Боевой курс. 1945, октябрь.

БОЕВОЙ КУРС. 10 октября 1945 г., N9 77. Стенная начать корабля 3 . О ВОИНСКОЙ Д И С Ц И П Л И Н Е Дисциплина, порядок, органи­ зованность это тот фундамент, іі.і котором основана вся мощь армии и флота. «Войско fie:! дис­ циплины прекращается в сброд» (И Сталин). Нот почему борьба л.і укрепление воинской дисцип­ лины составляет важнейшую часть армейском п флотской не­ мал п. Корабельная стенная газета. •'-'Ноевой листок:-, могут сыграть большую роль в борьбе :іа укреп­ ление дисциплины и в деле вос­ питания краснофлотцев. Нужно і.іь к о по-большевистски подхо­ дить к освещению этих вопросов. Именно так выполняет свою за­ дачу «Боевой листок» подводной лодки, где редактором старшина ‘J статьи Тельный. Здесь почти в каждом номере помещаются статьи п заметки о воинской дис­ циплине. И все они подчинены задачам поднятия боеспособ­ ности корабля, повышению каче­ ства боевоіі и политической под­ готовки. Готовясь і; годовщине под’ ема флага на корабле, редколлегия выпустила специальный номер «Боевого листка». Он открывал­ ся призывом: «Встретим годов­ щину под’ ема флага хорошими показателями в работе и дисцип­ лине! Передовая статья расска­ зывает о том, что личный состав своими боевыми делами внес большой -вклад в общее дело раз- і рома врага. Сейчас стоит задача отличным овладением специаль­ ности и высокой дисциплиниро­ ванностью крепить мощь флота. Отметив краснофлотцев, которые еще не поняли этого и нарушают дпе ци плипу, статья обращается к читателиѵ : «Необходимо до­ биться того, чтобы не было на подводной лодке дисциплинар­ ных проступков». Молодой боец Лобанов начал зазнаваться. Іі заметке «Лобанов зазнался» «Боевой л и п о к » резко ссудил зазнайку. Редколлегия не проходит мимо фактов нарушения распорядка дня. Ни одного случая не ус­ кользнет от военкоровского а к­ тива, который непримирим к не­ достаткам. В дисциплине нет ме­ лочей. Вокруг каждого наруше­ ния степная печать создает об­ щественное мнение. Опоздал че- ловел на физзарядку, не почи­ стил обмундирование, плохо за­ правил койку это непорядок, с ним надо бороться. Порядок и организованность являются пока­ зателями состояния дисциплины. Чем лучше организованность на корабле, тем выше его боеспособ­ ность. Заместитель комсорга Матвеев «отличился» своей некультурно­ стью. «Боевой листок» напоми­ нает ему, что он должен быть примером культурного поведения, а не грубить с товарищами н со старшими. Десятый номер «Боевого лист­ ка» бичует трех бойцов — Кор- пова, Торгашева и Григорьева, которые своим недостойным по­ ведением позорят честь своего корабля. «Личный состав, — г о ­ ворится в передовой статье, — работает „ хорошо, не было ни одного случая скисания "Механиз­ мов. Но 'трое недисциплиниро­ ванных краснофлотцев кладут пятно на весь экипаж». Личный состав корабля в тя­ желом труде добивается успехов в боевой учебе обеспечивает четкую работу механизмов. Но один или два нерадивых красно­ флотца могут загубить результат напряженного труда десятков лю­ дей. Нот против таких нерадивых свое острие направляет степная печать корабля. Особенно борьбу ведет «Ное­ вой листок» с людьми, переоце­ нивающими себя, не желающими повышать свои знания, с людьми, страдающими зазнайством. К числу та ких бойцов относится Спирин. Иногда он проявляет хорошую инициативу в работе, находчивость. В результате при­ менения рационализации, пред­ ложенной Спириным, один меха­ низм был отремонтирован за 2 часа, вместо положенных на это двух суток. И вот эти успехи привели к зазнайству Спирина, к нарушению им дисциплины. Его недостойным поведением возму­ щены товарищи но службе. Они стараются воздействовать на него через стенную печать. «Боевой листок» воспитывает краснофлотцев на положитель­ ных примерах выполнения иол- водниками воинского долга. В де­ сятом номере «Боевого листка» помещена заметка парторга Бор- док. Автор пишет, что среди лич­ ного состава подводной лодки имеются специалисты, которые, прослужив от 5 до 9 лет, не имеют взысканий. Среди них — Мисник, Свиридов, Сенновский и другие. С ни х рекомендуется брать пример и остальному э ки­ пажу. В корреспонденциях о дисцип­ лине используются красноречи­ вые факты. Они написаны про­ стым, понятным массе языком. Часто появляются карикатуры, в которых более остро вскрываются отдельные недостатки. Рисунки сделаны хорошо, но менее удач­ ны стихи, которые помещаются вместе с карикатурами. «Боевой листок», редактируе­ мый старшиной 2 статьи Тель­ ным, имеет и свои недостатки. Однако своим содержанием, ост­ ротой и злободневностью поме­ щенных в нем материалов он помогает офицерам и старшинам воспитывать подводников в духе железной воинской дисциплины. Мастер комбайновой уборки С. В. Ьервиненко (Ново-Гри­ горьевская МТС, Воронцово-Алевсандровюкого района, Став­ ропольского края) в дни уборки скашивал но 20—22 іѵ кт а р а высокоурожайных хлебов в смену. НА СНИМКЕ : агрегат С. В. Бервинснко на уборке урожая. ПОДУМАЙ НА ДОСУ ГЕ З А Д А Ч А Имя и фамилию знаменитого мореплавателя вы можете у г­ нать, составив ее из первых ібукв «лов следующих значений (в последовательном порядке); 1. Часть моря, ближайшая -к «берегу. 2. Отклонение русла ,рѳкн от прямолинейного на­ правления. 3. Нагромождение льдин. 4. Сильный ветер. 5. Лн- до, ведающее на судне приемом и выдачей грузов. 6. Деревян­ ное речное судно. 7. Медная лу­ женая посуда с чіоском, в кото­ рой выносились '-наверх вино для раздачи матросам в цар­ ском флоте. Я. .Плавание судна •между двумя портами, и. Отло­ жение на дне водоема. 10. Часть судна. 11. Океаническое тм е нио. Г о л о в о л о м ка Найти несколько таких трех­ значных чисел, каждое из .кото­ рых при делении на 5 даст частное, состоящее из двух его последних цифр. На 5 эти числа делятся без остатка. Задача с буквами Даны буквы : ,д, п, я, а, р, т, а, и, гр, к, 'О, р, с, с, а, к, м. Зачеркните часть бук® так, чтобы оставшиеся буквы при чтении слов направо дали ’на­ звание города, связанного с биографией Лермонтова, а за­ черкнутые -при чтении справа налево — название его произ­ ведения. Задача синонимов Дано -пять слов: неволыгик, огонь, тайна, педагог, войско. Надо подыскать синонимы (равнозначащие слова) к этим словам и из первых б у к в вновь найденных слов состави ть на ­ звание известного стихотворе­ ния Лермонтова. Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь Адмирал Г . И. Бутаков ( К 125-летию со дня рождения) Адмирал Григории Иванович Бутаков был выдающимся деяте­ лем русского флота. Его имя свя­ зано с созданием в России паро­ вого броненосного флота и с раз­ работкой тактики нового флота, Бутаков, ка к талантливый орга­ низатор и боевой руководитель моряков, много сделал но воспи­ танию кадров флота. Он спра­ ведливо заслужил себе название «учителя и основателя броненос­ ной школы». Бутаков родился в І820 году. Будучи молодым офицером, он прошел морскую школу под ру­ ководством знаменитого адмирала М. П. Лазарева. Так же, как и его учитель, Бутаков быстро оценил огромные преимущества только что появившихся паро­ вых судов перед парусными ко­ раблями и был энтузиастом внед­ рения в русском флоте парового двигателя. Первым командиром парохода на Черном море был Бутаков. На его долю выпала честь в качестве командира парохода «Владимир» участвовать в ноябре 18;>Ь года в первом в истории бою паро ѵііда - русского ^-Владимира» с турецко-египетским — «Перваз Бахри». Ожесточенный бой длил­ ся два часа, турецкий пароход получил тяжелые повреждения и сдался Бутакову. Особенно прославился Бутаков как «пароходный» боевой коман­ дир во время крымской войны. Бутаков неоднократно произво­ дил смелые поиски по Черному морю, несмотря на присутствие здесь соединенного англо-фран­ цузского флота. Во время осады Севастополя он командовал паро­ вым фрегатом «Херсонес». Этот фрегат участвовал в отражении всех неприятельских штурмов, содействуя своей артиллерией огню береговых батарей. Адми­ рал Нахимов высоко ценил орга­ низаторские способности, муже­ ство и героизм Бутакова, Когда Бутаков обратился к Нахимову с просьбой назначить его на сухо­ путный участок фронта, чтобы вместе с другими морскими офи­ церами участвовать в отражении яростных неприятельских атак на суше, Нахимов ему отказал, сказав знаменательные слова: «Нельзя-с. Вас нужно сохранить для будущего флота». Нахимов не ошибся. Именно Бутакову пришлось после крымской войны вынести на своих плечах огром­ ную работу по созданию в Рос­ сии флота, флота не парусного, а парового, броненосного. Трудностей на этом пути стоя­ ло много. Не было должной судо­ строительной базы, нехватало инженеров и квалифицированных рабочих. Надо было создавать, обучать и воспитывать кадры для нового флота. Бутаков отдался делу совер­ шенствования флота, вложив в него весь свой организаторский талант, свои большие знания, опыт и неутомимую энергию. Он видел, что винтовой желез­ ный корабль, появившееся нарез­ ное замковое орудие, стальная броня и другие технические за­ воевания совершенно изменили характер морского боя. Будучи начальником эскадры броненос­ ных судов Балтийского моря, Бутаков занялся теоретической разработкой тактики парового флота и обучением этой тактике офицерского состава. Скоро молодой броненосный русский флот но своей тактиче­ ской подготовке занял первое место среди всех флотов мира и на Балтийский флот стали приез­ жать учиться у Бутакова адми­ ралы и офицеры иностранных флотов. Обращая особое внимание на отличное знание техники личным составом, Бутаков всю боевую подготовку флота организовал так, чтобы она была максималь­ но приближена к боевой обста­ новке, чтобы все было подчинено одной цели — выиграть победу в бою. «— Мы должны, — говорил Бутаков, — готовиться к бою всегда, постоянно, неотлагатель­ но, немедленно, готовиться к тому получасу, для которого, можно сказать, существуем и в который нам придется доказать, что Россия содержит флот не без пользы». Чтобы приучить личный со­ став эскадры хладнокровно рабо­ тать под огнем снарядов и нуль, Бутаков проводил настоящие бои кораблей между собой, поражая артиллерийским огнем щиты, привязанные на катерном бук­ сире за кормой, офицеров и ма­ тросов заставлял под ядрами ка­ таться на шлюпках. Он всячески поощрял прояв­ ление'мужества, стойкости, ини­ циативы. Был такой случай. Ма­ трос 2 статьи Муравьев, увидев, что его товарищ упал в воду, не раздумывая ни одной минуты, бросился на ходу корабля в воду и спас товарища. Адмирал Бута­ ков произвел Муравьева в унтер- офицеры и по поводу его само­ отверженного поступка ведал на эскадре приказ, в котором отме­ чалась доблесть матроса. Приказ заканчивался словами: «По­ здравляю эскадру с таким унтер- офицером». Однажды во время артилле­ рийской стрельбы два матроса, производящие починку щита, были забыты на щите и оказа­ лись под снарядами. Снаряды па­ дали с кораблей со всех сторон совсем близко. Матросы стали махать фуражками, но их не за­ мечали. Однако они не растеря­ лись. Они догадались обрубить один из дректовов, чтобы щит повернуло но ветру и тем оста­ новилась пальба, а потом обру­ били и второй дректов. Бутаков, потом лично расследовавший этот случай, наказав виновных, особенно высоко оценил хладно­ кровие н сметливость этих двух матросов и наградил их. Бутаков воспитал целое поко­ ление русских моряков, являя собой пример высокого патрио­ тизма и неутомимости в само­ отверженном и честном выполне­ нии воинского долга. Его школа явилась блестящим продолже­ нием в новых условиях школы Лазарева и дала флоту ряд вы­ дающихся деятелей, среди кото­ рых первое место занимает его любимый ученик С. 0 . Макаров- И. о. ответственного редактора Д. КОВАЛЕВ. _ г м т б ч і . Рак N* 1228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz