Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1924 г. № 211-212.

10 Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь № 211—212. них рабочих на сдельную оплату, чем увеличивается расход по сдельному приработку и т. п'. 2. В отношении распределения фондов зарплаты внутри самой дороги надо производить более справедливое распределение между отдельными категориями работ­ ников, руководствуясь интересами производства и учи­ тывая условия труда и быта. В этих целях нельзя допускать очень больших приработков у сдельщиков, необходимо производить подтягивание отсталых (в смысле размера оплаты) групп работников, всемерно стремиться к увеличению основных тарифных ставок тех категорий работников, которые не могут быть переведены на поощрительные виды оплаты. В последне время принято основное положение, которым дальнейшее повышение зарплаты становится в зависимость от дальнейшего повышения производи­ тельности труда. Подходя к этому вопросу, примени­ тельно условий работы на транспорте вообще, а на Мурманской жел. дор. в частности, надо ирежде всего разбить всех работников на две группы: Первая группа— это те работники, заработок кото­ рых достиг уж е значительной величины. К этой группе работников относятся большей частью все те, которые имеют какой-либо приработок, зависящий от их произ­ водительности. По отношению к этой группе вполне воз­ можно и справедливо применить принцип'-дальнейшее увеличение оплаты только при увеличении производи­ тельности. Вторая группа— это те работники, заработок кото­ рых еще весьма низок. К этой группе работников относятся все те, которые не имеют никакого зара­ ботка и получают одну тарифную ставку (много ниже других союзов), независимо ог объема производимой ими работы. По отношению к этой группе необходимо применять обратный принцип, так как только при повыше­ нии их оплаты и вообще улучшении их бытовых и мате риальных условий возможно ожидать поднятия их произ­ водительности. Но во всяком случае необходимо твердо помнить, что средства к повышению оплаты должны быть най­ дены внутри самого производства и что отнюдь нельзя рассчитывать на простую доплату со стороны госу­ дарства. Такими средствами являются, конечно, все выше­ изложенные мероприятия к дальнейшему повышению производительности труда. Что ж е касается вопроса, как при проведении этих мероприятий можно будет повышать размер заработков, то тут придется подхо­ дить к каждой группе работников отдельно. Напри­ мер, для мастеровых Сл. Тяги необходимо устранить, те причины, которые препятствуют повышению произ­ водительности, а именно: прежде всего наладить пра­ вильное снабжение материалами и инструментами, так как мы наблюдаем случаи, когда у них до s 5°/о вре­ мени тратится на поиски инструментов, запасных частей и материала. При устранении этих недочетов произ­ водительность должна сильно подняться. При улуч­ шении организации производства и труда, путем кон­ центрации ремонта, специализации рабочих и проч., а также при улучшении оборудования путем надле­ жащего ремонта станков, электрификации подъемных приспособлений и т. п. производительность подни­ мется еще более, а вместе с тем значительно подни­ мется и оплата без всякого увеличения расценок. В отношении паровозных и поездных бригад необ­ ходима другая мера. Здесь, главным образом, нужно стремиться уменьшить всяческий расход времени, затра­ чиваемого на так называемые резервы. Надо отме­ тить, что меры для возможности увеличения произ­ водительности этой категории работников уже при­ няты Центром, а именно изменен учет рабочего вре­ мени поездных и паровозных бригад. От них требуется 19 2 часа действительной работы и резервы в дей­ ствительную работу не засчитываются. При таком учете и уменьшении часов резерва пробег их значительно должен увеличиться при одновременном увеличении и заработка, и тоже без всякого увеличения поверст­ ной оплаты. Для ремонтных рабочих, сейчас получающих одну тарифную ставку, средство повысить заработок — это введение попикетного ремонта пути, который даст возможность применить откупную систему оплаты, т. е. перевести их на сдельную оплату и выплачивать приработок при большей производительности. Для станционных служащих Службы Движения и служащих на водокачках Сл. Тяги, производитель­ ность которых может измеряться только количеством пропущенных поездов (пудо-верст) и вследствие слабого движения больше чем у остальных групп работников отстала от довоенной, -— надо всемерно проводить методы уплотнения работы, прежде всего там, где ьозможно, путем рационализации самих операций, затем путем совмещения обязанностей, введением преры­ вистых дежурств и наконец, где эти методы окажутся не применимы и где заполнение рабочего времени окажется очень незначительно (доходит до одного, двух часов, как показал хронометраж), применять не­ нормированный рабочий день или получить разреше­ ние на восстановление малосменного дежурства при одновременном введении доплаты за счет уменьшения числа лиц (сейчас число лиц доходит до 5 на пост). Необходимо отметить, что после введения Центром нового учета рабочего времени паровозных и поезд­ ных бригад, при котором нормальным рабочим време­ нем очитается 19 2 часа действительной работы+7^ часов резерва, восстановление малосменных дежурств является при слабой загрузке рабочего дня (при 50°/° заполне­ ния всего рабочих часов в месяц получается 2 4 X 4 = = 9 6 часов) и необходимым и справедливым. К тому же малосменные дежурства широко применяются на водном транспорте и в настоящее время (2 вахты вместо 3-х и без подсмены в праздники). Необходимо учесть также, что для многих станционных работников нет другого средства для повышения производитель­ ности. Для некоторых групп работников, находящихся сейчас на одних тарифных ставках, несомненно удастся ввести поощрительную систему оплаты, как например для составительских бригад — с перевыработки ва­ гонов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz