Британский союзник. 1945, 25 марта (№ 12).

О С А Д А А А Х Е Н А С В О З Д У Х А А ахен — передовой пост Гер­ мании, важный промыш­ ленный и транспортный центр— был первым значительным по величине городом, который за ­ няли союзники на территории Германии. Аахен был захвачен после оже­ сточенных боев и сравнительно ко­ роткой осады. Американские войска медленно пробивали себе путь в об­ ход города, пока, наконец, немецкие войска, находившиеся в Аахене, не были частично отброшены на восток и частично окружены, уничтожены н пленены американцами. По существу осада Аахена про­ должалась четыре года, так как за­ долго до того, как появились какие-либо возможности осуществить вторжение на континент, британ­ ская авиация дальнего действия на­ чала сбрасывать бомбы на этот го- ' род. О с а д а н а ч а л а с ь t в 1940 году бомбардировки начались еще в 1940 году. В те дни британская бомбардировочная авиация распо­ лагала небольшими силами и была укомплектована самолетами, кото­ рые считаются теперь устаревшими. В основном это были двухмоторные бомбардировщики, тихоходные, не­ уклюжие, поднимавшие только не­ значительный груз бомб. ' В 1940 году было произведено восемь налетов на Аахен, но общий вес сброшенных бомб составил только 51 тонну. ^ В течение 1940 года жизнь в Аахене почти не была нарушена бомбардировками. Сила наших бом­ бовых ударов была до того мало­ эффективной, что вряд ли в те дни имело смысл укрываться во время налетов в бомбоубежища. По вечерам управляющие окрест­ ными шахтами, директора аахенских 'предприятий, профессора техниче­ ской академии спокойно попивали вино в Курзале или пиво в «Золо­ том петухе», сидя за длинными сто­ лами, покрытыми белоснежными скатертями, с вышитыми свастика­ ми под портретом фюрера. В те дни, когда немецкие войска вторгались во Францию, Нидерлан­ ды, аахенцы видели длинные воин­ ские эшелоны, проходившие через город. Аахен, важный железнодо­ рожный центр, со своими тремя вокзалами играл в те дни большую роль. Один из вокзалов расположен в центре города, два других — Запад­ ный Аахен и Роте Эрде—примерно в четырех километрах от города. Ф л а ж к и с о св а ст и к ой После занятия союзными войсками Аахена появилась тами многочисленных бомбардировок этого города британскои моста в промышленном районе Аахена rotne орое. ---- Подполковник авиации Л . В. Ф Р Э ЗЕ Р B-j аправляясь вечером в «Золотой * 1 петух», аахенцы слышали гро­ хот следовавших через город желе­ знодорожных составов, видели ору­ дийные жерла, торчащие из-под брезента. В кафе флажки со сва­ стикой на географических картах каждый день подвигались все дальше вперед. Эти флажки перекочевали через Маас, прошли через Арденны, закрепились на кружке, обозначавшем Париж, и остановились в портах Ла Манша. Аахенцы были уверены, что вско­ ре эти флажки со свастикой будут в Лондоне. Аахенцы могли в те дни поднимать бесчисленные тосты за победу— у них было вино и бренди из Франции, отличные ликеры из Голландии, сладкие сыры из Бель гии. 1941 год был для Аахена годом напряженной и прибыльной работы. Хотя за шесть налетов на город было сброшено 272 тонны бомб (иными словами интенсивность воз­ росла более чем на 500 процентов), бомбардировки еще не носили до­ статочно серьезного характера, что­ бы поколебать чье-либо моральное состояние. Шахтеры в окрестностях Аахена работали сверхурочно. Шахты обще­ ства «Карл Александр» выдавали ежегодно на-гора миллионы тонн твердого угля. Шахты и предприятия компании '«Карлус Магнус», имевшей около сотни коксовых батарей, вырабаты­ вали ежегодно 350 000 тонн кокса. I Ткацкие и швейные фабрики Аахена выпускали одежду для «не­ победимых воинов Германии». Пред­ приятия Аахена выпускали в боль­ ших количествах иголки, шины, хи­ микалии, стеклянные и резиновые изделия. Механические цехи, металлургиче­ ские и машиностроительные пред­ приятия выпускали в большом ко­ личестве вооружение. В начале 1941 года немецкая авиация почти каждую ночь бом­ била Лондон, оставляя после себя груды развалин и гигантские пожа* ры. Аахенцы, облокотившись на вы­ шитые скатерти, с волнением читали рассказы о беседах с участниками этих налетов. Война казалась им очень привле­ кательным делом, а главное да­ леким от Аахена. «Я видел, как здания попросту, рассыпались, — хвастали германские летчики. — Весь город из конца в конец был охвачен пламенем». Читать такие рассказы было, ко­ нечно, приятно, тем бадее приятно, что в сравнении с этими рассказами операции Королевского Воздушного Флота явно выглядели мало эффек- тивными. В 1942 году обстановка уже не казалась такой радужной. В мае этого года тысяча британских брм- бардировщиков совершила налет на Кельн. Были использованы новые методы прицельной и концентри­ рованной бомбардировки. В течение всего 1942 года на бое- вые аэродромы авиации дальнего действия прибывали все новые и но­ вые четырехмоторные бомбарди­ ровщики — «Ланкастеры», «Гали- факсы» и «Стерлинги». Неуклонно возрастал вес бомб, сбрасываемых на более крупные города Германии. В конце 1942 года аахенцам уже часто приходилось слЬпнать по но­ чам гул мощных воздушных соеди­ нений, направлявшихся на бомбар­ дировку Кельна и важных военно- промышленных центров Рура. Кафе стали теперь закрываться раньше, никто не хотел быть вне дома вдали от знакомого ему убе­ жища. Все помнили о бедствиях, постигших Кельн. И удар был нанесен, правда, не такой силы, какую пришлось испы­ тать Кельну в мае того же года, но все же чувствительный. Первы й б ольш ой нал ет Н очью 5 октября на Аахен было сброшено 484 тонны бомб —- больше чем за два предыдущих года, вместе взятых. Теперь «Золотой петух» зачастую оставался пустым. Фюрер уныло смотрел на скатерти, которые ус­ пели теперь несколько загрязниться. Да и зачем заботиться о стирке, когда так мало свободных рабочих рук и так редки клиенты. Положение все ухудшалось. Флажки на картах, которые раньше всегда, подобно щупальцам, тяну­ лись вперед и вперед, теперь оста­ новились, а на востоке даже начали отодвигаться назад. Возвращаясь домой после работы на военных заводах, аахенцы слы­ шали гул бомбардировщиков и ласто на востоке можно было ви­ деть красное зарево на горизонте. В Эссене были разрушены бом­ бардировками большие районы, а Эссен стоит лишь в 80 километрах от Аахена. Дуйсбург, Дортмунд, Вупперталь... Один за другим города Рура рушились, гибли в огне по­ жаров. Когда-то аахенцы с гордостью смотрели на сверкающие новизной заводы и фабрики, но теперь с иным чувством думали в Аахене о про­ мышленных предприятиях, сосредо­ точенных в городе. Не навлекут ли эти заводы британские бомбы на город? Не занесены ли они в тот страшный список, который, как гово­ рили, Главный маршал авиации сэр Артур Гаррис хранил в своем сей­ фе в Штабе британской бомбарди­ ровочной авиации? Аахен, со своими машинострои­ тельными предприятиями, с 30 или 40 хлопчатобумажными фабриками, с большим числом других предприя­ тий и мастерских, со своими ог­ ромными сортировочными станция­ ми и со своим 170 000 населением, так интенсивно работавшим для германской военной машины, вполне мог занимать весьма почетное ме­ сто в этом списке. Воздушная «битва за Рур» окончи­ лась в конце июня 1943 года. Спу­ стя две недели сэр Артур Гаррис, просматривая список первоочеред­ ных объектов, остановился на ’ Аахе­ не. 13 июля ночью аахенцы услыша­ ли завывание сирен. Забрав с со­ бой маленькие чемоданчики с едой и сменой белья, они поспешно устре­ мились в бомбоубежища. Быть может, это была еще одна ложная тревога, быть может, бом­ бардировщики летели на Р.УР — Но когда спустя несколько минут не­ мецкие наблюдатели на позициях зенитной артиллерии и прожектор­ ных станциях увидели осветитель­ ную бомбу, которая плавно спуска­ лась вниз, — последние сомнения исчезли. Зенитные орудия открыли пальбу. И люди, толпившиеся в убежищах, услышали вой и грохот рвущихся бомб. В эту ночь на город было сброшено свыше 800 тонн бомб. Налет, даже по тем временам, не был особенно сильным, но причи­ нил громадные разрушения в Аахе- не. По возвращении из этой опера­ ции летчики сравнивали Аахен с клубком огня, а пилот разведыва­ тельного самолета, летавшего над городом на следующий день, гово­ рил об Аахене как о «клубке дыма». Зарево от возникших в городе по­ жаров можно было наблюдать с расстояния до 240 километров, клу­ бы дыма поднялись вверх до 6 ки­ лометров. Весь город был в огне. Только в результате этого налета было опустошено 120 гектаров в районе города. Этот налет, как вопили немцы в бессильной ярости, был проведен «в состоянии преступного пароксизма страной евреизированных лордов, страной епископов, служащих дья­ волу, страной большевизированных трущоб». В штабе британской бомбардиро­ вочной авиации серая карта Аахе­ на покрылась многочисленными красными пятнами, обозначавшими причиненные разрушения. 120 гек­ таров — это много, когда речь идет о таком городе, как Аахен. Но эти­ ми результатами нельзя еще было удовлетвориться. В конце 1943 года была произве­ дена полная регистрация причинен­ ного ущерба. Как явствовало из фотографий, сделанных разведыва­ тельными самолетами, половина за­ строенной площади города была опустошена. Из 420 гектаров было разрушено 200. В 1943 году на Аахен было сбро­ шено 900 тонн бомб, главным об­ разом зажигательных. Этот груз, не являясь особенно рекордным для операций, проведенных в том году британской авиацией, вызвал тем ие менее в городе такие пожары, с которыми немцы уже не смогли справиться. Но это были цветочки, ягодки Аахену еще предстояло отведать. В индустриальном отношении значение Аахена было серьезно подорвано, но город был еще очень важен для противника как транспортный центр. В марте 1944 года большая часть британской бомбардировочной1 авиа­ ции перешла от стратегических бомбардировок к тактическим опе­ рациям, связанным с подготовкой вторжения в Европу. Снова Аахен оказался в списке первоочередных объектов. Железнодорожные мастерские Аахена использовались немцами для ремонта паровозного парка и подвижного состава, пострадав­ шего от ударов союзной авиации. Сортировочные станции Аахена про­ пускали большое количество воен­ ных материалов, сортируя их по пунктам назначения. Днем и ночью через Аахен проходили поезда, сле­ довавшие в Бельгию и Франци*. Три сортировочные и товарные стан ции Аахена были внесены в спи­ сок объектов, подлежавших бом­ бардировке накануне вторжения. Уда ры п о ж е л е зны м д о р о г а м О дна из этих станций примыкала к главному вокзалу, располо­ женному в городе. Другая станция— к железнодорожному узлу Западный Аахен. Этот узел имел в то время исключительно важное значение» так как он связывал магистрали промышленной Рейнской области с Бельгией и северо-восточной Фран­ цией-' В промышленном районе Роте Эрде, расположенном к востоку от центра города, находилась еще одна большая станция вместе с вагоно­ ремонтными мастерскими и с боль­ шим количеством запасных путей. Ночью 11 апреля немецкие про­ пагандисты завопили о том, что союзники отдали приказ о новых разрушениях. Бомбардировщики бри­ танской авиации дальнего действия ■ сбросили около 1900 тонн_ бомб на главный железнодорожный вокзал Аахена и на другие транспортные объекты. В результате этого налета глав­ ный вокзал был уничтожен на три четверти, сильные повреждения при­ чинены паровозным депо, товарным складам и запасным путям. На пу­ тях сгорели полностью два товар­ ных состава, было также поврежде­ но большое количество вагонов. В южной части города было унич­ тожено много промышленных пред­ приятий. 24 мая британские эскадрильи снова нанесли удар по железнодо­ рожным объектам и сбросили 1000 тонн бомб на две другие стан- ции, расположенные на окраине го- пода. На железнодорожных узлах Роте Эрде и Западный Аахен в ре­ зультате налета осталось большое число воронок от бомб, было уни­ чтожено много вагонов, rp-уженныя военными материалами. Железнодорожный узел Роте Эрде, -пострадавший в ходе этой операции меньше, чем узел Запад­ ный Аахен, ночью 27 мая подвергся новой бомбардировке. 900 тонн бомб, обрушенных в эту ночь, вы­ вели его из строя. Основной груз британских бом­ бардировщиков составляли фугас­ ные бомбы, и задача налета заклю­ чалась главным образом в уничто­ жении определенных железнодорож­ ных объектов, а не в том,, чтобы вызвать пожары повсеместно в промышленных районах города. Гояод паэоушеч нт SO п о о ч е н т о ч К моменту последнего налета бри­ танской авиации в городе было разрушено до 60 процентов заст­ роенной площади, или свыше 240 гектаров. Но и этим не окончились зло­ ключения Аахена. Этому городу предстояло еще пережить бомбар­ дировки тактического назначения и артиллерийский обстрел, которому подвергли его союзные войска. Но уже к Этому времени вряд ли можно было серьезно изменить мас­ штаб разрушений. Аахен разделил участь разрушенных' городов Рура. Общий объем разрушений, произ­ веденных британской авиацией дальнего действия, огнем союзной' артиллерии и налетами тактического назначения, определен теперь мето дом аэрофотосъемки. Установлено, что в результате на­ земной осады, предшествовавшей за­ нятию города, разрушено не более четырех гектаров. Объясняется это тем, что артил­ лерийский огонь и бомбовые удары в эти дни были в большинстве слу­ чаев обращены против немецких войск, которые укрывались в уже разрушенных зданиях. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz