Британский союзник. 1945, 18 февраля (№ 7).
РАЦИОН ВО ФЛОТЕ С амюэль Пипс, написавший в XVII веке свой знамени тый дневник, был руководите лем Управления продоволь ственным снабжением британ ского флота при Адмиралтей стве. Он писал: «Для англичан, в особенности для моряков, брюхо дороже всего, и поэтому, ведая продовольствием флота, надо всег да помнить, что всякое сокращение или ухудшение качества пищи ма троса ударяет его по самому боль ному месту и способно возбудить в нем недовольство Королевской службой более, чем какие-либо иные лишения». Пиле жил в такое время, когда действительно можно было сказать, что «люди любили свое брюхо». Это изречение относится к эпохе гру бых нравов, когда условия служ бы во флоте резко отличались от теперешних. Сложная организация питания современного флота, разбросанного в разных частях земного шара, тре бует немалого внимания. Приходит ся разрешать трудную проблему, как снабдить людейдоброкачествен ной и разнообразной пищей, когда корабль неделями находится в море, как обеспечить команды подводных лодок витаминами? Производятся специальные опы ты с различными пищевыми про-1 дуктами, чтобы выяснить, насколь ко они могут сохраняться в тропи ческом климате. Корабли могут быть направлены в такие части света, где нет возможности достать на месте свежие продукты, ft g мирное аремя в Британии про дуктовые склады находились в трех главных' морских портах. Но время войны при постоянной угрозе неприятельской бомбарди ровки было создано 120 продо- иольственных складов, разбросан ных по всей стране. При нормаль ных условиях на складах сохраня ется 3-месячный запас продуктов, не подвергающихся скорой порче. Кроме этих прибрежных складов в различных частях света имеются ■еще специальные суда, предста вляющие собой нловучие склады, из которых военные корабли могут получат!, все нужные продукты. Во время операций, подобных вы садке СОЮЗНИКОВ в Северной А ф р и ке, эти пловучие склады С оп ро вождают флот. Ка борту корабля команда обыч но разделяется на группы от 12 до 20 человек, которые всегда едят вместе, образуя как бы семью. ® Капитан 3-го ранга ГРИН На некоторых из наших крупней ших военных кораблей производит ся теперь опыт самообслуживания. Каждый матрос имеет поднос с углу блениями для супа, мяса, овощей, сладкого и хлеба с маслом. Он становится в очередь, получает обед и несет его в общую столовую. При. этом способе можно обслужить 12 человек в минуту. Он имеет еще и то преимущество, что пища не успевает остыть и может быть бо лее точно распределена и полиюстыо использована. Команды подводных лодок полу чают дополнительное питание, со стоящее из консервов. ☆ . D ot примерное меню матросского стола подводной лодки: Утренний завтрак (до погруже ния, потому что в обычных усло виях подводные лодки могут вы плывать на поверхность только по ночам) — фрукты, жареная свежая рыба, хлеб с маслом, чай или кофе. Завтрак — суп из консервов, яйца, салат из помидоров и свеклы и апельсин. Днем — чай, хлеб с ма слом и джемом. Ужин — суп, жареное мясо, овощи, пуддинг. Свежие фрукты составляют необ ходимую часть питания в море. З а долго до возникновения науки о витаминах было известно, что ма тросы, лишенные свежей раститель ной пищи, легко заболевали цынгой. Теперь применяются также фрукто вые соки, и о цынге, конечно, во флоте совершенно забыли. В старые годы, когда матросы, по словам Пипса, «жили ради сво его брюха», потребление спиртных напитков, по крайней мере на ко рабле, было гораздо больше, чем теперь. Во флоте давно уже вошло в обычай, что матросы могут вместо спиртных напитков получать опре деленную сумму денег, которая так и называется «деньги за грог». В 1851 году 91 процент матросов предпочитал получать спиртные на питки. Теперь же около 60 процен тов предпочитают получать взамен деньги. Порция сейчас уменьшена наполо вину по сравнению с 1851 годом и напитки не такие крепкие. Таким образом матросы сейчас пьют значительно меньше, чем пре жде. Вообще условия жизни на бор ту ‘ корабля изменились до неуз наваемости. Адмиралтейство постоянно забо тится о питании людей, охраняю щих жизненно необходимые для страны морские пути. „СПИТФАЙЕР" С ПЯТИЛОПАСТНЫМ ВИНТОМ. Моряки Военного флота Британии ужинают у стойки в кафетерии находящемся на их корабле. U а оснащение британских * * авиаэскадрилий непрерыв ным потоком поступают са молеты «Спитфайер-14». Офи циальная характеристика этой машины гласит, что «скорость ее превышает скорость всех моделей «Спитфайеров», на ходящихся в строю». В характеристике нет указаний абсолютной величины этой скорости. Однако тот факт, что новая модель снабжена пятилопастным винтом и мотором мощностью, «более 2000 ло шадиных сил», заставляет предпола гать, что скорость ее весьма значи тельна. В воздухе «Спитфайер-14» обла дает всеми совершенствами своих многочисленных предшественников. Мощное вооружение самолета мо жет состоять либо из четырех 20- миллиметровых пушек, либо из двух пуШек и двух пулеметов ка либра 12,7 миллиметра, либо же из двух пушек и четырех пулеметов ка либра 7,7 миллиметра. Обеспечена возможность установ ки дополнительного бака для го рючего под фюзеляжем. При отсут ствии бака крепления, предназна ченные для него, можно использо вать для подвески бомб весом 114 или 228 килограммов. В этом слу чае «Спитфайер-14» становится истребителем-бомбардировщиком. Как известно, отдельные марки «Спит файеров» предыдущих выпусков так же имели приспособления для под вески бомб этих типов. □ Оысокие летные качества «Спит- файера-14» в значительной мере определяются установкой нового мо тора и нового винта. Мотор «Спит- файера-14» — «Гриффон—65» — представляет собой улучшенный ва риант мотора с одноступенчатым наддувом, которым оборудуются «Спитфайеры-12», предназначенные для работы на малых высотах и обладающие характерными «обру бленными» крыльями. Новый мотор «Гриффон» имеет такую же мощность, но снабжен нагнетателем с двумя ступенями и промежуточным холодильником, а также двумя скоростями. Весовой коэфициент его составляет 450 грам мов веса на лошадиную силу мощ ности привода. В техническом отношении пред ставляет интерес передача враще ния на кулачковый вал и на маг нето с приводного колеса, устано вленного на коленчатом валу в пе редней части мотора. Такая кон струкция обеспечивает плавность хода и позволяет уменьшить длину мотора. Особое автоматически действую щее приспособление исключает пользование высокими оборотами нагнетателя при полете над уров нем моря. Являясь самостоятельной кон струкцией, «Гриффон» имеет то же расположение и емкость цилиндров (36,7 литра), что и моторы «Рольс- Ройс» «R». Основная целевая установка —со здать самолет для больших вы сот— диктовала такую площадь ло пастей у винта, которая в связи с С И Д Н Е И В И Л особенностями «Спитфайера» могла быть достигнута лишь увеличением числа лопастей. Если бы мотор «Гриффон» был сконструирован с двойным валом для винта, можно было бы поста вить шеетилопастный винт с враще нием его двух секций в противо положный- направлениях. Такие вин ты уже производятся в Британии. Однако наличие только одного вала потребовало создания новой кон струкции. Заказ на конструирование и производство винтов для «Спит файеров-14» был передан компании «Ротол», основанной несколько лет назад компаниями «Ролье-Ройс» и «Бристоль Эроилейн». □ IS онструктбры этой компании оста- **• новились на пятилопастной си стеме. В результате большой иссле довательской, экспериментальной и опытной работы появилась такая конструкция втулки, которая обеспе чила необходимую прочность за счет незначительного увеличения ве са. Была сохранена также прове ренная и оправданная на практике система гидравлического управле-1 ния, составляющая с давних пор отличительную черту винтов этой компании. Лопасти сделаны из прес- сованногб многослойного дерева и весят меньше, чем аналогичные ло пасти, выполненные из металла. До сих пор нет официальных данных о каких-либо других особен ностях новой машины, отличающих ее от прошлых «Спитфайеров». Мож но считать, что полностью сохранен характерный метод конструирования крыла и фюзеляжа типа «Монокок». Эта конструкция не только вы держала испытание времени, но и оказалась очень удобной для много численных переделок и модифика ций, сохранивших за «Спитфайером» место среди лучших истребителей мира. Впервые высокую и немеркну щую славу «Спитфайер» завоевал четыре года назад, участвуя со вместно с «Харрикейном» в «битве за Британию». Ныне он предста вляет собой еще более грозного противника, способного истреблять вражеские самолеты столь же ре шительно, как и в 1940 году. Этим Британия обязана конструкторам, инженерам и рабочим, которые сво- 0Л veep- 1 днем обеспечили постоянное Щшо- нм уменьем, находчивостью и c вление этой прекрасной машины. Люди, находившиеся в районе, который именуется в официальных сводках «Южной Англией», (во вре мя атак «летающих бомб», имеют свои особые причины испытывать чувство глубокой -признательности • ко всем, кто участвует в производ стве «Спитфайеров». Сотни «летаю щих бомб», рожденных дьявольской злобой врага, были сбиты летчиками - «Спитфайеров». ХАРАКТЕРИСТИКА «СПИТФАЙЕРА-14» разм ах крыльев . ...................... 11,0 метра Д л ин а............................................... 9,8 метр* Зысо га (с поднятым хвостом, с одной вертикальной ло пастью) .............................. . . 3,35 метра Площадь крыльев . . 22,3 квадратных метра Вес(приблизительно) 3600 килограммов Винтомоторная группа самолета состоит из следующих деталей. 0Ш Один мотор марки «Рольс-Рой^ «Гриффон-65»: 12 цилиндров с разным расположением и жидкост ное охлаждение с принудительной циркуляцией, нагнетатель с двумя скоростями и двумя ступенями с промежуточным колодильником с жидкостным охлаждением. Мощ ность свыше 2 000 лошадиных сил. Винт фирмы «Ротол» с пятью ло пастями, с переменным шагом, по стоянной скоростью и с гидравли ческой системой управления. Лопа сти деревянные. и последний ,, Харрикейн ш ш ш я , -"- ; - - Последний «Харрикейн», выпущенный компанией «Хаукер-Эйркрафт»■ Ныне «Харрикейны» уступили свое место другим, еще более совершен ным машинам. Рисунки на бортах самолета посвящены многообразным боевым успехам его предшественников. В небе — следы истребителей, летящих на большой высоте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz