Боевой курс. 1945, март.

Б О Е В ОЙ К У Р С 17 марта 1945 г., JV: 21, •*т* ■ятяяя Как мы изучаем историю большевистской партии Из опыта работы группы партийной учебы кандидатов в члены ВКП(б) на подводной лодке Н. Кандидаты парти овладевают большевизмом Руководитель группы лейтенант Л . />()ЛЬ/ПЛ/\()8 Іі гру mii' партийной учены, a.’o- T n p .iii VIII<’ ИОр\ ч е цо ру.КоЛо III I Ь. з а н и м а е тс я III і,;мі'Д‘і!Днічж. партии И- :і м о ло д ы х, коммуниста. шлаки» ПрИНЯ I I»||\ I! Ч.ТСІ1Ы І Ш К І І ) . KpoM f т о г о . и св язи с pi1hi •’■itиЯмI і XIII ii.iimivvI’h ЦК J u h O I , наша, грунты п о п о л н и л а с ь комсомольца ми. пот і о г о ь л е н и ы ѵ ін і; научен urn т е о р и и п а р т и и , но но имеющ им и опыта са-чостоятсльн ой р а б о т над і;ни 1 ой. П о с е щ а ю т з а н я т и я к беспар- т п й п ь к * т о в а р и щ и , которы"> гото- к я тс я -к ,и .т\ пл е п и ю г, -кин и п а т ы ВШІ(б). Мы изучаем -.•■Краткий курс ИСТОРИИ ККИ(п) (п о низовому звену). .Учеба. началась 1 лнм’яна наза.(. Состоялось 1(1 занятий, (hrur шока зал, что создание груп­ пы пatpгнГьнімЧ учебы полностью г г-0я оправдало it способствовало значительному ндейно-подитнче- пкому росту наших людей. Hft-jo оказать, ЧТИ первые дна три замятия itjmm.iit неактивно. Иго об’ясня.тось тем. что боль­ шинство слушателей или : овсе>м но научало истории партии или изучало давно. По;*гому передо мной ве гада зад-ача— прежде іѵе т . діривнть вкус к изучению исто рии Гіолмп»'ві:стс.кпй партии, паип тересовать слушателеіі, Я пршю сил на. запитая нагляини*' посо Гшя — репродукции картин, фото графии, меты, шатраммы из аль dтмя Н шоосощь изучают им исто ргло ПКІНб). — игііиользолал худо жествениуі» литературу. 1 ; осте пенно. от занятии к. запятню. ліктпмюеть росла, чувствовалось, что слушатели все больше. и болыііА заинтересовываются изу часлсыімн вопросами. Покат, гель но, что. начат* с '2 занятий в ме сан. мм собираемся тене.р,, но просьбе самих 'слушателей, четы Мі раза, в месяц. Это тает возмож­ ность 'более глубоко изучи г важ­ ную тему. Проводя вводное занятие, изло­ жи.» содержание «мы. и оргаип ayю активное обсуждение вопро­ сов, т.' которому вся группа пред плрнтелыю готовится. Выступле­ ния на тажго; собеседованиях ста новятея с каждым занятием тлуб •ко іг содержательней. Мпгѵ приве­ сти в качестве примера собеседо­ вание на тому: 'Партия больше­ виков в тоды под’ема. рабочего гвижения перед первой нмпериа- .іист нческ оіі войной4. Каидп іат партии т. Феаорен/ко. много и упорно рапотаіощии на г 1 шиш. j обстоятельно рассказал о борьбе! партии большевиков в, легальных | организациях. Кандидат партитт! т. Сорокин ногробно говорил о значении, в рабочем движении га зеты Правда •>. Кандидат іьртип т. Сирота, посвятил свое выступ-' лсиио доятельноет'И большевиков в Государственной думе. Чувство­ валось. чю люди подготовились к занятиям, прочитали по -ильки соответствующую главу Краткого курса, но использовали п ірупіе материалы. , Характерен такой факт. Не | имея достаточно времени, я не ‘ мог потребно изложить содержа- ? пне работы товарища. Сталина •Маркс иди я национальны Гг во-, ігрос >. II вот гіос.до занятия еду- j шате.іп. окружив метя, предло- j жили провести собеседоваиче по этой книге. Сейчас т.т. Сирота, Меньшов, Сорокин: и др. того- j вятея с выступлениям. на пред­ стоящем собеседова ігип. чнтают историческую работу товарища Сталина. Хочу отметить, что кандидаты наргпи и молодые коммунисты, приобретя первые навыки еамо- егоягелмгой работы над книгой. DCо чаще начинают' пользоваться неріВііисточнігідгмн марксизма -ле папизма. Так, т. Сирота t ip іч ита.т книгу Ленина Шаг пперел, два шага, назад," и статью Сталина сКлаіі.чс'Пролетариев и партия про­ летариев -. Наученио истории большсыігт спои партии, работа, над собой благотворно сказываются на идей­ но-политическом росте наших лю­ тей. Слушатели группы т г. Фе­ доренко, (’прокин и Меньшов ста­ ли сейчас лучииіюиі апгга<трамп на .корабле. Их бееедыі пользуют­ ся большим усдаяом. Особенно елетует выделить г. Меньшова. Этот молотой коммунист исполь­ зует кажду ю свободную минуту для работы нал книгой. Посл ании повышая свои знания, он стал одним из авторитетнейших ком­ мунистов на корабле — партий­ ная организация избрала, ею за­ местителем парторга. Ра-бот» нашей группы партий­ ной учебы лишь началась. Мы постараемся сделать все, чтобы кандидаты партии и молодые коммунисты настойчиво и упорно овладевали большевизмом. О собеседованиях Старшина 2-й статьи С. ОКУЛОВСКИЙ ....... ѵ , ..... ..... 'X; Метод собеседования, который часто применяется па за дягиях группы партийной учебы, помо­ гает нам лучше усвоить материал. Но время непринужденного собе­ се тонания каждый сдушатех. мо- ж р т высказать свое мнение, п о обеуж таемому вопросу, по‘Ліорпть е товарищем, выіяснігть не, • ият- пое и т. н. Все мы заранее готовимся к собеседованиям. Помню, предстоя­ ла. беседа, по 4-й главе Краткого курса. Читая материалы дея­ тельности большевігстской партии в период стольшннокоп реакции, мы консультировались друг с д а - том. обменивались ■мнениям.г, дис- кусспровалн. II иршилн па. заня­ тие ужо ЦОДГОТОВЛСППЫІМИ. Ниікого не приходилось тянуть за. якыік». Почти все выступили, теь^.а в рука.х конспекты. Руководитель и заключение обобщил падпи вы­ ступления, разрешил возникшие у пас спорные вопросы. Собеседования вырабатывают у •нас вкус к самообразованию, спо­ собствуют повышению наппіт по- .пггйчелких знаний. Забота о партийной учебе Старшина ‘2-й [статьи М. СИРОТА 11 а[іаби.Iin, I•о.зцавая группу на р- тийноіі учебы кандидатов в члены НКІКб) и молоіыѵ кгимгмунпетов. оо . іыіііи '. ини-манне уделило орга­ низационной стороне дела. 11 это В'О многом: определило успешность запяти п. Парторг т. Галаган с первого спя.работы группы следил :.а тем. чтобы кандидаты аккуратно явля­ лись на, занятна, чтобы они чув­ ствовали в посещении занятий свой обязательный ш т . Р> резуль­ тате. у -нас не было ни одного случая отсутствия, На weoe.no ідеусажительноіі при чине. Старшина, гру-шіты т. Кохгов ве­ дет строгий учег .посещаемое.}» и пройденныгх тем. Все слушатели обеспечены ■Краті.-им куіреом истории ВКП(б) . Ланяги я приіходят в усю-бпоо:1по­ мещении. Мы сидим за столами. На стене географическая жарта. Руководитель широко использует наглядные пособия, что зг.лчи- гелыто облегчает усвоение мате риаліа.. С карандашом в руке Старший краснофлотец, Л . МЕШКОВ До изучения Краткого курса истории БКП(б» я ишкіоща само­ стоятельно не работал над <к;шгой С первых же занятий г, группе партийной учебы кандидатов я ! убедился, что самоподготовка не- I обходима. Инач'е не освоить мне такого сложного н глубокого по ) содержанию предмета, РуікоэоДи- . те.ть группы указал нам, какие ! разделы темы яда следуefr про­ честь и проду'мать перед занятия- . ми. Улучив свободное время, я і взялся за книгу. Открыв первые страницы Краткого .курса, я сразу же встретил иенонятные слова, новые, неясные для меня понятия. Наиркмеір, что та- : К’.ое '<ОИОрТ'У'ШІЗМ экономистов»? ! С.тоВ'О <оііортунист» я не ра,ч слы­ шал, по точного его смык’ла. не понимал, Обратился і; старшему ! К'расноф.готпу Меньшову. Он: осно- ва-те.іыіо разбирается в подобных вопросах. Меньшов, мне посовето­ вал нснользовлть Полптн дес.кий словарь, указал статьи, где можно найти ответ на мой вопрос, поре­ комендовал постоянно пользовать­ ся при изучении Краткого курса брошюрки «В помощь изучаю­ щим историю БКП(б)». В словаре я нашел нужные імне об'яененпя, статьи прочел п продумал, но кое-что и после «того оставалось неясным. Топа, я выелnear неяс­ ные места в блокнот ц пошел к нашему руководителю лей спанту Большакову. Простыми елгвами он пояснил мне го. в чем я не смог сам разобраться. В пт.ней- шем я реже обращался за по­ мощью, но и сейчас, но пренебре­ гаю ею, хотя у меня уже есть ков-какой навык самоподготовки, а., самое главам, я научился рабо­ тать над книгой с, карандашом в руке. • ч.х •;. . С е ве рны й флот. Кагора у ходят на Сіоеіик' лада пне. Славные деятели р у с с к о г о флота Александр Степанович Попов . .............. .т Г Г л Н Л і) I W I.I.H ППОЛГѴгѴіЛГ IT* '» \' Г Тгѵ п г Александр Степаіюппч I [опои | ны.м спосімххм, родился 16 марта І8Я9 Г. в поселке і его помощнику Богословского завода на Урале. С детства уклекаяяеь техникой, Попов -после упорной подготовки г) 1877 с. поступил на физико-ма­ тематическое отделение Петер­ б ургско го Университета. По о ко н ­ чании курса [ і 1882 г. молодому ѵчеііомх, подававшему большие надежды, предложили остаться при унішерснтете для подготовки к Профессорскому ‘званию Па фи­ зике. Однако 1Іопова влекла к себе молодая еще 'в то время об­ ласть физики — электротехника. Во <|)лоте электротехника с са­ мого начала получила широкое применение. Существовавший при Электромп.ішой школе и Крон ­ штадте ДАинныіі офицерский класс готовил спеипал'нстов минного дела, которые в то время ведали электротехникой на кораблях. Минный офицере к піі іклас с распо­ лагал хорошей лабораторией и библиотекой, что создавало благо­ приятные условия для научно- исследовательской работы. По­ этому Попов м 1883 с. охотно при­ нял предложение поступить пре­ подавателем и заведующим физи­ ческим кабинетом Минного класса Уж е в 1889 г. Попов начинает выступать е .рядом научных сооб­ щении о результатах своих иссле­ дований. Особенное, внимание мо­ лодого ученого привлекает разра­ ботка проблемы беспроволочной связи. Попов отчетливо понимает огромное ■.значение се для флота, который, как и сотни лет назад, в к а ч е с т в е средств связи распола­ гал лишь семафором и флагами. Изобретение прожектора позволи­ ло, правда, увеличить расстояние для передачи сигналов, но это не могло удовлетворить потребно­ стей флота в надежном способе связи на далекие, расстояния. Упорные труды Попова увенча­ лись блестящим успехом. Скон­ струированный нм в начале 1895 г. прибор позволил принимать элек­ тромагнитные колебания с боль­ шого расстояния. 25 апреля (7 мая) 1895 г. на за­ седании' Русского фнзітко-хнмиче- ! сього общества в- Петербурге ГІо- I пов продемонстрировал . свой пер: j цыіі в истории радиоаппарат. Этот I день пшпіято считать днем рожде- 5ни я радио. Последними словами доклада Попова были: «В заклю- чентіе мог с выразить надежду, что мой прибор, при дальнейшем ѵсо- пеошенетвовлнпп его, может быть применен к передаче сигналов ага і расстояние при помощи быстрых .электрических колебании, как ! только будет найден источник та­ ких колебаний, обладающий до­ статочной энергией». Настойчиво и неутомимо продол­ жая совершенствовать свое изо­ бретение. Попов быстро достиг новых замечательных успехов. У ж е через год, 12 ( 24) марта 1896 г. Попов продемонстрировал передачу сигналов Морзе на рас­ стоянии 200 м. В марте 189/ г. П о ­ пов осуществил радиосвязь между кораблем и берегом на расстоянии 640 м., а летом того же года даль­ ность радиосвязи между корабля­ ми н берегом увеличилась до 5 клм. Работы Попова велись в крайне трудных условиях, так к а к бюро­ краты тіз морского ведомства o t ' пускали на производство опытов ничтожные суммы; многие приборы приходилось "изготовлять кустар- самому Попову *і ныне здравствую ­ щему II. Н. Ры б ки н у. Тем не ме­ нее. в результате неустанных тру­ дов Попова дальнейшее, усовер: шенствоваппе радиосвязи пошло очень быстро. Летом 1898 г. аппа­ ратура Попова успешно действо­ вала на расстоянии 45 км. Осенью 1899 г. у острова Гол­ ланд. выскочил чіа камни бронено­ сец «Генерал-адмирал Апраксин». Авария оказалась весьма серьез­ ной hi для успеха спасательных ра­ бот потребовалось установлен:!* постоянной связи. Гак к а к приме­ нение других средств связи оказа­ лось невозможным, Попов и Рыб­ кин установили между осто вом Готланд и берегом первѵ.-о н .мире радиолинию. Несмотря на громадный успех практического применения радио и в дальнейшем П о по в не лолѵчіет от правительства іг руководи гелей морского ведомства серьезной поддержки. Адмирал С. О. Мака­ рон, вполне оценивший значение работ Попова, ходатайствовал ге- ред морским министерством об оказании содействия Попову, по и его представления не дали ощути­ тельных результатов. Несмотря «а І то, что в 1901 г. но время опытов I на Черном море радиосвязь между кораблями надежно действовала у ж е на 150 ‘км., отсутствие шеоб- ходимой помощи ставит плбоѵы Попова в исключительно грудные условия. В то же время за границей ши­ роко рекламируются и еубеидиру; ются работы М ар к он и, который использовав опубликованные По­ повым результаты его опытов, ор­ ганизовал ’ акционерное общество с миллионным капиталом. Однако бесспорное первенство Попова было решительно подтверждено не только русской научной общест­ венностью, но и рядом европей­ ских ученых, с именами которых связаны важнейшие достижения в предисторин радио. Вследствие обострения отноше­ нии с руководителями морского ведомства, Попов был вынужден постепенно порвать, связь с фло­ том, службе которому он отдал лучшие годы своей напряженной творческой жизни. В 1901 г. Попов перешел Па слѵжбу в Петербургский электро­ технический институт, а п 1903 г. слал. его. первым выборным дирек­ тором, . Напряженная работа и тяжелые переживашія подорвали здоровье Попова. 13 января 1906 г. он скон­ чался or кровоизлияния в мозг. Судьба Попова сходна с. участь» многих талантливых людей и их творений в условиях загнивающего царизма. Величайшее изобретение Попова и его исключительные заслуги пе­ ред человечеством получили дол­ ж н ую оценку н признание лишь после Октябрьской революции. В текущем году исполняется 50-летие гениального изобретения Попова, имя которого теперь близ­ ко и дорого широчайшим массам советского народа. Н. КРОВЯКОВ. Ответственный рвдвктвр А. ЛЮБОВИЧ. ГМ 223574. Заказ т 350.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz