимо основного ка питала, явлпотся базой для оседания 300 квалифициро ванных рабочих на каждом. Мы таких заводов будем иметь 4 и, следовательно, 1.200 дополнительных новых колонистов, квалифицированных рабочих. Далее мы имеем консервный завод, будем строить холодильники, для кото рых нужен дополнительный штат, и т. д. Если коснуться ци®р, то можем констатировать, что Желрыба заготовила в 24/25 г. 36.370 пудов, а в 1926 году 189.889 нудов рыбы. Цифра, как будто, в процентах большая, а на самом деле она ничтожна, потому что ра боту можно развить на миллионы пудов, по для этого нужно вложить и миллион рублей, т. е. таких денег, ко торых у нас нет. Сейчас мы все ведем в малом объеме. Селедку ловить трудно и поэтому работа надает. Самое большое место по улову ее — это Кандалакша, где мы устроили ветку на 12 верст, а рыба пошла на другое место. Но, возможно, что она опять придет туда, где мы имеем готовую ветку. Эго доказывает, что вопрос у нас не изучен. Между тем, ветка должна стать одним из характерных моментов. Чтобы вам подтвердить это, я при веду маленький экономический эксперимент. Мне случайно пришлось присутствовать на океане, когда шла треска. Вместо трески было выловлено в океане окуней морских пудов 500, и мы решили, что их надо отправить в Ленинград, пусть там разберут и посмотрят, что это за окунь океан ский. Говорят, что когда окуня привезли, то надо было спять телефонные трубки, такое было большое предложение на этот товар из всех учреждений, просили дать хотя бы полиудика. Между тем, будь у нас пароходы с рефрежи- раторами, будь у нас холодильники в Мурманске, можно было бы каждым почтовым поездом отправлять, как это практиковалось в Астрахани при развитии там рыбных промыслов. Но нехватка средств не дает возможности выполнить это пожелание. Пересмотр генеральной линии Из выслушанного доклада и основных ц и ф р можно сделать заключение, что рост нашей дороги в части экспло- атации улучшился и продолжает улучшаться, подсобные предприятия растут и их основная задача по увеличению грузов дороги точно также выполняется. Колонизационная деятельность также, по условиям и рессурсам, идет. Значит в целом вся паша экономическая стратегия выполнена с другой же стороны тот план, та генеральная линия, которую Мурманская дорога поставила в области колони- зационн й работы, что Мурманская дорога есть колони зационная ось края— линия правильная, потому что история и время - лучшая проверка этого, и вот что напрашивается из всего этого. Перед Мурманской дорогой стоит новая трудная задача, очень ответственный момент, который выражается в по пытках пересмотра этой генеральной линии, в некотором стремлении объединить наши центральные, экономические, регулирующие органы. Что это не так, что это должно видоизменяться в целом не только; как у транспортников или железнодорожников, но и под углом зрения правиль ности того плана и результатов, которые мы получили за 3 года, заставляет до известной степени беспокоиться. И вот, в этой части назревающих опасностей есть главная: на каком же Фоне работа будет развертываться в данный или последующие годы и какие при этом можно уловить перспективы, как это развитие будет идти, какие нужны соответствующие мероприятия для обеспечения этой, так сказать, генеральной линии, затем дать развитие дороги, как в ее транспортной части, так и в росте подсобных предприятий. Я позволю себе остановиться по всем этим основным моментам. Квалификация рабсилы Для того, чтобы дорога могла развиваться, перед нами сейчас же стоит вопрос о квалификации рабочеп силы. Этот же вопрос имеется и здесь в наказе к делегатам на Дорожный Съезд и поставлен, по моему, правильно. Под ходя к этому вопросу, следует отметить, что Правление дороги на 1925/26 год ставило своей задачей, прежде всего, и в этом отношении у нас была полная солидар ность с Союзом, что перед нами в текущем году стоят три основных задачи: жилища, культура, здравоохранение, считая, что основным вопросом в подборе квалификации и сохранении агентов, как постоянных, есть жилье; второй вопрос — культура, школы и клубы. Конечно, без клуба не только, что запьешь, а прямо завоешь. На Севере у нас условий для того, чтобы иметь подхо ящий клуб; не было. И третье, имея даже жилье, имея некоторое культурное развлечение, без здравоохранения, учитывая клпм.тгнческие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz