Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1926 г. № 16.

2 Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь № 16 СозданиеИнститута Комиссаров Создание объединения Комиссаров всех органов Военведа, равно и руководство ими поставило вопрос перед Бюро Военных Ко ­ миссаров о необходимости создания Инсти­ тута Комиссаров Военных Сообщений и лишь от Военного Ведомства. С другой стороны, отдельные работники железных дорог забра­ сывали Всеросийское Бюро Военных Комис­ саров отдельными вопросами по военным со­ общениям, но для ответов не было никакого аппарата. Назначенный ЦУПВОСО Комисса­ ром Военных Сообщений южного фронта в Во­ ронеже тов. Дмитриев послал ряд запросов во Всебюркомвоен. Запросы этого Комиссара для Бюро были неожиданны, ибо ни учета Военко­ мов этой отрасли, ни аппарата Бюро не имело. Создание Института Военных Комиссаров по путям сообщения и организация Железнодо­ рожного Отдела Всебюркомвоен диктовались самой жизнью и были поручены тов. Юрене- вым мне. Параллелизм н первоначальная работа Отдела С самого начала, и по суТи строительства ’ Комиссарского аппарата, создался неизбежный параллелизм. Строился технический аппарат еще слабого ЦУПВОСО, с другой стороны, очень быстро был построен железнодорожный Отдел Военных Сообщений Всебюркомвоен, который должен был объединять, учитывать, пе­ ремещать и руководить исключительно комис­ сарским составом. Отдел был создан, если память мне не изменяет, в августе 1918 г. За 3-х месячный период деятельности удалось произвести назначение Комиссаров фронтов дорог и всех почти Комендантских Управлений станций. Медленно развивавшаяся работа ЦУПВОСО, неусвоение новых задач еще старыми комендантами, требовали в части технических функций, равно и отдельных поручений по общему ходу событий, темпу и дерективам Военного Ведомства или наших высших центральных органов, установления сильнейшей связи с комиссарским составом, который, хотя и не руководил технически,— подбадривал, контролировал и был пре­ красным органом связи. Так во время дей­ ствия под Казанью, когдатребовалась быстрота выяснения отдельных вопросов ибыстрота ответов, то и тов. Троцкий иногда пользовался железнодо­ рожным Отделом Бюро, который, при налаженной связи с Военкомамистанций, выполнял быстро те или иные задания. Тов. Склянский пользовался аппаратом Бюро, докладывая иногда СТО ответы отдельных учреждений ряда губерний, получая их в несколько минут до начала или во время обсуждения данного вопроса. Это был в то время мощный орган связи, подсобный,.осно­ ванный на подборе деятельного кадра Воен­ комов с революционным темпом в работе, особенно ценным в тот период. Специальные Функции и гибкость Отдела В короткое время число Военкомов значи­ тельно выросло, равно и Отдел Военных Сооб­ щений установил тесную связь с Московским Округом и Комиссариатов Путей Сообщения. Отдельные функции проезда по железным дорогам, отправление политработников Крас­ ней армии, требовавшее быстроты их продви­ жения, и вместе с тем согласованность дей­ ствий или с Округом Путей Сообщения или Комиссариатом и фактическое проведение преодоления формальностей на вокзалах, все это не могло вестись через технический аппа­ рат ЦУПВОСО, занятый текущей оперативно­ воинской работой, а велось через Комиссар­ ский аппарат при Комендантских Управлениях и через Бюро Военных Комиссаров. Посте­ пенно широкий круг слоев и <эрганизации Военного Ведомства свыкались с железно­ дорожным Отделом Военных Сообщений. Быстрота спранок, необходимость согласован­ ных действий с Округом и медленность отве­ тов ЦУПВОСО, все направляло струю в тот орган, который быстро выполнял, хотя это был орган, основанный на персональном подборе людей сверху до низу, тесной увязке в работе между Отделом и Коллегией Округа НКПС (В Коллегии состояли Ледовской, Савицкий, Иванов В. Ф. и Зимин). Помню случай, когда по телеграмме Всенкома Гоппиуса экстренно требовалась переброска порохового поезда с за­ падного фронта на южный и таковая была вы­ полнена в 4-х 5-дневный срок, с непосредствен­ ным контролем в пределах Московского Округа черезКомиссаров Московского и Южного Округов. Этот поезд удалось доставить на южный фронт во время. Эта крупная задача, произведенная правда в нарушение правил эксплоатации жел. дорог, продиктованная, необходимостью и со­ стоянием инженерной обороны фронта, была, однако, по существу решена и решена пра­ вильно. Рост параллелизма Не буду останавливаться на целом ряде дру­ гих примеров. Создавался параллелизм между железнодорожным Отделом и ЦУПВОСО, осо­ бенно между Комиссаром ЦУПВОСО, который, хотя и был подчинен Всероссийскому Бюро Военных Комиссаров, тем не менее функции по­ следнего лишали его руководства Воен. Комис­ сарами. Перемещение и воздействие на Воен­ комов должны были Комиссаром ЦУПВОСО проводиться через Бюро. Комиссары станций и дорог могли обжаловать действия Комис-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz