Британский союзник. 1945, 22 апреля (№ 16).
В МУРМАНСК—ЧЕРЕЗ ВСЕ ПРЕГРАДЫ! Г ерманские самолеты обна ружили наш караван на подступах к Норвегии. Н а следующее утро последовала первая атака торпедоносцев и бомбардировщиков. На бреющем полете, над самой водой, шли пятнадцать «Ю-88». Наши истребители начали разби вать строй вражеских самолетов. Немцы принуждены были отойти, перестроиться, после чего они пред приняли вторую атаку. На этот раз противник действовал мелкими груп пами. Искусным маневрированием адмиралу Макгрэгору удалось из бежать опасности. Бой с самолетами противника продолжался примерно час. Когда бой закончился, адмирал поднялся со своего места и улыбнулся. Но и во время боя улыбка часто озаряла его лицо. Немцам пришлось отойти. Горю чее у них было на исходе. На двое суток наступило затишье. Мы не видели противника. Только подходя к району, где был потоп лен «Шарнхорст», около Нордкапа, наши сигнальщики обнаружили три дцать «Ю-88». Обстановка напом нила мне передержанную фотогра- •фию. Серое небо. Серое море. Се рые суда и корабли. Торпедоносцы и бомбардировщики появлялись и исчезали в дымке ту мана. Они напоминали тени ада. Навстречу им поднялись истреби тели наших эскортных авианосцев — «Кампаниа» и «Найрана». В самом начале боя истребители сбили два «Юнкерса». Все же нескольким вра жеским самолетам удалось © Крупный британский, караван недавно прошел про- арктическим путем в Мурманск и возвратился е наш рваться через завесу к судам кара- порт. Его провели по опасному пути корабли британ- вана. ского флота под командованием контрадмирала мак- Скоро нельзя было разобрать, грэгора. Наши корабли отбили самые кто наносит большие потери нем- атаки германской авиации, с которы P цам — зенитная ли артиллерия ко- сталкиваться в течение последних ^ ‘ лодки раблей или истребители. На гори- На протяжении суток зонте, там, где упал в воду павре- непрерывно атаковали каРаван’ Р Рд Кпас- жденный «Ю-88», стояло облако гу- . транспортам с ценными военн ру ной Армии. Корабли и суда шли в штормовую по году. Такой скверной погоды в этих широтах не знает ни один караван, прошедший на Мурманск в дни войны. Контрадмирал Макгрэгор — один из блестящих бри танских морских офицеров. Ему всего 51 год. Он и его люди, с успехом преодолев исключительные труд ности, нанесли поражение противнику. Дважды во стого черного дыма. Впереди кара вала я заметил второй горящий са молет. Он несся, словно комета, оставляя за собой длинный дымный след. Кто-то крикнул: — Смотрите! Я успел заметить падение еще время следования судов каравана они попадали в одного немецкого торпедоносца ме трах в четырехстах от нашего ко рабля. Примерно в середине боя один из наших истребителей был поврежден. Он пытался возвратиться к авианосцу и совершить посадку. Это ему не удалось. Истребитель рухнул в море. Тотчас к месту катастрофы подо шел эсминец. Корабль зарывался носом в большую волну и вода за хлестывала его бак. Ветераном нашего каравана был эсминец «Уайтхолл». Уже деся тый раз он шел в порты России. «Уайтхолл» атаковало не меньше шестнадцати бомбардировщиков. По зднее мы получили сообщение командира эсминца о том, что все атаки немцев корабль отбил. Спустя некоторое время «Уайт холл» атаковали еще три «Юнкер са». Зенитчики эсминца сбили один самолет, повредили второй и унич- сильный шторм. Скорость ветра достигала 160 кило метров в час. Дважды контрадмиралу Макгрэгору удалось собрать суда. Гитлеровская авиация и подводные лодки при лагали максимум усилий, чтобы нанести удар транс портам. Контрадмирал Макгрэгор привел караван в порт назначения, потеряв менее шести процентов судов. Немцы потеряли одну подводную лодку и двена дцать самолетов. Семь 'торпедоносцев врага были на столько сильно повреждены, что вряд ли добрались до своих баз. Суда, входившие в 'состав каравана, доставили среди прочих грузов паровозы и вагоны, необходимые для наступающей Красной Армии. Численность экипажей военных судов, участвовав ших в проводке каравана, превышала шесть тысяч человек. Экипажи торговых судов также насчитывали несколько тысяч британских и союзных торговых мо ряков. 1 ' Ниже мы печатаем рассказ участника похода ка питан-лейтенанта Хауард Френча, находившегося на борту эскортного авианосца «Кампаниа». Капитан-лейтенант ХАУАРД ШРЕНЧ тожили третий совместно с зенит чиками корвета «Ларк». Потерпев поражение, немецкая авиация оставила нас на несколько дней в покое. Все время за нами следовали воздушные «шпио ны» — разведчики и подводные лод ки. Но наши противолодочные кораб ли держали врага на почтительном расстоянии. Мы прибыли в порт назначения — Мурманск, не потеряв ни одного торгового судна. □ Наступил час выхода из порта. * * Рано или поздно это должно было случиться. Немецкие 'подвод ные лодки знали это и ждали нас. В течение всей ночи мы слушали глухие разрывы глубинных бомб. На рассвете пришло радостное со общение: «Ларк» и «Олнуик Касл» потопили немецкую подводную лод ку. В сообщении с «Олнуик Касл» указывалось, что на борту находит ся несколько подобранных и взятых в плен немецких подводников. Через три часа мы начали смер тельный бой с подводными лодками, который продолжался целые сутки. Над морем стоит дымка. Холод отчаянный. Дымка охватывает ко рабль. Становится жутко. Это самая благоприятная погода для действий подводников. Мы не Н а командном пункте эскорт ного авианосца «Кампаний!). Ко мандующий конвоем контрадми рал Макгрэгор и старший опера тивный офицер капитан 3-го ранга Уоткинс. Передано по бальду „ЭТОГО МЫ НИКОГДА НЕ ПРОСТИМ!" В се дальше в глубь Герма нии идут союзные армии. И с каждым новым пройден ным километром вражеской территории наши воины имеют возможность видеть все новые и новые следы чудовищных преступлений и звериной злобы гитлеровцев. В немецкой деревне Ретем гитле ровцы зверски убили 15 британских военнопленных. Шестнадцатый бри танский солдат, которому удалось спастись, рассказал об этом престу плении врага. Все пятнадцать человек были уби ты одним палачом. Он поставил не счастных к стене и расстрелял их из автомата. Немец выпускал очередь за очередью, пока последний из пятнадцати не упал на землю. При убийстве присутствовало в качестве зрителей несколько других немецких солдат и офицеров. Военный корреспондент «Дэйли Мэйл» Александр Клиффорд пишет: «Об убийстве мне рассказал спасшийся британский солдат. Он говорил спокойно, сурово излагая факты. Можете себе представить, что думают теперь о немцах сол даты и офицеры дивизии, в рядах которой сражались замученные люди? Не один этот солдат видел звер ства немцев. Вот другой свиде тель — капитан медицинской служ бы британской армии. Он рассказал мне о том, как немцы стреляли по нашим санита рам, подбиравшим раненых на по ле бол. Немцы вели огонь с ди станции в 40—50 метров. На одежде санитара ясно видны были знаки Красного Креста, за крывавшие почти всю грудь. Это нам лишний раз напоминает о том, с кем мы имеем дело в Германии». ☆ D «Дэйли Телеграф» и «йоркшир Пост» опубликованы передовые статьи, в которых подробно описа ны ужасы, творившиеся в немецком концлагере в Ордруфе, близ Гота. Лагерь был обнаружен частями 4-й американской танковой дивизии. «Дэйли Телеграф» пишет: «С полной решительностью сле дует сказать, что весь германский народ несет ответственность за та кие преступления. Союзные нации допустили бы величайшую ошибку, если бы дали возможность преступ никам, виновным в этих деяниях, ускользнуть от ответственности за совершенные преступления, равно как и всем тем, кто им помогал». В .передовой «йоркшир Пост» го ворится: «Вывод, который необходимо сде лать, совершенно ясен. Все немцы, безотносительно от того, виновны они лично или не виновны в совер шении актов варварства, прекрасно знали о них. Лишь когда мы принудим их осо знать всю глубину отвратительных преступлений в Ордруфе и других местах, совершенных именем Гитле ра и во славу его, когда мы дадим им почувствовать омерзение, какое вызывают во всем цивилизованном мире эти преступления и их испол нители, появятся проблески надеж ды пробудить в немецком народе элементарные понятия человеч ности». Корреспондент «Дэйли Телеграф» описывает свое посещение стартовой станции «Фау-3», нового секретного оружия, которое гитлеровцы готови лись пустить против Британии. «Фау-3» должен был обрушить на Лондон непрерывный поток ракет дальнего действия. К счастью, уже первые приготов ления немцев были раскрыты нами в сентябре 1943 года. Налеты на шей авиации дальнего действия ока зались чрезвычайно успешными. Строительство стартовой станции замедлилось. Летом 1944 года нем цы прекратили его. На этой стартовой станции немцы предполагали разместить пятьдесят 130-метровых стволов. Часть ство лов находилась на глубине 117 мет ров. Они прикрывались сверху 6-метровым слоем бетона. Считают, что это страшное ору жие могло бы выпустить до 10 'сна рядов в минуту, причем все они нацеливались на центр Лондона. Очевидно, немцы рассчитывали разместить орудия в виде двух 25- ствольных батарей. «Фау-3» представляют собой со вершенно новую конструкцию. Они имеют постоянно установленный прицел и высокую скорострельность. Снаряд «Фау-3» весит 60 килограм мов. Вес взрывчатых веществ в каждом снаряде 20 килограммов. можем видеть перископы лодок, но немцы безусловно видят корпуса наших кораблей и транспортов. Очень скоро мы убедились в спра ведливости этого предположения. Один из эскортных кораблей был поврежден торпедой. Через час по следовал взрыв на одном из транс портов, после чего, там начался по жар. Все эсминцы и корветы ата ковали немецкие лодки, непрерывно сбрасывая глубинные бомбы. Адмирал считал, что в районе ка равана оперирует по меньшей мере шесть или семь подводных лодок. Он принял решение выпустить в воздух наши самолеты. «Кампаниа» начал маневрировать, чтобы стать против ветра. В тот момент, когда первый наш самолет покидал взлетную палубу, эсминец, конвоирующий авианосец, сбросил метрах в четырехстах се рию глубинных бомб. Было бы чудом, если бы во время такого сражения дело обошлось без потерь. Нанесенный врагом удар оказался очень чувствительным. Вскоре после наступления сумерек небосклон внезапно озарился яркой оранжевой вспышкой. Корвет «Блю- бэлл» был поражен торпедой и за тонул. К месту катастрофы подошло не сколько эсминцев, но они не обна ружили никаких признаков зато нувшего1корабля. Одному из эсмин цев удалось подобрать младшего командира Альберта Холмса, кото рый каким-то чудом был выброшен с борта корвета. Альберт Холмс был единственным спасшимся чле ном экипажа «Блюбэлла». Сражение с подводными лодками затихло только к рассвету. К этому времени погода начала ухудшаться. Вскоре задул штормовой ветер Поднялась волна, исключавшая воз можность для обеих сторон продол жать бой. □ С ' ила ветра все увеличивалась. Ко- рабельные приборы не могли уже регистрировать силу шторма. Все стрелки стояли на пределе. На сле дующий день был самый настоя щий ураган. Сила ветра достигала 160 километров в час, а иногда и еще больше. Строй каравана со хранить было невозможно. Шторм начал стихать через 36 ча сов. Сила ветра уменьшилась напо ловину. И тотчас же над карава ном появился немецкий разведчик. А через два часа бой возобновился с новой силой. По счастью, командующему уда лось к этому времени привести ка раван в боевой порядок и подгото виться к отражению атаки. На этот раз над караваном по явилось двадцать «Ю-88». Эсминцы «Онслоу» и «Зэлус» сбили по одно му «Юнкерсу». Другие корабли по вредили еще несколько немецких, бомбардировщиков. Выдающийся героизм показали летчики-истребители с авианосца «Найрана». Четыре истребителя по шли в бой, несмотря на очень тя желые условия. Летчики рисковали своей жизнью, еще прежде чем вступить в соприкосновение с про тивником. Знали они и то, что по садка будет еще труднее, чем взлет. Погода снова начала ухудшаться сила ветра быстро увеличивалась. К тому времени, когда истреби тели возвратились, авианосец за рылся- носом в огромные волны. Все, у кого были бинокли, сле дили за идущим на посадку само летом, за качающейся взлетной па лубой. Сначала казалось, что он ударит ся колесами шасси о корму. Однако 'в следующее мгновение положение взлетной палубы изменилось. По хоже было на то, что самолет уда рится о центр палубы. В последнее мгновение корабль стал на ровный киль, и самолет со вершил отличнейшую посадку. Вза имодействие между летчиком и офицером, руководившим посадкой, было безукоризненным. Только один из четырех самоле тов потерпел аварию. Впрочем и этот самолет сел безукоризненно, но в самое последнее мгновение машину бросило на тормозное уст ройство, и она налетела на о г рЛ ждение. Летчик остался невредимы, л Вылет истребителей увенчался успехом. Один «Юнкере» был сбит. Второй немецкий самолет вероятно обит. Ураган продолжался сутки. Он раскидал суда каравана в разные стороны. На таком большом кораб ле, как наш, водоизмещением в 16 000 тонн, мы и то чувствовали силу шторма. А что должны были пережить экипажи маленьких кораб лей— эсминцев, корветов! □ | /ак только ветер утих и все **■ суда вновь собрались вместе, мы начали подсчитывать потери. На одном транспорте ураган по вредил надстройки. У другого был поврежден рулевой привод. Транс порт с трудом слушался руля. Ряд других судов не мог следовать с прежней скоростью. С эсминцев сообщили о разбитт» шлюпках, смытом инвентаре. На мнолих кораблях обнаружилась течь вследствие расхождения швов в корпусах. Не успели мы подвести итогов ущерба, как снова над караваном появились немецкие торпедоносцы. Но на этот раз они не напали на караван. Все самолеты обрушились на поврежденное и отстававшее суд но. Его атаковало по меньшей мере 19 самолетов противника. Бой про должался четверть часа. Спасения не было. Но перед своей гибелью этот транспорт повредил два немец ких самолета. Большинство членов экипажа это го судна было спасено нашими эс минцами. На транспортах находились пас сажиры. На одном из них умер мальчик. Из-за шторма невозможно было переправить на транспорт врача. На другом незадолго до атаки подводных лодок родился ребенок. Сражение было выиграно не только благодаря зенитным ору- диям, атакам истребителей, глубин ным бомбам, но и благодаря труДУ штурманов и офицеров, работавших в оперативной каюте флагманского корабля. . Во время одного из совещании адмирал подошел к большой карте и, положив ладонь на голубое поле океана, оказал: — Я думаю, что здесь н ахо д ятся немецкие подводные лодки. Есл это не так, то мы больше не ув*" дим вражеских подводников. Утро это выяснится. Утро подтвердило догадку адми- рала. Его предвидение по многом Р шило выигрыш сражения с ВР‘1Г0 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz