Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 27-29.

№ 27— 29 Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь К этим основным цифрам я должен прибазить, что его производственная программа равна 8 ‘Д милл. руб. Потре­ бителем но этой программе— на сумму 31/ 2 милл. руб.— является сама Мурманская жел. дор., а остальное падает на снабжение 7 др. железных дорог, которые заинтересо­ ваны в Мурманской жел. дор., как в Тресте, который снабжает. Мы от этого не прогадали ни в смысле льгот, которые удалось получить, ни в смысле накоплений, которые удастся произвести за счет других дорог. Вполне естественно задать вопрос: при чем же тут Желрыба? Мы имеем лес, правда, в трудных условиях но целому ряду озер и т. д., но дело в том, что для того, чтобы обрабатывать лес требуется еще 2 элемента: первый— люди, второй элемент, очень важный, заключается в необ­ ходимости иметь жилье для людей и продовольствие. Без этих 2 моментов человек жить не может. Для того, чтобы иметь людей, нужно этих людей откуда то. ввести; а у нас требуется 4— 5 дней на проезд, плюс суточная стоимость, и на 8.000 чел. людей и 4.000 лошадей это составляет очень, солидную цифру, с которой приходится считаться. Если даже после этих затрат мы бы этих людей привезли, то мы не имеем гарантии выполнения задания, потому что этим людям нужно жилье, надо строить бараки и надо питаться,— это на протяжении 1.600 верст, при чем в не­ которых местах мы имеем расстояния 100— 200 верст от линии жел. дороги. Опыты 22-го года, когда у нас снаб­ жение являлось уделом самого лесозаготовителя, привели it одним судебным процессам. Мы произвели отделение снабжения от лесозаготовителя, передав его совершенно иной организации, которая называется „Желрыбой1-, с тем, однако, что в результате правильного снабжения, т. е. наи­ более дешевого, результаты накопления, которые получаются, она будет иметь возможность употребить на усиление и развитие второго местного груза, каким, помимо леса, является рыба. В результате мы имеем правильность той экономической стратегии, о которой я говорил вначале. Мы сейчас по грузообороту Желлеса имеем цифру в 8.000.000 пудов, цифру, равную импорту прошлого года. Это та цифра, которую все всесоюзные тресты давали в прошлом году. Это наиболее наглядно характеризует нашу грандиозную работу, где приходится перерабатывать 12.000 вагонов,— эта цифра не маленькая. Благодаря тому, что трудность получения хлеба из Сибири и т. п. совер­ шенно не является заботой Желлеса, а является заботой иной организации, мы и имеем возможность выполнения задания. Мало того, эта же организация в условиях раз­ вернутых работ летом но строительству тоже продолжает кормить людей, потому что там одна дача червонца ничего не говорит, потому что там нужны условия в этот момент с точки зрения не только наличия товара, но и продукта. Приходится иметь свои хлебопекарни, завозить скот на убой, так как там нет рынка. Благодаря некоторому накоплению, которое получается, мы имеем возможность дать новый груз дороге -рыбу и новые промышленные элементы, выражающиеся в лесо­ пильных заводах Желлеса, которые, помимо основного ка­ питала, явлпотся базой для оседания 300 квалифициро­ ванных рабочих на каждом. Мы таких заводов будем иметь 4 и, следовательно, 1.200 дополнительных новых колонистов, квалифицированных рабочих. Далее мы имеем консервный завод, будем строить холодильники, для кото­ рых нужен дополнительный штат, и т. д. Если коснуться ци®р, то можем констатировать, что Желрыба заготовила в 24/25 г. 36.370 пудов, а в 1926 году 189.889 нудов рыбы. Цифра, как будто, в процентах большая, а на самом деле она ничтожна, потому что ра­ боту можно развить на миллионы пудов, по для этого нужно вложить и миллион рублей, т. е. таких денег, ко­ торых у нас нет. Сейчас мы все ведем в малом объеме. Селедку ловить трудно и поэтому работа надает. Самое большое место по улову ее — это Кандалакша, где мы устроили ветку на 12 верст, а рыба пошла на другое место. Но, возможно, что она опять придет туда, где мы имеем готовую ветку. Эго доказывает, что вопрос у нас не изучен. Между тем, ветка должна стать одним из характерных моментов. Чтобы вам подтвердить это, я при­ веду маленький экономический эксперимент. Мне случайно пришлось присутствовать на океане, когда шла треска. Вместо трески было выловлено в океане окуней морских пудов 500, и мы решили, что их надо отправить в Ленинград, пусть там разберут и посмотрят, что это за окунь океан­ ский. Говорят, что когда окуня привезли, то надо было спять телефонные трубки, такое было большое предложение на этот товар из всех учреждений, просили дать хотя бы полиудика. Между тем, будь у нас пароходы с рефрежи- раторами, будь у нас холодильники в Мурманске, можно было бы каждым почтовым поездом отправлять, как это практиковалось в Астрахани при развитии там рыбных промыслов. Но нехватка средств не дает возможности выполнить это пожелание. Пересмотр генеральной линии Из выслушанного доклада и основных ц и ф р можно сделать заключение, что рост нашей дороги в части экспло- атации улучшился и продолжает улучшаться, подсобные предприятия растут и их основная задача по увеличению грузов дороги точно также выполняется. Колонизационная деятельность также, по условиям и рессурсам, идет. Значит в целом вся паша экономическая стратегия выполнена с другой же стороны тот план, та генеральная линия, которую Мурманская дорога поставила в области колони- зационн й работы, что Мурманская дорога есть колони­ зационная ось края— линия правильная, потому что история и время - лучшая проверка этого, и вот что напрашивается из всего этого. Перед Мурманской дорогой стоит новая трудная задача, очень ответственный момент, который выражается в по­ пытках пересмотра этой генеральной линии, в некотором стремлении объединить наши центральные, экономические, регулирующие органы. Что это не так, что это должно видоизменяться в целом не только; как у транспортников или железнодорожников, но и под углом зрения правиль­ ности того плана и результатов, которые мы получили за 3 года, заставляет до известной степени беспокоиться. И вот, в этой части назревающих опасностей есть главная: на каком же Фоне работа будет развертываться в данный или последующие годы и какие при этом можно уловить перспективы, как это развитие будет идти, какие нужны соответствующие мероприятия для обеспечения этой, так сказать, генеральной линии, затем дать развитие дороги, как в ее транспортной части, так и в росте подсобных предприятий. Я позволю себе остановиться по всем этим основным моментам. Квалификация рабсилы Для того, чтобы дорога могла развиваться, перед нами сейчас же стоит вопрос о квалификации рабочеп силы. Этот же вопрос имеется и здесь в наказе к делегатам на Дорожный Съезд и поставлен, по моему, правильно. Под­ ходя к этому вопросу, следует отметить, что Правление дороги на 1925/26 год ставило своей задачей, прежде всего, и в этом отношении у нас была полная солидар­ ность с Союзом, что перед нами в текущем году стоят три основных задачи: жилища, культура, здравоохранение, считая, что основным вопросом в подборе квалификации и сохранении агентов, как постоянных, есть жилье; второй вопрос — культура, школы и клубы. Конечно, без клуба не только, что запьешь, а прямо завоешь. На Севере у нас условий для того, чтобы иметь подхо ящий клуб; не было. И третье, имея даже жилье, имея некоторое культурное развлечение, без здравоохранения, учитывая клпм.тгнческие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz