Боевой курс. 1945, сентябрь.

БОЕВОЙ КУРС. 10 сентября 1945 г.. ІМи 69. ЧТО СЛУЧАЕТСЯ В МОРЕ ★ ★ * ВСТРЕЧА ПОДВОДНИКОВ ТРЕХ МОРЕЙ С МОЛОДЫМИ СИГНАЛЬЩИКАМИ И .ПЧІІПМ КИИ КоМІІЛТе ІІПДІ.Н I- 11111,011 Г 01 . 1 іЛ .!!!<• I, МОЛОДЬЮ K'pac- ноф.ютцы. е щ е по участвовав­ ш и е II П обедНЫХ IIDMl.ia X » III! in .к ы I иhim тяжестей войны па ■морс. Сюда, же пришли к наши ветераны •— герои морских глу- 6ии. участники боен на трех 'мо­ рях — Черном, Баренцевом, Балтийском. Грудь каждого из ■них украшена несколькими пра­ вительственным и наградами. —• Многое видали они за вой­ ну. у них-Tit нот и надо поучить­ ся. —- 'проговорил кто-то из мо­ лолых бондов. Встречу молодых сигнальщи­ ков С ОПЫТНЫМИ ППіДВОДШІіКаМИ отк.рыл капитан 3 'ранга Горбу­ нов. Он сказал: — Сегодня сигнальщики, ко­ торым пришлось воевать всю т и п у , поделятся с вами боевым іспілгом. Они расскажут о том. что случается в море, как легче обнаружить в море цель или по­ явившуюся опасность. Первое слово взял сигналь­ щик краснознаменной гвардей­ ской подводной лодки, имеющей на. своем счету 9 потопленных кораблей и транспортов против­ ника, гвардии старшина 1 статьи Игнатьев. Мне хочется поделиться с, ваши. — 'сказал Игнатьев, — своим опытом из прошлых боев на. Баренцевом море. В дни Воли, кои Отечественной войны нод- иоіннки Севе,ра резали комму­ никации противника, топили его кпрао'ли с живой силой и техни­ кой. При разрешении этой зада­ чи главная тяжесть легла на сигнальщиков. Вот про это я вам и 'расскажу. Особенно запомнился 'мне вто­ рой поход нашей лодки, когда я больше всего уделял внимания изучению берегов, Знать это сиг. пальщику очень важно. В любое время суток по знакомым очер­ таниям беретов можно онредо. лить место нахождения своего корабля. Знать это нужно и для сото, чтобы не спутать какую- нибудь сопку с кораблем про­ тивника. Должен сказать, что у немцев была такая тактика: мелкие острова маскировались в силуэты кораблей. Был и случаи, когда неопытный сигнальщик видел берег, а докладывал о по­ явлении корабля. .}| однаж і.ы в і: чкп принял острог, за миноно­ сец. Мы застопорили дизеля и пошли' под моторами. Когда по­ дошли ближе, ошибка раз’ясни- лась. Вечером наша лодка стала подходить к фиорду противника. 11 тут мне и первые пришлось обнаружить след торпеды. Ха­ рактерно, что когда ночью идет торпеда, на воде происходят как бы вспышки спичек, от которых и еоразуетоіі оуруп. «I Оыстро доложил вахтенному кочан.міру. Когда лодка вернулась в базу, мы изучили с остамыіычи сиі - пальщиками особенности otfirapy. жения торпеды в точное время. В последующих походах днем дна.к (ы обнаруживал перископы подводных лодок на расстоянии в 6 кабельтовых. Как это про­ изошло? Я осматривал горизонт. Погода стояла .солнечная. И вот, па втором круге наблюдения мне ослепило глаза, как это бывает о> преломления солнечной;луча на зеркале. Я успел включить светофильтр и оказалось, что «то был перископ немецкой подвод­ ной лодки. На вторые сутки в этом же районе мне снова пришлось об­ наружить перископ. Неопытному сигнальщику легко па таком большом расстоянии спутать его с вешкой. Вешка от волны колы­ шется, поднимаясь то вверх то вниз, и кажется, что сносится течением в стороны. А перископ идет равномерно, и если созда­ ется движение его '.маневром лодки, то его тоже можно отли чить. Однажды, на подходе в базу, на расстоянии 8 метров от лод­ ки, я обнаружил, как с глубины, примерно С> метров, прыгнул столб воды, очень похожий на тот, который образует своей иг рой большая рыба в солнечную погоду. Однако это была торпеда, выпущенная но пашей лодке. Благодаря ранее приобретенному опыту, мне удалось своевремен­ но ее обнаружить. Лодка быстро отвернула ш сторону. Корабль и люди 'были спасены. переороске л.нвоп силы, поеза паса, горючего и продовольст­ вия. Особенно было трудно нести вахту при'подходе к одному рай­ ону. Днем нужно было подходить в подводном положении, а ночью в надводном. Проход был за­ минировав. Большая опасность была от самолетов. Но мы хоро­ шо знали, где была расположена морская база самолетов, и как только они производили взлет, мы обнаруживали их по бурунам. Лодка тут же скрывалась под водой. Однажды на обратном «ути с позиции мы встретились с не­ мецкой лодкой. Она нам дала опознавательные, выдав себя за советскую лодку. Но мы разо­ блачили врага. Опытный сиг­ нальщик должен хорошо знать свои опознавательные и морзян- Мне приходилось обнаружи­ вать и самолеты. Что характер­ но при этом? В ночное время по шуму их определить трудно, так как этому мешают дизели, бью ща-яся о борт волна и завывания ветра. Самолет можно опреде­ лить или же на ярком небе, или В" а .крам и проблескам, образу­ ющимся от полета, Мі п совет сигнальщику на вахте всегда имей при себе би- вп::ль, зорко .всматривайся в лю­ бые предметы, запоминай их. >'Нт. приметы пригодятся в после­ дующих походах. Старшина 2 статьи Фоматии, участник боев на Черном море, совершит шин 29 боевых походов ва иодгодной лодке Героя Совет­ ского Союза капитана 3 ранга Иоселиани, начал свою беседу с воспоминаний о героической ібороне Севастополя. — Нашей лодке приходилось ходить в осаждённый Севасто­ поль с разными заданиями- по ку, чтооы не попасть на такую провокацию. Вода на Черном море сильно фосфорит, и в ночное время лег­ ко принять волну возле берега за лучі. прожектора. Еще важно отметить, что стан летящий: чаек сигнальщик но неопытности может принять за самолет. Лучше всего вести наблюде­ ние по-переменке — сначала простым глазом, а потом — в бинокль. От этого глаз никогда но устанет. Очень интересный и поучи­ тельный был рассказ сигналь­ щика балтийца, участника двух войн -— совете ко-финской и Оте­ чественной войны — старшины I статьи Сайчешсова. — Главное, — сказал Сайчеп- ков, — всем сигнальщикам не­ обходимо знать театр действий. В .море много всяких опасностей: мины, банки, сети, плавающие бревна (сюрпризы), затопленные корабли. В финском заливе осо­ бенно много буйков, вешек. Сиг­ нальщику это все нужно знать, как свои пять пальцев. Однажды в походе наша лод­ ка сильно покрылась льдом. Все средства, связи прожектор, фонарь и другие — обмерзли. Откуда ни возьмись эсминец, и требует позывные. Ответить было нечем. Но здесь быстро пришла на помощь краснофлот­ ская смекалка. У кого-то оказал­ ся ручной фонарь «пигмей». Я быстро его схватил и успел только дать «веди», ка к фонарь вышел из строя. А эсминец уже шел на таран, и отвернул бук­ вально о ’нескольких метрах от лодки, после того, как заметил мой (сигнал. іВот, что значит бы­ строта и смекалка, она'часто по­ могает н бою. Балтийское море тоже отлича­ ется своев іфосфоритпостыо, и поэтому там в ночное время трудно обнаружить след торпе­ ды. чину. Особенно часто сбива­ ет с толку сигнальщиков это — рефракция. В жаркий день смо­ тришь в бинокль, видишь к о ­ рабль вниз мачтами, или же ды­ мы ніа горизонте. Проходит не­ сколько минут и нее снова исче­ зает. Бывают, что сильные ту ­ маны, идущие волной, затрудня­ ют наблюдение. Пройдешь эту полосу, и снова наступает хоро­ шая видимость. (В заключение сигнальщики трех морей пожелали 'молодым подводникам успеха в овладении опытом войны. Мих. ДЕШИН Рис. Л. Теличкина. Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь 8— 10сентября 1943 г. Мариупольская десантная операция Поело освобождения Таган рога Азовская флотилии про должала активную боевую дня тѳлыюсть, содействуя промой жению приморского фланга Юж­ ного фронта. Войска Красной Армии стре­ мительно продолжали -наступле­ ние и продвигались а; Мариу­ полю, .который еще удерживали немцы. В этой обстановке 'было при пято решение высадить та кти ­ ческие десанты — западнее Ма­ риуполя — в районе .Ялты для нарушения 'коммуникаций про ­ тивника Мариуполь Осипен­ ко и ів районе Мелокнно для за­ хвата с тыла шорта Мариуполь. 8 сентября был тысалсен де­ сант в районе Ялты. Через не­ сколько минут после начала вы ­ садки с берега был 'открыт ар­ тиллерийский и ружейно-пуле­ метный огонь. Однако ікомандир высадки решил пе отвечать на него, так к а к противник ст релял неуверенно; было ясно, что немцы ,не обнаружили 'точного местонахождения наших .'кораб­ лей. Весьма успешно действовал на берегу десантный отряд под командованием лейтенанта Оль­ шанского. Быстро были преодо­ лены минные поля и проволоч­ ные .заграждения и подавлены огневые точки. Затем, разбив­ шись на две группы , отряд на­ чал действовать в тылу пр о ти в ­ ника. Моряки в течение ,деух дней вели непрерывные бон, во время (которых уничтожили о ко ­ ло ООО немцев и румын, много автомашин, орудий, нарушили движение и связь •противника и; Мариуполю, вызвали пани ку в тылу /врага. 10 сентября ібыл івыеажон так Тіичесікий десант в Мелекнно для захвата порта Мариуполь. Д е ­ сантный отряд моряков под 'командованием ікапитан-лейте­ нанта Немчепко решительной атакой сломил сопротивление врага и овладел 'Мелекино. Отряд упорно продолжал дви ­ жение к порту, несмотря на то, что враг неоднократно бросался і; контратаки. Десантников па берегу все (время 'поддерживали огнем катера, ікоторые, маневри­ руя, сопровождали пх вплоть до занятия Мариупольского шорта. В полдень 1(1 сентября после ожесточенного боя Мариуполь с кіій порт был занят. (Красно­ флотцы овладели вокзалом, от бив железнодорожный оно .тон с советскими .подростками, п о д г о ­ товленный немцами для от­ правки ів Германию. Несмотря на новые кон тр ­ атаки немцев, моряки удержали порт до прихода частей Красной Армии. Моряки-азопцы о огромным воодушевлением дрались аа освобождение Мариуполя п пме сто с войсками фронта 'Полу чнли благодарность Норхопного Главнокомандующего. Ответственный редактор П. ПОПОВ. 223634. Зак We И 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz