Бюллетень Управления Мурманской ж. д. 1924 г. № 61-62.
Политика лесопромышленности дороги (лесоразра ботки, лесопильные заводы) и вообще связанной с нею промышленности по утилизации древесины (механическая и химическая обработка дерева— бондарно-клепочное производство, картонное, целлюлозное и др.), а так же политика и самой дороги в отношении этих предприятий, если не полностью, то в значительной мере сейчас опре деляется следующими тремя положениями: а) гарантией сбыта для большей доли продукции названных 1предприятий, б) финансовою солидарностью (взаимною заинтересованностью) между дорогою и пред приятиями и в) тарифными возможностями, т. е. подразделяется на хозяйственную, финансовую и тарифную. Правильные в этом направлении подходы должны сделать первые шаги молодой промышленности уверен ными и ровными. Представим себе, что пускаемые сейчас дорогою два лесопильных завода — Медвежегорский и Хибинский, эксплоатируются каким-нибудь иным владельцем. Тогда с уверенностью пришлось бы сказать, что политика этих заводов значительно изменилась бы в сравнении с той, какая диктуется им сейчас, поскольку они нахо дятся в руках дороги. Прежде всего перед заводами встал бы вопрос о сбыте своей продукции. Конечно, как и в данном случае, не исключалась бы возможность ра боты этих заводов на нужды дороги, но все же вряд ли, чтобы они могли подойти к этой поставке так просто, как они подходят сейчас, когда за ними монополизи руются права поставки своей продукци на дорогу, обес печивающие уверенный сбыт. Фактически это есть наи более выгодная по отношению к предприятиям протек ционная политика со стороны дороги й прежде всего потому, что она в значительной мере устраняет риск предприятия. А что это так, что вновь организованное в обстановке малозаселенного и отдаленного края пред приятие будет поставлено в условия известного риска, можно заранее сказать, потому, что вряд ли подобное предприятие могло рассчитывать на значительный местный спрос и за своею удаленностью от потребляемых центров вынуждено было бы или подчиниться тем условиям, какие поставила бы ему дорога, как потребительница, или во всяком случае, по началу выдержать значительный на кладной расход по организации своего сбыта на отда ленные рынки, конкурируя с целым рядом крупных предприятий, уже наладивших свои отношения с вну тренним и внешним рынками. С другой стороны, можно ожидать и вполне естествен ного возражения против закрепления за лесными пред приятиями дороги прав указанной монопольной поставки лесоматериалов, сводящегося к тому, что может быть jbto т хозяйственный подход к делу, в результате которого дорога встретится с невыгодным, в смысле цен, для себя поставщиком в лице своих предприятий, поставленных в преимущественное перед другими пред приятиями положение. Вот почему все это обязывает дорогу так наладить работу своих лесных предприятий, чтобы цепы на про дукцию последних вполне гарантировала^ бы выгодную для дороги сделку. И вот, здесь мы вплотную подходим к затронутому вопросу—о политике лесных предприятий дороги и ее ' самой в отношении последних. 3. Политика в хозяйственной области. Обе стороны заинтересованы в возможном снижении себестоимости продукции лесоматериалов. Что дорога заинтересована в этом—вполне естественно. А что заинтересованы в этом и сами предприятия, что и у них также имеется известный стимул к понижению своей себестоимости, можно заключить из следующего: Предоставляя предприятиям монопольные права по ставки для дороги лесных материалов, последняя оста вляет за ними свободу реализации той части продукции, которая выработана ими сверх задания дороги. Ясно, что предприятия тогда только смогут закрепить за собою фактическую возможность реализации этих излишков, когда цены на них будут не выше конкурентных, ры ночных цен. Отсюда вытекает необходимый со стороны дороги тактический шаг распределения своих заказов отдель ным заводам с таким расчетом, чтобы, обеспечив их, с одной стороны, сырьем на максимальную нагрузку, с другой—все же не поглощать их полностью своими за казами, тем самым ставя заводы эти в необходимость приспособляться к рынку, т. е. непосредственно побу ждая их к удешевлению себестоимости своей продукции. В таком случае монопольная поставка дороге на званными предприятиями свое/ продукции по общей себестоимости плюс некоторый процент в виде торговой прибыли уже носит иной характер и в значительной степени устраняет вопрос о высоких ценах. Отсюда вывод, что в дальнейшем дорога должна прежде всего расширять количественно эти предприятия, с таким расчетом, чтобы суммарно излишки их продук ции против потребности дороги в лесоматериалах представляли для рынка реальную единицу, т. е. гаран тировали бы сбыт в таком количестве, который обеспе чивал бы и самим заводам реальные выгоды. В моей статье „План и реорганизация“ отмечено, что если лесным предприятиям дороги предоставляется указанная монополия поставки их продукции, то за другою ее организацией „Желрыбою“ закрепляется снабжение промыслового населения лесных предприятий, а за Хоз.-Материальным Отделом—вообще материальное снабжение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz