Боевой курс. 1945, март.
Б О Е В ОЙ К У Р С 17 марта 1945 г., JV: 21, •*т* ■ятяяя Как мы изучаем историю большевистской партии Из опыта работы группы партийной учебы кандидатов в члены ВКП(б) на подводной лодке Н. Кандидаты парти овладевают большевизмом Руководитель группы лейтенант Л . />()ЛЬ/ПЛ/\()8 Іі гру mii' партийной учены, a.’o- T n p .iii VIII<’ ИОр\ ч е цо ру.КоЛо III I Ь. з а н и м а е тс я III і,;мі'Д‘і!Днічж. партии И- :і м о ло д ы х, коммуниста. шлаки» ПрИНЯ I I»||\ I! Ч.ТСІ1Ы І Ш К І І ) . KpoM f т о г о . и св язи с pi1hi •’■itиЯмI і XIII ii.iimivvI’h ЦК J u h O I , наша, грунты п о п о л н и л а с ь комсомольца ми. пот і о г о ь л е н и ы ѵ ін і; научен urn т е о р и и п а р т и и , но но имеющ им и опыта са-чостоятсльн ой р а б о т над і;ни 1 ой. П о с е щ а ю т з а н я т и я к беспар- т п й п ь к * т о в а р и щ и , которы"> гото- к я тс я -к ,и .т\ пл е п и ю г, -кин и п а т ы ВШІ(б). Мы изучаем -.•■Краткий курс ИСТОРИИ ККИ(п) (п о низовому звену). .Учеба. началась 1 лнм’яна наза.(. Состоялось 1(1 занятий, (hrur шока зал, что создание груп пы пatpгнГьнімЧ учебы полностью г г-0я оправдало it способствовало значительному ндейно-подитнче- пкому росту наших людей. Hft-jo оказать, ЧТИ первые дна три замятия itjmm.iit неактивно. Иго об’ясня.тось тем. что боль шинство слушателей или : овсе>м но научало истории партии или изучало давно. По;*гому передо мной ве гада зад-ача— прежде іѵе т . діривнть вкус к изучению исто рии Гіолмп»'ві:стс.кпй партии, паип тересовать слушателеіі, Я пршю сил на. запитая нагляини*' посо Гшя — репродукции картин, фото графии, меты, шатраммы из аль dтмя Н шоосощь изучают им исто ргло ПКІНб). — игііиользолал худо жествениуі» литературу. 1 ; осте пенно. от занятии к. запятню. ліктпмюеть росла, чувствовалось, что слушатели все больше. и болыііА заинтересовываются изу часлсыімн вопросами. Покат, гель но, что. начат* с '2 занятий в ме сан. мм собираемся тене.р,, но просьбе самих 'слушателей, четы Мі раза, в месяц. Это тает возмож ность 'более глубоко изучи г важ ную тему. Проводя вводное занятие, изло жи.» содержание «мы. и оргаип ayю активное обсуждение вопро сов, т.' которому вся группа пред плрнтелыю готовится. Выступле ния на тажго; собеседованиях ста новятея с каждым занятием тлуб •ко іг содержательней. Мпгѵ приве сти в качестве примера собеседо вание на тому: 'Партия больше виков в тоды под’ема. рабочего гвижения перед первой нмпериа- .іист нческ оіі войной4. Каидп іат партии т. Феаорен/ко. много и упорно рапотаіощии на г 1 шиш. j обстоятельно рассказал о борьбе! партии большевиков в, легальных | организациях. Кандидат партитт! т. Сорокин ногробно говорил о значении, в рабочем движении га зеты Правда •>. Кандидат іьртип т. Сирота, посвятил свое выступ-' лсиио доятельноет'И большевиков в Государственной думе. Чувство валось. чю люди подготовились к занятиям, прочитали по -ильки соответствующую главу Краткого курса, но использовали п ірупіе материалы. , Характерен такой факт. Не | имея достаточно времени, я не ‘ мог потребно изложить содержа- ? пне работы товарища. Сталина •Маркс иди я национальны Гг во-, ігрос >. II вот гіос.до занятия еду- j шате.іп. окружив метя, предло- j жили провести собеседоваиче по этой книге. Сейчас т.т. Сирота, Меньшов, Сорокин: и др. того- j вятея с выступлениям. на пред стоящем собеседова ігип. чнтают историческую работу товарища Сталина. Хочу отметить, что кандидаты наргпи и молодые коммунисты, приобретя первые навыки еамо- егоягелмгой работы над книгой. DCо чаще начинают' пользоваться неріВііисточнігідгмн марксизма -ле папизма. Так, т. Сирота t ip іч ита.т книгу Ленина Шаг пперел, два шага, назад," и статью Сталина сКлаіі.чс'Пролетариев и партия про летариев -. Наученио истории большсыігт спои партии, работа, над собой благотворно сказываются на идей но-политическом росте наших лю тей. Слушатели группы т г. Фе доренко, (’прокин и Меньшов ста ли сейчас лучииіюиі апгга<трамп на .корабле. Их бееедыі пользуют ся большим усдаяом. Особенно елетует выделить г. Меньшова. Этот молотой коммунист исполь зует кажду ю свободную минуту для работы нал книгой. Посл ании повышая свои знания, он стал одним из авторитетнейших ком мунистов на корабле — партий ная организация избрала, ею за местителем парторга. Ра-бот» нашей группы партий ной учебы лишь началась. Мы постараемся сделать все, чтобы кандидаты партии и молодые коммунисты настойчиво и упорно овладевали большевизмом. О собеседованиях Старшина 2-й статьи С. ОКУЛОВСКИЙ ....... ѵ , ..... ..... 'X; Метод собеседования, который часто применяется па за дягиях группы партийной учебы, помо гает нам лучше усвоить материал. Но время непринужденного собе се тонания каждый сдушатех. мо- ж р т высказать свое мнение, п о обеуж таемому вопросу, по‘Ліорпть е товарищем, выіяснігть не, • ият- пое и т. н. Все мы заранее готовимся к собеседованиям. Помню, предстоя ла. беседа, по 4-й главе Краткого курса. Читая материалы дея тельности большевігстской партии в период стольшннокоп реакции, мы консультировались друг с д а - том. обменивались ■мнениям.г, дис- кусспровалн. II иршилн па. заня тие ужо ЦОДГОТОВЛСППЫІМИ. Ниікого не приходилось тянуть за. якыік». Почти все выступили, теь^.а в рука.х конспекты. Руководитель и заключение обобщил падпи вы ступления, разрешил возникшие у пас спорные вопросы. Собеседования вырабатывают у •нас вкус к самообразованию, спо собствуют повышению наппіт по- .пггйчелких знаний. Забота о партийной учебе Старшина ‘2-й [статьи М. СИРОТА 11 а[іаби.Iin, I•о.зцавая группу на р- тийноіі учебы кандидатов в члены НКІКб) и молоіыѵ кгимгмунпетов. оо . іыіііи '. ини-манне уделило орга низационной стороне дела. 11 это В'О многом: определило успешность запяти п. Парторг т. Галаган с первого спя.работы группы следил :.а тем. чтобы кандидаты аккуратно явля лись на, занятна, чтобы они чув ствовали в посещении занятий свой обязательный ш т . Р> резуль тате. у -нас не было ни одного случая отсутствия, На weoe.no ідеусажительноіі при чине. Старшина, гру-шіты т. Кохгов ве дет строгий учег .посещаемое.}» и пройденныгх тем. Все слушатели обеспечены ■Краті.-им куіреом истории ВКП(б) . Ланяги я приіходят в усю-бпоо:1по мещении. Мы сидим за столами. На стене географическая жарта. Руководитель широко использует наглядные пособия, что зг.лчи- гелыто облегчает усвоение мате риаліа.. С карандашом в руке Старший краснофлотец, Л . МЕШКОВ До изучения Краткого курса истории БКП(б» я ишкіоща само стоятельно не работал над <к;шгой С первых же занятий г, группе партийной учебы кандидатов я ! убедился, что самоподготовка не- I обходима. Инач'е не освоить мне такого сложного н глубокого по ) содержанию предмета, РуікоэоДи- . те.ть группы указал нам, какие ! разделы темы яда следуefr про честь и проду'мать перед занятия- . ми. Улучив свободное время, я і взялся за книгу. Открыв первые страницы Краткого .курса, я сразу же встретил иенонятные слова, новые, неясные для меня понятия. Наиркмеір, что та- : К’.ое '<ОИОрТ'У'ШІЗМ экономистов»? ! С.тоВ'О <оііортунист» я не ра,ч слы шал, по точного его смык’ла. не понимал, Обратился і; старшему ! К'расноф.готпу Меньшову. Он: осно- ва-те.іыіо разбирается в подобных вопросах. Меньшов, мне посовето вал нснользовлть Полптн дес.кий словарь, указал статьи, где можно найти ответ на мой вопрос, поре комендовал постоянно пользовать ся при изучении Краткого курса брошюрки «В помощь изучаю щим историю БКП(б)». В словаре я нашел нужные імне об'яененпя, статьи прочел п продумал, но кое-что и после «того оставалось неясным. Топа, я выелnear неяс ные места в блокнот ц пошел к нашему руководителю лей спанту Большакову. Простыми елгвами он пояснил мне го. в чем я не смог сам разобраться. В пт.ней- шем я реже обращался за по мощью, но и сейчас, но пренебре гаю ею, хотя у меня уже есть ков-какой навык самоподготовки, а., самое главам, я научился рабо тать над книгой с, карандашом в руке. • ч.х •;. . С е ве рны й флот. Кагора у ходят на Сіоеіик' лада пне. Славные деятели р у с с к о г о флота Александр Степанович Попов . .............. .т Г Г л Н Л і) I W I.I.H ППОЛГѴгѴіЛГ IT* '» \' Г Тгѵ п г Александр Степаіюппч I [опои | ны.м спосімххм, родился 16 марта І8Я9 Г. в поселке і его помощнику Богословского завода на Урале. С детства уклекаяяеь техникой, Попов -после упорной подготовки г) 1877 с. поступил на физико-ма тематическое отделение Петер б ургско го Университета. По о ко н чании курса [ і 1882 г. молодому ѵчеііомх, подававшему большие надежды, предложили остаться при унішерснтете для подготовки к Профессорскому ‘званию Па фи зике. Однако 1Іопова влекла к себе молодая еще 'в то время об ласть физики — электротехника. Во <|)лоте электротехника с са мого начала получила широкое применение. Существовавший при Электромп.ішой школе и Крон штадте ДАинныіі офицерский класс готовил спеипал'нстов минного дела, которые в то время ведали электротехникой на кораблях. Минный офицере к піі іклас с распо лагал хорошей лабораторией и библиотекой, что создавало благо приятные условия для научно- исследовательской работы. По этому Попов м 1883 с. охотно при нял предложение поступить пре подавателем и заведующим физи ческим кабинетом Минного класса Уж е в 1889 г. Попов начинает выступать е .рядом научных сооб щении о результатах своих иссле дований. Особенное, внимание мо лодого ученого привлекает разра ботка проблемы беспроволочной связи. Попов отчетливо понимает огромное ■.значение се для флота, который, как и сотни лет назад, в к а ч е с т в е средств связи распола гал лишь семафором и флагами. Изобретение прожектора позволи ло, правда, увеличить расстояние для передачи сигналов, но это не могло удовлетворить потребно стей флота в надежном способе связи на далекие, расстояния. Упорные труды Попова увенча лись блестящим успехом. Скон струированный нм в начале 1895 г. прибор позволил принимать элек тромагнитные колебания с боль шого расстояния. 25 апреля (7 мая) 1895 г. на за седании' Русского фнзітко-хнмиче- ! сього общества в- Петербурге ГІо- I пов продемонстрировал . свой пер: j цыіі в истории радиоаппарат. Этот I день пшпіято считать днем рожде- 5ни я радио. Последними словами доклада Попова были: «В заклю- чентіе мог с выразить надежду, что мой прибор, при дальнейшем ѵсо- пеошенетвовлнпп его, может быть применен к передаче сигналов ага і расстояние при помощи быстрых .электрических колебании, как ! только будет найден источник та ких колебаний, обладающий до статочной энергией». Настойчиво и неутомимо продол жая совершенствовать свое изо бретение. Попов быстро достиг новых замечательных успехов. У ж е через год, 12 ( 24) марта 1896 г. Попов продемонстрировал передачу сигналов Морзе на рас стоянии 200 м. В марте 189/ г. П о пов осуществил радиосвязь между кораблем и берегом на расстоянии 640 м., а летом того же года даль ность радиосвязи между корабля ми н берегом увеличилась до 5 клм. Работы Попова велись в крайне трудных условиях, так к а к бюро краты тіз морского ведомства o t ' пускали на производство опытов ничтожные суммы; многие приборы приходилось "изготовлять кустар- самому Попову *і ныне здравствую щему II. Н. Ры б ки н у. Тем не ме нее. в результате неустанных тру дов Попова дальнейшее, усовер: шенствоваппе радиосвязи пошло очень быстро. Летом 1898 г. аппа ратура Попова успешно действо вала на расстоянии 45 км. Осенью 1899 г. у острова Гол ланд. выскочил чіа камни бронено сец «Генерал-адмирал Апраксин». Авария оказалась весьма серьез ной hi для успеха спасательных ра бот потребовалось установлен:!* постоянной связи. Гак к а к приме нение других средств связи оказа лось невозможным, Попов и Рыб кин установили между осто вом Готланд и берегом первѵ.-о н .мире радиолинию. Несмотря на громадный успех практического применения радио и в дальнейшем П о по в не лолѵчіет от правительства іг руководи гелей морского ведомства серьезной поддержки. Адмирал С. О. Мака рон, вполне оценивший значение работ Попова, ходатайствовал ге- ред морским министерством об оказании содействия Попову, по и его представления не дали ощути тельных результатов. Несмотря «а І то, что в 1901 г. но время опытов I на Черном море радиосвязь между кораблями надежно действовала у ж е на 150 ‘км., отсутствие шеоб- ходимой помощи ставит плбоѵы Попова в исключительно грудные условия. В то же время за границей ши роко рекламируются и еубеидиру; ются работы М ар к он и, который использовав опубликованные По повым результаты его опытов, ор ганизовал ’ акционерное общество с миллионным капиталом. Однако бесспорное первенство Попова было решительно подтверждено не только русской научной общест венностью, но и рядом европей ских ученых, с именами которых связаны важнейшие достижения в предисторин радио. Вследствие обострения отноше нии с руководителями морского ведомства, Попов был вынужден постепенно порвать, связь с фло том, службе которому он отдал лучшие годы своей напряженной творческой жизни. В 1901 г. Попов перешел Па слѵжбу в Петербургский электро технический институт, а п 1903 г. слал. его. первым выборным дирек тором, . Напряженная работа и тяжелые переживашія подорвали здоровье Попова. 13 января 1906 г. он скон чался or кровоизлияния в мозг. Судьба Попова сходна с. участь» многих талантливых людей и их творений в условиях загнивающего царизма. Величайшее изобретение Попова и его исключительные заслуги пе ред человечеством получили дол ж н ую оценку н признание лишь после Октябрьской революции. В текущем году исполняется 50-летие гениального изобретения Попова, имя которого теперь близ ко и дорого широчайшим массам советского народа. Н. КРОВЯКОВ. Ответственный рвдвктвр А. ЛЮБОВИЧ. ГМ 223574. Заказ т 350.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz