Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1924 г. № 200-201.
6 Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь № 200—201. поднимается с 17 5 °/о Д° 200°/о, а полярный пояс с 200°/0 ДО 225°/0. С июля месяца 19 24 г.— 2 2 $°/0 полярный пояс распространяется также еще и на предполярный участок до ст. Сорока включительно. Установленные в настоящее время на северных участках дороги пояса дороговизны можно считать вполне справедливыми, так как они не только соот ветствуют действительной дороговизне жизни, но дают еще и некоторую прибавку на климатические и бытовые условия севера. В 1923/24 операционном году имеют место следую щие локальные прибавки двух видов, устанавливаемые по ежемесячным локальным тарифным соглашениям. С октября месяца локальная прибавка, увеличи вающая ставки работников первых 5 разрядов, вво дится единообразная по всей дороге и исчисляется путем изменения междуразрядных коэффициентов, что значительно упрощает все расчеты. Расход на эту прибавку выражается в размере около 21/9°10 от фонда зарплаты. Эта прибавка остается без изменения по май 24 года включительно. С июля месяца 19 24 г. в связи с происшедшим за это время улучшением положения с зарплатой и с увеличением общих локальных прибавок, установлен ные по локальному соглашению с октября месяца по вышенные междуразрядные коэффициенты несколько снижаются для 2-го и 3-го разрядов и устанавли ваются новые, при чем вследствие того, что факти чески на дороге не имеется работников, отнесенных к I тарифному разряду, к ставке I разряда совсем не устанавливается особой прибавки для работников первых 5 разрядов, так как установление увеличенной ставки I разряда только затемняет расчет, создавая ложное представление о размерах локальных прибавок- Указанное снижение особой прибавки произведено как переход к междуразрядным отношениям НКПС , установленным с I октября 1923 г- Расход на эту локальную прибавку выражается в размере около 2°/0 от фонда зарплаты. В октябре месяце, кроме только что указанной особой прибавки работникам первых <j разрядов, общей локальной прибавки не устанавливается, вслед ствие недостатка средств у дороги в связи с проис ходящими большими расходами по зарплате, так как вопрос о снижении приработков еще не урегулировав а также в связи с поднятием поясов дороговизны на северных участках дороги. С ноября месяца устанавливается общая 5% ло кальная прибавка, распространяющаяся по всей дороге на все разряды, в том числе и на первые 5 разрядов. В декабре 1923 г. и январе 1924 г. эта общая прибавка увеличивается до ю % . В феврале НКПС , не увеличивая установленных с декабря месяца тарифных ставок, отпускает допол нительную к фонду зарплаты прибавку в размере 5°/0 от фонда зарплаты на предмет установления временной прибавки на дороговизну. Правление Мурманской ж. Д. находит возможным установить эту временную дополнительную прибавку на " \ \ дороговизну в размере 7°/0- Это увеличение °/0 при бавки на дороговизну, против отпущенной Центром суммы (5 °/°), производится за счет экономии от поляр ности, каковых сумм оказывается тогда еще не доста точно для поднятия поясов дороговизны (поднятие было произведено в июле). Таким образом, локальная прибавка на февраль месяц выражается в размбре общей 1 0% прибавки + -{-дополнительно 2% на дороговизну. Указанный размер общей локальной прибавки со храняется в течение периода февраль— май включи тельно. В июне месяце НКПС отменяет прибавку на доро говизну, заменяя ее общим увеличением ставок, в связи с чем на Мурманской ж- д. устанавливается общая локальная прибавка в размере \2% и. кроме того, 2% первым пяти разрядам, каковая и сохраняется в течение июля, августа и сентября месяца без изме нения. Таким образом, эти последние прибавки по локаль ным тарифным соглашениям уж е достигли размеров локальных прибавок других дорог Ленинградского узла. В течение 1922/23 г. средний заработок в червон ных рублях колебался в пределах от 12 р. 69 к. до 24 РУб- 15 1923/24 г. средний заработок возрос до 40 р. по. столичному поясу, что указывает на значительное увеличение не только основных ставок, но и среднего заработка в 1923/24 г. Производя сравнение средней ставки Мурманской жел. дор. со средней ставкой союза металлистов, можно также констатировать значительное процентное повышение зарплаты мурманцев по сравнению с 1923 г. В то время, как в 1923 г. ставка 7 разряда Мур манской ж . д. достигла максимально 6о% от ставки металлистов, а к августу 1923 г. упала до 4 2% — в 1923/24 г. мы видим колебание в пределах от 6о% - до 8о% от ставки металлистов. VII. Системы оплаты. 1. Изменение размера приработков при переходе на твердую валюту. Выше было отмечено, что 1923/24 г. знаменуется переходом с I октября 1923 г. на червонное исчис ление зарплаты с уплатой по курсу дня выплаты, а затем введением в марте 19 24 года твердой валюты- Эта денежная реформа явилась громадным дости жением для работников в смысле повышения реального размера заработков. Для тех групп рабочих и служащих, которые помимо основного содержания по тарифным ставкам, имели еще и приработки по сдельщине, премиям) поверстным и другим видам дополнительного возна граждения, каковое выплачивается в течение следую щего за отчетным месяца, эта реформа принесла двой ную выгоду. Во-первых, в одинаковой мере с осталь ными работниками, получающими только одну тариф ную ставку, они были застрахованы от потери 'на курсе, во-вторых, процент приработка приобретал реальное значение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz