Британский союзник. 1945, 22 апреля (№ 16).
ВОЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ ПРОШЛОГО из отя британцы являются ми ролюбивым народом,одной излюбленных тем наших художников были батальные сцены. Это в равной мере от носится к битвам и на (море и на суше. Художники, запечат левающие ныне кистью и рез цом великую битву с фашиз мом, имеют славные традиции. Мало найдется >в Британии жилищ, на стенах которых вы не найдете репродукцию или подлинник произ ведения батальной живописи. В семьях, чьи предки были военными или моряками, бережно хранятся их портреты в красочных мундирах. Почти во всех британских полках вы найдете картины и гравюры зна менитых сражений, в которых полки принимали участие. Подчас имя художника Картина его превращается образный народный бляется народной М Э Р Р И С М Э Р Р Э И себя жи- выстав- эти забыто, в свое- эпос, уподо- песне, запечатле вающей славный или момент нашей истории трагическии книге «Грузия, Персия, Армения и Древний Вавилон». Портер умер в Петербурге. Д лугим художником, совмещавшим точность с большой выразительно стью, был Дж. С. Коплей. Работая над картиной «Смерть майора. Пир сона», он тщательно изучил мунди ры и оружие того времени. й й й С амым известным полотном ху дожника Дж. Е. Аткинсона была картина «Сражение при Ватерлоо». Художник приехал на поле боя в 1815 году и сделал много предва рительных эскизов и зарисовок. Аткинсон долгое время провел в Петербурге, изучая в картинных галлереях работы мастеров кисти. В 1803 году он опубликовал книгу под названием «Картины обычаев, манер и развлечений русских», со стоящую из ста гравюр. Точность не является важнейшим качеством крупных исторических полотен. Так, художника Маклиза, Т а к о в ы "например, картины «Смерть I жившего в XIX столетии, обвиняли или «Наполеон |в том, что он одел персонажей его картины «Встреча Веллингтона и Блюхера» в мундиры, относящиеся к другому периоду. То же относится и к картине «Смерть Нельсона». Тем не менее большинство крити ков сходятся на том, что историче ские картины Маклиза являются самыми выдающимися образцами британской художественной школы. Смерти Нельсона посвящена так же картина художника XV III сто летия Бэнджамена Уэста. Он являл^- ся, кстати, президентом Королевской Академии. По картинам «Смерть Гордона в Хартуме: на борту «Беллерофона». Вторая картина написана худож ником Орчардсоном, специализиро вавшемся на сентиментальных про иэведениях — встречах любовников, их расставании. Но ему удалось очень хорошо показать низвергну того тирана, который, на пути в изгнание, с борта британского воен ного корабля молча следит за ухо дящими вдаль берегами Франции Эта картина навеки останется не забываемым произведением искус ства. Как правило, самые выдающиеся произведения нашей батальной жи вописи создавались не сразу после события, а через некоторое время Обычно они принадлежат кисти ху дожника, имевшего склонность к такого рода работе. Эти люди обладали достаточно богатым во ображением, чтобы воссоздать со бытия, свидетелями которых они никогда не были. -й ☆ * ками и предшественниками. Все же их работы пользовались огромной популярностью. Репродукции произ ведений, сделанные способом глубо кой печати и акватинто, расходи лись в очень большом количестве. Они выполняли и здесь ту же са мую 'роль, какую сегодня для рядо вого читателя выполняют газеты и журналы с их фотоснимками и кор респонденциями. Художникам Мэтеру Брауну, Ри чарду Пэтону, Николас Пококу, Вильяму Джону Хаггинсу, Роберту Додду довелось стать свидетелями морских сражений. Ричард Пэтон (родился в 1717 го ду) был круглым сиротой. Случайно на него обратил внимание адмирал и взял Пэтона на корабль. Пэтон стал виднейшим художни- ком-маринистом. Его кисти принад лежат много полотен, отображаю щих ряд крупнейших морских сра жений, которые Пэтон наблюдал с борта британского военного корабля Покок (родился в 1741 году) пла вал капитаном торгового судна. Он неизменно делал зарисовки судов и людей, с которыми сталкивался во время своих путешествий. Уйдя в 1781 году) XVIII и отставку, Покок посвятил вописи. Картины его были лены в Королевской Академии. Хаггинс (родился в также много плавал на военных кооаблях. В 1834 году король Вильям IV назначил его официаль- ным х удож ником-маринистом. ■а и й начало XIX столетия были периодом расцвета деятельности британских военных художников. Романтические морские картины Тэрнера послужили нача лом упадка реалистического течения в творчестве .художников-марини- стов. Наши современные художники- маринисты вернулись к реализму. Все же, учитывая условия войны на море, они считают чрезвычайно трудным сохранение эмоциональных и драматических элементов в про изведении, отражающем морской бой. Во второй половине XIX столетия появилось много полотен, посвя щенных военной тематике. Отметим картину лэди Батлер «Шотландия бессмертна!», посвященную штурму шотландцев при Ватерлоо. Военные художники участвовали в Южно африканской войне и в первой ровой войне. ми Мы имеем очень много картин, освещающих битву во Фландрии и в Месопотамии. Лучшими мы счи таем работы Нэвинсона, сумевшего в своих полотнах помазать совре менную нам войну, мужество бой цов, тяготы боевой страды. Интересно отметить, что репро дукции военных картин начала XX столетия не стали популярными и вы их редко увидите. Сегодня, когда война еще не за кончена, когда враг еще не прекра тил своего сопротивления, рано подводить итоги, сравнивать работы наших современников на полях сражений второй мировой войны с работами их великих предшествен ников. В прошлом наши художники с честью выполнили свой долг перед Родиной. Они запечатлели в бес смертных произведениях славные эпизоды истории нашего народа. Мы уверены, что с таким же па триотическим порывом отнесутся к своему труду и наши современ-^ ники — художники второй мировой" войны. «Шотландия бессмертна/ » Картина лэди Батлер. просто Уэста — Н апомним здесь, в частности, имя Роберта Кэр Портера (1777 1842). Детские годы художник про вел в Эдинбурге. Здесь были еще очень свежи в памяти эпизоды не давней борьбы Шотландии за свою национальную независимость. Мы имеем в виду восстание 1745 года. В Эдинбурге художник встретил Флору Макдональд — друга принца Чарльза Эдуарда. Он был так ису трясен картиной, воспроизводившей один из эпизодов кампании 1745 го да, которую он увидел у нее, что решил посвятить себя батальной живописи. Роберту Кар Портеру творчески помогал знаменитый художник Бэн- джамен Уэст. Вскоре весь Лондон был поражен созданными Портером огромными панорамами известных сражений. Темой одного из этих по лотен послужил разгром французов на Чортовом мосту у Сен-Готарда войсками Суворова в 1804 году. Портер получил приглашение стать придворным художником рус ского царя. Его кисти принадлежат полотна исторических сражений, на ходящиеся в здании Адмиралтей ства. Трижды он приезжал в Пе тербург и во время одного из своих посещений женился на княжне Щербатовой. В своих произведениях Портер не только восстановил сцены сражений, которые он своими глазами не ви дел, но и дал ряд исключительно динамичных сцен боя. Портер был другом британского генерала сэра Джона Мура, сопро вождал его во время кампании в Португалии, завершившейся смертью Мура в Корунье (1808 год). Во время этой кампании худож ник сделал большое число эскизов и зарисовок. В 1809 году Портер опубликовал собрание зарисовок, сделанных им в России и Швеции в течение 1805— 1808 годов. Позднее художник опубликовал еще один сборник изумительно красивых и правдивых эскизов, сделанных во время путешествий, описанных им в по- -не полна по- В горниле складками Нельсона» Уэста и «Смерть майора Пирсона» Коплея талантливый гра вер Джеймс Хит сделал гравюры. Вильям Вулет . гравировал кар тину Уэста «Смерть генерала Воль фа в Квебеке». Гравюра эта разо шлась в исключительно большом количестве экземпляров. Тираж ее в те времена казался разительным. Картина, ключительно хороша и длинного драматизма, сражения, прикрытый боевого знамени, генерал Вольф умирает на руках своих штабных офицеров. В трагическом напряжении взгля ды всех прикованы к умирающему полководцу. Грусть написана на лицах индейца, сидящего на корточ ках на переднем плане, и жителей приграничных районов. Приближается посыльный с сооб щением, что приказ генерала Вольфа выполнен и намеченные им объекты взяты. Британцы одержали победу. Вольф произносит слова, ставшие историческими: «Да благословен будет Бог. Теперь я моту умереть спокойно». КУЛЬТУРНАЯ ХРОНИКА Л У И А Р А Г О Н В Л О Н Д О Н Е ~ ............ .„ „ „ г ,™ ,™ Бпи- сиями. Они работают и дают реалистиче- ..Местные органы. просвещения■ g Лондон, по приглашению в В т о р а я с т а т ь я М эррис Мэррэй о британском искусстве. Первая с т а т ь я н ап еч ат ан а в Лг 15 „Б ри тан ского сою з ника14и посвящена р а б о т а м художников в годы второй мировой войны. <? * * В о времена Уэста создание гра вюр крупнейших произведений живописи преследовало те же цели, что и зарисовки и фотоснимки, публикуемые в газетах и журналах. Во многих случаях художники, писавшие эпизоды сражений, поль зовались эскизами, сделанными в ходе этих сражений армейскими или морскими офицерами. С картин изготовлялись копии. Копии, напе чатанные в одну или несколько' кра сок, продавались самостоятельно или в виде приложений к истории соответствующей кампании. Мало известен тот факт, что пи сатель Ф. Марриэт, служивший в Королевском военно-морском флоте, во время кампании в Бирме (1824— 1825) сделал много зарисовок дей ствий армии и флота. На основании этих зарисовок работали многие крупные художники. Позднее с шести наиболее удавшихся картин были сделаны красочные копии. Томас Бэйнс сделал исключи тельно ценные зарисовки во время одной из операций британской ар мии в Южной Африке. Его работы на поле боя были высоко оценены, и он был назначен на должность официального художника экспедиции Ливингстона на Замбези. По воз вращении из экспедиции Бэйнс опубликовал свои зарисовки в виде серии цветных репродукций. Британским морским художникам никогда не удавалось сравниться со своими голландскими современни- о работе фран и поэтов в под- Бри- таиского правительства, прибыл французский писатель Луи Арагон. Во Французском институте Луи Арагон рассказал цузских писателей полье. Перу Луи Арагона принадлежит много пламенных стихов и поэм, сьп равших боль шую роль в борьбе с гитлеровскими окку пантами. Ряд блестящих стихов, полных горячей любви к родине и французскому народу, написан и другими молодыми поэ тами Франции. По окончании доклада Арагон прочел поэму, написанную им в 1941 году и на печатанную в подполье. Поэма посвящена памяти Габриэля Пэри (редактора газеты французской коммунистической партии «Юманите») и Этьена Дорве, расстрелян ных немцами за активную борьбу против гитлеровского режима От двадцати до тридцати тысяч книг по ступает еженедельно в находящийся в Лондоне Союзный книжный центр. Отсюда книги направляются для комплектования библиотек в британских городах, постра давших от воздушных налетов, и библио тек в освобожденных странах Западной Европы. Основная масса книг поступает от из дательств и научных учреждений. Неко торое число книг является даром частных лиц. Исключительную по своей ценности кол- лекцию картин художника X V III столе тия Неллера приобрела недавно «Нацио нальная портретная галлерея» в Лондоне. «Манчестер Гардиен» считает, что «это самая крупная коллекция портретов вы дающихся людей, написанных замечатель ным художником и ныне перешедшая в собственность народа». иями. Они работают и дают реалистиче ские произведения, полные жизненной силы. Ни в одной из комнат, где развернута выставка, вы не найдете ни одного произ ведения, абстрактного, бессюжетного. Индивидуальное лйцо художника отчет ливо видно именно потому, что он не го нится за показной оригинальностью. Критику, призывающему художника быть оригинальным по форме и во имя формы, я могу лишь посоветовать испробовать самому свои силы и убедиться в собствен ном провале. За пределами жизни сфера для челове ческой выдумки чрезвычайно ограничена, а потому выдумка часто повторяется в той же или несколько измененной форме. Сэр Вальтер Скотт сказал в свое время: «Нет в жизни двух эпизодов, которые были бы абсолютно тождественными». Сегодня найдется мало художников, которые могли бы пойти в парк и написать с натуры вязы на фоне неба. i Если каждый из них найдет свое выра- 1жение этому пейзажу, он не только со хранит свою индивидуальность, но и ветре тит наше горячее одобрение, вызовет под линную сенсацию, подобно той, которую вызывает одна из литографий Курдова. Ее стоит изучить в мельчайших подробностях. Как сделаны детали проволочных заграж дений на первом плане, тело немца! Курдов — выдающийся художник». Маннинге отзывается с исключительной похвалой о литографии «Бронемашина» и мастерстве, с которым сделаны гравюры бойцов-лыжников. V Автор статьи заканчивает пожеланием видеть в скором времени в Лондоне, в стенах Королевской Академии, большую выставку советского искусства. Местные органы просвещения до(Га\ уже сейчас подыскать подходящие «. Ре шения для развертывания отдельных ви дов деятельности культурных центров. В тех населенных пунктах, где подходящих помещений нет, должно быть предусмот рено их сооружение. В бюджете Министерства просвещения предусматривается отпуск необходимых денежных средств на создание и содержа ние культурных центров. Во вновь сооружаемых зданиях предпо лагается создание отдельных помещении для занятий взрослых конференц-залы. детей, а также В газете «Дэйли Телеграф» опубликована статья сэра Альфреда Маннингса, по священная проходящей в настоящее вре мя в Лондоне выставке советской графики. «Русские художники, показавшие на выставке свои произведения, — пишет автор статьи, — не занимаются пустыми дискус- «Небо Москвы» идет в лондонском к театре «Тэтлер». В рецензии на этот фильм «Манчестер Гардиен» пишет! «Простота, с которой сделан Фил*’ «Небо Москвы», очень подходит для те картины — первой любви молодого лет * ка, защищающего воздушные п°Дсту^ Москве. Он полон своего чувства, п0Л молодого задора. Ни актеры, ни оператор» работавшие над созданием этого фильм , не известны английскому зрителю. • большие требования предъявляем мы фильму. Кячество В нем все на одном уровне. Качео произведения не зависит от игры °ДН , выдающегося актера. Сила фильма в сгановке, в которой развертывается де вие, в теме фильма. имен- Образы молодежи сделаны без сенЛд0тИ- тального любования и без нажима. Кан на смотрится очень легко, хотя она я элементарна». МинистерствоТпросвещения дало ука зания всемерно : усилить работу ?по ■созданию в городах Британии культурных центров, в которых можно было бы р а з вернуть культурное обслуживание населе ния. Речь идет о школах, детских учреж дениях, театрах, кино и так далее, г За годы войны общественная жизнь Британии претерпела значительные изме нения. Взрослое население нашей страны стало решать коллективно значительно больший круг вопросов. Считают, что созданные или вновь создаваемые куль турные центры смогут и будут процветать и в|обстановке мирной жизни. «На всякого мудреца довольно простоты» sdkjj lu n v ■ -1 - пШЗ* Островского в переводе Давида МагаР 0 ка поставил коллектив драматичес театра <Юнити» в Кардиффе. поме- Театр обладает очень небольшим а< щением и сцена его довольно “ть> Художнику пришлось немало П°Р ггабо0 чтобы создать ощущение маС1ГаЛись простора, которые предусматрив драматургом. 01глпааии * Труд не пропал даром. И декор костюмы очень хороши. „пемеН' В пьесе много такого, от чего совр ный театр уже отказался. И все Ж _и сонажи спектакля получились ЯР* красочными. Спектакль прошел с ovj успехом. н
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz