Бюллетень Управления Мурманской ж. д. 1923 г. № 51.

10 Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь № 51 гой стороны—в нем будет Лесоэксплоатационный Подотдел, который должен заниматься фактиче­ ской работой по всесторонней разработке леса ,— разработке не хозяйственным способом, не моно­ польно, а при самом тесном, ближайшем содей­ ствии работающих в крае Северолеса и Карлеса, деятельность которых получит новый стимул от содействия со стороны дороги с ее транспорт­ ным аппаратом. Что касается одной из частей задач Лесного Отдела—управления лесами, лесоустройства и лесовозобновления, то эта зад ач а требует вни­ мательного, осторожного подхода, а главное—для осуществления ее требуется много времени. Лесо­ устройство должно быть сделано вновь, так как там, где оно было, ревизионный период истек; с другой стороны, проведение железной дороги, постоянные пожары, беспорядочные рубки изме­ нили состав насаждений так, что старые данные утеряли значение. Наконец, по указанию лиц, изучающих лесное хозяйство, в районе, где про­ ведена железная дорога, хозяйственные планы рубки должны быть изменены по сравнению с созданными до проведения железной дороги. Хотя осуществление нового лесоустройства по­ требует времени, оно должно быть выдвинуто в задачу ближайшего времени, ибо без знания своего леса никакая организация не может эксплоатировать его, не рискуя погубить. При подходе к организации управления л е ­ сами, последнее должно быть построено в зави ­ симости от местных и хозяйственных условий. В этом отношении район дороги различен в се­ верной и южной частях . Поскольку в северной части, на Кольском полуострове, отсутствует н а ­ селение , район слабо эксплоатируем, допуская и в будущвхМ лишь выборочную вырубку, и тре­ буется самостоятельное управление, постольку в южной части, где населения больше и рубка значительней , естественно, управление лесами должно быть согласовано с Каркоммуной, для объединения и удешевления управления, в осу­ ществлении которого Каркоммуна встречает з а ­ труднения по недостатку надлежащего персо­ нала. Наконец, лесовозобновление может быть организовано только после устройства лесов, но пока надо заботиться о надлежащей чистке мест лесных разработок. Внимание лесорубочных орга­ нов должно быть обращено на недопустимость засорения лесов, особено на быстрое заболачи­ вание лесов севера, когда неубранные ветки и сучья засоряют ручьи и речки, что было еще отмечено обследованием Северной Колонизацион­ ной Экспедиции. Не входя в детали лесной эксплоатации от­ дельных массивов, отведенных дороге, мояшо- сказать, что в лесничествах в районе Сороки и реки Выга, где разработка велась ранее, работа существующих организаций является наиболее желательной. В Керетском районе, где были лесопильные заводы, возможно возобновить эксплоатацию лесов, привлекая другие органи­ зации, заинтересованные в этом. В районе озера Имандра работа значительно труднее, требует предварительных затрат и возможна при усло­ вии долгосрочного договора с заготовительными организациями, чтобы можно было- погасить сде­ ланные затраты . Здесь желательна работа сме­ шанным обществом. В районе реки Туломы, к обоюдной выгодности, несомненно, можно допу­ стить привлечение иностранного капи тала и согласование сплава и распилки леса с лесных разработок северо-восточной Финляндии. Этот район, имеющий большое колонизационное зна ­ чение, вместе с юяшым Выгозерским массивом долншы быть признаны ударными. Земельная колонизация. З ад ачи земельной колонизации будут осу­ ществляться Колонизационно - Агрономическим Отделом Правления, поэтому перед ним ставится почвенное обследование, обследование на месте и экономическая оценка намеченных к ближай­ шему заселению участков, площадью 20.000 дес., с разбивкой части этой площади на поселенче­ ские участки . Эти места выбраны по соображе­ ниям пригодности их для заселения. Обследо­ вание будет вестись текущим летом и это будет началом новой эпохи Карело-Мурманского края, т. е., переходом от беспорядочного заселения к планомерной колонизации. Места этих уч ас т ­ ков протянутся по линии дороги от П етроза­ водска до Мурманска. Отвод и заселение у ч а с т ­ ков составит задачу будущего, неосуществимую до тех пор, пока средства с полосы не начнут поступать в доход дороги. Не останавливаясь на д е талях колонизацион­ ной деятельности, можно лишь сказать, что одной из задач будет проведение подъездных гужевых путей к станциям Мурманской жел. дор. от бли­ жайших важных поселений края и надо н а ­ деяться, что местные органы, административные и хозяйственные, придут на помощь Колониза­ ционному Отделу со своими указаниями , ила-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz