Боевой курс. 1945, сентябрь.
За н ашу С о в е т с к ую Родину! JMs 7 2 'J |] Ё І І І Г Щ Ы І Я f f К P А i '. !1 О Ф J 1 О Г <; К А Я I" А 3 Е Т А * * 20 сентября 1945 г., четверг j ПРОЧТИИПЕРЕДАЙ ТОВАРИЩУ. Основной упор в подготовке личного состава должен быть взят на ПРАКТИ ЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ своей специальности, на умение использовать оружие и механиз мы и немедленное устранение поврежде ний в бою, Твердое знание личным составом своего оружия и механизмов , а также НАТРЕ НИРОВАННОСТЬ В РАБОТЕ НА СВОИХ БОЕВЫХ ПОСТАХ, доведенная ДО АВТО МАТИЗМА, являются первейшей задачей в подготовке личного состава. (Из Корабельного устава Военно-Морского Флота,} НИиИГГрШ З А Ж И В У Ч Е С Т Ь НОРПУСА К О Р А Б Л Я В период Великой О течествен ной 'войны случалось, что н е ко торые из кораблей, имея значи тельные повреждения после боя, возвращались в базу. Э ки п аж и от,их д а д е о д аш лодок умели бо роться за жи в учесть корабля. Одна іга ваш и х подводных ло док. находясь в темное время суток у берегов 'Противника, встретила 2 н ем ец ки х мииоиос- ца, которые начал® а р тил л ери й ский обстрел лодки. Один из них иошел на таран. В районе 2 о т сека в арочный к о р п у с надвод ного корабля попал снаряд. В о т сек начала по ступ ать вода. Л и ч ный состав второго отсека у с пешно заделал пробоину. Она была настолько п а д е н и й заде ла - на. что ідаисе близкие 'мирывы гл убинны х бомб н е повредил в ее. Лодка произвела срочное по гружение и, оторвавшись на гл у бине от противни ка, возврати лась в базу. Приведенный в ы ш е пример показывает, что хорошо подго товленный личный состав ус пешно справляется с авариями, умеет сохранить ж и з н ь кораблю. Вторая мировая война о к о н чена. Наш а родина в с туп ил а в период мирного ра зви ти я . Перед нами стои т задача соверш енст вовать боевое мастерство, учи ть, ся на опы те войны. Одним из ос новных видов боевой подготовки и является подготовка экипажей к борьбе за ж и в учесть корабля. Л ичный состав всегда- должен оыть готов к борьбе с поступаю щей в лодку водой, с пожаром . Такие аварии: м огут происходить ка к в военное, т а к и в мирное время. К аждый подводник дол жен понимать, что на лодках за пас плавучести значительно меньше, чем на н а р о д н о м кораб ле. Поэтому подводник должен научиться быстро и надежно за делывать пробоины. Это дости гается систематическим и тр е н и ровками в аварийном отсеке, на отсечных или общекорабельных учениях. Наставление по борьбе за ж и вучесть 'ПОДВОДНЫХ лодок ВМФ говорит: «Уюпеішвоеть борьбы за живучесть подводной лодки обе спечивается: отличным знанием личным со ставом материальной части к о рабля, средств в методов в борь бе за ж и в уче сть; знанием состояния механиз мов и своевременным принятием мер к устранению недочетов в работе те хн и че ски х средств; о т л и т и и сод е рж ащ е й и грамот ным использованием за вед ьиш - мой .материальной части; четкой отработкой организа ции боевой и повседневной служ бы и практической натрениро ванностью личного состава в действиях но борьбе за ж и в у честь; правильностью и быстротой действий по локализации и л и к видации аварий». Отличное звание корабля тре буется для того, чтобы каждый из членов эки п аж а мог в любом отсеке быстро и грамотно исполь зовать те хн и че ски е средства для борьбы с аварией. Авария может застать личный состав н не в том отсеке, где о н должен нахо диться по расписанию , ню и здесь он должен действовать быстро, грамотно и умело. Весь личный состав должен знать где распо ложен аварийный инструмент по всей лодке, чтобы и в условиях полной темноты быстро найти и применить их. Знай не методов использования средств борьбы за живучесть со кращ ает время борьбы с ава рией. Грамотное использование за- вод уш ой части необходимо пото му. что при аварии каждому воз можно придется принимать само стоятельное решение по исполь зованию материальной части. И сти н на я причина аварии, кроме боевого воздействия яро- т ім н и к а . может быть в непони мании основных свойств и к а честв корабля, в несоблюдении правил сл уж бы и самых простых мер предосторожности, в небреж ности исполнения свои х сл ужеб ны х обязанностей, в отсутствии предусмотрите лвнести. Быть мож е т один раз в жизни придется бороться за живучесть корабля, но к этому н а д о .гото виться тщ а тельно и кропотливо, всю свою сл уж б у, чтобы в мо мент борьбы действовать бы стро. уверенно, памятуя о том, что каждая секунда промедления может стоить гибели корабля и ж и зн и всего экипажа. ннейнын кора ол: ь ь походе 2 4 4 п о б е д н ы х з а л п а 4-х ЛЕТИЕ ПЕРВОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО САЛЮТА ПОДВОДНИКОВ ОГОНЬ НО ТРАНСПОРТУ Четыре года тому назад, 19 сентября 1941 года, подводная лодка капитана 3 ранга Уткина, находясь на позиции, обнаружи ла, одиночно шедший транспорт. Командир корабля, не имея воз можности атаковать его торпеда ми из-за дальности расстояния, решил 'всплыть и уничтожить его артиллерийским огнем. Артиллерийский расчет от крыл меткую стрельбу. На третьем выстреле управляющий огнем добился 'попадания. Тран спорт был об’ят пламенем. Вско ре после зтого экипаж подводной лодки услышал сильный взрыв. Участь транспорта была решена. Возвращаясь в родную базу из боевого похода, весь личный -со став хотел как-то необычно оз наменовать артиллерийскую по беду над врагом. У находившего ся ;в это время на борту лодки Героя Советского Союза капита на 2 ранга Магомета Гаджиева народилась мысль: салютовать родной гавани о своей победе из той самой пушки, которая вела бой с транспортом и потопила его. ПЕРВЫЙ САЛЮТ Во вот и родная гавань. Пока зались знакомые очертания дав но не виданных мест. Сигналь щик всматривается в берег: на пирсе многолюдно. Героев под водников пришли встречать командующий Северным флотом адмирал Головко, член Военного Совета вице-адмирал Николаев, командиры, краснофлотцы. Неожиданно для собравшихся над гаванью раздался артилле рийский залп. Это был первый салют подводников-северомор- цев в честь победы над врагом. С тех пор каждая наша лодка, воз вращаясь с победой, стала да вать столько залпов из орудия, сколько она потопила кораблей противника за этот поход. Это стало традицией. Когда о ней узнали на других флотах, под водники и там стали салютовать в честь одержанной в походе победы. В гаванях Северного, Черноморского, Краснознамен ного Балтийского, а позже и Ти хоокеанского флотов советские моряки не раз слышали артилле рийские салюты, Все знали :‘под водники снова потопили враже ский корабль. БОЙ С ВОЕННЫМИ КОРАБЛЯМИ История салюта подводников тесно связана с боевым приме нением артиллерии подводной лодки. Но артиллеристы-подвод ники не только топили транспор та. Они смело вступали в бой и с военными кораблями немцев. Та кой первый бой провел Герои Советского Союза Магомед Гад- жиев в ноябре 19-11 года. Вот как это произошло. Подводная лодка успешно ата ковала и потопила торпедами транспорт. Но и сама подводная лодка подверглась усиленной бомбежке, в результате которой на поверхность моря стал выхо дить соля р. Это помогало врагу обнаружить лодку. Тогда капи тан 2 ранга Гаджие® принимает решение всплыть и дать бой противнику. Когда лодка «сплыла, подвод никам представилась такая кар тина: с правого борта шел сто рожевик и два «морских охотни ка». Они открыли стрельбу по подводной лодке. Советские ар тиллеристы, несмотря на интен сивный огонь неприятельских кораблей, сами быстро посылали ва врага снаряд за, снарядом. Меткий залп подводников угодил в сторожевик и тот тут же взо рвался. Огонь был перенесен на катер. С шестнадцатого залпа он затонул. Оставшийся катер на чал быстро удирать. Так, впервые в истории войны ва море, советская подводная лодка смело вступила в бой с численно превосходящими сила ми противника и вышла победи тельницей. 70 САЛЮТОВ ЗА ГОД Немецкие караваны ходили в сопровождении большого коли чества, авиации. Ихние самолеты контролировали каждый квадрат моря. Несмотря на это, наши подводники продолжали все больше « больше топить кораб ли противника, j Только за один год войны се вероморские подводники отпра вили яа дно Баренцова моря око ло 70 транспортов и кораблей противника. За этот год в родной гавани прогремело 70 артилле рийских салютов в честь победи. В ДНИ ПЕЧЕНГСКОМ О П ЕРАНИЛ В дни Печенгском операции наши подводники покрыли себя неувядаемой славой. В ото вре мя почти каждый день над га ванью раздавались победные салюты. Подводная лодка Героя Совет ского Союза капитана 3 ранга Иосселиани только за один поход потопила 3 корабля противника, Другая, ныне Краснознаменная подводная лодка, которой коман довал капитан 2 ранга Тураев, тоже вернулась в базу с тре мя артиллерийскими салютами. Моряки североморцы, рука об руку вместе с -частями Красной Армии, очищали пашу русскую землю :В Заполярьи от немецкой нечисти. За несколько дней с подводных лодок раздалось 13 орудийных валпоів. 244-й САЛЮТ Подводная лодка «Н» после продолжительного поиска торпе дировала эсминец врага. На лод ку посыпались серии глубинных бомб. Личный состав, умело уп равляя своими механизмами,вы шел победителем и благополучно вернулся в базу. II вот прозвучал еще один ар тиллерийский залп. Это был 244-й по счету салют подводни ков в честь одержанных побед. 244 немецких корабля и транс порта отправлено на дно Барен цова моря. 244-й салют был по следним салютом североморцев ю Великой Отечественной войне. ОПЫТ ВОЙНЫ В ОСНОВУ УЧЕБЫ Четыре года войны против не мецко-фашистских захватчиков обогатили огромным опытом под водников. Наступило время напряженной боевой учебы. Подводники изу чают накопленный опыт своего корабля и кораблей других фло тов, совершенствуют свое воин ское мастерство. Сейчас на корабли пришли молодые краснофлотцы. Бывалые подводники радушно встретили пополнение и стали его учить то му, как нужно воевать, И часто в кубриках 'вспоми нается, как лодки уходили в по ход и пускали на дно Баренцова моря немецкие корабли И закан чивает рассказчик свои воспоми нания короткой, но многознача щей фразой: Вернулись мы тогда t са лютом f
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz