Боевой курс. 1945, октябрь.
БОЕВОЙ КУРС. 10 октября 1945 г., N9 77. Стенная начать корабля 3 . О ВОИНСКОЙ Д И С Ц И П Л И Н Е Дисциплина, порядок, органи зованность это тот фундамент, іі.і котором основана вся мощь армии и флота. «Войско fie:! дис циплины прекращается в сброд» (И Сталин). Нот почему борьба л.і укрепление воинской дисцип лины составляет важнейшую часть армейском п флотской не мал п. Корабельная стенная газета. •'-'Ноевой листок:-, могут сыграть большую роль в борьбе :іа укреп ление дисциплины и в деле вос питания краснофлотцев. Нужно і.іь к о по-большевистски подхо дить к освещению этих вопросов. Именно так выполняет свою за дачу «Боевой листок» подводной лодки, где редактором старшина ‘J статьи Тельный. Здесь почти в каждом номере помещаются статьи п заметки о воинской дис циплине. И все они подчинены задачам поднятия боеспособ ности корабля, повышению каче ства боевоіі и политической под готовки. Готовясь і; годовщине под’ ема флага на корабле, редколлегия выпустила специальный номер «Боевого листка». Он открывал ся призывом: «Встретим годов щину под’ ема флага хорошими показателями в работе и дисцип лине! Передовая статья расска зывает о том, что личный состав своими боевыми делами внес большой -вклад в общее дело раз- і рома врага. Сейчас стоит задача отличным овладением специаль ности и высокой дисциплиниро ванностью крепить мощь флота. Отметив краснофлотцев, которые еще не поняли этого и нарушают дпе ци плипу, статья обращается к читателиѵ : «Необходимо до биться того, чтобы не было на подводной лодке дисциплинар ных проступков». Молодой боец Лобанов начал зазнаваться. Іі заметке «Лобанов зазнался» «Боевой л и п о к » резко ссудил зазнайку. Редколлегия не проходит мимо фактов нарушения распорядка дня. Ни одного случая не ус кользнет от военкоровского а к тива, который непримирим к не достаткам. В дисциплине нет ме лочей. Вокруг каждого наруше ния степная печать создает об щественное мнение. Опоздал че- ловел на физзарядку, не почи стил обмундирование, плохо за правил койку это непорядок, с ним надо бороться. Порядок и организованность являются пока зателями состояния дисциплины. Чем лучше организованность на корабле, тем выше его боеспособ ность. Заместитель комсорга Матвеев «отличился» своей некультурно стью. «Боевой листок» напоми нает ему, что он должен быть примером культурного поведения, а не грубить с товарищами н со старшими. Десятый номер «Боевого лист ка» бичует трех бойцов — Кор- пова, Торгашева и Григорьева, которые своим недостойным по ведением позорят честь своего корабля. «Личный состав, — г о ворится в передовой статье, — работает „ хорошо, не было ни одного случая скисания "Механиз мов. Но 'трое недисциплиниро ванных краснофлотцев кладут пятно на весь экипаж». Личный состав корабля в тя желом труде добивается успехов в боевой учебе обеспечивает четкую работу механизмов. Но один или два нерадивых красно флотца могут загубить результат напряженного труда десятков лю дей. Нот против таких нерадивых свое острие направляет степная печать корабля. Особенно борьбу ведет «Ное вой листок» с людьми, переоце нивающими себя, не желающими повышать свои знания, с людьми, страдающими зазнайством. К числу та ких бойцов относится Спирин. Иногда он проявляет хорошую инициативу в работе, находчивость. В результате при менения рационализации, пред ложенной Спириным, один меха низм был отремонтирован за 2 часа, вместо положенных на это двух суток. И вот эти успехи привели к зазнайству Спирина, к нарушению им дисциплины. Его недостойным поведением возму щены товарищи но службе. Они стараются воздействовать на него через стенную печать. «Боевой листок» воспитывает краснофлотцев на положитель ных примерах выполнения иол- водниками воинского долга. В де сятом номере «Боевого листка» помещена заметка парторга Бор- док. Автор пишет, что среди лич ного состава подводной лодки имеются специалисты, которые, прослужив от 5 до 9 лет, не имеют взысканий. Среди них — Мисник, Свиридов, Сенновский и другие. С ни х рекомендуется брать пример и остальному э ки пажу. В корреспонденциях о дисцип лине используются красноречи вые факты. Они написаны про стым, понятным массе языком. Часто появляются карикатуры, в которых более остро вскрываются отдельные недостатки. Рисунки сделаны хорошо, но менее удач ны стихи, которые помещаются вместе с карикатурами. «Боевой листок», редактируе мый старшиной 2 статьи Тель ным, имеет и свои недостатки. Однако своим содержанием, ост ротой и злободневностью поме щенных в нем материалов он помогает офицерам и старшинам воспитывать подводников в духе железной воинской дисциплины. Мастер комбайновой уборки С. В. Ьервиненко (Ново-Гри горьевская МТС, Воронцово-Алевсандровюкого района, Став ропольского края) в дни уборки скашивал но 20—22 іѵ кт а р а высокоурожайных хлебов в смену. НА СНИМКЕ : агрегат С. В. Бервинснко на уборке урожая. ПОДУМАЙ НА ДОСУ ГЕ З А Д А Ч А Имя и фамилию знаменитого мореплавателя вы можете у г нать, составив ее из первых ібукв «лов следующих значений (в последовательном порядке); 1. Часть моря, ближайшая -к «берегу. 2. Отклонение русла ,рѳкн от прямолинейного на правления. 3. Нагромождение льдин. 4. Сильный ветер. 5. Лн- до, ведающее на судне приемом и выдачей грузов. 6. Деревян ное речное судно. 7. Медная лу женая посуда с чіоском, в кото рой выносились '-наверх вино для раздачи матросам в цар ском флоте. Я. .Плавание судна •между двумя портами, и. Отло жение на дне водоема. 10. Часть судна. 11. Океаническое тм е нио. Г о л о в о л о м ка Найти несколько таких трех значных чисел, каждое из .кото рых при делении на 5 даст частное, состоящее из двух его последних цифр. На 5 эти числа делятся без остатка. Задача с буквами Даны буквы : ,д, п, я, а, р, т, а, и, гр, к, 'О, р, с, с, а, к, м. Зачеркните часть бук® так, чтобы оставшиеся буквы при чтении слов направо дали ’на звание города, связанного с биографией Лермонтова, а за черкнутые -при чтении справа налево — название его произ ведения. Задача синонимов Дано -пять слов: неволыгик, огонь, тайна, педагог, войско. Надо подыскать синонимы (равнозначащие слова) к этим словам и из первых б у к в вновь найденных слов состави ть на звание известного стихотворе ния Лермонтова. Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь Адмирал Г . И. Бутаков ( К 125-летию со дня рождения) Адмирал Григории Иванович Бутаков был выдающимся деяте лем русского флота. Его имя свя зано с созданием в России паро вого броненосного флота и с раз работкой тактики нового флота, Бутаков, ка к талантливый орга низатор и боевой руководитель моряков, много сделал но воспи танию кадров флота. Он спра ведливо заслужил себе название «учителя и основателя броненос ной школы». Бутаков родился в І820 году. Будучи молодым офицером, он прошел морскую школу под ру ководством знаменитого адмирала М. П. Лазарева. Так же, как и его учитель, Бутаков быстро оценил огромные преимущества только что появившихся паро вых судов перед парусными ко раблями и был энтузиастом внед рения в русском флоте парового двигателя. Первым командиром парохода на Черном море был Бутаков. На его долю выпала честь в качестве командира парохода «Владимир» участвовать в ноябре 18;>Ь года в первом в истории бою паро ѵііда - русского ^-Владимира» с турецко-египетским — «Перваз Бахри». Ожесточенный бой длил ся два часа, турецкий пароход получил тяжелые повреждения и сдался Бутакову. Особенно прославился Бутаков как «пароходный» боевой коман дир во время крымской войны. Бутаков неоднократно произво дил смелые поиски по Черному морю, несмотря на присутствие здесь соединенного англо-фран цузского флота. Во время осады Севастополя он командовал паро вым фрегатом «Херсонес». Этот фрегат участвовал в отражении всех неприятельских штурмов, содействуя своей артиллерией огню береговых батарей. Адми рал Нахимов высоко ценил орга низаторские способности, муже ство и героизм Бутакова, Когда Бутаков обратился к Нахимову с просьбой назначить его на сухо путный участок фронта, чтобы вместе с другими морскими офи церами участвовать в отражении яростных неприятельских атак на суше, Нахимов ему отказал, сказав знаменательные слова: «Нельзя-с. Вас нужно сохранить для будущего флота». Нахимов не ошибся. Именно Бутакову пришлось после крымской войны вынести на своих плечах огром ную работу по созданию в Рос сии флота, флота не парусного, а парового, броненосного. Трудностей на этом пути стоя ло много. Не было должной судо строительной базы, нехватало инженеров и квалифицированных рабочих. Надо было создавать, обучать и воспитывать кадры для нового флота. Бутаков отдался делу совер шенствования флота, вложив в него весь свой организаторский талант, свои большие знания, опыт и неутомимую энергию. Он видел, что винтовой желез ный корабль, появившееся нарез ное замковое орудие, стальная броня и другие технические за воевания совершенно изменили характер морского боя. Будучи начальником эскадры броненос ных судов Балтийского моря, Бутаков занялся теоретической разработкой тактики парового флота и обучением этой тактике офицерского состава. Скоро молодой броненосный русский флот но своей тактиче ской подготовке занял первое место среди всех флотов мира и на Балтийский флот стали приез жать учиться у Бутакова адми ралы и офицеры иностранных флотов. Обращая особое внимание на отличное знание техники личным составом, Бутаков всю боевую подготовку флота организовал так, чтобы она была максималь но приближена к боевой обста новке, чтобы все было подчинено одной цели — выиграть победу в бою. «— Мы должны, — говорил Бутаков, — готовиться к бою всегда, постоянно, неотлагатель но, немедленно, готовиться к тому получасу, для которого, можно сказать, существуем и в который нам придется доказать, что Россия содержит флот не без пользы». Чтобы приучить личный со став эскадры хладнокровно рабо тать под огнем снарядов и нуль, Бутаков проводил настоящие бои кораблей между собой, поражая артиллерийским огнем щиты, привязанные на катерном бук сире за кормой, офицеров и ма тросов заставлял под ядрами ка таться на шлюпках. Он всячески поощрял прояв ление'мужества, стойкости, ини циативы. Был такой случай. Ма трос 2 статьи Муравьев, увидев, что его товарищ упал в воду, не раздумывая ни одной минуты, бросился на ходу корабля в воду и спас товарища. Адмирал Бута ков произвел Муравьева в унтер- офицеры и по поводу его само отверженного поступка ведал на эскадре приказ, в котором отме чалась доблесть матроса. Приказ заканчивался словами: «По здравляю эскадру с таким унтер- офицером». Однажды во время артилле рийской стрельбы два матроса, производящие починку щита, были забыты на щите и оказа лись под снарядами. Снаряды па дали с кораблей со всех сторон совсем близко. Матросы стали махать фуражками, но их не за мечали. Однако они не растеря лись. Они догадались обрубить один из дректовов, чтобы щит повернуло но ветру и тем оста новилась пальба, а потом обру били и второй дректов. Бутаков, потом лично расследовавший этот случай, наказав виновных, особенно высоко оценил хладно кровие н сметливость этих двух матросов и наградил их. Бутаков воспитал целое поко ление русских моряков, являя собой пример высокого патрио тизма и неутомимости в само отверженном и честном выполне нии воинского долга. Его школа явилась блестящим продолже нием в новых условиях школы Лазарева и дала флоту ряд вы дающихся деятелей, среди кото рых первое место занимает его любимый ученик С. 0 . Макаров- И. о. ответственного редактора Д. КОВАЛЕВ. _ г м т б ч і . Рак N* 1228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz