Британский союзник. 1945, 25 марта (№ 12).
УДАРЫ К О Л О С С А Л Ь Н О Й СИЛЫ С эр Арчибальд Синклер в начале своего обзора под черкнул факт завоевания Ко ролевским Воздушным Флотом и американской авиацией гос подства в воздухе над Герма нией и над районом боевых операций. «О характере этого господства,— сказал министр, — свидетельствует сокращение потерь, британской бом бардировочной авиации. Эти потери составляли в 1942 году 4,1 процента к числу участвовавших в операции самолетов; *в 1943 году — 3,7 про цента; в 1944 году— 1,7 процента. По данным аа первые два меся ца 1945 года потери не превышали 1.1 процента, хотя число дневных операций увеличилось. Мощь союзной авиации будет возрастать и впредь, до разгрома Германии. В количественном отношения Ко ролевский Воздушный Флот достиг уже высшей точки своего развития, но его мощь определяется не толь ко количеством, но и квалификацией экипажей, совершенством техниче ского оснащения, которое с каждым месяцем становится все более гроз ным для противника. Не уменьшая общую мощь наших текущих ударов по врагу, мы про водим сокращение организации, соз данной для подготовки летных кад ров. Эта организация будет умень шена до размеров, необходимых для обеспечения воздушных сил, кото рые останутся в действии после раз грома Германии. Процесс сокраще ния летных школ коснется главным образом доминионов. Господство в воздухе было завое вано нами в ожесточенных боях, ценой тяжелых потерь. Только по бомбардировочной авиа ции за период с 1 апреля по 30 сентября 1944 года потери* в личном составе убитыми, пропав шими без вести и ранеными пре высили 10 000 человек. Хорошо продуманная система бомбардировок и ожесточенные бои в воздухе настолько ослабили гер манскую авиацию, что наши потери, взятые в процентном выражении, снизились много ниже того уровня, о котором можно б.ыло предпола гать два года назад», < Как указал сэр Арчибальд Синк лер, около года назад германская авиация попыталась в малом мас штабе возобновить налеты на Лон дон, однако эти попытки были пресечены сокрушительными удара ми союзной бомбардировочной авиа ции. Небольшие группы скоростных самолетов с незначительным грузом бом'б могут от времени до времени ценою больших потерь прорываться к Лондону. Так, например, ночью 2 марта немцы потеряли 6 и, ве роятно, еще 8 самолетов из 70, участвовавших в налете. Коснувшись действия «летающих бомб», министр авиации сказал: «Немцы начали теперь опять при менять их. Новые бомбы мало от личаются от старых, но обладают несколько большим радиусом дей ствия. Немцы обстреливают нас так же ракетам^ дальнего действия «ФАУ-2». Всё практические сред ства для ослабления этих атак ис пользованы. Однако пусковая стан ция «ФАУ-2» не представляет со бой, как мы думали несколько не дель назад, большого сооружения, а является в действительности не большим и трудно различимым объектом. Всякий участок плотно утрамбо ванной земли размером 8X8 мет ров может служить пусковой стан цией для ракет дальнего действия. Мы знаем, что некоторые города и деревни Голландии используются немцами в качестве стартовых пло щадок. Послать эскадрильи бомбардиро вочной авиации на разрушение этих городов и деревень означало бы уничтожить жилища многих со тен человек, вызвать большие жер твы среди гражданского населения, то есть среди наших голландских союзников. Немцы, направляющие в Сэр Арчибальд Синклер, Министр авиации, и г-н бомбардировки союзной авиации достигли.теперь А. В. Александер, Первый лорд Адмиралтейства, такой колоссальной силы, чт о Геббельс вынужден выступили на-днях в П алате Общин с обзорами был призьать их почти *невыносимыми>. о действиях Британской авиации и Британского Г-н Александер сообщил, чт о северным морским военно-морского фл от а в прошлом году. Как ука- путем в СССР было доставлено более 4 миллионов зал в своем выступлении сэр Арчибальд Синклер, тонн военных и продовольственных грузов. вочные станции, а поля и условные август 1944 года британская авиа точки, лежащие зачастую за много ция дальнего действия сбросила на километров от дорог или других наземных ориентиров. Во многих случаях летчикам при ходилось приземляться на оккупи рованные территориях, чтобы вы везти оттуда руководящих деятелей подполья. В этой работе замеча тельно проявил себя Женский вспо могательный авиационный корпус. В одном случае женщина-офицер, доставленная во Францию в каче стве курьера, возглавила большую группу партизан. Она реорганизо вала группу, проявив большой такт, мужество и командирские ка чества. Она во многом содействова- 1 /ак заявил далее сэр Арчибальд ла успеху ряда операций по до- C.uitvпри Пп w ' t ' auc ' va а ставке боеприпасов и способствовала ракеты, выбрались бы по оконча нии бомбардировки из своих глубо ких убежищ и продолжали бы свою дьявольскую работу в другом ме сте, либо расчистили бы участок и продолжали бы выпускать ракеты из того же разрушенного города. Атакуя места хранения ракет, пути снабжения, мототранспорт и линии коммуникаций, мы значитель но сокращаем размах обстрела по сравнению с тем, на что рассчиты вали немцы. Единственный способ подавить этот вид артиллерии даль него действия, — это оккупировать районы, откуда немцы выпускают ракеты». ☆ ☆ * а Синклер, британская бомбарди ровочная авиация под командова нием сэра Артура Гарриса и стра тегические соединения американской авиации под руководством генерала Спатца в течение ряда лет прово дили подготовку к наступлению наших армий. В течение 1943 и 1944 годов гран диозные битвы против Рура, Гам бурга и Берлина неуклонно подры вали военную мощь Германии. Бомбардировочное наступление оказалось наиболее эффективным методом в защите жилищ и фабрик Британии от «блитца» ' большого масштаба. Не будь этого наступления, нем цы подняли бы выпуск истребите лей с 1000 штук (уровень середины 1943 года) до 2500 или 3000 еже месячно к концу 1944 года. На долю британской авиации выпала задача снабжать оружием народы Европы, восстающие про тив немецкого ига. . Эта задача была трудной. Каждый . самолет должен был самостоятельно про кладывать себе маршрут. Приходи лось искать не города, не сортиро- разгрому частей противника. В другом случае радистка этого корпуса, доставленная во Францию, подготовила для партизан трех ра- дистов-французов. Благодаря такой поддержке росло и укреплялось движение сопротивления в Европе. Самолеты, оперирующие с британ ских авиабаз, сбросили более 160 000 парашютных контейнеров с оружием и взрывчатыми вещества ми и 3 700 тюков специального сна ряжения. Только из Великобритании было доставлено таким путем по мень шей мере 15 000 тонн различных грузов военного значения. «Стратегическое бомбардировочное наступление, — продолжал Министр авиации, — остаетбя главной функ цией британских и американских бомбардировщиков. Британская бомбардировочная авиация время от времени пере секает Европу и, оказывая прямую поддержку бесстрашным советским войскам, наступающим с востока, уничтожает немецкие объекты». За период с сентября 1943 по Германию больше бомб по весу, чем за четыре предшествующих го да, ^вместе взятых. Даже общий вес бомб, сброшенных на пятом году войны, уже значительно превышен за шесть месяцев шестого года войны. ☆ ☆ ☆ комбинированное наступление про- *»■ тив производства синтетической нефти в Германии началось в апре ле прошлого года. К сентябрю в результате разрушений, причиненных бомбардировщиками союзников и вследствие захвата румынских не фтепромыслов нашими русскими союзниками, объем добычи и про изводства нефти уменьшился при мерно до одной четверти апрель ского уровня. ^ Объекты нефтяной промышленно сти невелики по своим размерам, хорошо защищены, так что пора жать их трудно. К ноябрю после временного прекращения прицель ных бомбардировок, вызванного плохой погодой, немцам удалось в результате непрестанной и отчаянно напряженной работы по ремонту разрушенных предприятий заметно повысить производство нефти. В связи с возобновлением бомбовых ударов, а также вследствие захвата русскими войсками польских нефте перегонных заводов и предприятий синтетической нефти в Силезии ежемесячная продукция нефти опять упала до сентябрьского уровня. «Авиация союзников настолько n<j^ дорвала производство нефти в Ге мании, что ресурсы противника бли зки к истощению. За неделю, окончившуюся 12 фе враля, союзная авиация сбросила 16 000 тонн бомб, а в две следую щие недели — 23 000 тонн и 41000 тонн». 4 000 000 ТОНН ГРУЗОВ ЛЯ СССР Г'-н Александер в своем об- * зоре боевой работы Воен но-морского флота отметил, что в прошлом году все другие события были затенены гран диозной операцией, в резуль тате которой союзные войска вновь оказались на берегах Франции. Для успешного проведения этой гигантской операции потребовалось исключительно большое число мин ных тральщиков, кораблей с мощ ным артиллерийским вооружением и эскортных судов. Десантных кораблей и десантных судов не было, их надо было скон струировать и построить, использо вав для этого не только наши ре сурсы, но » ресурсы наших союз ников. В общей сложности в операциях по высадке десанта в Западной Европе участвовало 4 066 больших и малых десантных судов свыше 60 различных типов. □ |/оснувшись строительства двух больших искусственных гаваней, г-н Александер подчеркнул большой размах этих работ. После предва рительной подготовки было затоп лено 60 устарёвших судов, которые уже на четвертый день вторжения служили волнорезами, прикрывая британские и американские войска. В дополнение к этим укрытым местам, где разгружались суда с малой осадкой, из бетонных кессо нов весом 6 000 тонн каждый были сооружены и переправлены на бук сире через Ла Манш два порта большой мощности. Только один ■орт, предназначенный для британ ских судов, состоял из кессонов общим протяжением около 8 кило метров и весом приблизительно ,850 000 тонн. 132 буксира, включая британские американские, французские и гол ландские суда, участвовали в бук сировке отдельных частей этой га вани. В результате исключительно ус пешных операций, проведенных береговой авиацией Королевского Воздушного Флота и противолодоч ными судами перед началом втор жения и впоследствии, германский подводный флот понес такие огром ные потери, что лишь считанным подводным лодкам удалось проник нуть к путям следования наших караванов. С большим успехом Военно-морской флот и бомбарди ровочная авиация провели операции по минированию морских вод. Четкость выполнения операции по высадке союзных войск во мно гом была обеспечена разведыва тельными патрулями, которые про водились в районе вторжения за неделю перед его началом. Решение о том, что операции должны быть начаты ранним утром 6 июня, было принято в очень сложной обстановке. Если бы эта возможность была упущена, десант нельзя было бы начать раньше, чем через две недели, а к тому време ни метеорологические условия еще более ухудшились бы. С точки зре ния метеорологических условий июнь 1944 года был наиболее не благоприятным за все текущее сто летие. На долю минных тральщиков вы пала почетная и опасная задача вывести десантные силы к берегу. Расчистка ^десяти проходов явилась крупнейшей операцией по размини рованию, какая была проведена за время войны. В этой операции участвовало 309 британских, 16 канадских и 22 аме риканских тральщика. Затем вступили в бой суда ар тиллерийской поддержки. Своим точным и мощным огнем они ней трализовали и деморализовали вра жескую оборону повсюду, кроме одного участка, где вследствие осо бых причин сопротивление немцев было значительно сильнее, чем в других местах. Затем настал мо мент, которого ждал с нетерпением весь мир. Союзные войска снова вступили на французскую землю. □ Главная задача Военно-морского * флота после начала вторжения, продолжал г-н Александер, заклю чалась в том, чтобы обеспечить пе реброску наземных войск с их ма териальной частью за Ла Манш и оказывать огнем морских орудий поддержку наступающим частям. За первые три дня операции, не счи тая сил первого броска, Ла Манш пересекло 38 караванов, включавших 743 транспорта и большие десант ные суда с войсками и грузами последующих эшелонов. Бомбардировка объектов против ника с моря продолжалась до тех пор, пока лаши войска не вышли из зоны действия морской артиллерии. По общему мнению, в том числе и врагов, этот огонь был мощным, точным и эффективным. Всего за время операции было выпущено 56 769 снарядов калиб ром от 4,7 дюйма и выше. Перейдя к вопросам подводной войны, г-н Александер подчеркнул, что немецкие подводные лодки дей ствовали у берегов Канады и За падной Африки, близ Гибралтара, Исландии и в Индийском океане. Базируясь на Норвегию, герман ский подводный флот предпринял свою крупнейшую концентрирован ную атаку на караваны, направляю щиеся в северную Россию. Резуль таты этой атаки незначительны, ес ли учесть мощь сил, введенных в действие. В СССР через порты северной России доставлено в общей слож ности свыше 4 000 000 тонн грузов, в том числе свыше 2 миллионов тонн после 1 января 1944 года. Г-н Александер заявил далее, что |Премьер-Министр и Президент Соединенных Штатов объявили в августе прошлого года о потоплении более 500 германских подводных лодок. Число уничтоженных подвод ных лодок противника продолжает расти с удовлетворительной ско ростью. Мы уничтожили также не которое количество вражеских под водных лодок-«малюток». При всех этих постоянных и ра достных успехах не следует однако думать, что война против подвод ных лодок уже закончена. Против ник применяет новые виды боевой техники. В любой момент могут быть введены в действие новые ти пы подводных лодок с использова нием новых тактических приемов. После продолжительного периода сравнительного спокойствия под водные лодки противника вновь по явились за последние месяцы в при брежных водах Соединенного Коро левства. До сих пор им не удалось добиться значительных успехов, од нако следует предполагать, что про тивник прилагает огромные -усилия, стремясь возобновить подводную войну в больших масштабах. □ Орезвычайно симптоматичен тот * факт, чтр после бойни, устроен- ной^подводным лодкам в 1943 году, противник все же считает целесо образным уделять так много внима ния и средств этой форме военных действий. Этот факт показывает, что немцы по-прежнему считают подводную войну лучшим своим оружием, спо собным предотвратить поражение в борьбе против Британии, живущей в значительной мере за счет им порта. В то время как неподалеку от Британии происходили великие ис торические события, неуклонно на капливались силы для ведения вой ны на Дальнем Востоке. Создан большой дальневосточный флот, об служиваемый значительным числом пловучих баз и ремонтных судов. Операции, проведенные на Даль нем Востоке, являются лишь нача лом осуществления задач, стоящих перед Британским, Тихоокеанским и Восточно-Индийским флотами. Эти флоты будут и дальше усиливаться, и они будут принимать все более значительное участие в борьбе за разгром Японии. □ М о р ск а я авиация продолжает ра- I? 1 сти и полностью использовать свои возможности. За первые месяцы 1944 года зна чительно возросло число авианос цев. Вступили в строй новые типы британских и американских самоле тов, что позволило Военно-морскому флоту уничтожать и постоянно бес покоить транспортные суда против ника близ Норвежского побережья. Базируясь на авианосцах сопро вождения, летчики морской авиация добились больших успехов в пото плении подводных лодок и уничто^ жении самолетов, атакующих кара:* ваны на путях в Россию. Незначи тельность потерь этих караванов объясняется главным образом дей ствиями морской авиации. Флоты доминионов увеличили свою численность и мощь, а вза имодействие между военно-морскими силами Британской Империи достиг ло небывалой согласованности и четкости. В заключение своего выступления г-н Александер заявил: «Значительную долю участия в борьбе против Японии примут воен ные и торговые моряки. О них не надо забывать, когда война в Евро пе закончится. Блестящие успехи наших армий на континенте, грандиозные разру шения, производимые нашими воен но-воздушными силами, наконец, до ставляемое нам из-за моря продо вольствие, — все это ежедневно, еже часно напоминает нам о том, что без Военно-морского флота, обеспе чивающего доставку многообразных грузов в нашу страну, мы не могли бы предпринять наступление против врага, не могли бы даже существо вать». 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz