Боевой курс. 1945, март.
2 Б О Е В О Й К У Р С 21 марта 1945 г., /(; 22. Беседы с молодыми подводниками 2. О МОРСКИХ КАЧЕСТВАХ Морская служба почетна, но и тяжела, увлекательна. но tr. су рова. Даже в .мирное upомя моряк постоянно борется г морской сти хией, <■, нетрами, ходит в тумане и і: снежных нарядах, нреодоле- г.ает подводные опасности. А война еще более усложняет служ бу на морс, делает се еще труд ней. Недаром краснофлотская (Норма пользуется" у советских людей огромным уважением, неда ром моряков в нашей стране, где Гіы они ни появились, встречают оеоГнмгно .радушно и приветливо. Мире накаляет волю человека, развивает в нем смелость, вынос ливость. глазомер. ловкость, ре шительность. словом, все те ка чества, киторі.го принято кратко называть у нас морскими. Вот о воспитании в себе- этих морских каче'ст'в мне и хочется поговорить с нам it, мои молодые друзья. Моряком стать не просто. Нуж но. прежде всего, потратить не мало времени и приложить много труда, чтобы в совершенство по-., энать свою специальность, изу чить устройство корабля, усвоить организацию службы, экенлоата- щіииныо инструкции и т. д. Но »со это можно сделать и на бе регу. А вот привыкнуть к морю, сдружиться с ним, полюбить его п, полюбив, покорить - ото на берегу по придет, этому учит только само море, и учит порой жестоко. Одних занятий на оуню подо- паточно. Надо выйти из гавани па широкий морокой простор и, что называется, оморячиться, Правда, норные походы связаны д.in новичка о некоторыми не приятностями. Кг ли же еще и погоъа свежая и малость ка чает тяжеловато приходится. Появляется морская болезнь». Полит и кружится голова, поташ нивает. так и тянет на ко й к у— лечь и забыться. Возникают ігево- еелые мысли: Нот, но в свои я сани сел. не выйдет из меня мо ряк, ні' выдержу, лучше бы на бережок.". Что на это ответить? Подтянись, товарищ, стисни зу бы — выдержишь и моряком станешь! Ведь каждый из нас, посвятивший жизнь морю, тоже в свое вргмц: испытывал нечто по добное. П в воле человека — быстро оправиться с этой бо лезнью. Глагное— по поддаваться ей. по раскисать. Но ложиться, работать, работать и работать. Но думап о качке, как бы ото трудно пп. было. Помню. oTpe.oaтишая в .мирное' время команду, я -применял такой метод. .Ѵікача.ыиихея вызывал на мостик, на; начал им сектор на- б.тмідення и гонял'' за каждую незам-ечениу ю палку. Старшины; по моему приказанию заставляли укачивавшихся убирать трюм или механизмы. Сначала, это кажется неныдо.’имо тяжелым, но потом новичок постепенно привыкает п. увлекшись работой, но замечает, ка>к проходит время, а с. ним ис чезает и качка. Еще 2— 3 штор мовых похода— л молодой красно флотец чувствует, что корабль Герой Советского Союза гвардии капитан. 2-го ранга Г. И. Щедрин стремительно раекачитаете я, а болезни-то морской нет. Голова но кружится и да,ко есть охота. Ра достно и приятно думать: теперь и я о,тал моряком настоящим. II Моряк должен быть смел и ло- вон. Без этих качеств на море .не обойтись. Такая уж у пас, служба, что требует железных нервов, требует умения, невзирая на опасность, выполнит!, любую са мую сложную работу — бы про, ловко, уверенно. Приведу пример из жизни моего экипажа. 'Подводная лодка «оплыла не вдалеке. от вражеского берега. На глубине было тихо, спокойно. А тут н.а нас обрушили*я шторм. Лодка то избиралась иа гребень водяного холма, то оползала вниз, сбрасывая с, себя тонны волы. Внезапно ударом волны сорвало крепление одного из палубные листов. Он начал стучать и гре меть. Нужіно іво чуо бы то ни стало закрепить лист. Иначе он будет мешать акустику вслуши ваться в шумы, а боцману не дают точно держать гліубнну. Кому по ручить эту работу? Выбор пал на краснофлотца, Подков-ырина, — бывалого матроса, смелого и лов кого человека, Обівязаівішись бро- сатодппым концом, захватив не обходимый шлирумен г, ПЬдковы- рин с н ую т с я с мостка. Пробе жать ну,кно было всего лишь не сколько метров, ію кап;, преодо леть это расстояние, когда волны I* гулом нерекатыпшются через лодку, кипят, грозя вот-вот смыть тобя за, борт? Но храбрый краю- пофдотец рипулюн вперед, пробе жал по скользкой палубе, напнул ся над листом ц стад его закреп- лян,. Работать было неудобно. Лотку бросало из стороны в сто рону. Силины, точные движения, и лист поставлен иа место. Те перь —■обратный путь на мостик. Снова, бежит Нодковырин. обда ваемый с ног до головы ледяной водой, о трудом удерживаясь на потах. II вот он уже уцепился за поручни, подтянулся, вскарабкал ся наверх — все. прикЗз коман- uspa выполнен! Ill Моряк должен быть человеком вымосливым и сильным. Сила, выносливость помогают выдержи вать суровые испытания, которым часто подвергаются моряки. Вы слышали, наверно, о под вито черноморца старшины 1 статьи Нуеткивойтенко. Я напом ню вам этот случай. Он произо шел в дни героической обороны Севастополя. * Малютка», достав лявшая грузы в осажденный ro pe I, 'потерпела, аварию. Пары бен зина проникли во внутренний по мещения и огранили атмосферу. постановка, усложнялась тем, что лодка «л могла выйги из бухты в светлое время суток: артилле рийский огонь немцеи» и непре рывные налеты самолетов грозили ей гибелью. Почти весь экипаж находился в бессознательном с о стоянии. Подройновали лишь командир 'малютки» и старшина Ну сдопойтошко. Чувствуя, что гадвше но выдержит, уже теряя последние гиль», командир прика зал старшине продержаться до 21 часа, п тогда поднять его п продуть балластный цистерны, чтобы лодка -всплыла. И Нусто- войтепко продержался, не упдал. не ла.лдг'у.г. Он сделал вен гад;, іка>і? приказал ему командир. Корабль, люди были спасены. Вспомните и подвиг І.:> северо морских: подводников, которые, оказавшись в затопленном отсеке, пробыли в, нем под колоссальным давлением более 10 часов и все это время беспрерывно работали, предотвращая дальнейшее рас пространение воды. Ясно, что. если б старшина Иу- сте/войггенко или С! североморцев не обладали могучим здоровьем fi железной силой воли, они бы по выдержали, т а ли и, значит, погибли. IV Моряк должен быть наблюда телен, зорок, иметь орлиные глаза. Таким орлиным зрением об- дададот мои ентиадьщнкп Летчен- і;ов и Игнатьев. Расскажу о Легченково. Этот небольшого роста, неприметный с виду, скромный парепеік не раз спасал корабль. Однажды, томной ночью лодка ходила у берегов противника . Легчеяков напряжен - но всматривался н темноту. Он не первый раз в этих местае, изучил очертания берега, знает на. нем каждый мысок, каждую скалу. Вдруіг он замечает два пятна, ка ких .ралвше здесь но было. Лег ченков следит .за ними: они чуть заметно передвигаются. Доклад вахтенному командиру — п мы своевременно уклоняемся от про тиволодочные кораблей, которые нас. подстерегали. А вот на вахте Игнатьев. Лод ка. возвращается из боевого похо- іа. На. міоро — рябь. Крупм рез вятся стаи каісаток. Везде буру ны от этих стремительных мор ских животные. Игнатьев приме чает. что один бурун резко отли чается от всех остальных — он ровный н узкий. Сигнальщик вглядывается', и через ееікушу раздается его громкий голос — • Перископ! >'. Моментально отво рачиваем— и фашистский пират остался за кормой. Нот так паю смотреть! V Моряну надо быть -аккуратным во всем, наминая о начищенной до сверкания пуговицы я кончая точным .выполнением всех ин струкций. Малейшая неряшли вость, небрежность, невниматель ность вредны, больше скажу, оналіы в, морга;нм деле-. Краснофлотец Назаров, пре небрегая наставлением, смотрел за уровнем масла в подшипнике Митчел я .реже, чем это положено. И подшипник сгорел. Дизель .вы шел из строя. Так, сам того .не желая. Наза ров нанес своему кораблю тяже лую рану. Моряк находчив и изобретате лен. Продолжу .пример с Назаро вым. ('лучилось так, что. когда он сжег подшипник, на одной линии вала, у другого дизеля лопнула масляная труба. Масляный насос разобщился о дизелем и он не мог работать. Положение не из прият ные — дизеля заглохли, корабль лишился хода. А море штормило. Лодку несло на -минное поле. Спасла, находчивость .наших мич манов Елина и Рыбакова. Что они сделали? Дизель, у которого сгорел подшипник, использовали как, масляный насос: он сма зывал второй дизель и тот рабо тал на. винт. Выход простой и мудрый. Лодка благополучно вер нулась в базу. И, наконец, о честности перед морем, которое не терпит лжи уе- же самой маленькой. Представь те себе, что дано приказание при готовить корабль -к, погружению и доложить об исполнении. И вот находится краснофлотец, который но знает, как приготовить отсек. Но вм е сте того, чтобы честно признаться в этом, он из чувства ложного стыда докладывает, что отсек готов. Ему поверили. И лодка стремительно погружается с незакрытым забортным клапа ном. Это может привести к круп ной аіварии и даже гибели кораб ля. Будь честен, не обманывай мо рс, а то оно тебя сурово накажет. Путно ли дожидаться, когда все эти качества, о которых я рассказал, сами -к вам придут? Нет, конечно", на нужно. Их мож но ,приобрести гораздо быстрей. Я знаю много краснофлотцев, кото рые уже на второй год службы становились отличными моряка ми. Для этого необходимо одно — работа над собой. Повторяю то, что сказал ©начале: глубже изу чайте свою специальность, на стойчивей овладевайте морской профессией, больше ходите в мо ре. Пытливо перенимайте опыт бывалых. Занимайтесь морскими видами спорта: плаванием, греблей, хождением иод парусами. Вот все это я сделает вас, при шедшие защищать свою Родину', настоящими моряками, отважны ми воинами. Счастливого плавания, това рищи! П о гр ѵ-ікл гор пол па торпед ный катер. І і ч л о с т и с о в е т с к о й н а у к и Жители,,мертвой зоны 1 В одном из московских науч ных институтов произошло ин тересное событие. Когда были отпаяны гермети ческие крыш ки ТОЛСТЫХ трубок, более полувека назад наполнен ный: свежим черноморским илом, пз трубок потянуло режим , не приятным запахом сероводорода. Но присутствовавшие научные работники были довольны. - - Теперь окончательно раз гадана тайна черноморских глу бин, — говорили они. Давно известно, что недра Черного моря совершенно мерт вы: начиная о глубины, пример но, в 200 метров и до самого дна вода здесь отравлена серово дородом. Как образуется этот ядовитый ігаэ под водой? В 1891 году была снаряжена специальная экспедиция для ис следования этой отравленной зо ны. Среди участников экспеди ции был Николай Дмитриевич Зелинский — будущий академик. В ту нору МНОГО говорили I) микробах. открытых великим фра'нцуз ок им учен ьгм Па ст ером. И Николай Дмитриевич Зелин ский высказал предположение о том, что появление сероводорода •в глубинах моря тоже обгоняется деятельностью микробов. Опыт подтвердил эту догадку. Зелин ский действительно обнаружил в черноморском иле микробы — так называемые анаэробные бак терии, которые могут жить без кислорода, содержащегося в воз духе. Он установил, что эти бак терии добывают себе кислород да различных сернокислых солей, содержащихся в морской воде. При этом соли разлагаются ивы- деляют сероводород. Когда экспедиция брала пробы ила, их тут же запаивали в свин цовые трубочки, наполненные особым раствором, поглощающим кислород. В Москве их -вскрыли. II' что же оказалось? В наглухо запаянных трубках, без доступа кислорода, анаэроб ные бактерии все это время пре- красно жили, размножались * продолжали превращать серно кислые соли в сероводород ~" точь-в-точь ка к на дне Чернот моря. После этого можно было окон чательно разгадать секрет чер номорской «мертвой зоны»: она существует потому, что на дж* моря живут и действуют микро скопические существа, добываю щие для себя кислород из серно кислых солей, растворенных я морской воде. Ответственный редактор А. ЛЮБОВИЧ. Г М 223575. Заказ № 366.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz