Боевой курс. 1945, январь.

БОЕВОЙ КУРС 27 января 1945 г., Ns 7. тятевт 11w—. Изучай опыт войны О Р У Ж И Е - Ф Р О Н Т У Борьба за живучесть Война подтвердила необхо­ димость обучать экипаж в тех условиях, в которых ему при­ дется бороться с аварией в действительности. На одном да кораблей эки­ паж был разбужен сигналом аварийкой тревоги. Густой дым стлался но помещениям. Очаги (пламеяи находились в самых труднодоступных местах. Но юраснофлотцы, не знавшие за­ ранее, настоящий ли это пожар или имитация, быстро обнару­ живали очаги огня и ликвиди­ ровали их. В короткий срок пожар был потушен. Хорошо организованное учение, естест­ венно, .дало положительный ре­ зультат. і В подготовке к борьбе с водой необходимо' предусматривать, '.во-первых, выработку навыков аварийной группы отсека но заделке пробоины и локализа­ ции аварии, и во-вторых, уме­ ние управлять кораблем в под­ водном положении при наличии ивремениой пдовучести. Центр обучения аварийной группы сейчас справедливо пе­ ренесен в аварийные отсеки, где можно с успехом создать реальную обстановку. Здесь люди практически осваивают искусство заделки пробоины на прочном корпусе. Подчеркнем, что это — первоначальная и (важнейшая стадия подготовки к борьбе за живучесть. Именно в аварийном отсеке или у аварийных щитов имеет­ ся возможность, вплоть до ме­ лочей, совершенствовать на­ выки личного состава, избрать наивыгоднейшие методы борь­ бы за живучесть. Одна из подводных лодок 'встретилась в надводном поло­ жении с двумя миноносцами противника. Они открыли огонь из всех орудий. При срочном погружении подводная лодка полупила повреждение прочно­ го корпуса. Через пробоину с нарастающим напором посту­ пала вода. Усилиями всего двух человек за весьма корот­ кое время пробоина была заде­ лана. Корабль ушел на необхо­ димую глубину и оторвался от преследования. Подобные случаи, не единич­ ны. Все они говорят о том, что лишь благодаря приобретенным навыкам в аварийном отсеке подводники успешно устраня­ ли различные повреждения. Польза учений в аварийном отсеке состоит еще и. в том, что выявляются различные «мелочи», от которых часто за­ висит продолжительность и. да­ же исход борьбы па живучесть 'корабля. Одна из характерных «мелочей» — водобоязнь, при­ сущая отдельным членам эки­ пажа. Это чувство свойствен­ но, как правило, людям, не подготовленным к борьбе за живучесть. Вот пример, пока­ зывающий, к чему ято может привести. Производилось срочное по­ гружение. Вследствие непра­ вильного переключения ‘клапа­ нов на водоотливной магистра­ ли она начала приобретать от­ рицательную плавучесть. Лич­ ный состав, находящийся в концевом отсеке, обнаружил поступление воды. Создав про­ тиводавление, краснофлотцы приступили к борьбе с ней. Вода никого не напугала за исключением краснофлотца Шикина. Он самовольно отдра­ ил переборку и вышел из отсе­ ка. Воздушіная подушка была сведена начнет, и вода начала поступать снова. Пловучееть подводной лодки значительно нарушилась, и толгіко умелые действия командира B'f-V пред­ отвратили ката строфу. . После нескольких тренировок в аварийном отсеке водо­ боязнь, как правило, устра­ няется. Подготовка к управлению подводной лодкой, в частности, ее нловучеетыо при аварии, проводилась раньше не без условностей. В результате командиры просто не знали, как ведет себя корабль при на­ личии значительной отрица­ тельной пловучести. Одна, из подводных лодок ук­ лонялась от самолетов против­ ника и при срочном погруже­ нии провалилась на предель­ ную глубину. Погружение бы­ ло приостановлено тем, что ко­ рабль опустился на грунт. Этот случай подсказал необ­ ходимость фактически созда­ вать отрицательную плову- честь. Одно время вырабатывался своеобразный метод борьбы с отрицательной нловучеетыо: всплывать. Он особенно был распространен до войны. Без­ условно, когда есть уверен­ ность в том, что противник от­ сутствует .в данном районе, то всплытие значительно облег­ чает борьбу с. аварией. Однако в боевых условиях это далеко по всегда можно делать. Одна из подводных лодок торпедиро­ вала транспорт противника и потопила его, однако, и сама подверглась таранному удару. Она вынуждена была нахо­ диться под водой. Экипаж бо­ ролся с отрицательной плаву­ честью, поддерживая корабль на заданной глубине до отхода в безопасный район. Последний вопрос, на кото­ ром желательно остановить­ ся, — отработка первичных мероприятий в борьбе за жи­ вучесть. По ряду причин личному со­ ставу приходится находиться в разных отсеках. Возникла потребность отработать пер­ вичные мероприятия но борьбе с аварией в равной мере у все­ го экипажа, как в том отсеке, где бойцу определено находить­ ся по расписанию, так и во всех остальных помещениях. При повреждении прочного корпуса превосходно осущест­ вляют первичные мероприятия не только квалифицированные, специалисты, но и люди, не имеющие на первый взгляд ни­ какого отношения к технике подводной лодки, как. напри­ мер, кок и вестовой. Из всего оказанного вывод один: подготовку к борьбе за живучесть корабля необходимо всячески приближать к реаль­ ным условиям боевой обста­ новки. Из статьи инженер-капитана 2 ранга Н. ГОЛЕНБАНОВА. («Краісный флот»). ЩзтШшІ Шш Н-ский завод. Осмотр пулеме- тов, готовых к отправке на фронт. С П О Р Т И В Н А Я Ж И З Н Ь ЗА ПЕРВЕНСТВО ПО ХОККЕЮ В начале этого месяца наша хоккейная команда выступала в розыгрыш® пульки на приз ДВМФ. Подводники встретились с командой береговой обороны и командой капитана 3-то ранга Кац. Наши хоккеисты .показали высокий класс игры и сплочен­ ность. Выиграв обе игры, они вышли в финал. В финале под­ водники не смогли полностью развернуть свои силы и проигра­ ли команде ДВМФ со счетом I : 2. Сейчас идут пгры хоккейных команд на первенство главной базы Северного флота. В первой встрече команда подплава выиг­ рала у сильнейшей команды — победительницы в пульке на приз ДВМФ со счетом 2 : I . Вторая встреча была с коман­ дой хоккеистов ОВР’а. Здесь так­ же наша хоккейная команда по­ казала хороший класс игры, обыграв команду ОВР'а со счетом J : 0. Третья встреча состоялась по- ваівчера. 'Шідведшжи играли с командой ПВО. Игра закончилась со счетом 3 : 0 в пользу подпла­ ва. Главное в этих играх, что принесло подводникам победу, сплоченность всей команды. По мастерству особенно выделялись старшины 2-й статьи Оилуявов, Дегтярев и Власов. Всем хоккеистам, входящим в состав нашей команды, следует обратить внимание на отработку удара по воротам противника. Краснофлотец П. НУЧИН. Массовое гуляние на катке ІІа-диях состоялось массовое гулнпие краснофлотцев, старшин н офицеров на льду. Каток был ярко иллюминирован. Играл ор­ кестр. Небо озарялось всиыпгп- ми фейерверка. .15 мот же вкччср соревновались конькобежцы. Призы получили: за быстрый оег на хоккейных коньках 'старшие краснофлотцы Штам- бурт и Емельянова, за фигурное катание — Антонина Августино­ вич и старший краснофлотец Кальчеико. Старший краснофлотец М. НУЖДИН. ------------- О ------------- По следам наших выступлений „Заглянем в столовую Факты, о которых сообщали мы в обзоре воеиКоровеких пи­ сем о столовой (см. «В. К.» ,М 3). при проверке подтвердились. Сейчас, как сообщает нам коман­ дир базы, проводятся мероприя­ тия по налаживанию работы сто­ ловой: ] ) В целях улучшения качест­ ва пищи организован конкурс коков на приготовление вкусней­ шего обеда или ужина. 2) Дежурным по столовой и за­ ведующему даны указания стро­ же следить за чистотой п поряд­ ком в столовой. Эти указания проводятся в жизнь. Официантка Хаушкина за несоблюдение санитарных правил I п за грубость I' краснофлотцами я старшинами переведена на низшую должность. Официантка Яковлева., за ко­ торой также наблюдались неряш­ ливость и грубость, предупреж­ дена, что, если она в ближайшее .время не направится, то будет уволена с работы. 3) Составлен график принятия нищи, как в базовой столовой, так и в столовой лодочного со­ става. График выдерживается. Задержек в выдаче обедов и ужинов не наблюдается. Лестница, ведущая на 2-й этаж столовой, п. коридор осве­ щены. Для кают-компании старшин и мичманов приобретаемся посуда, из-за недостачи которой имелись случаи подачи остывшей пищи. Дак-то у нас в танцевальном зале Старшие краснофлотцы Андре­ ев и Перемытько в своей земетке (см. «Б. К.» № 5) правильно ука­ зали на недостатки в танцеваль­ ном зале при клубе бригады. Замечания приняты к сведе­ нию. На место радиолы установ­ лен громкоговоритель, Звук стал чище. Слышимость — лучше. В зале поставлены скамейки. Во­ прос о проветривании помещения также будет в ближайшие дни разрешен. И, о. нач. нлуба Старший краснофлотец И. МЕЛЬНИКОВ. — НА ДОСУГЕ Естественно- историческая викторина 1) Что такое за племя «неан­ дертальцы», где они живут ил® жили, чем знамениты? , 1 2) Кто такой доктор Дк%'а- Реймон и чем прославил -он себя на острове Ява? 3) Кто плавал вокруг света на корабле «Бишь»? Что вывез этот- человек из своего путешествия? 4) Почему нелеп библейский рассказ о том, что Иисус Навин остановил на небе луну и солнце? Что произошло бы, случись та­ кая остановка в действитель­ ности? 5) Кто в огромной семье жи­ вых существ, обитающих на земле, является по вашему мне­ нию ближайшими родичами птиц? Какие другие породы жи­ вотных всего ближе к. птицам? Отгадайте: — Когда мы смотрим на циф­ ру 2 и утверждаем, что это 10? —- По какому пути ни один че­ ловек никогда не ходил? — Что есть общего между де­ ревом и винтовкой? 1—- Какие часы показывают время точно только два раза и сутки? Решите: — Как нужно записать дей­ ствие сложения над числами, со­ стоящими іиз цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и !), чтобы в сумме полу­ чилось 99? — Как написать число 31 пятью тройками: 3, 3, 3. 3, и 3? Особенные заглавия Назовите пять литературных произведений, в название кото- , рых входит слово «остров», пять таких, где присутствует слово «капитан» и пять содержащих в 1 себе имена кораблей. ли Известно вам?.. ■ — Что освещение маяков лам­ пами началось только в конце 18 в., а до этого времени на мая­ ках жгли костры из дров или каменного угля, а также бочки с;Д смолою и смоляные факелы. | — Что .общее число всей су­ дов, построенных на русских верфях при Петре Великом, пре­ восходит тысячу. При Петре в разные периоды времени судо­ строение производилось в 25 ме- стах. V» — Что при Петре напечатано около 20 морских книг, большин­ ство которых были учебники и книги, относящиеся к корабле­ вождению. Многие из них перед печатанием просматривал Петр Великий. сам И. о. ответственного редактора Н. ФЕОКТИСТОВ. ГМ 128658 Заказ Мк 131.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz