Британский союзник. 1945, 25 марта (№ 12).
О С А Д А А А Х Е Н А С В О З Д У Х А А ахен — передовой пост Гер мании, важный промыш ленный и транспортный центр— был первым значительным по величине городом, который за няли союзники на территории Германии. Аахен был захвачен после оже сточенных боев и сравнительно ко роткой осады. Американские войска медленно пробивали себе путь в об ход города, пока, наконец, немецкие войска, находившиеся в Аахене, не были частично отброшены на восток и частично окружены, уничтожены н пленены американцами. По существу осада Аахена про должалась четыре года, так как за долго до того, как появились какие-либо возможности осуществить вторжение на континент, британ ская авиация дальнего действия на чала сбрасывать бомбы на этот го- ' род. О с а д а н а ч а л а с ь t в 1940 году бомбардировки начались еще в 1940 году. В те дни британская бомбардировочная авиация распо лагала небольшими силами и была укомплектована самолетами, кото рые считаются теперь устаревшими. В основном это были двухмоторные бомбардировщики, тихоходные, не уклюжие, поднимавшие только не значительный груз бомб. ' В 1940 году было произведено восемь налетов на Аахен, но общий вес сброшенных бомб составил только 51 тонну. ^ В течение 1940 года жизнь в Аахене почти не была нарушена бомбардировками. Сила наших бом бовых ударов была до того мало эффективной, что вряд ли в те дни имело смысл укрываться во время налетов в бомбоубежища. По вечерам управляющие окрест ными шахтами, директора аахенских 'предприятий, профессора техниче ской академии спокойно попивали вино в Курзале или пиво в «Золо том петухе», сидя за длинными сто лами, покрытыми белоснежными скатертями, с вышитыми свастика ми под портретом фюрера. В те дни, когда немецкие войска вторгались во Францию, Нидерлан ды, аахенцы видели длинные воин ские эшелоны, проходившие через город. Аахен, важный железнодо рожный центр, со своими тремя вокзалами играл в те дни большую роль. Один из вокзалов расположен в центре города, два других — Запад ный Аахен и Роте Эрде—примерно в четырех километрах от города. Ф л а ж к и с о св а ст и к ой После занятия союзными войсками Аахена появилась тами многочисленных бомбардировок этого города британскои моста в промышленном районе Аахена rotne орое. ---- Подполковник авиации Л . В. Ф Р Э ЗЕ Р B-j аправляясь вечером в «Золотой * 1 петух», аахенцы слышали гро хот следовавших через город желе знодорожных составов, видели ору дийные жерла, торчащие из-под брезента. В кафе флажки со сва стикой на географических картах каждый день подвигались все дальше вперед. Эти флажки перекочевали через Маас, прошли через Арденны, закрепились на кружке, обозначавшем Париж, и остановились в портах Ла Манша. Аахенцы были уверены, что вско ре эти флажки со свастикой будут в Лондоне. Аахенцы могли в те дни поднимать бесчисленные тосты за победу— у них было вино и бренди из Франции, отличные ликеры из Голландии, сладкие сыры из Бель гии. 1941 год был для Аахена годом напряженной и прибыльной работы. Хотя за шесть налетов на город было сброшено 272 тонны бомб (иными словами интенсивность воз росла более чем на 500 процентов), бомбардировки еще не носили до статочно серьезного характера, что бы поколебать чье-либо моральное состояние. Шахтеры в окрестностях Аахена работали сверхурочно. Шахты обще ства «Карл Александр» выдавали ежегодно на-гора миллионы тонн твердого угля. Шахты и предприятия компании '«Карлус Магнус», имевшей около сотни коксовых батарей, вырабаты вали ежегодно 350 000 тонн кокса. I Ткацкие и швейные фабрики Аахена выпускали одежду для «не победимых воинов Германии». Пред приятия Аахена выпускали в боль ших количествах иголки, шины, хи микалии, стеклянные и резиновые изделия. Механические цехи, металлургиче ские и машиностроительные пред приятия выпускали в большом ко личестве вооружение. В начале 1941 года немецкая авиация почти каждую ночь бом била Лондон, оставляя после себя груды развалин и гигантские пожа* ры. Аахенцы, облокотившись на вы шитые скатерти, с волнением читали рассказы о беседах с участниками этих налетов. Война казалась им очень привле кательным делом, а главное да леким от Аахена. «Я видел, как здания попросту, рассыпались, — хвастали германские летчики. — Весь город из конца в конец был охвачен пламенем». Читать такие рассказы было, ко нечно, приятно, тем бадее приятно, что в сравнении с этими рассказами операции Королевского Воздушного Флота явно выглядели мало эффек- тивными. В 1942 году обстановка уже не казалась такой радужной. В мае этого года тысяча британских брм- бардировщиков совершила налет на Кельн. Были использованы новые методы прицельной и концентри рованной бомбардировки. В течение всего 1942 года на бое- вые аэродромы авиации дальнего действия прибывали все новые и но вые четырехмоторные бомбарди ровщики — «Ланкастеры», «Гали- факсы» и «Стерлинги». Неуклонно возрастал вес бомб, сбрасываемых на более крупные города Германии. В конце 1942 года аахенцам уже часто приходилось слЬпнать по но чам гул мощных воздушных соеди нений, направлявшихся на бомбар дировку Кельна и важных военно- промышленных центров Рура. Кафе стали теперь закрываться раньше, никто не хотел быть вне дома вдали от знакомого ему убе жища. Все помнили о бедствиях, постигших Кельн. И удар был нанесен, правда, не такой силы, какую пришлось испы тать Кельну в мае того же года, но все же чувствительный. Первы й б ольш ой нал ет Н очью 5 октября на Аахен было сброшено 484 тонны бомб —- больше чем за два предыдущих года, вместе взятых. Теперь «Золотой петух» зачастую оставался пустым. Фюрер уныло смотрел на скатерти, которые ус пели теперь несколько загрязниться. Да и зачем заботиться о стирке, когда так мало свободных рабочих рук и так редки клиенты. Положение все ухудшалось. Флажки на картах, которые раньше всегда, подобно щупальцам, тяну лись вперед и вперед, теперь оста новились, а на востоке даже начали отодвигаться назад. Возвращаясь домой после работы на военных заводах, аахенцы слы шали гул бомбардировщиков и ласто на востоке можно было ви деть красное зарево на горизонте. В Эссене были разрушены бом бардировками большие районы, а Эссен стоит лишь в 80 километрах от Аахена. Дуйсбург, Дортмунд, Вупперталь... Один за другим города Рура рушились, гибли в огне по жаров. Когда-то аахенцы с гордостью смотрели на сверкающие новизной заводы и фабрики, но теперь с иным чувством думали в Аахене о про мышленных предприятиях, сосредо точенных в городе. Не навлекут ли эти заводы британские бомбы на город? Не занесены ли они в тот страшный список, который, как гово рили, Главный маршал авиации сэр Артур Гаррис хранил в своем сей фе в Штабе британской бомбарди ровочной авиации? Аахен, со своими машинострои тельными предприятиями, с 30 или 40 хлопчатобумажными фабриками, с большим числом других предприя тий и мастерских, со своими ог ромными сортировочными станция ми и со своим 170 000 населением, так интенсивно работавшим для германской военной машины, вполне мог занимать весьма почетное ме сто в этом списке. Воздушная «битва за Рур» окончи лась в конце июня 1943 года. Спу стя две недели сэр Артур Гаррис, просматривая список первоочеред ных объектов, остановился на ’ Аахе не. 13 июля ночью аахенцы услыша ли завывание сирен. Забрав с со бой маленькие чемоданчики с едой и сменой белья, они поспешно устре мились в бомбоубежища. Быть может, это была еще одна ложная тревога, быть может, бом бардировщики летели на Р.УР — Но когда спустя несколько минут не мецкие наблюдатели на позициях зенитной артиллерии и прожектор ных станциях увидели осветитель ную бомбу, которая плавно спуска лась вниз, — последние сомнения исчезли. Зенитные орудия открыли пальбу. И люди, толпившиеся в убежищах, услышали вой и грохот рвущихся бомб. В эту ночь на город было сброшено свыше 800 тонн бомб. Налет, даже по тем временам, не был особенно сильным, но причи нил громадные разрушения в Аахе- не. По возвращении из этой опера ции летчики сравнивали Аахен с клубком огня, а пилот разведыва тельного самолета, летавшего над городом на следующий день, гово рил об Аахене как о «клубке дыма». Зарево от возникших в городе по жаров можно было наблюдать с расстояния до 240 километров, клу бы дыма поднялись вверх до 6 ки лометров. Весь город был в огне. Только в результате этого налета было опустошено 120 гектаров в районе города. Этот налет, как вопили немцы в бессильной ярости, был проведен «в состоянии преступного пароксизма страной евреизированных лордов, страной епископов, служащих дья волу, страной большевизированных трущоб». В штабе британской бомбардиро вочной авиации серая карта Аахе на покрылась многочисленными красными пятнами, обозначавшими причиненные разрушения. 120 гек таров — это много, когда речь идет о таком городе, как Аахен. Но эти ми результатами нельзя еще было удовлетвориться. В конце 1943 года была произве дена полная регистрация причинен ного ущерба. Как явствовало из фотографий, сделанных разведыва тельными самолетами, половина за строенной площади города была опустошена. Из 420 гектаров было разрушено 200. В 1943 году на Аахен было сбро шено 900 тонн бомб, главным об разом зажигательных. Этот груз, не являясь особенно рекордным для операций, проведенных в том году британской авиацией, вызвал тем ие менее в городе такие пожары, с которыми немцы уже не смогли справиться. Но это были цветочки, ягодки Аахену еще предстояло отведать. В индустриальном отношении значение Аахена было серьезно подорвано, но город был еще очень важен для противника как транспортный центр. В марте 1944 года большая часть британской бомбардировочной1 авиа ции перешла от стратегических бомбардировок к тактическим опе рациям, связанным с подготовкой вторжения в Европу. Снова Аахен оказался в списке первоочередных объектов. Железнодорожные мастерские Аахена использовались немцами для ремонта паровозного парка и подвижного состава, пострадав шего от ударов союзной авиации. Сортировочные станции Аахена про пускали большое количество воен ных материалов, сортируя их по пунктам назначения. Днем и ночью через Аахен проходили поезда, сле довавшие в Бельгию и Франци*. Три сортировочные и товарные стан ции Аахена были внесены в спи сок объектов, подлежавших бом бардировке накануне вторжения. Уда ры п о ж е л е зны м д о р о г а м О дна из этих станций примыкала к главному вокзалу, располо женному в городе. Другая станция— к железнодорожному узлу Западный Аахен. Этот узел имел в то время исключительно важное значение» так как он связывал магистрали промышленной Рейнской области с Бельгией и северо-восточной Фран цией-' В промышленном районе Роте Эрде, расположенном к востоку от центра города, находилась еще одна большая станция вместе с вагоно ремонтными мастерскими и с боль шим количеством запасных путей. Ночью 11 апреля немецкие про пагандисты завопили о том, что союзники отдали приказ о новых разрушениях. Бомбардировщики бри танской авиации дальнего действия ■ сбросили около 1900 тонн_ бомб на главный железнодорожный вокзал Аахена и на другие транспортные объекты. В результате этого налета глав ный вокзал был уничтожен на три четверти, сильные повреждения при чинены паровозным депо, товарным складам и запасным путям. На пу тях сгорели полностью два товар ных состава, было также поврежде но большое количество вагонов. В южной части города было унич тожено много промышленных пред приятий. 24 мая британские эскадрильи снова нанесли удар по железнодо рожным объектам и сбросили 1000 тонн бомб на две другие стан- ции, расположенные на окраине го- пода. На железнодорожных узлах Роте Эрде и Западный Аахен в ре зультате налета осталось большое число воронок от бомб, было уни чтожено много вагонов, rp-уженныя военными материалами. Железнодорожный узел Роте Эрде, -пострадавший в ходе этой операции меньше, чем узел Запад ный Аахен, ночью 27 мая подвергся новой бомбардировке. 900 тонн бомб, обрушенных в эту ночь, вы вели его из строя. Основной груз британских бом бардировщиков составляли фугас ные бомбы, и задача налета заклю чалась главным образом в уничто жении определенных железнодорож ных объектов, а не в том,, чтобы вызвать пожары повсеместно в промышленных районах города. Гояод паэоушеч нт SO п о о ч е н т о ч К моменту последнего налета бри танской авиации в городе было разрушено до 60 процентов заст роенной площади, или свыше 240 гектаров. Но и этим не окончились зло ключения Аахена. Этому городу предстояло еще пережить бомбар дировки тактического назначения и артиллерийский обстрел, которому подвергли его союзные войска. Но уже к Этому времени вряд ли можно было серьезно изменить мас штаб разрушений. Аахен разделил участь разрушенных' городов Рура. Общий объем разрушений, произ веденных британской авиацией дальнего действия, огнем союзной' артиллерии и налетами тактического назначения, определен теперь мето дом аэрофотосъемки. Установлено, что в результате на земной осады, предшествовавшей за нятию города, разрушено не более четырех гектаров. Объясняется это тем, что артил лерийский огонь и бомбовые удары в эти дни были в большинстве слу чаев обращены против немецких войск, которые укрывались в уже разрушенных зданиях. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz