Бюллетень Правления Мурманской ж. д. 1924 г. № 200-201.

4 Б ю л л е т е н ь № 2 0 0 — 2 0 1 . В октябре процент на поверстные снижен до 6 °/0» но с ноября месяца удается добиться увеличения означенного процента для Мурманской ж- д. до 8 % . Точно также и процент на сдельные снижен в октябре мес. до 1 3 % , но с ноября удается добиться его повышения до 17°/о- в) В июне мес. был увеличен Центром процент на полярность, что дало возможность довести полярный 22 5°/й пояс до Сороки включительно. Все эти достижения Мурманской ж- л. имели огромное значение и дали возможность значительно улучшить положение работников дороги и размер юкальных прибавок на Мурманской ж . Д- довести до размера таковых на других дорогах Ленинградского узла, что не могло быть осуществлено в 1 9 2 2— 23 г. Что касается распределения фонда зарплаты между отдельными группами и категориями работников, то I октября 19 2 3 г. существовала большая разница в заработках между работниками, получавшими допол­ нительный приработок в виде сдельных, поверстных и пр., и работниками, не получавшими никакого при­ работка. Общая политика по зарплате в 19 2 2— 23 г. шла в направлении: А . Разработки все новых и новых форм допол­ нительных видов оплаты (премий и т. п.). главным образом, для тех категорий работников, которые ни­ какого дополнительного приработка не имели. Б. Введения разного рода скрытых видов оплаты с преимуществами для работников низших разрядов (как, например, сбавка в цене на хлеб и пр.). Эта политика усложняла расчеты по заработной плате, затемняла размер общего заработка и препят­ ствовала поднятию основных тарифных ставок, вслед­ ствие больших расходов на дополнительные виды оплаты, очень часто не оправдывавшие своегоназиачения. С I октября 192 3 г- одновременно с переходом на червопнное исчисление и оплату по курсу дня выплаты произошел резкий перелом в политике по зарплате в масштабе всей Республики. Оплата по 'Курсу дня выплаты ставила рабоч ников, получающих приработки по сдельщине и поверстным, в особо благоприятные условия, так как прежде су­ ществовавшая потеря на курсе при выплате приработ­ ков, понижавшая реальный процент приработка, пре­ кращалась и при оставлении прежнею процента при­ работка заработок этих работников, получивших двой­ ную выгоду, еще более разнился бы от заработка прочих работников, получавших одну тарифную ставку. Вследствие изложенного, произведено было в мас­ штабе всей Республики: А ) снижение процента приработка по сдельщине п поверстным, сохраняя эти виды приработка только там, где это необходимо в интересах производства, Б) и одновременно был взят курс на уничтожение всякого рода премий и скрытых видов приплаты, опять таки, сохраняя те премии, существование, которых оправдывалось интересами производства и реальной экономией в расходах. Вся экономия, получившаяся от этих мер, была брошена £Ж П С на увеличение основных тарифных ставок, реальная величина каковых, начиная с октября, начинает резко и сильно подниматься (о чем подробно изложено ниже). Указанные мероприятия,произведенные в масштабе Республики, были полностью проведены в жизнь и на Мурманской ж- л: V. Изменение размеров зарплаты. Начало 1 9 2 3— 24 года является для работников Н К Г 1 С моментом, отмеченным красным шрифтом в истории зарплаты транспорта в виду тех громадных достижений в деле увеличения зарплаты, которые осуществились в октябре и в последующие месяцы 19 2 3— 24 г., в связи с тремя факторами исключитель­ ного значения: а) переход на исчисление зарплаты в червонных рублям, б) значительное увеличевие Н К П С основных та­ рифных ставок и в) введение твердой валюты. Эти три обстоятельства вывели работников транс­ порта из того исключительно тяжелого финансового положения, в котором они находились в течение последней половины предыдущего операционного года, и, являясь достижением весьма крупного значения, заслуживают детального рассмотрения. Д о октября 1923 г. существовала потеряна курсе и ставки, казавшиеся весьма значительными в момент их опубликования, сильно теряли свой удельный вес к моменту выплаты, что очень тяжело отражалось на бюджете трудящихся. Размер реальной выгоды для повременщиков от перехода на исчисление зарплаты в червонных рублях в среднем равняется 2 3°/0- Увел^чение самих ставок Н К П С в октябре мес. выражается в следующих цифрах: Ставка первого разряда H K 1 I C в сентябре мес. равнялась, для столичного пояса 1.267 р. 50 к- в дензн. 1923 г., что по курсу червонного рубля на 20 сентября— 325 р. = 3,90 черв. руб. Ставки первого разряда на октябрь м-ц устана­ вливаются Н К П С в размере 6 червонных рублей. Сопоставляя эти цифры на первый взгляд можно вывести заключение, что увеличение тарифных ставок равняется 53,8°/°, но таковое заключение является неправильным, так как, при определении процента увеличения тарифных ставок в октябре против сен­ тября, необходимо также учесть произведенное одно­ временно с I октября снижение между разрядных коэффициентов тарифной сетки. Учитывая указанное. снижение междуразряДных коэффициентов, фактически ставки в октябре уве­ личились: для ставки 7-го разряда увеличение равняется 16 p. SO к. — 1 а р. 65 к. -------- 1 Г Р 7 ~ 6 б~к. ~ ~ 2 3 )Оои/0, а для ставки 12-го разряда 27 р. - - 20 р. 67 к. 30,6°/о. ^0 р. 67 к. Из изложенного видно, что увеличение ставок в октябре мес. было различно для каждого тарифного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz