Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 16.
2 Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь № 16 СозданиеИнститута Комиссаров Создание объединения Комиссаров всех органов Военведа, равно и руководство ими поставило вопрос перед Бюро Военных Ко миссаров о необходимости создания Инсти тута Комиссаров Военных Сообщений и лишь от Военного Ведомства. С другой стороны, отдельные работники железных дорог забра сывали Всеросийское Бюро Военных Комис саров отдельными вопросами по военным со общениям, но для ответов не было никакого аппарата. Назначенный ЦУПВОСО Комисса ром Военных Сообщений южного фронта в Во ронеже тов. Дмитриев послал ряд запросов во Всебюркомвоен. Запросы этого Комиссара для Бюро были неожиданны, ибо ни учета Военко мов этой отрасли, ни аппарата Бюро не имело. Создание Института Военных Комиссаров по путям сообщения и организация Железнодо рожного Отдела Всебюркомвоен диктовались самой жизнью и были поручены тов. Юрене- вым мне. Параллелизм н первоначальная работа Отдела С самого начала, и по суТи строительства ’ Комиссарского аппарата, создался неизбежный параллелизм. Строился технический аппарат еще слабого ЦУПВОСО, с другой стороны, очень быстро был построен железнодорожный Отдел Военных Сообщений Всебюркомвоен, который должен был объединять, учитывать, пе ремещать и руководить исключительно комис сарским составом. Отдел был создан, если память мне не изменяет, в августе 1918 г. За 3-х месячный период деятельности удалось произвести назначение Комиссаров фронтов дорог и всех почти Комендантских Управлений станций. Медленно развивавшаяся работа ЦУПВОСО, неусвоение новых задач еще старыми комендантами, требовали в части технических функций, равно и отдельных поручений по общему ходу событий, темпу и дерективам Военного Ведомства или наших высших центральных органов, установления сильнейшей связи с комиссарским составом, который, хотя и не руководил технически,— подбадривал, контролировал и был пре красным органом связи. Так во время дей ствия под Казанью, когдатребовалась быстрота выяснения отдельных вопросов ибыстрота ответов, то и тов. Троцкий иногда пользовался железнодо рожным Отделом Бюро, который, при налаженной связи с Военкомамистанций, выполнял быстро те или иные задания. Тов. Склянский пользовался аппаратом Бюро, докладывая иногда СТО ответы отдельных учреждений ряда губерний, получая их в несколько минут до начала или во время обсуждения данного вопроса. Это был в то время мощный орган связи, подсобный,.осно ванный на подборе деятельного кадра Воен комов с революционным темпом в работе, особенно ценным в тот период. Специальные Функции и гибкость Отдела В короткое время число Военкомов значи тельно выросло, равно и Отдел Военных Сооб щений установил тесную связь с Московским Округом и Комиссариатов Путей Сообщения. Отдельные функции проезда по железным дорогам, отправление политработников Крас ней армии, требовавшее быстроты их продви жения, и вместе с тем согласованность дей ствий или с Округом Путей Сообщения или Комиссариатом и фактическое проведение преодоления формальностей на вокзалах, все это не могло вестись через технический аппа рат ЦУПВОСО, занятый текущей оперативно воинской работой, а велось через Комиссар ский аппарат при Комендантских Управлениях и через Бюро Военных Комиссаров. Посте пенно широкий круг слоев и <эрганизации Военного Ведомства свыкались с железно дорожным Отделом Военных Сообщений. Быстрота спранок, необходимость согласован ных действий с Округом и медленность отве тов ЦУПВОСО, все направляло струю в тот орган, который быстро выполнял, хотя это был орган, основанный на персональном подборе людей сверху до низу, тесной увязке в работе между Отделом и Коллегией Округа НКПС (В Коллегии состояли Ледовской, Савицкий, Иванов В. Ф. и Зимин). Помню случай, когда по телеграмме Всенкома Гоппиуса экстренно требовалась переброска порохового поезда с за падного фронта на южный и таковая была вы полнена в 4-х 5-дневный срок, с непосредствен ным контролем в пределах Московского Округа черезКомиссаров Московского и Южного Округов. Этот поезд удалось доставить на южный фронт во время. Эта крупная задача, произведенная правда в нарушение правил эксплоатации жел. дорог, продиктованная, необходимостью и со стоянием инженерной обороны фронта, была, однако, по существу решена и решена пра вильно. Рост параллелизма Не буду останавливаться на целом ряде дру гих примеров. Создавался параллелизм между железнодорожным Отделом и ЦУПВОСО, осо бенно между Комиссаром ЦУПВОСО, который, хотя и был подчинен Всероссийскому Бюро Военных Комиссаров, тем не менее функции по следнего лишали его руководства Воен. Комис сарами. Перемещение и воздействие на Воен комов должны были Комиссаром ЦУПВОСО проводиться через Бюро. Комиссары станций и дорог могли обжаловать действия Комис-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz