Бюллетень Управления Мурманской ж. д. 1924 г. № 61-62.
№ 61. Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь 3 -Здесь мы увидим прежде всего, как те и другие будут добиваться снижения цен: лесные предприятия— цен Желрыбы и Хозматериального Отдела, а последнее— продукции лесных предприятий; надо полагать, что Желрыба в дальнейшем, как рыбопромышленная органи зация, предъявит значительный спрос лесопильным заво дам дороги и др. по утилизации древесины на всякого рода строительные материалы и на тару. Добиваясь снижепия цен Желрыбы и Уозматериаль- ного Отдела, лесные предприятия должны будут проявить в этом твердую политику, иначе конкурентные условия сбыта излишков лесной продукции заввдов и лесоразра боток поставят вопрос о предоставлении им права само стоятельной покупки необходимого продовольствия и прочего снабжения. Проявляя же эту твердую политику, сами пред приятия тогда могут иметь под собою реальную почву, когда, в свою очередь, они дадут своим дорожным кон трагентам уверенность в получении дешевых лесомате риалов, тары и проч. Вот почему мы встретимся со стремлением снижения цен на лесоматериалы не только со стороны дороги, как потребительницы, но и со стороны самих предприятий, т. е. производителей, хотя и монополистов по отношению к дороге, конечно, еслй, как сказано выше, последняя умелою своею политикою сможет создать отдушину, через которую предприятия дороги все же будут приспо собляться к рынкам и в процессе конкуренции—соответ ственно понижать себестоимость своей продукции. Таким образом, можно заранее сказать, что указан ная монополия в замкнутом круге единого хозяйства дороги не должна вызвать каких-либо опасений на счет монопольных цен на лесоматериалы. Весьма благоприятным условием сказанному должно явиться следующее: как известно, одним из существен ных требований снижения себестоимости продукции, наряду с полной нагрузкой предприятия, является и максимальное использование сырья. Обращаясь к тому факту, что лесные предприятия прежде всего обслужи вают дорогу, мы видим чрезвычайно благоприятствующее удешевлению себестоимости их продукции обстоятель ство—разнообразный спрос со стороны дороги на пиле ный материал, который гарантирует в смысле сбыта максимальную возможность распиловки бревен, доводя утилизацию древесины до 65°/0, в то время, как, напри мер, иностранный рынок, номенклатурно суживая свой спрос и ставя к тому же более высокие требования чистоты обреза пиленого материала и °/0 влажности, дает полезный выход древесины не более 50—55®/0. Разница в эти 10°/0 является во многом следствием того, что железнодорожное хозяйство предъявляет самый разнообразный спрос на лесные материалы, давая тем самым заводу, работающему на дорогу, возможность использования древесины в полной мере, А это в Мурманских условиях, за отсутствием достаточного мест ного спроса на лесоматериалы, со стороны населения и вообще за удаленностью рынков сбыта, имеет существен ное значение. Для примера можно указать на горбыли, которые при обыкновенной распиловке дерева могли бы итти на обшивку шахт и вообще, как на малоценный материал, не выдерживающий дальней транспортировки. Конечно, если бы не железная дорога, то в мурманских условиях материал этот не представлял бы той ценности, какую он имеет сейчас, когда при установке специаль ной пилы может быть обработан на планки для снего вых щитов и на укупорочный материал для Желрыбы. Также и обрезки могут итти—узкие на распилку реек, а более широкие на ящичный материал для той же Желрыбы. Все это, давая заводу, работающему на дорогу, воз можность максимального использования древесины при распиловке, значительно понизит и себестоимость его продукции. Обращаясь к заказам дороги ее лесопильным заво дам, мы встречаем самый разнообразный материал, на чиная от тонкой вагонной обшивки, до толстых досок для нужд достройки, между тем, как, например, в ми нувшем марте британские импортеры покупали только ходовые размеры, главным образом, бордсы °/ i " и 1/ в " , кровельные батенсы и размер 2" X 4 '', в котором ощу щается большой недостаток. Другие размеры, например, 3 " Х 9 " , 10” и И " , 272 X 8 ", б1/*" и Г /а" бордсы не покупаются даже по пониженным ценам. На этом примере видно, насколько заводам будет трудно вести свои операции за границей, приспосо бляясь вообще к изменчивой конъюнктуре международ ного рынка, с его высоким требованием на качество материалла— чистоту обреза и °/0 влажности. Здесь боль шое значение будет иметь марка завода, но это дело трудное; вот почему еще много хозяйственных усилий придется приложить дороге и ее заводам, чтобы марка Мурманских предприятий, заняла прочное положение на лесном рынке. (Окончание следует). А . Арнольдов. Ленинград. \ * f' t •’- \ .V *' Vv. > ’ ЛлAJUА ‘1 <<:- '•Л'/’v'yi ' ’
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz