Британский союзник. 1945, 18 апреля (№ 14).
ВТОРАЯ БРИТАНСКАЯ АРМИЯ Величайшая дымовая завеса, поставленная за все время войны, закры- i ваЛа район, где войска фельдмаршала Монгомери готовились к форси- \ рованию Рейна. Н а с н и мк е , полученном нами по бильду, показан I один из многих агрегатов по установлению дымовой завесы на пере довых позициях союзных войск. О т о р а я британская армия генерал-лейтенанта сэра Майлза Демпсэя, прорвавшая глубоко эшелонированную по лосу обороны немцев на вос точном берегу Рейна и ныне хлынувшая на северо-герман скую равнину, имеет в своих рядах соединения, не раз от личавшиеся в суровых боях. Это одно из лучших соединений британских вооруженных сил. Нем цы знали силу наших войск и пото му расположили против Второй ар мии свои наиболее боеспособные ча сти. В состав Второй армии входят 12-й и 30-й армейские корпусы. 12-м армейским корпусом коман дует генерал Ритчи. С декабря 1941 по июнь 1942 года генерал Ритчи командовал Восьмой армией, а во время боев на плацдарме в Нормандии руководил действиями британских войск к востоку от реки Орн. 30-м армейским корпусом коман дует генерал Хоррокс, один из кру пнейших военачальников танковых соединений нашей армии. Генерал Хоррокс командовал различными соединениями с первого дня высад ки британских войск во Франции. ☆ ☆ * ГЛзвестно, что в Германии в на- * * стоящее время сражаются сле дующие британские дивизии: 51-я х а йл э н д с к а я с т р е л к о в а я д и в и з и я . В прошлую мировую войну ата дивизия была настоящей грозой для немцев. Во время недавнего Арденнского сра жения 51-я стрелковая дивизия сло мила упорнейшее сопротивление от борных частей немцев— 15-й танко вой гренадерской и 6-й парашютной дивизий. В 1940 году 51-я стрелковая диви зия героически сражалась до послед ней капли крови в Сен Валери ан Ко. Позднее дивизия была сформи рована заново и явилась одной из лучших дивизий Восьмой армии. Она сражалась в первом эшелоне у Эль- Аламейна, на «линии Марет», у Вади-Акарит, в Катании. В Н ор мандии 51-я стрелковая дивизия — участница боев у Кан. Во время преследования отступающих немцев воины этой дивизии вступили в ме ста, где так героически сражались четыре года назад. Они с триум фом вошли в Сен Валери ан Ко. В феврале 1945 года части диви зии участвовали в рядах Перовой канадской армии в боях за Рейхс- вальдскийлес. 43-я у э с с е к с к а я с т р е л к о в а я д и в и з и я — участница оже сточенных боев на северном фланге Второй армии. Эта дивизия выросла из территориальной части. Большин ство ее бойцов является жителями Западной Англии. Дивизия сражается во Франции с первых дней высадки. Среди слав ных ее дел — штурм высоты Мон Пинкон (высотой 360 метров) в Нормандии во время прорыва фрон та немцев в августе прошлого года. В сентябре дивизия оказала су щественную поддержку нашим час тям, сражавшимся в Арнгеме. 15-я ш о т л а н д с к а я д и в и з и я дважды разгромила немецкую 84-ю пехотную дивизию. В настоящее время части 15-й дивизии продол жают вести ожесточенные бои с немцами. 15-я шотландская диви зия— молодое соединение. Она по лучила боевое крещение в сражении за плацдарм в Нормандии и участ вовала в ряде ожесточенных боев в северо-западной Европе. 79-я т а н к о в а я д и в и з и я взаимодействует с 1-й бригадой штурмовых отрядов («коммандос») и выше перечисленными стрелковыми дивизиями. ^ . 7-я т а н к о в а я д и в и з и я из вестна под названием «крысы пу стыни». Она нанесла поражение 15 й немецкой танковой дивизии во вре мя «решительного наступления» Ром меля в Египте. Она шла в острие клина, наступавшего в Северной Африке. 7-я танковая была на са мых горячих участках боев в Салер но и Вольтурно, а позднее, в Нор мандии, сражалась в районе Тилли сюр Селль. 6-я в о з д у ш н о-д е с а н т н а я д и в и з и я — «красные дьяволы» — покрыла себя немеркнущей славой в Нормандии и Арнгеме. Это она была назначена для уничтожения артиллерийских позиций немцев к востоку от Рейна, именно она долж на была сломить всю долговремен ную, глубоко эшелонированную обо рону немцев на одном из самых трудных участков. * ☆ ☆ В боях участвует и значительное число отдельных бригад. Тра диция британской гвардии — всегда находиться впереди — сохранена. В острие британского клина, дви жущегося в глубь Германии, идет 6-я гвардейская танковая бригада. Первой танковой частью, пере правившейся на восточный берег Рейна, была 8-я танковая бригада. Подразделения этой бригады начали переправляться через Рейн в пол ночь 23 марта. К 8.00 того же дня 35 танков этой бригады уже втяну лись в бои с противником. Бригада действовала в районе Реес. 8-я танковая бригада одной из пер вых прибыла во Франщис^тцгоне прошлого года. Она первой мро- вала Сену. Она же была первым британским соединением, пересекшим германскую границу и завязавшим бои на германской территории. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ФОРСИРОВАНИИ РЕЙНА I ^Корсирование Рейна, прове- I д е н н о е под руководством ;фельдмаршала Монгомери, как 1комбинированная операция мо- I жет быть сравнима только с 1высадкой союзных войск с 1моря на континент. \ Наши военный инженеры облада- |ли достаточным опытом, чтобы |справиться с мощным арсеналом пе- j реправочных средств, которыми сна- ; бжены современные армии. Лишь | иногда под ударами наших войск ! демйы вынуждены были оставлять ' неповрежденным тот или иной важ- I ный мост, как случилось, например, I в Неймегене и Ремагене. Как лра- |вило, однако они широко и осно- ' вательно использовали свою техни- : ку разрушения. Только войска- 21-й армейской ■группы фельдмаршала Монгомери в ходе своего наступления построили ; более 1000 мостов системы Бэйли. J Как известно, мост Бэйли решает большую часть проблем, связанных с форсированием рек. Союзное командование, анализи- , руя намерения противника, всегда | предвидело, что он попытается в i максимальной мере использовать |линии рек в качестве сильных есте- i ственных рубежей, прикрывающих I западные границы Германии. Эти I реки были одна за другой форси- рованы. Б силу ряда особых при- : чин Рейн нельзя было форсиро- i вать так, как другие реки. ' Ширина Рейна, его стремитель ное течение и свойственные ему внезапные колебания уровня потре- 1 бовали создать широкий техниче ский план операции, уступавший по своему размаху только планам Нормандского десанта. Штурмовые переправочные сред ства, достигавшие по весу десятков тысяч тонн, надо было доставить по разбитым дорогам, которые и так уже работали на пределе своих воз можностей. Эту технику надо было в соответствии с тактическими соо бражениями разместить на запад ном берегу Рейна или, иными сло вами, в зоне огня вражеской артил_- ; лерии. Это была нелегкая задача, хотя беспримерная в военной исто рии дымовая завеса, поставленная нашими войсками, а также леса Рейхсвальд и Гохвальд во многом обеспечили скрытое от противника проведение подготовки. Форсирование Рейна выросло по существу в новую комбинированную операцию. При всей своей ценности внезап ное форсирование Рейна у Ремагена и далее в верхнем течении на фрон те генерала Паттона, вызвавшее от влечение сил противника, ни в коей мере не уменьшило важность об щего форсирования Рейна в его нижнем течении. О ■у союзников имеются целые рои моторных, штурмовых и десант ных судов, которые могут в случае необходимости идти под веслами, затем идут более крупные катары, плоты, паромы и целая вереница амфибий, как, например, «Дак», «Буффало», «Визель» — диковинные «гибриды», точно сошедшие со стра ниц какого-нибудь из романов Уэлса. Затем, продолжая это чрезвычайно упрощенное изложение действитель ной картины событий, мы отметим пловучие мосты и мостики, допу скающие движение автомашин. Эти средства применяются уже на том этапе, когда вследствие расшире ния плацдарма противник лишен возможности корректировать огонь. На этом же этапе могут быть при менены и понтонные мосты Бэйли, позволяющие обеспечить прохожде ние танков, хотя к этому времени уже, вероятно, много танков пере правлено на тот берег на паромах. И, наконец, когда участки перепра вы уже не находятся под огнем вра жеской артиллерии, начинается строительство «полупостоянных» мос тов стальной или деревянной кон струкции. Эти мосты укладываются на сваи. Очевидно, забивать сваи в быстро текущем Рейне не легкое дело. В тех случаях, когда сохрани лись быки постоянного моста, часто бывает проще восстановить разру шенные пролеты. Таких восстано вленных мостов мне пришлось не мало видеть во время недавней по ездки через Францию и Бельгию к Рейну. Поскольку обеспечение подходов по обеим сторонам реки имеет такое # От корреспондента «Таймс» при штабе Верховного командования же важное значение, как и органи зация самой переправы,—как прави ло, приходится прокладывать дороги на земле, размягченной и покрытой грязью после разлива реки. Вос становление постоянного моста, если оно возможно, является, очевидно, наиболее желательным вы ходом. Хотя в основном были использо ваны нормальные переправочные средства, высадка была осложнена характерными особенностями Рейна. Близ Эммериха, несколько ниже того места, где переправились британские и американские войска, река дости гает в ширину более 1000 метров, при скорости течения от 9 до 15 ки лометров в час. Особое значение имеет тот факт, что как только солнце, не считаясь с сезоном, пригреет снега в Швей царских Альпах, уровень воды в реке может резко повыситься, так что необходимо постоянное и бди тельное наблюдение за Рейном. Разработана система сигнализации на случай внезапного разлива, включающая наблюдение за уров нем воды в главных притоках Рейна. Ценные сведения получены благо даря тому, что французские войска занимали позиции по верхнему те чению реки. О С троительство мостов на реке Маас во время ее разлива, ко торое можно считать генеральной ре петицией перед форсированием Рей на, показало, каких «сюрпризов» можно ожидать при этих обстоя тельствах. На фронте британских войск было создано свыше десятка переправ. Понтонный мост близ Ген- непа должен был иметь в длину 260 метров. Фактически же по окон чании строительства, в результате внезапного подъема воды, длина моста превысила 1300 метров. Кроме грязи берега Рейна в его нижнем течении не представляли собой серьезных препятствий, ибо ниже Рура Рейн течет по более или менее ровной местности. Надо одна ко учесть, что выбор участка для форсирования, как правило, опреде ляется согласованием противореча щих потребностей военного инженера и общевойскового командира. При форсировании британскими войсками Мааса было использо вано свыше 480 километров стально го троса. Гораздо больше потребо валось при форсировании Рейна, где этот трос применялся для того, чтобы не давать более легким су дам дрейфовать по течению. Тихо, без сутолоки и парадности, на ре ках Мозель, Маас и Рона готовились экипажи судов к форсированию Рейна. Штурм Рейна наряду с высадкой союзных войск в Нормандии явля ется. выдающимся примером пре красно проведенной операции, ха рактерной для современной войны— войны трех измерений. Сбрасывая со счетов жизненно важную роль авиации, часто гово рили, что форсирование Рейна явит ся чуть ли не военно-морской опе рацией. И, действительно, на Рейне работали подразделения британского и американского военных флотов. После многочисленных эксперимен тов, поставленных в Британии на реках, наиболее близких к Рейну по характеру берегов и течения, было решено, что наиболее подходят для обеспечения переправы суда «LCM», «LCV», предназначенные для транспортировки машин и лич ного состава. Эти суда предстояло на платформах везти по суше за многие километры. Вес десантных судов различных типов колеблется в пределах от 9 до 26 тонн. Судно одного типа на платформе достигало в длину 24 мет ров, в ширину 5 метров, в высоту более 6 метров. Многие из специ альных судов и катеров, созданных для проведения десантных операций британскими конструкторами, впо следствии были приняты на воору жение в американском флоте. Для обоих типов, использованных при форсировании Рейна, характерен опускающийся нос, служащий при погрузке и выгрузке трапом, поэтому оборачиваемость этих судов исключи тельно высока. Присутствие частей американского военного флота на континенте хра нилось в глубокой тайне. Американские военные моряки применяли катер длиною в 12 мет ров, управляемый экипажем из 4 человек, ■Скорость катера—20 кило метров в час. Применялись также 17-метровые катеры цельнометалли ческой конструкции с экипажем в 5 человек и со скоростью 21 кило метр в час. Управляли этими судами те же «лодочники», которые являлись ге роями всех десантных операций, на чиная с Северо-Африканской ^^^он- чая Нормандской. Каждый офицер, каждый рядовой участвовал по меньшей мере в одной десантной операции. О не только А рмия требовалась большая грузоподъемность, но скорость и маневренность этих мор ских десантных судов. Каждое подразделение моряков, являясь вполне самостоятельной еди ницей, действует под руководством военных инженеров, выделяемых сод ответствующими армейскими коман дирами. Установлено, что эти катеры могут переправлять на тот берег людей быстрее, чем если бы эти люди шли по мосту. Форсирование Рейна потребовало создания совершенно новой техники причаливания. Военным морякам не пришлось бороться с волнами и прибоем, но теперь им надо было научиться маневрировать, преодоле вать сильное поперечное течение, а также научиться отваливать от раз мытых берегов. Переправляя людей, боеприпасы, танки, бульдозеры, самоходные ору дия через коварные течения Рейна, эти суда выполняли также и другую, еще более важную работу. Используя свои мощные моторы, они подталкивали тяжелые секции понтонных мостов, устанавливая их в нужном положении. Затем они удерживали секции мостов на месте, пока последние не были заякорены. Тем самым значительно ускорялся процесс строительства мостов. Возвращаясь с восточного берега, эти суда везли санитарные авто машины, раненых на носилках группы пленных. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz