Британский союзник. 1945, 18 февраля (№ 7).

РАЦИОН ВО ФЛОТЕ С амюэль Пипс, написавший в XVII веке свой знамени­ тый дневник, был руководите­ лем Управления продоволь­ ственным снабжением британ­ ского флота при Адмиралтей­ стве. Он писал: «Для англичан, в особенности для моряков, брюхо дороже всего, и поэтому, ведая продовольствием флота, надо всег­ да помнить, что всякое сокращение или ухудшение качества пищи ма­ троса ударяет его по самому боль­ ному месту и способно возбудить в нем недовольство Королевской службой более, чем какие-либо иные лишения». Пиле жил в такое время, когда действительно можно было сказать, что «люди любили свое брюхо». Это изречение относится к эпохе гру­ бых нравов, когда условия служ­ бы во флоте резко отличались от теперешних. Сложная организация питания современного флота, разбросанного в разных частях земного шара, тре­ бует немалого внимания. Приходит­ ся разрешать трудную проблему, как снабдить людейдоброкачествен­ ной и разнообразной пищей, когда корабль неделями находится в море, как обеспечить команды подводных лодок витаминами? Производятся специальные опы­ ты с различными пищевыми про-1 дуктами, чтобы выяснить, насколь­ ко они могут сохраняться в тропи­ ческом климате. Корабли могут быть направлены в такие части света, где нет возможности достать на месте свежие продукты, ft g мирное аремя в Британии про­ дуктовые склады находились в трех главных' морских портах. Но время войны при постоянной угрозе неприятельской бомбарди­ ровки было создано 120 продо- иольственных складов, разбросан­ ных по всей стране. При нормаль­ ных условиях на складах сохраня­ ется 3-месячный запас продуктов, не подвергающихся скорой порче. Кроме этих прибрежных складов в различных частях света имеются ■еще специальные суда, предста­ вляющие собой нловучие склады, из которых военные корабли могут получат!, все нужные продукты. Во время операций, подобных вы­ садке СОЮЗНИКОВ в Северной А ф р и ­ ке, эти пловучие склады С оп ро­ вождают флот. Ка борту корабля команда обыч­ но разделяется на группы от 12 до 20 человек, которые всегда едят вместе, образуя как бы семью. ® Капитан 3-го ранга ГРИН На некоторых из наших крупней­ ших военных кораблей производит­ ся теперь опыт самообслуживания. Каждый матрос имеет поднос с углу­ блениями для супа, мяса, овощей, сладкого и хлеба с маслом. Он становится в очередь, получает обед и несет его в общую столовую. При. этом способе можно обслужить 12 человек в минуту. Он имеет еще и то преимущество, что пища не успевает остыть и может быть бо­ лее точно распределена и полиюстыо использована. Команды подводных лодок полу­ чают дополнительное питание, со­ стоящее из консервов. ☆ . D ot примерное меню матросского стола подводной лодки: Утренний завтрак (до погруже­ ния, потому что в обычных усло­ виях подводные лодки могут вы­ плывать на поверхность только по ночам) — фрукты, жареная свежая рыба, хлеб с маслом, чай или кофе. Завтрак — суп из консервов, яйца, салат из помидоров и свеклы и апельсин. Днем — чай, хлеб с ма­ слом и джемом. Ужин — суп, жареное мясо, овощи, пуддинг. Свежие фрукты составляют необ­ ходимую часть питания в море. З а ­ долго до возникновения науки о витаминах было известно, что ма­ тросы, лишенные свежей раститель­ ной пищи, легко заболевали цынгой. Теперь применяются также фрукто­ вые соки, и о цынге, конечно, во флоте совершенно забыли. В старые годы, когда матросы, по словам Пипса, «жили ради сво­ его брюха», потребление спиртных напитков, по крайней мере на ко­ рабле, было гораздо больше, чем теперь. Во флоте давно уже вошло в обычай, что матросы могут вместо спиртных напитков получать опре­ деленную сумму денег, которая так и называется «деньги за грог». В 1851 году 91 процент матросов предпочитал получать спиртные на­ питки. Теперь же около 60 процен­ тов предпочитают получать взамен деньги. Порция сейчас уменьшена наполо­ вину по сравнению с 1851 годом и напитки не такие крепкие. Таким образом матросы сейчас пьют значительно меньше, чем пре­ жде. Вообще условия жизни на бор­ ту ‘ корабля изменились до неуз­ наваемости. Адмиралтейство постоянно забо­ тится о питании людей, охраняю­ щих жизненно необходимые для страны морские пути. „СПИТФАЙЕР" С ПЯТИЛОПАСТНЫМ ВИНТОМ. Моряки Военного флота Британии ужинают у стойки в кафетерии находящемся на их корабле. U а оснащение британских * * авиаэскадрилий непрерыв­ ным потоком поступают са­ молеты «Спитфайер-14». Офи­ циальная характеристика этой машины гласит, что «скорость ее превышает скорость всех моделей «Спитфайеров», на­ ходящихся в строю». В характеристике нет указаний абсолютной величины этой скорости. Однако тот факт, что новая модель снабжена пятилопастным винтом и мотором мощностью, «более 2000 ло­ шадиных сил», заставляет предпола­ гать, что скорость ее весьма значи­ тельна. В воздухе «Спитфайер-14» обла­ дает всеми совершенствами своих многочисленных предшественников. Мощное вооружение самолета мо­ жет состоять либо из четырех 20- миллиметровых пушек, либо из двух пуШек и двух пулеметов ка­ либра 12,7 миллиметра, либо же из двух пушек и четырех пулеметов ка­ либра 7,7 миллиметра. Обеспечена возможность установ­ ки дополнительного бака для го­ рючего под фюзеляжем. При отсут­ ствии бака крепления, предназна­ ченные для него, можно использо­ вать для подвески бомб весом 114 или 228 килограммов. В этом слу­ чае «Спитфайер-14» становится истребителем-бомбардировщиком. Как известно, отдельные марки «Спит­ файеров» предыдущих выпусков так­ же имели приспособления для под­ вески бомб этих типов. □ Оысокие летные качества «Спит- файера-14» в значительной мере определяются установкой нового мо­ тора и нового винта. Мотор «Спит- файера-14» — «Гриффон—65» — представляет собой улучшенный ва­ риант мотора с одноступенчатым наддувом, которым оборудуются «Спитфайеры-12», предназначенные для работы на малых высотах и обладающие характерными «обру­ бленными» крыльями. Новый мотор «Гриффон» имеет такую же мощность, но снабжен нагнетателем с двумя ступенями и промежуточным холодильником, а также двумя скоростями. Весовой коэфициент его составляет 450 грам­ мов веса на лошадиную силу мощ­ ности привода. В техническом отношении пред­ ставляет интерес передача враще­ ния на кулачковый вал и на маг­ нето с приводного колеса, устано­ вленного на коленчатом валу в пе­ редней части мотора. Такая кон­ струкция обеспечивает плавность хода и позволяет уменьшить длину мотора. Особое автоматически действую­ щее приспособление исключает пользование высокими оборотами нагнетателя при полете над уров­ нем моря. Являясь самостоятельной кон­ струкцией, «Гриффон» имеет то же расположение и емкость цилиндров (36,7 литра), что и моторы «Рольс- Ройс» «R». Основная целевая установка —со­ здать самолет для больших вы­ сот— диктовала такую площадь ло­ пастей у винта, которая в связи с С И Д Н Е И В И Л особенностями «Спитфайера» могла быть достигнута лишь увеличением числа лопастей. Если бы мотор «Гриффон» был сконструирован с двойным валом для винта, можно было бы поста­ вить шеетилопастный винт с враще­ нием его двух секций в противо­ положный- направлениях. Такие вин­ ты уже производятся в Британии. Однако наличие только одного вала потребовало создания новой кон­ струкции. Заказ на конструирование и производство винтов для «Спит­ файеров-14» был передан компании «Ротол», основанной несколько лет назад компаниями «Ролье-Ройс» и «Бристоль Эроилейн». □ IS онструктбры этой компании оста- **• новились на пятилопастной си­ стеме. В результате большой иссле­ довательской, экспериментальной и опытной работы появилась такая конструкция втулки, которая обеспе­ чила необходимую прочность за счет незначительного увеличения ве­ са. Была сохранена также прове­ ренная и оправданная на практике система гидравлического управле-1 ния, составляющая с давних пор отличительную черту винтов этой компании. Лопасти сделаны из прес- сованногб многослойного дерева и весят меньше, чем аналогичные ло­ пасти, выполненные из металла. До сих пор нет официальных данных о каких-либо других особен­ ностях новой машины, отличающих ее от прошлых «Спитфайеров». Мож­ но считать, что полностью сохранен характерный метод конструирования крыла и фюзеляжа типа «Монокок». Эта конструкция не только вы­ держала испытание времени, но и оказалась очень удобной для много­ численных переделок и модифика­ ций, сохранивших за «Спитфайером» место среди лучших истребителей мира. Впервые высокую и немеркну­ щую славу «Спитфайер» завоевал четыре года назад, участвуя со­ вместно с «Харрикейном» в «битве за Британию». Ныне он предста­ вляет собой еще более грозного противника, способного истреблять вражеские самолеты столь же ре­ шительно, как и в 1940 году. Этим Британия обязана конструкторам, инженерам и рабочим, которые сво- 0Л veep- 1 днем обеспечили постоянное Щшо- нм уменьем, находчивостью и c вление этой прекрасной машины. Люди, находившиеся в районе, который именуется в официальных сводках «Южной Англией», (во вре­ мя атак «летающих бомб», имеют свои особые причины испытывать чувство глубокой -признательности • ко всем, кто участвует в производ­ стве «Спитфайеров». Сотни «летаю­ щих бомб», рожденных дьявольской злобой врага, были сбиты летчиками - «Спитфайеров». ХАРАКТЕРИСТИКА «СПИТФАЙЕРА-14» разм ах крыльев . ...................... 11,0 метра Д л ин а............................................... 9,8 метр* Зысо га (с поднятым хвостом, с одной вертикальной ло­ пастью) .............................. . . 3,35 метра Площадь крыльев . . 22,3 квадратных метра Вес(приблизительно) 3600 килограммов Винтомоторная группа самолета состоит из следующих деталей. 0Ш Один мотор марки «Рольс-Рой^ «Гриффон-65»: 12 цилиндров с разным расположением и жидкост­ ное охлаждение с принудительной циркуляцией, нагнетатель с двумя скоростями и двумя ступенями с промежуточным колодильником с жидкостным охлаждением. Мощ­ ность свыше 2 000 лошадиных сил. Винт фирмы «Ротол» с пятью ло­ пастями, с переменным шагом, по­ стоянной скоростью и с гидравли­ ческой системой управления. Лопа­ сти деревянные. и последний ,, Харрикейн ш ш ш я , -"- ; - - Последний «Харрикейн», выпущенный компанией «Хаукер-Эйркрафт»■ Ныне «Харрикейны» уступили свое место другим, еще более совершен­ ным машинам. Рисунки на бортах самолета посвящены многообразным боевым успехам его предшественников. В небе — следы истребителей, летящих на большой высоте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz