Боевой курс. 1945, сентябрь.

За н ашу С о в е т с к ую Родину! JMs 7 2 'J |] Ё І І І Г Щ Ы І Я f f К P А i '. !1 О Ф J 1 О Г <; К А Я I" А 3 Е Т А * * 20 сентября 1945 г., четверг j ПРОЧТИИПЕРЕДАЙ ТОВАРИЩУ. Основной упор в подготовке личного состава должен быть взят на ПРАКТИ­ ЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ своей специальности, на умение использовать оружие и механиз­ мы и немедленное устранение поврежде­ ний в бою, Твердое знание личным составом своего оружия и механизмов , а также НАТРЕ­ НИРОВАННОСТЬ В РАБОТЕ НА СВОИХ БОЕВЫХ ПОСТАХ, доведенная ДО АВТО­ МАТИЗМА, являются первейшей задачей в подготовке личного состава. (Из Корабельного устава Военно-Морского Флота,} НИиИГГрШ З А Ж И В У Ч Е С Т Ь НОРПУСА К О Р А Б Л Я В период Великой О течествен­ ной 'войны случалось, что н е ко ­ торые из кораблей, имея значи­ тельные повреждения после боя, возвращались в базу. Э ки п аж и от,их д а д е о д аш лодок умели бо­ роться за жи в учесть корабля. Одна іга ваш и х подводных ло­ док. находясь в темное время суток у берегов 'Противника, встретила 2 н ем ец ки х мииоиос- ца, которые начал® а р тил л ери й ­ ский обстрел лодки. Один из них иошел на таран. В районе 2 о т ­ сека в арочный к о р п у с надвод­ ного корабля попал снаряд. В о т ­ сек начала по ступ ать вода. Л и ч ­ ный состав второго отсека у с ­ пешно заделал пробоину. Она была настолько п а д е н и й заде ла - на. что ідаисе близкие 'мирывы гл убинны х бомб н е повредил в ее. Лодка произвела срочное по­ гружение и, оторвавшись на гл у­ бине от противни ка, возврати­ лась в базу. Приведенный в ы ш е пример показывает, что хорошо подго­ товленный личный состав ус­ пешно справляется с авариями, умеет сохранить ж и з н ь кораблю. Вторая мировая война о к о н ­ чена. Наш а родина в с туп ил а в период мирного ра зви ти я . Перед нами стои т задача соверш енст­ вовать боевое мастерство, учи ть, ся на опы те войны. Одним из ос­ новных видов боевой подготовки и является подготовка экипажей к борьбе за ж и в учесть корабля. Л ичный состав всегда- должен оыть готов к борьбе с поступаю ­ щей в лодку водой, с пожаром . Такие аварии: м огут происходить ка к в военное, т а к и в мирное время. К аждый подводник дол­ жен понимать, что на лодках за­ пас плавучести значительно меньше, чем на н а р о д н о м кораб­ ле. Поэтому подводник должен научиться быстро и надежно за­ делывать пробоины. Это дости­ гается систематическим и тр е н и ­ ровками в аварийном отсеке, на отсечных или общекорабельных учениях. Наставление по борьбе за ж и ­ вучесть 'ПОДВОДНЫХ лодок ВМФ говорит: «Уюпеішвоеть борьбы за живучесть подводной лодки обе­ спечивается: отличным знанием личным со­ ставом материальной части к о ­ рабля, средств в методов в борь­ бе за ж и в уче сть; знанием состояния механиз­ мов и своевременным принятием мер к устранению недочетов в работе те хн и че ски х средств; о т­ л и т и и сод е рж ащ е й и грамот­ ным использованием за вед ьиш - мой .материальной части; четкой отработкой организа­ ции боевой и повседневной служ­ бы и практической натрениро­ ванностью личного состава в действиях но борьбе за ж и в у ­ честь; правильностью и быстротой действий по локализации и л и к­ видации аварий». Отличное звание корабля тре­ буется для того, чтобы каждый из членов эки п аж а мог в любом отсеке быстро и грамотно исполь­ зовать те хн и че ски е средства для борьбы с аварией. Авария может застать личный состав н не в том отсеке, где о н должен нахо­ диться по расписанию , ню и здесь он должен действовать быстро, грамотно и умело. Весь личный состав должен знать где распо­ ложен аварийный инструмент по всей лодке, чтобы и в условиях полной темноты быстро найти и применить их. Знай не методов использования средств борьбы за живучесть со­ кращ ает время борьбы с ава­ рией. Грамотное использование за- вод уш ой части необходимо пото­ му. что при аварии каждому воз­ можно придется принимать само­ стоятельное решение по исполь­ зованию материальной части. И сти н на я причина аварии, кроме боевого воздействия яро- т ім н и к а . может быть в непони­ мании основных свойств и к а ­ честв корабля, в несоблюдении правил сл уж бы и самых простых мер предосторожности, в небреж­ ности исполнения свои х сл ужеб ­ ны х обязанностей, в отсутствии предусмотрите лвнести. Быть мож е т один раз в жизни придется бороться за живучесть корабля, но к этому н а д о .гото­ виться тщ а тельно и кропотливо, всю свою сл уж б у, чтобы в мо­ мент борьбы действовать бы ­ стро. уверенно, памятуя о том, что каждая секунда промедления может стоить гибели корабля и ж и зн и всего экипажа. ннейнын кора ол: ь ь походе 2 4 4 п о б е д н ы х з а л п а 4-х ЛЕТИЕ ПЕРВОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО САЛЮТА ПОДВОДНИКОВ ОГОНЬ НО ТРАНСПОРТУ Четыре года тому назад, 19 сентября 1941 года, подводная лодка капитана 3 ранга Уткина, находясь на позиции, обнаружи­ ла, одиночно шедший транспорт. Командир корабля, не имея воз­ можности атаковать его торпеда­ ми из-за дальности расстояния, решил 'всплыть и уничтожить его артиллерийским огнем. Артиллерийский расчет от­ крыл меткую стрельбу. На третьем выстреле управляющий огнем добился 'попадания. Тран­ спорт был об’ят пламенем. Вско­ ре после зтого экипаж подводной лодки услышал сильный взрыв. Участь транспорта была решена. Возвращаясь в родную базу из боевого похода, весь личный -со­ став хотел как-то необычно оз­ наменовать артиллерийскую по­ беду над врагом. У находившего­ ся ;в это время на борту лодки Героя Советского Союза капита­ на 2 ранга Магомета Гаджиева народилась мысль: салютовать родной гавани о своей победе из той самой пушки, которая вела бой с транспортом и потопила его. ПЕРВЫЙ САЛЮТ Во вот и родная гавань. Пока­ зались знакомые очертания дав­ но не виданных мест. Сигналь­ щик всматривается в берег: на пирсе многолюдно. Героев под­ водников пришли встречать командующий Северным флотом адмирал Головко, член Военного Совета вице-адмирал Николаев, командиры, краснофлотцы. Неожиданно для собравшихся над гаванью раздался артилле­ рийский залп. Это был первый салют подводников-северомор- цев в честь победы над врагом. С тех пор каждая наша лодка, воз­ вращаясь с победой, стала да­ вать столько залпов из орудия, сколько она потопила кораблей противника за этот поход. Это стало традицией. Когда о ней узнали на других флотах, под­ водники и там стали салютовать в честь одержанной в походе победы. В гаванях Северного, Черноморского, Краснознамен­ ного Балтийского, а позже и Ти­ хоокеанского флотов советские моряки не раз слышали артилле­ рийские салюты, Все знали :‘под­ водники снова потопили враже­ ский корабль. БОЙ С ВОЕННЫМИ КОРАБЛЯМИ История салюта подводников тесно связана с боевым приме­ нением артиллерии подводной лодки. Но артиллеристы-подвод­ ники не только топили транспор­ та. Они смело вступали в бой и с военными кораблями немцев. Та­ кой первый бой провел Герои Советского Союза Магомед Гад- жиев в ноябре 19-11 года. Вот как это произошло. Подводная лодка успешно ата­ ковала и потопила торпедами транспорт. Но и сама подводная лодка подверглась усиленной бомбежке, в результате которой на поверхность моря стал выхо­ дить соля р. Это помогало врагу обнаружить лодку. Тогда капи­ тан 2 ранга Гаджие® принимает решение всплыть и дать бой противнику. Когда лодка «сплыла, подвод­ никам представилась такая кар­ тина: с правого борта шел сто­ рожевик и два «морских охотни­ ка». Они открыли стрельбу по подводной лодке. Советские ар­ тиллеристы, несмотря на интен­ сивный огонь неприятельских кораблей, сами быстро посылали ва врага снаряд за, снарядом. Меткий залп подводников угодил в сторожевик и тот тут же взо­ рвался. Огонь был перенесен на катер. С шестнадцатого залпа он затонул. Оставшийся катер на­ чал быстро удирать. Так, впервые в истории войны ва море, советская подводная лодка смело вступила в бой с численно превосходящими сила­ ми противника и вышла победи­ тельницей. 70 САЛЮТОВ ЗА ГОД Немецкие караваны ходили в сопровождении большого коли­ чества, авиации. Ихние самолеты контролировали каждый квадрат моря. Несмотря на это, наши подводники продолжали все больше « больше топить кораб­ ли противника, j Только за один год войны се­ вероморские подводники отпра­ вили яа дно Баренцова моря око­ ло 70 транспортов и кораблей противника. За этот год в родной гавани прогремело 70 артилле­ рийских салютов в честь победи. В ДНИ ПЕЧЕНГСКОМ О П ЕРАНИЛ В дни Печенгском операции наши подводники покрыли себя неувядаемой славой. В ото вре­ мя почти каждый день над га­ ванью раздавались победные салюты. Подводная лодка Героя Совет­ ского Союза капитана 3 ранга Иосселиани только за один поход потопила 3 корабля противника, Другая, ныне Краснознаменная подводная лодка, которой коман­ довал капитан 2 ранга Тураев, тоже вернулась в базу с тре­ мя артиллерийскими салютами. Моряки североморцы, рука об руку вместе с -частями Красной Армии, очищали пашу русскую землю :В Заполярьи от немецкой нечисти. За несколько дней с подводных лодок раздалось 13 орудийных валпоів. 244-й САЛЮТ Подводная лодка «Н» после продолжительного поиска торпе­ дировала эсминец врага. На лод­ ку посыпались серии глубинных бомб. Личный состав, умело уп­ равляя своими механизмами,вы­ шел победителем и благополучно вернулся в базу. II вот прозвучал еще один ар­ тиллерийский залп. Это был 244-й по счету салют подводни­ ков в честь одержанных побед. 244 немецких корабля и транс­ порта отправлено на дно Барен­ цова моря. 244-й салют был по­ следним салютом североморцев ю Великой Отечественной войне. ОПЫТ ВОЙНЫ В ОСНОВУ УЧЕБЫ Четыре года войны против не­ мецко-фашистских захватчиков обогатили огромным опытом под­ водников. Наступило время напряженной боевой учебы. Подводники изу­ чают накопленный опыт своего корабля и кораблей других фло­ тов, совершенствуют свое воин­ ское мастерство. Сейчас на корабли пришли молодые краснофлотцы. Бывалые подводники радушно встретили пополнение и стали его учить то­ му, как нужно воевать, И часто в кубриках 'вспоми­ нается, как лодки уходили в по­ ход и пускали на дно Баренцова моря немецкие корабли И закан­ чивает рассказчик свои воспоми­ нания короткой, но многознача­ щей фразой: Вернулись мы тогда t са­ лютом f

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz