Британский союзник. 1945, 25 марта (№ 12).
ПИОНЕР ТЕКСТИЛЬНОЙ ХИМИИ С то лет назад на набивной фабрике Окэншоу близ Манчестера проводились ис следования по вопросу о воз можности выделения различ ных ви/?Ьв раствора едкого натра посредством фильтрации сквозь хлопок. Свойство этого раствора имеет большое значение при операциях окрашивания и набойки тканей. Во время этих исследований Джон Мерсер заметил, что соприкасаю щийся с раствором хлопок сильно уменьшается в объеме и приобре тает особое сродство с некоторыми красителями. Это открытие послу жило началом процесса «мерсериза ции», названного по имени ее изо бретателя. Мерсеризированные хлопчатобу мажные ткани, отличающиеся заме чательным блеском,появились в про даже начиная с 1896 года. Условия, при которых достигался блеск, были открыты в 1890 году, уже после смерти Мерсера, последовавшей в 1866 году. Тем не менее открытие Мерсера было чрезвычайно важно, так как обработка целлюлозы каустической содой дает так называемую содовую целлюлозу — первую стадию произ водства вискозной ткани, изобретен ной в 1892 году, а также и многих других соединений целлюлозы, упо требляемых в производстве пласт масс. Когда после промывания водой из содовой целлюлозы удаляется щелочь, целлюлоза остается в акти визированном состоянии. В этом виде ^■*4 играет важную роль в краси- *ных и отделочных процессах. Мерсер также открыл,. что объем хлопка увеличивается при обработ ке его растворами кислот, напри мер, серной кислотой, и растворами неорганических солей, например, хлористым цинком. На этих наблю дениях основаны пергаментация бу- -мати и ткани, а также производство фибры. . Целлюлоза может растворяться в соединении окиси меди с аммиаком. Это открытие было сделано одно временно Швейцером и Мерсером, каждым из них самостоятельно. Хотя Мерсер установил, что целлю лозу после растворения можно ре генерировать, ему очевидно- не при шла в голову возможность делать из нее искусственное волокно. Од нако на его наблюдениях основана современная техника выработки вискозной ткани. О ■«лЕГжон Мерсер' первый применил хлорирование шерсти. Теперь хлорирование является очень важ ным процессом, при помощи кото рого вырабатывается шерсть, не дающая усадки. Этот процесс перво начально был вызван необходи мостью усилить восприимчивость шерсти к некоторым красителям. Мерсер нашел, что этого можно достигнуть, проводя ткань через раствор хлорной извести и соляиои кислоты, содействующей выделению -Нитора. В 1848 году в описаниях ме тода Мерсера .указывалось, что он совершил переворот в деле окраски и набивки шерстяных тканей. Только между 1902 и 1906 годами открытие Мерсера было-, наконец, использовано с этой целью. В на стоящее время это по всей вероят ности самый важный химический отделочный процесс, применяемый в производстве шерстяных тканей. За время своей жизни (1791— 1866) Мерсер, — этот гениальный самоучка, — был известен как спе циалист по набойке тканей и сделал много изобретений в красильном деле, но большинство его изобрете ний теперь не применяется, хотя в свое время они были технически важны и выгодны. Основное же от крытие Мерсера, значение которого не учитывалось при его жизни, всегда будет иметь значение в текстильной промышленности. Мерсер вполне заслуживает на звание «пионера текстильной химии». Столетие, наполнившееся со дня открытия им действия едкого натрп на целлюлозу, дает случай лишний раз вспомнить о его п w Т обширных и важных изы- Д ' ^ - еканиях в этой области. Марш 11 лойд Джордж сошел с по- J I литической арены Бри тании и одновременно полу чил звание пэра, но, конеч но, никто никогда не будет думать о нем как о графе Дуайфоре. Более пятидесяти лет его имя пользовалось широкой извест ностью в Британии и за ее пре делами. С ранней молодости он был противником всяких приви легий и злоупотреблений властью, другом бедняков и угнетенных. Он всегда играл такую вы дающуюся роль в политической жизни Британии, что трудно себе представить, как сравнительно не долго он занимал высокий пост министра. Ллойд Джордж вошел в состав либерального правительства в 1906 году. В 1916 году, в самый разгар первой мировой войны, занял пост премьер-министра и вышел в отставку в 1922 году. Начиная с этого времени, то есть в течение почти 23 лет, он был в рядах оппозиции. Он был настолько крупной фи гурой, что, даже состоя в оппо зиции, приковывал к себе все общее внимание вплоть до па дения правительства Чемберлена в 1940 году. Возможно, что его последняя большая речь в Па лате Общин явилась решающим фактором, ускорившим отставку правительства. □ Я и один человек в Британии не возбуждал такой ненави сти и такого обожания, как Ллойд Джордж. Многие консерваторы смотрели на него как на воплощение дьявола, особенно когда в 1906 году, будучи министром финансов в либеральном правительстве, он включил в бюджет расходы по проведению крупных земельных реформ, которые он называл «вызовом, брошенным бедности», провел закон о страховании по болезни и безработице и проект пенсий по старости — реформы, которые подготовили путь к до кладу Бевериджа и к другим крупным мероприятиям, обсу- А. ДЖ. КЭММИНГС ждаемым в настоящее время Правительством. С неустанной энергией руково дил Ллойд-Джордж участием Британии в первой мировой вой не, партийные разногласия в это время прекратились. Позиция Ллойд Джорджа как главы коалиции в течение войны заслужила всеобщее одобрение, и когда был заключен мир, он приобрел себе репутацию круп нейшего государственного дея теля в мире. Уроокенец Уэльса, он вышел из народа. В 1890 году в возрасте 27 лет Ллойд Джордж был избран в Пар ламент от Карнарвана-Бэрроуси с ключительной физической и мо ральной выносливостью. Он лучший природный оратор, рожденный Британией на протя жении нескольких поколений. Его речи много теряют при чте нии, — он не любил тратить вре мя на литературную их отделку, но они полны страсти и гума низма и в этом отношении не, имеют себе подобных. В Палате Общин он всегда был руководителем дебатов и в течение длительного времени ру ководителем самой Палаты. □ f/f з всех его парламентских ре- чей, которые мне пришлось слышать, наибольшее впечатление на слушателей произвело его страстное осуждение правитель ства в день, когда Абиссиния Отставка Ллойд Джорджа •Сг тех пор вопреки всевозможным препятствиям оставался ■членом Парламента, вплоть до своей не давней отставки и получения титула. Никто, услышав его раз, ни когда не забудет его выступле ний. Тысячные аудитории востор гались его остроумием. В част- ной жизни остроумию. Ллойд Джорджа нет, кажется, предела; он скажет больше остроумных вещей за пять минут, чем мно гие умные люди за всю свою жизнь. Ему достаточно нескольких рез ких штрихов, чтобы осветить по ложение, разрешить спор, нари совать портрет напыщенного по литического деятеля. Его юмор скорей шутливый, чем злобный. Он обладает поразительной жизнерадостностью и обаятель ным юмором, который помогает ему смеяться над своими соб ственными невзгодами. «Я никогда не страдал бес сонницей, — сказал он мне одна жды, — в результате политиче ских неудач или ядовитого крас норечия тех, кто ненавидел меня и мою политику», Ллойд Джордж обладает ис- была захвачена Италией в 1936 году. Ядовитое остроумие этой речи, ее презрительное негодо вание ошеломили членов прави тельства. Его последнее большое высту пление в Палате Общин про изошло во время дебатов, кото рые вызвали падение правитель ства Чемберлена после немецкого вторжения в Норвегию. Он также произнес замеча тельные речи в 1938 году и в начале 1939 года, когда высту пил с предложением заключить до говор с Советским Союзом, что бы предупредить войну и пода вить агрессию. Ллойд Джордж всегда был по клонником новой России и стой ким сторонником англо-русского сотрудничества. Еще в первые годы после революции он пы тался, хотя и безуспешно, убе дить правительство Британии и других стран в необходимости искать соглашения с Россией. Он был достаточно мудр, чтобы видеть и вслух признавать, что Россия Ленина и Сталина сде лается самой могущественной державой в Европе. Уже в преклонном возрасте он начал и завершил большой ли тературный труд о заключении мирных договоров в 1920 году и написал несколько томов, в ко торых описывал свои личные впечатления от войны 1914—1918 годов. Теперь он один из старейших государственных деятелей Брита нии и член той самой Палаты Лордов, над которой он когда-то так беспощадно издевался. Присвоение ему графского ти тула на самом деле является только формальным, традицион ным признанием окончания его политической карьеры. Сомнительно, чтобы его голос когда-либо раздался в Палате Лордов. Как и многие другие, я буду всегда думать о нем не как о человеке, который вел Британию к победе в первую мировую войну, даже не как о государ ственном деятеле, который стре мился обеспечить мир и безопас ность при помощи Лиги Н а ций, — а как о стойком защит нике обиокенных судьбой, как о человеке, которому миллионы престарелых людей и рабочих очень многим обязаны. БРИТАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ КОЛЛЭДЖ С первых дней своего суще-, ствования британские ко оперативные общества поняли, что для успеха дела необходи мо широко разъяснить всем заинтересованным лицам цели и методы кооперации. Чтобы быть хорошим кооперато ром, надо иметь представление о принципах кооперации. Учитывая все это, рочдельские инициаторы кооперативного движе ния и другие кооперативные обще ства того времени выделяли часть своей прибыли для учебы своих членов и работников кооперативных организаций. Когда количество этих организа ций сильно возросло и возникла центральная организация — Союз ко операции, на учебу было обраще но особое внимание. Около 60 лет назад был создан центральный комитет по вопросам образования. Этот комитет организовал выпуск стандартных учебников, дал указа ния местным кооперативным обще ствам относительно преподаватель ского состава, и снабдил их стан дартными руководствами. Были вве дены экзамены с выдачей аттеста тов успевающим. Позднее вопросами образования взрослых занялись также местные власти, но кооперативные общества все же оставались инициаторами этого дела. Вскоре стало очевидно, что пре подавателям необходимо было знать не только свой предмет: бухгалте рию, торговое право, экономику, но и научиться рассматривать эти пред меты с точки зрения кооперации. Возникла насущная потребность и в кооперативном образовательном центре. Кооперативные общества резко от личались от других видов тор говых и промышленных организации Они имели свои особые'законы. Кооперативные общества не могли накоплять прибыли, так как вся Э Д В А Р Д Т О П Х Э М прибыль распределялась между членами кооперации пропорциональ но произведенным ими покупкам: Это требовало совершенно особой системы учета и новых методов торговли, которые дали бы возмож ность вести соответствующую от четность. В 1918 году был открыт коллэдж в помещении правления Союза ко операции в Манчестере. Первая пар тия студентов с интересом присту пила к занятиям. ☆ й В есть о том, что британская ко операция основала свой собст венный коллэдж, быстро распростра нилась за пределы Британии, и одним из первых поступивших в коллэдж был уроженец Швеции. С этих пор в коллэдж ежегодно по ступают многие студенты, не только уроженцы различных стран Европы, но также Восточной Африки, Кана ды и США. Многие из студентов Коопера тивного коллэджа работали в коопе ративных организациях. Большин ство из них получило стипендии, основанные в память выдающихся кооператоров. Такие студенты обу чаются в коллэдже не менее одного года, состоящего из трех семестров Курсы бывают различные, но i общем все студенты изучают тео рию и практику кооперации, историю промышленности, экономику, коопе ративное законодательство и бухгал терию. По окончании курса выдаются дипломы, в том числе почетные дипломы для тех, кто по своим знаниям и способностям подходит для должности заведующих и секре тарей кооперативных орпанизаций. За последнее время учрежден курс общественных дисциплин, так же дающих право на диплом. Специализация всячески поощряет ся. Одни студенты изучают различ ные формы британского коопера тивного движения, другие специали зируются на изучении заграничных методов кооперации. Лица, обучавшиеся в Коопера тивном коллэдже, вносят много цен ного в современно^ кооперативное движение. Среди директоров кооперативных оптовых объединений в Англии и Шотландии имеются лица, окончив шие этот коллэдж. Другие занима ют административные должности в розничных больших объединениях. Некоторые иностранцы, обучав шиеся в Кооперативном коллэдже, занимают ныне крупные администра тивные должности в кооперативных организациях различных стран Ев ропы и Азии. Например, первый студент-иностранец, поступивший в коллэдж, стоит во главе Шведского департамента торговли и входит в состав Кабинета министров Швеции. Коллэдж занимается также под готовкой рядовых служащих и ру ководителей кооперативных объеди нений. Кроме органов кооперации почти никто не занимался технической подготовкой служащих распредели тельной торговой сети. Кооператив ный коллэдж явился инициатором такой подготовки и организовал курсы для подростков, которые по окончании школы поступают на ра боту в кооперативные магазины или конторы. Эго курсы ученичества. Существуют также курсы для про давцов и заведующих . отделами. В коллэдже проводятся экзамены. Все курсы издают свои собственные учебники и устанавливают про грамму. Кооперативные объединения могут организовать занятия для служа щих, студенты могут индивидуально проходить заочные курсы. Наблюдение за всеми занятиями возложено на специальный комитет по техническому образованию. Таким образом служащий неболь шого сельского кооперативного об щества имеет все возможности изу чить свою специальность, прорабо тав некоторое время в крупном го родском кооперативе. В одном обширном сельском райо не преподаватели путешествуют от одного центра к другому и ведут занятия с работниками многих мел ких кооперативов. ■ ☆ -йг * ГТод руководством Кооперативного * * коллэджа ежегодно проводится ряд летних курсов; некоторые из них проводятся в самом' коллэдже. Лекции читают университетские спе циалисты и общественные деятели. Некоторые из этих курсов предна значены специально для служащих того или иного кооперативного общества. В течение одной или двух недель они интенсивно занимаются предметами, относящимися к их профессии; обычно им дают воз можность посещать фабрики или заводы, где производятся предметы, которыми они торгуют. До войны свыше 70 000 студен тов занималось на курсах, органи зованных коллэджем. Около 20 000 студентов ежегодно сдают экзамены. Все эти виды деятельности фи нансируются кооперативными обще ствами без всякой помощи со сто роны государства. Война, конечно, сильно нарушила работу коллэджа. Молодежь, кото рая могла бы вступить в число студентов, служит в армии, в воз душных силах и во флоте. На оставшихся легло тяжелое бремя многочисленных гражданских обя занностей. Вместо годичного курса студенты проходят краткие курсы при кол лэдже. Особые курсы организованы для подготовки заместителей слу жащих, призванных в ряды армии. Много сотен студентов, живущих в коллэдже, прошло эти курсы. Большой интерес возбуждают курсы, излагающие принципы и практику кооперативного движения в России. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz