Бюллетень Управления Мурманской ж. д. 1924 г. № 34.

2 Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь Ni 34. зации); 2) эксплоатаци» рыбо-и-лесопромышлен- ности дороги, обслуживающей, помимо внутрен­ них и внешних рынков, прежде всего самую дорогу, и финансирование дорогою данных пред­ приятий в начальных моментах их образования, с дальнейшими сложными расчетами финансовой и снабженческой увязки между последними и дорогою; 3) некоторая оторванность от дороги ее производственных предприятий, которые, рабо­ тая на хозрасчете, в качестве лишь руководимых Правлением синдикатов, в значительной мере втягиваются в оборот внешних, по отношению к району дороги, товарных' рынков и естественно теряют связь с дорогою; 4) стремление дороги подчинить эти предприятия своему финансовому и общедорожному интересу и 5) необходимость проведения принципа детализации Управления при централизованном руководстве. Если принять во внимание все это, с одной стороны, а с другой—связанную с многогранностью хозяйства до­ роги естественную громоздкость его аппарата, оператив­ ная работа отдельных частей какового мешает им найти общий центр по увязке своих действий,— то становится очевидным, что организационные вопросы на дороге в значительной мере могут быть разрешены лишь после того, как будет создана такая механика, такой аппарат, который взял бы в свои руки трудную, подчас черную работу не только по увязке отмеченных Центростреми­ тельных сил и децентрализованных начал управления, но и работу по окончательно необходимому согласованию действий многочисленных Служб и Отделов дороги, а так же линейных органов, придав этому общеплановой характер, под углом зрения дороги как единого хозяйства. Таковым органом и рисуется Плановоое Совещание при Правлении, где с одной стороны, технически кон­ центрируются в целях взаимной увязки отдельные зада­ ния тех или других отраслей дорожного хозяйства, с точки зрения директивного плана в масштабе всей до­ роги, плана, разрабатываемого этим же Совещанием, а с другой—сосредоточивается и наблюдение за проведением этого плана в жизнь, в целях устранения, ликвидации всех возникающих перебоев, шероховатостей, нарушаю­ щих план работы дороги, как единого организма. Все это, несомненно, было бы прекрасным бароме­ тром и той небольшой частицей планового начала, кото­ рые, в связи с общим хозяйством страны, особенно важны на Мурманской ж. д., незаконченной в постройке и вместе с тем весьма серьезной по своему колониза­ ционному значению, где отдельные элементы ее техники и экономики только еще выковываются, и та или иная ошибка молодого организма может грозить гибелью самого дела. Дорплан мыслится как орган, в котором под пред­ седательством Предправления, с двумя его заместителями, из коих один техник, а другой экономист, участвуют члены Правления и ответственные руководители отдель­ ных отраслей хозяйства дороги. Вопросы тщательно исследуются с точки зрения того задания, которое мно­ гими забыто и которое сводится к плану, темпу, учету и калькуляции. Засим, уже в проработанном виде общий план, TS или иные проекты, выдвигаемые конкретные меро­ приятия докладываются Правлению как высшей ин­ станции, тому юридическому лицу, которое in corpore завершает формальный момент в смысле одобрения или отклонения известного вопроса, тщательно продуманного в Дорплане при участии тех же членов Правления, совместно с ответственными сотрудниками Правления и Управления. Центр тяжести выполнения предстоящих задач всех видов: экономических, коммерческих, технических и ко­ лонизационных кроется в Дорплане. Дорплан принимает доминирующее значение, облегчая и во многом разгружая работу самого Правления, придавая дорожным аппаратам известную гибкость, подвижность. Трудно, конечно, точно определить сейчас формы Дорплана, которые окончательно выявятся лишь в про­ цессе его работы, но определенно мыслится, что Дор­ план станет тем аппаратом, который может ликвидиро­ вать все шероховатости и перебои жизни нашей дороги. Конкретно, можно сказать, что Дорплан введет в правильное русло работу дороги по своевременной подготовив ее к сезонам в смысле учета всех производственных возможностей дороги, своевременной рассылки на линию материалов, работы дороги не па основах бумажного командования, а на началах самодеятельности линии, ее производствен­ ных предприятий. Так, говоря примерно, сейчас на первой очереди Дорплана работа Лесногб Отдела по подготовке к сплаву, к шпало и дровозаготовкам, к заготовкам бревен и раз­ личных материалов для достройки и ремонта порта; го-же „Желрыбы“— по организации торгово-продоволь­ ственных пунктов, факторий, поскольку на нее, в силу вышесказанного, ложится вся тяжесть снабжения про­ мыслового населения и рабочего в строительный сезон. Далее, соответствующие Отделы должны своевременно связаться с другими дорогами и иными рынками по продаже лишних шпал, пропса и балансов, в целях создания того финансового -ресурса, на котором должна базироваться, как будущая разработка, так и летнйй строительный сезон, в течение которого все силы должны быть наиравлены на смягчение профиля Лопарская-—Мурманск, Петроза­ водск— Кандалакша, с пропуском мощных паровозов серии Э до Кеми, с одновременным жилищным строи­ тельством, особенно по Мурманску, и Кеми и исполь­ зованием полученной земли от срезки косогоров на бли­ жайших к Мурманску участках для засыпки пазух Мур­ манского порта. Тогда же должны быть отремонтиро­ ваны рабочие казармы, улучшены жилищные условия дорожных мастеров, старост и устроена связь с ними. Для всего этого уже с апреля месяца, на основании точного плана, должна начаться рассылка на линию разного рода материалов. Далее, Дорплан должен заняться планом ремонта Мурманского порта и привлечения к нему транзитных грузов, с расчетом возможной работы на круглый год, а в част­ ности по хлебо-экспорту уже с ранней осени после первых сборов урожая. Засим

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz