Боевой курс. 1945, сентябрь.
БОЕВОЙ КУРС. 10 сентября 1945 г.. ІМи 69. ЧТО СЛУЧАЕТСЯ В МОРЕ ★ ★ * ВСТРЕЧА ПОДВОДНИКОВ ТРЕХ МОРЕЙ С МОЛОДЫМИ СИГНАЛЬЩИКАМИ И .ПЧІІПМ КИИ КоМІІЛТе ІІПДІ.Н I- 11111,011 Г 01 . 1 іЛ .!!!<• I, МОЛОДЬЮ K'pac- ноф.ютцы. е щ е по участвовав ш и е II П обедНЫХ IIDMl.ia X » III! in .к ы I иhim тяжестей войны па ■морс. Сюда, же пришли к наши ветераны •— герои морских глу- 6ии. участники боен на трех 'мо рях — Черном, Баренцевом, Балтийском. Грудь каждого из ■них украшена несколькими пра вительственным и наградами. —• Многое видали они за вой ну. у них-Tit нот и надо поучить ся. —- 'проговорил кто-то из мо лолых бондов. Встречу молодых сигнальщи ков С ОПЫТНЫМИ ППіДВОДШІіКаМИ отк.рыл капитан 3 'ранга Горбу нов. Он сказал: — Сегодня сигнальщики, ко торым пришлось воевать всю т и п у , поделятся с вами боевым іспілгом. Они расскажут о том. что случается в море, как легче обнаружить в море цель или по явившуюся опасность. Первое слово взял сигналь щик краснознаменной гвардей ской подводной лодки, имеющей на. своем счету 9 потопленных кораблей и транспортов против ника, гвардии старшина 1 статьи Игнатьев. Мне хочется поделиться с, ваши. — 'сказал Игнатьев, — своим опытом из прошлых боев на. Баренцевом море. В дни Воли, кои Отечественной войны нод- иоіннки Севе,ра резали комму никации противника, топили его кпрао'ли с живой силой и техни кой. При разрешении этой зада чи главная тяжесть легла на сигнальщиков. Вот про это я вам и 'расскажу. Особенно запомнился 'мне вто рой поход нашей лодки, когда я больше всего уделял внимания изучению берегов, Знать это сиг. пальщику очень важно. В любое время суток по знакомым очер таниям беретов можно онредо. лить место нахождения своего корабля. Знать это нужно и для сото, чтобы не спутать какую- нибудь сопку с кораблем про тивника. Должен сказать, что у немцев была такая тактика: мелкие острова маскировались в силуэты кораблей. Был и случаи, когда неопытный сигнальщик видел берег, а докладывал о по явлении корабля. .}| однаж і.ы в і: чкп принял острог, за миноно сец. Мы застопорили дизеля и пошли' под моторами. Когда по дошли ближе, ошибка раз’ясни- лась. Вечером наша лодка стала подходить к фиорду противника. 11 тут мне и первые пришлось обнаружить след торпеды. Ха рактерно, что когда ночью идет торпеда, на воде происходят как бы вспышки спичек, от которых и еоразуетоіі оуруп. «I Оыстро доложил вахтенному кочан.міру. Когда лодка вернулась в базу, мы изучили с остамыіычи сиі - пальщиками особенности otfirapy. жения торпеды в точное время. В последующих походах днем дна.к (ы обнаруживал перископы подводных лодок на расстоянии в 6 кабельтовых. Как это про изошло? Я осматривал горизонт. Погода стояла .солнечная. И вот, па втором круге наблюдения мне ослепило глаза, как это бывает о> преломления солнечной;луча на зеркале. Я успел включить светофильтр и оказалось, что «то был перископ немецкой подвод ной лодки. На вторые сутки в этом же районе мне снова пришлось об наружить перископ. Неопытному сигнальщику легко па таком большом расстоянии спутать его с вешкой. Вешка от волны колы шется, поднимаясь то вверх то вниз, и кажется, что сносится течением в стороны. А перископ идет равномерно, и если созда ется движение его '.маневром лодки, то его тоже можно отли чить. Однажды, на подходе в базу, на расстоянии 8 метров от лод ки, я обнаружил, как с глубины, примерно С> метров, прыгнул столб воды, очень похожий на тот, который образует своей иг рой большая рыба в солнечную погоду. Однако это была торпеда, выпущенная но пашей лодке. Благодаря ранее приобретенному опыту, мне удалось своевремен но ее обнаружить. Лодка быстро отвернула ш сторону. Корабль и люди 'были спасены. переороске л.нвоп силы, поеза паса, горючего и продовольст вия. Особенно было трудно нести вахту при'подходе к одному рай ону. Днем нужно было подходить в подводном положении, а ночью в надводном. Проход был за минировав. Большая опасность была от самолетов. Но мы хоро шо знали, где была расположена морская база самолетов, и как только они производили взлет, мы обнаруживали их по бурунам. Лодка тут же скрывалась под водой. Однажды на обратном «ути с позиции мы встретились с не мецкой лодкой. Она нам дала опознавательные, выдав себя за советскую лодку. Но мы разо блачили врага. Опытный сиг нальщик должен хорошо знать свои опознавательные и морзян- Мне приходилось обнаружи вать и самолеты. Что характер но при этом? В ночное время по шуму их определить трудно, так как этому мешают дизели, бью ща-яся о борт волна и завывания ветра. Самолет можно опреде лить или же на ярком небе, или В" а .крам и проблескам, образу ющимся от полета, Мі п совет сигнальщику на вахте всегда имей при себе би- вп::ль, зорко .всматривайся в лю бые предметы, запоминай их. >'Нт. приметы пригодятся в после дующих походах. Старшина 2 статьи Фоматии, участник боев на Черном море, совершит шин 29 боевых походов ва иодгодной лодке Героя Совет ского Союза капитана 3 ранга Иоселиани, начал свою беседу с воспоминаний о героической ібороне Севастополя. — Нашей лодке приходилось ходить в осаждённый Севасто поль с разными заданиями- по ку, чтооы не попасть на такую провокацию. Вода на Черном море сильно фосфорит, и в ночное время лег ко принять волну возле берега за лучі. прожектора. Еще важно отметить, что стан летящий: чаек сигнальщик но неопытности может принять за самолет. Лучше всего вести наблюде ние по-переменке — сначала простым глазом, а потом — в бинокль. От этого глаз никогда но устанет. Очень интересный и поучи тельный был рассказ сигналь щика балтийца, участника двух войн -— совете ко-финской и Оте чественной войны — старшины I статьи Сайчешсова. — Главное, — сказал Сайчеп- ков, — всем сигнальщикам не обходимо знать театр действий. В .море много всяких опасностей: мины, банки, сети, плавающие бревна (сюрпризы), затопленные корабли. В финском заливе осо бенно много буйков, вешек. Сиг нальщику это все нужно знать, как свои пять пальцев. Однажды в походе наша лод ка сильно покрылась льдом. Все средства, связи прожектор, фонарь и другие — обмерзли. Откуда ни возьмись эсминец, и требует позывные. Ответить было нечем. Но здесь быстро пришла на помощь краснофлот ская смекалка. У кого-то оказал ся ручной фонарь «пигмей». Я быстро его схватил и успел только дать «веди», ка к фонарь вышел из строя. А эсминец уже шел на таран, и отвернул бук вально о ’нескольких метрах от лодки, после того, как заметил мой (сигнал. іВот, что значит бы строта и смекалка, она'часто по могает н бою. Балтийское море тоже отлича ется своев іфосфоритпостыо, и поэтому там в ночное время трудно обнаружить след торпе ды. чину. Особенно часто сбива ет с толку сигнальщиков это — рефракция. В жаркий день смо тришь в бинокль, видишь к о рабль вниз мачтами, или же ды мы ніа горизонте. Проходит не сколько минут и нее снова исче зает. Бывают, что сильные ту маны, идущие волной, затрудня ют наблюдение. Пройдешь эту полосу, и снова наступает хоро шая видимость. (В заключение сигнальщики трех морей пожелали 'молодым подводникам успеха в овладении опытом войны. Мих. ДЕШИН Рис. Л. Теличкина. Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь 8— 10сентября 1943 г. Мариупольская десантная операция Поело освобождения Таган рога Азовская флотилии про должала активную боевую дня тѳлыюсть, содействуя промой жению приморского фланга Юж ного фронта. Войска Красной Армии стре мительно продолжали -наступле ние и продвигались а; Мариу полю, .который еще удерживали немцы. В этой обстановке 'было при пято решение высадить та кти ческие десанты — западнее Ма риуполя — в районе .Ялты для нарушения 'коммуникаций про тивника Мариуполь Осипен ко и ів районе Мелокнно для за хвата с тыла шорта Мариуполь. 8 сентября был тысалсен де сант в районе Ялты. Через не сколько минут после начала вы садки с берега был 'открыт ар тиллерийский и ружейно-пуле метный огонь. Однако ікомандир высадки решил пе отвечать на него, так к а к противник ст релял неуверенно; было ясно, что немцы ,не обнаружили 'точного местонахождения наших .'кораб лей. Весьма успешно действовал на берегу десантный отряд под командованием лейтенанта Оль шанского. Быстро были преодо лены минные поля и проволоч ные .заграждения и подавлены огневые точки. Затем, разбив шись на две группы , отряд на чал действовать в тылу пр о ти в ника. Моряки в течение ,деух дней вели непрерывные бон, во время (которых уничтожили о ко ло ООО немцев и румын, много автомашин, орудий, нарушили движение и связь •противника и; Мариуполю, вызвали пани ку в тылу /врага. 10 сентября ібыл івыеажон так Тіичесікий десант в Мелекнно для захвата порта Мариуполь. Д е сантный отряд моряков под 'командованием ікапитан-лейте нанта Немчепко решительной атакой сломил сопротивление врага и овладел 'Мелекино. Отряд упорно продолжал дви жение к порту, несмотря на то, что враг неоднократно бросался і; контратаки. Десантников па берегу все (время 'поддерживали огнем катера, ікоторые, маневри руя, сопровождали пх вплоть до занятия Мариупольского шорта. В полдень 1(1 сентября после ожесточенного боя Мариуполь с кіій порт был занят. (Красно флотцы овладели вокзалом, от бив железнодорожный оно .тон с советскими .подростками, п о д г о товленный немцами для от правки ів Германию. Несмотря на новые кон тр атаки немцев, моряки удержали порт до прихода частей Красной Армии. Моряки-азопцы о огромным воодушевлением дрались аа освобождение Мариуполя п пме сто с войсками фронта 'Полу чнли благодарность Норхопного Главнокомандующего. Ответственный редактор П. ПОПОВ. 223634. Зак We И 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz