Британский союзник. 1945, 25 марта (№ 12).

А в и а ц и я в Рейнском с раже нии 'Закончился первый этап *“ * Рейнского сражения. В этом сражении союзная ави­ ация сыграла значительную роль в разгроме немцев. Результаты, которых мы добились в наших операциях против транс­ портных средств и коммуника­ ций противника, весьма внуши­ тельны. За одну, только неделю железно­ дорожные пути были разрушены, в 1200 местах. Германской ар- направлявшихся на запад, были уничтожены «Тайфунами», снаб­ женными ракетными установками. Пленные немцы на допросах пока­ зывают, что в ряде соединений артиллерия «посажена на паек». Эти ограничения, несомненно, явля­ ются следствием наших ударов по транспорту врага. Отступая за Рейн, немцы широко использовали по ночам паромы, баржи и буксиры. Мы не упусти­ ли этого из вида. 3 марта союзная авиация вывела из строя 44 парома и баржи и по­ вредила 29. Германская авиация реагировала весьма слабо на это уничтожение транспортных средств и повреждение путей от­ хода. В ходе воздушных боев выяснилось, что действующие здесь летчики германской авиа­ ции мало опытны. тиллерии не хватало снарядов, в одном из последних воздушных Беспощадно уничтожались баржи, паромы, буксиры. Мы приложили максимальные уси­ лия, чтобы помешать немцам от­ вести хвои войска за Рейн и эвакуировать вооружение. Перед тактическими соединениями союзной авиации были поставле­ ны четыре основные задачи: 1) поддерживать наступающие на- П Р О Р Ы В К Р Е Й Н У Л боев 40 германских истребите­ лей атаковали 24 наши машины. На каждый сбитый самолет союзников немцы в этом бою по­ теряли четыре своих самолета. Что касается британской -авиации дальнего действия, то она вела операции по разгрому ближай­ шего тыла противника и доби­ лась замечательных успехов, земные войска на всех участках Одновременно с переходом в насту- фронта, где развертывалось сра- пление канадской армии 7—8 жение; февраля тяжелые бомбардиров- 2) всемерно затруднить отход гер- щики сбросили на Гох и Клеве манских войск; свыше 1800 тонн бомб. 3) обескровливать противника уда- Позднее железнодорожный узел Ве­ рами по его танкам и транспорту зель, который должен был стать на железных и шоссейных доро­ гах; 4) изолировать район боев от ближ­ них тылов немцев на востоке с тем, чтобы предотвратить воз­ можность контратак противника и эффективных действий по при­ крытию отхода главных сил. Когда через широкую водную пре­ граду отступает крупная механи­ зированная армия, авиация на- ступающих войск не должна ) ограничивать свои действия уда­ рами по мостам и переправам. В Рейнском сражении тактические соединения британских и амери­ канских военно-воздушных сил уничтожили и повредили 119 мо­ стов. На самом Рейне — в районе между Бонном и Везелем — разрушено очень много железнодорожных и других мостов. Это в значитель­ ной мере затруднило положение действовавших в этол 1 районе германских дивизий. В районе Везеля 5 марта авиация Второго британского тактического корпуса атаковала два моста через Рейн. Средние бомбарди­ ровщики «Митчелль» сбросили на эти объекты 170 тонн бомб. Бом­ бардировка шла по приборам, так как весь район был закрыт сплошной облачностью. Группы бомбардировщиков выходили на цель непрерывно в течение всего дня, с интервалами в пятнадцать минут. Значительно более широкими по масштабам и значительно более ощутимыми по результатам были операции против транспортных колонн противника. Они развертывались на участке ме­ жду -Бонном и Арнгемом, от Рейна до Мюнстера. Британские и американские самолеты нано­ сили сокрушительные удары, по колоннам, отступающим в глубь Германии. Сильные удары были нанесены и по железнодорожному транс­ порту. На обоих берегах Рейна участок за участком подвергался систематическому разрушению. Это в огромной степени затруд­ няло все попытки противника перегруппировать свои силы. 3 марта наши летчики уничтожили 53 паровоза и 519 вагонов и по­ вредили 24 паровоза и 853 ва­ гона. Наши истребители-бомбардировщики уже давно специализировались на разрушении железнодорожного полотна. Германские ремонтно­ восстановительные отряды, заня­ тые приведениел 1 в порядок раз­ рушенных железнодорожных пу­ тей, работают с предельным на­ пряжением и принуждены рас­ пылять свои силы. Только в феврале тактическая авиа­ ция разрушила железнодорожное полотно на 2 500 участках, не­ посредственно примыкающих к линии фронта. 2 марта самолеты Второго британ­ ского тактического корпуса обна­ ружили десять• эшелонов в райо- не Мюнстера. Пять эшелонов. центром ожесточенных боев, трижды, подвергался ударам на­ ших бомбардировщиков. При первой атаке было сброшено 400 тонн бомб, при второй — 650 тонн и при третьей — 700 JJ. В. ФрЭЗер тонн бомб. иквидадйя последних оча­ гов сопротивления немцев в излучине Рейна к западу от Везеля завершена. Британские и канадские части Первой ка­ надской армии генерала Кри- рара вышли на левый берег Рейна на всем его протяжении от Везеля до Неймегена. Победа далась не легко. Наши части шли вперед с непрерывными боями, которые начались на рассве­ те 8 февраля. Первая канадская армия имела своей исходной точкой район германско-голландской гра­ ницы. Какие задачи ставило себе здесь ваше командование? Первая заклю­ чалась в охвате правого фланга «линии Зигфрида» и занятии райо­ на, расположенного между Маасом и Рейном, вплоть до линии Венло — Гельдерн — Везель. Вторая задача — уничтожить в ходе наступательных боев предельно большее количество германских сил — техники и люд­ ских резервов. Для выполнения поставленных за­ дач Первая канадская армия была значительно усилена британскими соединениями. □ И сходные позиции занял смешан­ ный . британско-канадский кор­ пус усиленного состава под коман­ дованием британского генерал-лей­ тенанта Хоррокса. Наступлению предшествовала артиллерийская под­ готовка. На участок наступления было стянуто такое количество тя- 9 От военного корреспондента «.Таймс» желых орудий, не считая полевой артиллерии, которое почти не^ имеет себе равного в истории войны в Африке, Италии и на Западном фронте. Всего в артиллерийской подготов­ ке участвовало до 1400 орудий раз­ ного калибра. В течение одной ночи британская авиация дальнего действия факти­ чески стерла с лица земли города Клеве и Гох — крупные и жизненно важные для немцев узлы коммуни­ каций у северо-восточной и юго- восточной окраин района Рейхс- вальд. Это и были первоочередные цели наших наступающих назем­ ных войск. Находящиеся на левом фланге нашей группировки канадские стрел­ ковые части нанесли удар в восточ­ ном направлении. Британские части начали наступление в двух напра­ влениях — на восток и юго-восток. Немцы имели здесь 180-ю пехот­ ную дивизию и ряд сводных частей. Передний край их обороны занимали подразделения 2-й воздушно-десант­ ной дивизии, отличавшиеся высокой боеспособностью. Немцы, ' держав­ шие фронт в лесу Рейхсвальд, бы­ ли захвачены врасплох и выбиты со своих оборонительных рубежей, прежде чем они сумели оказать серьезное сопротивление. Но это имело место только на северном участке леса Рейхсвальд в течение первого и частично вто­ рого дня нашего наступления. Наше продвижение вперед было до предела затруднено неблагопри­ ятной погодой, подъемом воды на Рейне и наводнением,^ охватившим район к северу от Неймегена. Мы располагали здесь единствен­ ной шоссейной дорогой на Клеве. Но она вскоре была совершенно размыта. Тогда наши инженерные части приспособили для движения автотранспорта проходящую парал­ лельно шоссе железную дорогу. Вскоре однако и она была затоп­ лена. Тогда главную тяжесть перевозок в этом районе пришлось переложить на подтянутый в район боев целый флот амфибий. □ У же на первом этапе боев пехота добилась больших^ успехов. Во­ рвавшись в крупный населенный пункт Краненбург, она продвину­ лась до Клеве и заняла его на четвертый день наступления. К этому моменту однако против­ ник оправился от неожиданного удара и мощного воздействия нашей авиации и артиллерии. 180-я дивизия немцев и придан­ ные ей части фактически перестали существовать. Они были частично истреблены, частично взяты в плен. Но дальнейшее наше продвижение неизбежно задерживалось наводне­ нием и обширными минными полями немцев. Это дало противнику воз­ можность подтянуть резервы и за ­ крепиться на восточных и южных границах леса Рейхсвальд. С юга сюда была переброшена 190-я -пехотная дивизия немцев и несколько дивизий Первой парашют­ ной армии. Последние являются ныне безусловно лучшими, наиболее боеспособными частями, которыми еще располагает германское коман­ дование. Очень -скоро здесь появились и другие соединения противника. Так были обнаружены танковая дивизия «Лер», 116-я и 15-я гренадерская танковые дивизии. Через несколько дней перед фронтом армии генерала Крирара немцы имели уже девять дивизий, в своем большинстве вполне бое­ способные, и до четырехсот орудий. Плохая погода, затопленная терри­ тория — все это помешало осуще­ ствить прорыв фронта немцев. Фронт противника не удалось (про­ рвать и в -последующие дни. Внезапность удара позволила нам преодолеть внешний пояс оборони­ тельных сооружений «линии Зигфри­ да» на северной ее оконечности. Второй же этап боев был для обе­ их сторон операцией, основная тя­ жесть которой легла на пехоту и - артиллерию. □ П осле занятия наМи Матерборна и Клеве противник еще более усилил свое сопротивление в юж­ ной части леса Рейхсвальд. Немцы были выбиты с этого рубежа толь­ ко штурмом шотландской, уэльской и английской пехоты. Дело дошло до штыковых атак. К юго-востоку от Клеве против­ ник несколько раз переходил в контратаки, стремясь перерезать наши коммуникации. Эти. контратаки дорого обошлись врагу. Он потеряд много танков и- людей. Но, несом­ ненно, они замедлили темп нашега продвижения к Гоху и Калькару. На разных этапах наступления бу­ квально все части армии генерала Крирара были введены в кровопро­ литные бои. По кровопролитности, ожесточен­ ности и упорству бои в лесу Гох- вальд и на подступах к Ксантену могут сравниться только с боями за Кан, Фалез и устье Шельды. Вне всякого сомнения они войдут в историю как образцы героизма и отваги канадцев. Но больше всего обязаны наши солдаты и офицеры бойцам инже­ нерных войск— британцам, канад­ цам — и британским саперам. Их заслуги неизмеримы. Результаты происходящих здесь боев оправдали затраченные нами усилия. Взято в плен 22 000 солдат и офицеров из состава наиболее боеспособных частей немцев. , По крайней мере такое же количество уничтожено. «Линия Зигфрида» обой­ дена с севера. Части Первой канад­ ской армии сомкнулись с идущей на правом их фланге Девятой аМе- & ри-вднской армией. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz