Британский союзник. 1945, 25 марта (№ 12).
ОСТРОВ О сенью 1943 года после ка питуляции Италии стра ны «оси» потеряли контроль над побережьем Далмации. В гитлеровской «Европейской крепости» образовалась брешь. Чтобы вновь овладеть бере говой полосой и близлежащими островами, немцы принуждены были бросить в Югославию свежие дивизии. Стремясь сохранить контакт с войсками маршала Тито, союзники и партизаны сконцентрировали на острове Вис значительные силы и приступили к укреплению этого важного участка. Помимо огневых точек и проволочных заграждений прибрежная полоса была заминиро вана. В ряде мест мы установи ли береговую артиллерию и про жекторы. Вскоре Вис остался на шим единственным опорным пунк том. Все остальные острова были в руках немцев. В течение первых месяцев мы ежедневно ждали десанта противни ка. Гарнизон был готов к отпору врага. Британские войска на острове поддерживали самый тесный контакт с партизанами. Партизаны в свою очередь стремились помочь нам всем, чем только могли. ☆ й й К ак только спускались сумерки, в базе британских торпедных ка теров и «морских охотников» слы шался гул двигателей. Маленькие боевые корабли выходили в море. Очень часто в районе острова появлялись эсминцы Британского флота. Перед рассветом они уходи ли в итальянские порты. В ночной поход уходили и суда партизанских военно-морских сил. Каждый день в сумерки дюжина, а иногда и боль ше партизанских судов уходили в море с грузом боеприпасов, ору жием и многими другими предме тами военного снабжения, предназ наченного для партизанских отря дов, действовавших на занятых нем цами островах Югославии. В те дни им приходилось очень трудно. I В назначенное время в темноте зажигался условный сигнал. Он ука зывал судам путь в маленьких бух тах. В полной тишине рыбачья шху на приставала к берегу. Установ ленные на ее борту пулеметы были готовы в любой момент открыть огонь. Следовал обмен паролями. И, ебш все было благополучно, десят ки добровольцев тотчас начинали разгрузку. Л через несколько минут малень кое судно в полной тишине отдава ло концы и уходило в темноту, ло жась курсом на Вис. Обычно эти суда доставляли нам собранные партизанами ценные и очень деталь ные разведывательные сведения об оборонительных сооружениях нем цев, я также иную информацию, ко торая могла быть полезной союзно му командованию и партизанам. Вис служил также .своеобразным перевалочным пунктом для тех, ко му удалось бежать с занятой нем цами территории. Партизанские шху ны и британские самоходные бар жи возвращались с большим чис лом счастливцев, вырвавшихся из оккупированных гитлеровцами райо нов. * * * I / весне 1944 года командующий гарнизоном острова бригадный генерал Т. Б. Черчилль, кавалер Военного креста, решил начать на ступательные действия на террито рии, занятой врагом. Тогда-то немцы и почувствовали удары наших штурмовых отрядов «коммандос». Одни рейды соверша лись армейскими частями или ча стями морской пехоты, другие — отрядами партизан, третьи — сов местными усилиями войск союзни ков и партизан. Типичным примером для операций этого периода может служить удар по Корчуле, в котором приняли участие военно-морской флот, ар мия, авиация и партизаны. Все они работали в тесном взаимодействии и исключительно дружно. В 9 ^километрах от позиции гер манской береговой артиллерии неза метно, под покровом ночи, мы вы грузили с судов две наши четырех- I в Капитан 3-го ранга МОРГАН ДЖАЙЛЗ орудийные батареи. Пока шли вы грузка и развертывание нашей ар тиллерии, британская самоходная «баржа-254» под командованием ка питан-лейтенанта Малькольма Хар вей, на которой специально для этой операции установили фальши вые трубы, надстройки и орудия, вышла на позиции. На рассвете не мецкие артиллеристы обнаружили в сфере досягаемости своих орудий корабль, который по всем призна кам был британским эсминцем. Ко рабль находился на предельной ди станции вражеских орудий. Немцы, понятно, немедленно открыли по «эсминцу» огонь. В следующие несколько секунд произошло второе неожиданное для гитлеровцев событие. На сей раз оно было значительно менее приятным. В расположении их бата реи разорвалось восемь крупнока либерных снарядов. Все они легли точно— вблизи склада боеприпасов. В течение часа германская артил лерия упорно била по «эсминцу». А «баржа-254» инсценировала, при том очень реалистично, даже вспышки своих фальшивых орудий. Так наши моряки приняли на се бя огонь немцев, а артиллеристы, которые в действительности , вели огонь по немцам, не встречали ни какого противодействия. Вскоре основная батарея немцев была принуждена замолчать. Когда все разведанные нашими артиллери стами цели оказались пораженными, восемь орудий, развернутых на бе регу, прекратили обстрел. Матери альная часть и люди погрузились на суда без повреждений, не имея ни убитых, ни раненых. Невредимой вышла из боя и «баржа-254». ☆ ☆ ☆ П очти одновременно с началом операции на земле в воздухе появилась наша авиация. Она бом била ряд объектов. Стремясь облег чить работу летчиков, артиллери сты, высаженные на берег, перенес ли огонь части своих og^feiii по позициям немецких зенитЖр ору дий. К моменту, когда;-,, подошли «Спитфайеры», огонь немецких зе ниток оказался в значительной ме ре ослабленным. ' Всей операции предшествовала высадка офицеров и бойцов развед чиков, снабженных приемио-переда- точной и специальной радиоаппара турой. Они заняли отведенные им позиции, откуда во время артилле рийского обстрела корректировали огонь ваших орудий. Что касается британских торпед ных катеров и «морских охотников», то еще в начале 1944 года они гос подствовали во всей прибрежной полосе Далмации. Объектов для их действий здесь было больше чем достаточно. Нуж но иметь в виду, что остров Вис расположен на фланге германских прибрежных коммуникаций. По это му морскому пути шла переброска всей громоздкой и тяжелой мате риальной части, боеснабжения и продовольствия, предназначенных для германских дивизий, находящихся в Югославии, Албании и Греции. Таким образом мощные и чув ствительные удары, наносимые ма лыми кораблями Королевского во енно-морского флота, дополняли удары партизан по сухопутным ком муникациям немцев. Хотя на острове Вис базирова лось небольшое число наших легких кораблей, за 9 месяцев — с января по октябрь 1944 года — они уни чтожили или захватили 55 враже ских судов. А надо иметь в Виду, что в этот период наступил кризис немецкого судоходства в Адриатике, и проводка каждого транспорта бы ла для гитлеровцев делом исключи тельной важности. Маленький остров Вис—база мно гих смелых рейдов в стан врага — имеет яркую историю. Он принадлежал поочередно сици лийцам, жителям Иллирии, римля нам, венецианцам, французам, бри танцам, австрийцам. На маленьком кладбище, распо ложенном над гаванью, ныне уста новлена мемориальная доска со сле дующей надписью: «Более ста лет отделяют две вой ны, в ходе которых британские мо ряки и солдаты сражались и уми рали за честь их родины в водах Далмации и на ее островах». АВСТРАЛИЙСКИЙ ФЛОТ НА ПОДСТУПАХ К ЛУСОНУ 9 На занятом американскими войсками острове Лей те. Амфибия «Буфалло», нагруженная боеприпасами и продовольствием, движ ется по реке к базе снаб жения действующих здесь соединений. 1 ^ орабли австралийского “ ■флота сражались бок-о-бок с военно-морскими силами Соединенных Штатов на всех этапах долгого боевого пути на Филиппины. Ни одно Из сражений не было легким. Но самой сложной и ус пешной операцией генерала Макар- тура в Тихом океане был штурм Лусона. В нем принимали участие два ав стралийских тяжелых крейсера «Австралия» и «Шропшир», водоиз мещением в 10 000 тонн каждый, вооруженные 8-дюймовыми орудия ми, и два эсминца «Арунта» и «Уоррэмунга».. Командовал соединением коммо дор X. Б. Фэрнкомб, державший свой флаг на крейсере «Австралия». Соединение австралийских кораблей входило в состав 7-го американского флота адмирала Томаса Кинкэйда. Еще шли бои за Лейте на востоке Филиппин, а японский император- сиий флот принужден был бежать под ударами наших кораблей и само летов. Он проиграл все три филип пинских сражения. Это окончательно решило вопрос о господстве в водах, омывающих Филиппины. Японцы имели на аэродромах Филиппин очень большое число истребительных и бомбардировочных эскадрилий. Они немедленно превратили их в «группы самоубийц». □ Q января 1945 года генерал Макар- ^ тур начал осуществление своего плана освобождения Лусона—глав ного , острова Филиппин и центра японского' сопротивления. В этот день флот, насчитывавший 800 де сантных самоходных барж и сотни боевых кораблей, вошел в залив Лингайен, расположенный в 190 ки лометрах к северу от Манилы. Вместе с крупнейшими войсковыми транспортам» Соединенных Штатов шли три корабля Королевского авст ралийского военно-морского флота — теплоходы «Канимбла», «Маннура» и «Уэстралия». На их борту нахо дились американские войска. Три небольших австралийских патруль ных судна «Гасконь», «Уарреко» и «Беналла» охраняли большой кара ван. Японцы начали наносить свои уда ры с воздуха еще за четверо суток до появления союзных кораблей в заливе Лингайен и высадки войск. Первая атака произошла ночью, когда корабли еще находились в море, держа курс на Лусон. Крей серы Фарнкомба шли в охранении на фланге главных сил. Несколько эскадрилий японских самолетов сбросили осветительные бомбы и атаковали корабли, рискнув дер жаться на небольшой высоте. На следующий день японцы, во зобновив свои атаки, пытались прорваться с еще большим упор ством, чем прежде, к нашим кораб лям. Весь день зенитная артиллерия отбивала атаки противника. Одна волна вражеских самолетов следо вала за другой. Около полудня зе нитчикам «Шропшира» и «Аруяты» удалось поймать в сферу огня группу японских пикирующих бом бардировщиков. Три самолета рух нули в море невдалеке от австра лийских кораблей. □ Л дин бомбардировщик взорвался в нескольких метрах от «Арунты». Корпус эсминца оказался пробитым во многих местах. «Арунта» ~вышел из строя охранения. Ремонтные ко манды дивизиона закрыли пробоины, и буквально через считанные мину ты эсминец занял свое прежнее ме сто в боевых порядках кораблей- 7-го флота. Через сутки — 7 января — соеди нение в составе линкоров, крейсеров, эсминцев и минных тральщиков во шло в залив, нацелило свои тяжелые орудия на японские опорные, пункты, позиции береговой артиллерии, скла ды боеприпасов, продовольствия и горючего. Период, предшествовавший высад ке войск на Лусон, войдет в исто рию войны на Тихом океане как один из самых длительных и упор ных поединков между авиацией и кораблями. Береговые батареи так же доставили несколько неприятных минут нашим кораблям. Дважды «Шропшир» находился под прицель ным обстрелом тяжелых орудий противника. Однако артиллеристам крейсера ответным огнем удалось заставить умолкнуть батареи врага. Наивысшего напряжения бои достигли в день высадки. Японские, эскадрильи предприняли отчаянную попытку уничтожить гигантский де сантный флот, двинувшийся к бере гу. Пока орудия главного калибра «Австралии» и «Шропшира» громили береговую артиллерию японцев свои ми 120-килограммовыми снарядами, все другие орудия были повернуты против вражеских самолетов. Тяжелая бомба разорвалась на борту «Австралии». Крейсер вздрог нул. Многие артиллеристы, находив шиеся на открытой палубе, были сброшены в море воздушной вол ной. В надстройках возник пожар. Он начал быстро распространяться. Не смотря на то, что палубы были за громождены обломками, мешавшим^ тушению огня, пожарные KOMair^. ликвидировали нависшую над Kopav лем опасность. Орудия главного ка либра «Австралии» ни на минуту не прекращали ведения огня. Команды первой медицинской по мощи еще продолжали подбирать ра неных и убитых, когда вторая круп ная бомба разорвалась в самом центре корабля. На этот раз разру шения оказались ужасными. У зенит ных орудий лежали убитые или тя жело раненые моряки. Половина орудий вышла из строя. А японских самолетов становилось все больше. Они пикировали на поврежденную «Австралию». Палубу теперь заволакивали клубы дыма, через которые пробивались языки красно-желтого пламени. Личныйсо став крейсера — в большинстве сво ем люди, до войны никогда не пла вавшие в море, — показал высокие образцы доблести. Коки, стюарды, все те, кто нахо дился вблизи орудий, ринулись переходам к огневым точкам, заня^.. места товарищей, выбывших из строя. Умолкнувшие орудия снова пробу дились к жизни и больше уже в этот день не смолкали. Японцы про-' должали атаки. Еще три бомбы ра зорвались на крейсере. Всего «Ав стралия» получила пять прямых по паданий. □ ЛЯогучий корабль, двигаясь межДУ’*3^ 8' разрывами, вибрируя и вздра гивая, уклонялся от бомб. Бойцы электромеханической части, маши нисты, кочегары, обливаясь потом, оставались на своих местах, давали возможность крейсеру держать пол ный ход. На этом этапе сражения экипаж «Австралии» понес тяжелые потери: убито и пропало без вести — 44, ра нено 69. Пожар на крейсере принял угро жающие размеры. Только после дли тельной, полной героизма борьбы специальным’ командам дивизиона удалось локализовать огонь, а по зднее и. потушить все очаги. Одновременно с испытаниями, выпавшими на долго флагмана, труд но пришлось и остальным кораблям. «Шропшир» также отбивал непре рывные атаки пикирующих бомбар дировщиков. Но несмотря ни на что на плац дарм Лусона прибывали десантные суда. На берег высаживались все новые и новые воинские части, которые вскоре с бо- р _ ем вступили в Ма нилу. I ’ Р э г м о н д
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz