Бюллетень Управления Мурманской ж. д. 1924 г. № 63.
Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь № 63. Мною неоднократно в разных статьях „Вестника Мурмана" указывалось, что, уже имея в основе своего грузооборота экспортное направление, Мурманская ж. д. сможет в своем менее загруженном направлении, т. е. импортном, к югу, дать льготные тарифы на лесные ма териалы для внутреннего рынка. Сейчас, с переходом к дороге Мурманского порта и с проектируемым ремонтом его, приближается оконча тельная возможность усиления экспортно-импортной ра боты Мурманска. Надо все же помнить, что географически последний стоит близко ко многим портам Англии, а Англия была и будет крупной потребительницей русского леса. Для экспортного леса надо дать такие тарифы, чтобы лесные грузы со всего северного района шли на Мурманск по железной дороге. Сейчас дать какие-либо калькуляции перевозки леса в заморском сообщении через Мурманск трудно, так как ни в одной фрахтовой сводке пока еще не удалось найти даже намеков на мурманские фрахты. Это и естественно, морские фрахты всегда были частным соглашением между отправителями и судовладельцами—в зависимости, глав ным образом, от состояния пароходного рынка. Сейчас говорить о таком рынке на Мурманск еще не прихо дится за незначительностью перевозок в этом напра влении по сравнении с общими морскими перевозками. A priori, однако, можно сказать, как это мною уже неоднократно и отмечалось на страницах настоя щего журнала, что фрахтовая конъюнктура все же за нас. Как известно, действующие железнодорожные и таможенные тарифы в Мурманском направлении по строены так, что, в виду значительных скидок на ряд массовых грузов—хлеб, хлопок и др., гарантируется прочный грузооборот через Мурманский порт в обе сто роны, устраняя во многом вопрос о порожняке тоннажа. А это обстоятельство чрезвычайно удешевляет фрахты. Когда в Мурманске будут построены лесные складочные помещения, всегда можно будет выдержать некоторое время лесной груз на складе в ожидании попутного порожнего парохода. Надо думать, что таким порядком проще и выгоднее будет отправлять крепежный лес в восточные угольные порты Англии. Тот же Ливерпуль, который должен бу дет снабжать нас хлопком, даст обратный тоннаж для леса. Ближе стоящий к Мурманску, чем к Балтийским портам, Ливерпуль, предъявивший перед германской войной повышенный спрос на хвойный лес из балтий ских портов, мог бы вполне удовлетворяться Мурман ским экспортом; прежде же русский лес переотправлялся в Ливерпуль из портов восточного побережья Англии каботажем или по каналам- Насколько вообще Россия играла в до военное время ридную роль в торговле лесом с Англией, усматривается из следующей таблицы за 1913 г. *) ввоза в Англию пиленого и струганого леса из разных стран: Лоды**) Россия.......................... Швеция....................... Норвегия.................... Сев.-А.-Соед. Штаты Канада ....................... Другие страны . . , Тоже круглого тесаного леса и рудничного (питпропсы) ...................... клепки и красного дерева . . . 8.862.844 1.370.998 294.617 510.598 961.539 186.046 6.636.137 4.380.321 573.353 4.953.674 11.589.811 А всего При этом интересно привести следующую таблицу, иллюстрирующую возрастание значения русского леса на английском рынке. Г 0 д Л 1913 1911 1909 1907 1905 1903 В п р о ц е н г а х. Русский лес. . • ................. 51 47 46 37 35 29 Скандинавский лес . . . . 25 25 25 32 34 33 Северо-американский . . . 22 26 27 28 28 33 Также следует помнить, что, в связи с истощением запасов леса в других странах, Россия могла бы занять монопольное положение на английском рынке. Это безусловно надо принять во внимание, говоря о возможности создания на севере солидной лесной промыш ленности. Главными портами в прошлом ввоза в Англию (останавливаюсь на Англии еще и потому, что англий ские рынки значительно тяготеют к Мурманску) рус ского леса были: Лондон, Ныокастль на/Т, Вест-Гарт- лепуль, Сундерландский порт, Литский порт, порты на Клайде, Гулль, Ливерпуль и др. Изучать английские лесные рынки наша дорога должна также тщательно, как и районы, по которым проходит ее магистраль. 6. Заключение Изложенное должно вселить уверенность, что лес ные начинания Мурманской ж. д. должны дать реаль ные результаты, потому что за это говорят не только *) Международная лесная торговля и участие в ней России. К. К. Гринвальд. СПБ. 1914 г., изд. М-ва Торг. и Пром. **) Лод—50 куб. футов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz