Британский союзник. 1945, 22 апреля (№ 16).

ВОЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ ПРОШЛОГО из отя британцы являются ми­ ролюбивым народом,одной излюбленных тем наших художников были батальные сцены. Это в равной мере от­ носится к битвам и на (море и на суше. Художники, запечат­ левающие ныне кистью и рез­ цом великую битву с фашиз­ мом, имеют славные традиции. Мало найдется >в Британии жилищ, на стенах которых вы не найдете репродукцию или подлинник произ­ ведения батальной живописи. В семьях, чьи предки были военными или моряками, бережно хранятся их портреты в красочных мундирах. Почти во всех британских полках вы найдете картины и гравюры зна­ менитых сражений, в которых полки принимали участие. Подчас имя художника Картина его превращается образный народный бляется народной М Э Р Р И С М Э Р Р Э И себя жи- выстав- эти забыто, в свое- эпос, уподо- песне, запечатле­ вающей славный или момент нашей истории трагическии книге «Грузия, Персия, Армения и Древний Вавилон». Портер умер в Петербурге. Д лугим художником, совмещавшим точность с большой выразительно­ стью, был Дж. С. Коплей. Работая над картиной «Смерть майора. Пир­ сона», он тщательно изучил мунди­ ры и оружие того времени. й й й С амым известным полотном ху­ дожника Дж. Е. Аткинсона была картина «Сражение при Ватерлоо». Художник приехал на поле боя в 1815 году и сделал много предва­ рительных эскизов и зарисовок. Аткинсон долгое время провел в Петербурге, изучая в картинных галлереях работы мастеров кисти. В 1803 году он опубликовал книгу под названием «Картины обычаев, манер и развлечений русских», со­ стоящую из ста гравюр. Точность не является важнейшим качеством крупных исторических полотен. Так, художника Маклиза, Т а к о в ы "например, картины «Смерть I жившего в XIX столетии, обвиняли или «Наполеон |в том, что он одел персонажей его картины «Встреча Веллингтона и Блюхера» в мундиры, относящиеся к другому периоду. То же относится и к картине «Смерть Нельсона». Тем не менее большинство крити­ ков сходятся на том, что историче­ ские картины Маклиза являются самыми выдающимися образцами британской художественной школы. Смерти Нельсона посвящена так­ же картина художника XV III сто­ летия Бэнджамена Уэста. Он являл^- ся, кстати, президентом Королевской Академии. По картинам «Смерть Гордона в Хартуме: на борту «Беллерофона». Вторая картина написана худож­ ником Орчардсоном, специализиро­ вавшемся на сентиментальных про иэведениях — встречах любовников, их расставании. Но ему удалось очень хорошо показать низвергну­ того тирана, который, на пути в изгнание, с борта британского воен ного корабля молча следит за ухо­ дящими вдаль берегами Франции Эта картина навеки останется не­ забываемым произведением искус ства. Как правило, самые выдающиеся произведения нашей батальной жи­ вописи создавались не сразу после события, а через некоторое время Обычно они принадлежат кисти ху дожника, имевшего склонность к такого рода работе. Эти люди обладали достаточно богатым во­ ображением, чтобы воссоздать со­ бытия, свидетелями которых они никогда не были. -й ☆ * ками и предшественниками. Все же их работы пользовались огромной популярностью. Репродукции произ­ ведений, сделанные способом глубо­ кой печати и акватинто, расходи­ лись в очень большом количестве. Они выполняли и здесь ту же са­ мую 'роль, какую сегодня для рядо­ вого читателя выполняют газеты и журналы с их фотоснимками и кор­ респонденциями. Художникам Мэтеру Брауну, Ри­ чарду Пэтону, Николас Пококу, Вильяму Джону Хаггинсу, Роберту Додду довелось стать свидетелями морских сражений. Ричард Пэтон (родился в 1717 го­ ду) был круглым сиротой. Случайно на него обратил внимание адмирал и взял Пэтона на корабль. Пэтон стал виднейшим художни- ком-маринистом. Его кисти принад­ лежат много полотен, отображаю­ щих ряд крупнейших морских сра­ жений, которые Пэтон наблюдал с борта британского военного корабля Покок (родился в 1741 году) пла­ вал капитаном торгового судна. Он неизменно делал зарисовки судов и людей, с которыми сталкивался во время своих путешествий. Уйдя в 1781 году) XVIII и отставку, Покок посвятил вописи. Картины его были лены в Королевской Академии. Хаггинс (родился в также много плавал на военных кооаблях. В 1834 году король Вильям IV назначил его официаль- ным х удож ником-маринистом. ■а и й начало XIX столетия были периодом расцвета деятельности британских военных художников. Романтические морские картины Тэрнера послужили нача­ лом упадка реалистического течения в творчестве .художников-марини- стов. Наши современные художники- маринисты вернулись к реализму. Все же, учитывая условия войны на море, они считают чрезвычайно трудным сохранение эмоциональных и драматических элементов в про­ изведении, отражающем морской бой. Во второй половине XIX столетия появилось много полотен, посвя­ щенных военной тематике. Отметим картину лэди Батлер «Шотландия бессмертна!», посвященную штурму шотландцев при Ватерлоо. Военные художники участвовали в Южно африканской войне и в первой ровой войне. ми Мы имеем очень много картин, освещающих битву во Фландрии и в Месопотамии. Лучшими мы счи­ таем работы Нэвинсона, сумевшего в своих полотнах помазать совре­ менную нам войну, мужество бой­ цов, тяготы боевой страды. Интересно отметить, что репро­ дукции военных картин начала XX столетия не стали популярными и вы их редко увидите. Сегодня, когда война еще не за­ кончена, когда враг еще не прекра­ тил своего сопротивления, рано подводить итоги, сравнивать работы наших современников на полях сражений второй мировой войны с работами их великих предшествен­ ников. В прошлом наши художники с честью выполнили свой долг перед Родиной. Они запечатлели в бес­ смертных произведениях славные эпизоды истории нашего народа. Мы уверены, что с таким же па­ триотическим порывом отнесутся к своему труду и наши современ-^ ники — художники второй мировой" войны. «Шотландия бессмертна/ » Картина лэди Батлер. просто Уэста — Н апомним здесь, в частности, имя Роберта Кэр Портера (1777 1842). Детские годы художник про­ вел в Эдинбурге. Здесь были еще очень свежи в памяти эпизоды не давней борьбы Шотландии за свою национальную независимость. Мы имеем в виду восстание 1745 года. В Эдинбурге художник встретил Флору Макдональд — друга принца Чарльза Эдуарда. Он был так ису трясен картиной, воспроизводившей один из эпизодов кампании 1745 го­ да, которую он увидел у нее, что решил посвятить себя батальной живописи. Роберту Кар Портеру творчески помогал знаменитый художник Бэн- джамен Уэст. Вскоре весь Лондон был поражен созданными Портером огромными панорамами известных сражений. Темой одного из этих по лотен послужил разгром французов на Чортовом мосту у Сен-Готарда войсками Суворова в 1804 году. Портер получил приглашение стать придворным художником рус­ ского царя. Его кисти принадлежат полотна исторических сражений, на­ ходящиеся в здании Адмиралтей­ ства. Трижды он приезжал в Пе­ тербург и во время одного из своих посещений женился на княжне Щербатовой. В своих произведениях Портер не только восстановил сцены сражений, которые он своими глазами не ви­ дел, но и дал ряд исключительно динамичных сцен боя. Портер был другом британского генерала сэра Джона Мура, сопро­ вождал его во время кампании в Португалии, завершившейся смертью Мура в Корунье (1808 год). Во время этой кампании худож­ ник сделал большое число эскизов и зарисовок. В 1809 году Портер опубликовал собрание зарисовок, сделанных им в России и Швеции в течение 1805— 1808 годов. Позднее художник опубликовал еще один сборник изумительно красивых и правдивых эскизов, сделанных во время путешествий, описанных им в по- -не­ полна по- В горниле складками Нельсона» Уэста и «Смерть майора Пирсона» Коплея талантливый гра­ вер Джеймс Хит сделал гравюры. Вильям Вулет . гравировал кар­ тину Уэста «Смерть генерала Воль­ фа в Квебеке». Гравюра эта разо­ шлась в исключительно большом количестве экземпляров. Тираж ее в те времена казался разительным. Картина, ключительно хороша и длинного драматизма, сражения, прикрытый боевого знамени, генерал Вольф умирает на руках своих штабных офицеров. В трагическом напряжении взгля­ ды всех прикованы к умирающему полководцу. Грусть написана на лицах индейца, сидящего на корточ­ ках на переднем плане, и жителей приграничных районов. Приближается посыльный с сооб­ щением, что приказ генерала Вольфа выполнен и намеченные им объекты взяты. Британцы одержали победу. Вольф произносит слова, ставшие историческими: «Да благословен будет Бог. Теперь я моту умереть спокойно». КУЛЬТУРНАЯ ХРОНИКА Л У И А Р А Г О Н В Л О Н Д О Н Е ~ ............ .„ „ „ г ,™ ,™ Бпи- сиями. Они работают и дают реалистиче- ..Местные органы. просвещения■ g Лондон, по приглашению в В т о р а я с т а т ь я М эррис Мэррэй о британском искусстве. Первая с т а т ь я н ап еч ат ан а в Лг 15 „Б ри тан ского сою з­ ника14и посвящена р а б о т а м художников в годы второй мировой войны. <? * * В о времена Уэста создание гра­ вюр крупнейших произведений живописи преследовало те же цели, что и зарисовки и фотоснимки, публикуемые в газетах и журналах. Во многих случаях художники, писавшие эпизоды сражений, поль­ зовались эскизами, сделанными в ходе этих сражений армейскими или морскими офицерами. С картин изготовлялись копии. Копии, напе­ чатанные в одну или несколько' кра­ сок, продавались самостоятельно или в виде приложений к истории соответствующей кампании. Мало известен тот факт, что пи­ сатель Ф. Марриэт, служивший в Королевском военно-морском флоте, во время кампании в Бирме (1824— 1825) сделал много зарисовок дей ствий армии и флота. На основании этих зарисовок работали многие крупные художники. Позднее с шести наиболее удавшихся картин были сделаны красочные копии. Томас Бэйнс сделал исключи­ тельно ценные зарисовки во время одной из операций британской ар­ мии в Южной Африке. Его работы на поле боя были высоко оценены, и он был назначен на должность официального художника экспедиции Ливингстона на Замбези. По воз­ вращении из экспедиции Бэйнс опубликовал свои зарисовки в виде серии цветных репродукций. Британским морским художникам никогда не удавалось сравниться со своими голландскими современни- о работе фран и поэтов в под- Бри- таиского правительства, прибыл французский писатель Луи Арагон. Во Французском институте Луи Арагон рассказал цузских писателей полье. Перу Луи Арагона принадлежит много пламенных стихов и поэм, сьп равших боль­ шую роль в борьбе с гитлеровскими окку­ пантами. Ряд блестящих стихов, полных горячей любви к родине и французскому народу, написан и другими молодыми поэ­ тами Франции. По окончании доклада Арагон прочел поэму, написанную им в 1941 году и на­ печатанную в подполье. Поэма посвящена памяти Габриэля Пэри (редактора газеты французской коммунистической партии «Юманите») и Этьена Дорве, расстрелян ных немцами за активную борьбу против гитлеровского режима От двадцати до тридцати тысяч книг по­ ступает еженедельно в находящийся в Лондоне Союзный книжный центр. Отсюда книги направляются для комплектования библиотек в британских городах, постра­ давших от воздушных налетов, и библио­ тек в освобожденных странах Западной Европы. Основная масса книг поступает от из­ дательств и научных учреждений. Неко­ торое число книг является даром частных лиц. Исключительную по своей ценности кол- лекцию картин художника X V III столе­ тия Неллера приобрела недавно «Нацио­ нальная портретная галлерея» в Лондоне. «Манчестер Гардиен» считает, что «это самая крупная коллекция портретов вы­ дающихся людей, написанных замечатель­ ным художником и ныне перешедшая в собственность народа». иями. Они работают и дают реалистиче­ ские произведения, полные жизненной силы. Ни в одной из комнат, где развернута выставка, вы не найдете ни одного произ­ ведения, абстрактного, бессюжетного. Индивидуальное лйцо художника отчет­ ливо видно именно потому, что он не го­ нится за показной оригинальностью. Критику, призывающему художника быть оригинальным по форме и во имя формы, я могу лишь посоветовать испробовать самому свои силы и убедиться в собствен­ ном провале. За пределами жизни сфера для челове­ ческой выдумки чрезвычайно ограничена, а потому выдумка часто повторяется в той же или несколько измененной форме. Сэр Вальтер Скотт сказал в свое время: «Нет в жизни двух эпизодов, которые были бы абсолютно тождественными». Сегодня найдется мало художников, которые могли бы пойти в парк и написать с натуры вязы на фоне неба. i Если каждый из них найдет свое выра- 1жение этому пейзажу, он не только со­ хранит свою индивидуальность, но и ветре тит наше горячее одобрение, вызовет под­ линную сенсацию, подобно той, которую вызывает одна из литографий Курдова. Ее стоит изучить в мельчайших подробностях. Как сделаны детали проволочных заграж ­ дений на первом плане, тело немца! Курдов — выдающийся художник». Маннинге отзывается с исключительной похвалой о литографии «Бронемашина» и мастерстве, с которым сделаны гравюры бойцов-лыжников. V Автор статьи заканчивает пожеланием видеть в скором времени в Лондоне, в стенах Королевской Академии, большую выставку советского искусства. Местные органы просвещения до(Га\ уже сейчас подыскать подходящие «. Ре­ шения для развертывания отдельных ви­ дов деятельности культурных центров. В тех населенных пунктах, где подходящих помещений нет, должно быть предусмот­ рено их сооружение. В бюджете Министерства просвещения предусматривается отпуск необходимых денежных средств на создание и содержа­ ние культурных центров. Во вновь сооружаемых зданиях предпо­ лагается создание отдельных помещении для занятий взрослых конференц-залы. детей, а также В газете «Дэйли Телеграф» опубликована статья сэра Альфреда Маннингса, по­ священная проходящей в настоящее вре­ мя в Лондоне выставке советской графики. «Русские художники, показавшие на выставке свои произведения, — пишет автор статьи, — не занимаются пустыми дискус- «Небо Москвы» идет в лондонском к театре «Тэтлер». В рецензии на этот фильм «Манчестер Гардиен» пишет! «Простота, с которой сделан Фил*’ «Небо Москвы», очень подходит для те картины — первой любви молодого лет * ка, защищающего воздушные п°Дсту^ Москве. Он полон своего чувства, п0Л молодого задора. Ни актеры, ни оператор» работавшие над созданием этого фильм , не известны английскому зрителю. • большие требования предъявляем мы фильму. Кячество В нем все на одном уровне. Качео произведения не зависит от игры °ДН , выдающегося актера. Сила фильма в сгановке, в которой развертывается де вие, в теме фильма. имен- Образы молодежи сделаны без сенЛд0тИ- тального любования и без нажима. Кан на смотрится очень легко, хотя она я элементарна». МинистерствоТпросвещения дало ука­ зания всемерно : усилить работу ?по ■созданию в городах Британии культурных центров, в которых можно было бы р а з ­ вернуть культурное обслуживание населе­ ния. Речь идет о школах, детских учреж­ дениях, театрах, кино и так далее, г За годы войны общественная жизнь Британии претерпела значительные изме­ нения. Взрослое население нашей страны стало решать коллективно значительно больший круг вопросов. Считают, что созданные или вновь создаваемые куль­ турные центры смогут и будут процветать и в|обстановке мирной жизни. «На всякого мудреца довольно простоты» sdkjj lu n v ■ -1 - пШЗ* Островского в переводе Давида МагаР 0 ка поставил коллектив драматичес театра <Юнити» в Кардиффе. поме- Театр обладает очень небольшим а< щением и сцена его довольно “ть> Художнику пришлось немало П°Р ггабо0 чтобы создать ощущение маС1ГаЛись простора, которые предусматрив драматургом. 01глпааии * Труд не пропал даром. И декор костюмы очень хороши. „пемеН' В пьесе много такого, от чего совр ный театр уже отказался. И все Ж _и сонажи спектакля получились ЯР* красочными. Спектакль прошел с ovj успехом. н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz