Бюллетень Управления Мурманской ж. д. 1924 г. № 162.

№ 162. Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь *ч • 3 ремонт товарных вагонов, достройка, ремонт связи, снегозащита, шпальная кампания и т. д. С целью усилепия денежной части оборотного капитала не­ обходимо форсирование работ по ликвидации не­ ходовых материалов, обременяющих оборотный капитал. С другой стороны,-необходимо установить порядок, при котором стоимость отпущенных со склада материалов в пределах смет, утвержденных Правлением, восстанавливались бы денежно за счет смет Служб-потребительниц, при чем эти деньги, хотя бы частично, вносились на особый текущий счет Госбанка, либо бронировались в Главной Кассе Правления по счету ЧМ для заготовки материалов. В других условиях создание денежного оборотного капитала, если 'не считать специальных ассигно­ ваний НКПС-а, и накопление его будет невозможно. В области улучшения складского хозяйства и топливно-погрузочных работ должны постепенно вводиться в жизнь различные типовые способы механизации. В области нефтяного хозяйства спо­ собы снабжения Служб-потребительниц должны быть построены таким образом, чтобы ясность учета не допускала перерасхода принятых норм и уменьше­ ния запасов, обеспечивающих бесперебойное дви­ жение. Нефтехранилища должны быть оборудованы приспособлениями, при которых утечка нефти или бесхозяйственный налив стали бы невозможными. Независимо от сего встречные развозки при снабжении станций и прочих потребителей должны быть окончательно изжиты. В целях упрощения отчетности и введения еди­ нообразия в понятие о расходуемых материалах, во всех хозячейках дороги должна быть введена единая номенклатура. Кроме того, наличие скла­ дов должно быть пересмотрено в сторону присвое­ ния повсюду-однообразных наименований для одних и тех же материалов. Схема действующих скла ­ дов, как равно и развозки материалов, должны быть пересмотрены в сторону закрытия ненужных из них и ускорения доставки материалов к потре­ бителям. Лесная деятельность. Если в минувшем 192-3— 1924 году большая доля энергии была затрачена на организацию лес­ ного дела дороги, и тем пе менее дорога все же с успехом вышла из положения, удовлетворив почти полностью свокГнужду в лесоматериалах, то в пред­ стоящем операционном году, имея уже оконча- чательно сконструированные на началах децентра­ лизации управления и хозрасчета лесные предприя­ тия—лесоразработки и лесопильные заводы, дорогою в значительно большей степени может быть раз­ вернута ее лесная программа. Подсчеты потребной лесной площади для осуще­ ствления намеченной программы заготовки необхо­ димых дороге лесоматериалов и топлива, как для собственного потребления, так и на продажу, в том числе и на экспорт, определяют таковую площадь •в 20.000 десятин, из коей около V4 падает на I______________________________________ :__________________ леса Ленинградской,Череповецкой и Новгородской гу­ берний, а остальные 3//( площади— на леса Карелии п колонизационного фонда дороги. Таким образом, центр тяжести разработок пере­ носится к северу. Опыт прошлого года показывает, что для удо­ влетворения собственных нужд дороги, в особен­ ности северных участков, при необходимом условии своевременного и бесперебойного снабжения, тре­ буется накопление запасов материалов г.еред на­ чалом работ; с этой целью часть леспых массивов, около 75°/0, должна быть использована исключи­ тельно в горном порядке, с вывозом сырья и полу­ фабриката к жел.-дор. станциям и 25°/0— сплавом. Засим, в целях недопущения дорогостоющих перевозок сырья по ж. д., лесопильные заводы должны быть сосредоточены в пунктах наиболь­ шего скопления древесины с ориентацией на пролегание ж.-д. путей. Также учитывая значи­ тельное расстояние лесных массивов от линии же­ лезной дороги, составляющее в лучшем случае 6— 10 верст, подвозку сырья па заводы следует меха­ низировать, путем устройства узкоколейных путей и паровозной тяги и местами, при выгодности— тракторами. Точное расположение и направление сплавов, заводов, узкоколейных путей,'вспомогатель­ ных предприятий и Служб должно быть выяснено в ближайшее же время после начала работ. Фронт лесопильных заводов должен быть удлинен и к двум действующим заводам (Медве­ жегорскому и Хибинскому) уже в этом году доба­ влено еще два, каковые намечаются: один, четырех- рампый, на ст. Зашеек и другой, трехрамный,— в Мурманске, при впадении р. Туломы в Кольский залив. Что касается распиловки шпал, то таковая постепенно должна переходить на шпалорезные станки, каковых в этом же году должно быть поста­ влено не менее 5 штук. Имея в результате 4 лесопильных завода, до­ рога должна будет приступить ' к использованию отходов и мепее ценных сортов древесины, глав­ ным образом, ели; установка на лесопильных заво­ дах специальных станков для изготовления клепки обеспечит местным рыбным промыслам дешевую тару, сделав ненужным привоз таковой из Архан­ гельска, что не может не отразиться на понижении цены рыбы. Независимо от сказанного, учитывая спрос на мебель со стороны оседающих в районе дороги переселенцев и служащих, в виду ожидаемого роста жилкооперации, должно быть положено начало ме­ бельных мастерских при лесопильных заводах. Развитие жилкооперации ставит новую задачу перед лесопильными заводами — массовое изготовление типовых жилищных построек. Эти данные позволяют надеяться, что начатое дорогою лесопильное дело — живое дело; однако, только правильная постановка и стройная его орга­ низация — обеспечат рентабельность этих пред­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz