Боевой курс. 1945, июнь.

2 Б О Е В О Й К У Р С . 12 июня 1945 г.. № 43. А Р Х А Н Г Е Л Ь С К Д в и н с ки іі берег открывается с, корабли зеленым простором сосновых и березовых лесов. Смолистые, диски маячных строе­ ний и рубленые, избы виднеются ,ѵож деревьев. А потом кораолі. входит в спокойное течение ве­ ликой древией реки, И глазу от­ крывается город с его старин­ ными и новыми зданиями: с башнями маикон. поставленных там, где улицы спускаются к ре­ ке; с. громом электросварки в корабельных доках; с хлопотли­ вым урчанием моторных кате­ ров. пересекающих реку: с мно­ жеством больших и малых судов у берега; с легкими облаками, плывущими в удивительно чи­ стой голубизне высокого север­ ного неба. Это Архангельск, город, кото­ рый, по праву может быть на­ зван колыбелью русского флота. Здесь Петр I впервые после потешных плаваний по Москвс- рскс и Яузе дышал настоящим воздухом моря, северным океан­ ским ветром, вздувающим пару­ са больших кораблей на долгом и нелегком пути. Происхождение многих горо­ дов Севера теряется в глубокой давности. Архангельск среди них — один из самых молодых. Годом его рождения принято считать 1584, когда на мысе Пур-ІІаволок была построена Ново-Холмогорская крепость. Первым в устье Двины пришел в 1553 году корабль английского шкипера Ричарда Ченслера. Он и приходившие вслед за ним другие иноземные мореплавате­ ли много рассказывали о богат­ ствах русского Севера, о прямом и удобном пути, что ведет от устья Двины на Полгу и дальше, в Персию и в жаркие индийские земли. Из года в год все больше чужеземных кораблей приходило в Двину, и на борту их бывали не только купцы, но и военные люди с зоркими и жадными гла­ зами. При Иване Грозном в Москву приехал вестфальский немец Генрих 111гаден. Сперва он варил - пиво и мед, потом затесался в j царские опричники. По оприч- і ным делам побывал в Карелии и и на Кольском полуострове. И 1570 году он вернулся из Рос­ сии в Голландию и там составил план овладения Россией, путем наступления с Мурманского по­ бережья. Он рассказывал в атом плане со всей точностью опытного шпиона о том, каковы укрепле­ ния в Неченге и Коле, какой си­ лою могут быть они взяты, как должна двигаться армия от Ко­ лы до Кандалакши и дальше, по течению северных рек и по боль­ шим озерам. Штаден указывал, кто может дать денег на веление •>тоіі войны и где нужно вербо- ,?а#ят. шкиперов. Он писал, отку­ да набирать людей в армию, ко­ го посадить на Москве госуда­ рем і* иа каких университетов пригласить проповедников. С рассчитанной хладнокровной не­ мецкой жестокостью Штаден пи ­ сал о том, что но течению боль­ ших русских рек должны 5ыт;. пущены виселицы и трупы пове­ шенных будут пугать других русских людей, чтобы заставить их подчиниться завоевателям • немцам. Проект свой ІПгаден предла­ гал и германскому императору Рудольфу, и бургундскому п р- цогу, и даже мелким германским К НН ЗЫ ІМ . Но вре.мя ОЫ.Ііі такое, что ссориться с Москвоіі было невыгодно: нужно было зару­ читься помощью России В борь­ бе, против турецкой экспансии на Запад. Проектом ІПтадена германские властители в ту но­ ру не воспользовались. Царь Иван IV знал, что неспроста па­ ве ді . і ваюте и такие гости, знал об их целях и приказывал ставить новые крепости, посылал на Се­ вер стрельнов и способствовал заселению Двинского устья. Настоящее рождение города Архангельска произошло, конеч­ но, в 1G93 г., когда Петр поло­ жил начало отечественному су­ достроению на архангельских верфях и стал развивать судо­ ходство и морскую торговлю в северных морях. Неподалеку от Архангельска, на реке Вавчуге. небольшую верфь . имели корабельщики братья Баженины. Здесь они по­ строили небольшую яхту «Сви­ той Петр», и на этой яхте Пе/гр выходил в Белое море, учился морскому делу сам и обучал мат­ росов для будущих кораблей. Б те же дни первого своего пребывания в Архангельске Петр приказал строить казенную ад­ миралтейскую верфь на.среднем Соломбальском острове и до своего от’езда, 18 сентября 1(>03 года, успел заложить на этой вер­ фи первый корабль фрегат «Святой апостол Павел». Мень­ ше чем через год 18 мая ІІіІ» ! года Петр вновь возвра­ ти.існ в Архангельск и два дня спустя присутствовал при тор­ жественном спуске фрегата на повой верфи. Нагруженный поташом, смо­ лою, хлебом и лесом, фрегат был отправлен в Голландию, а на Соломбале шла уже постройка новых кораблей, и гонцы отвози­ ли из Архангельска письма и приказы Петра, в которых гово­ рилось о том, как доставлять адмиралтейству пушки и железо с бслозерских заводов, какой лес сплавлять из Каргополя и Соль- вычегодска для корабельного строения, где вербовать матро­ сов и рабочих, откуда пригла­ шать опытных мастеров. В 1701 году в Соломбале бы­ ли построены уже шесть боль­ ших торговых кораблей. Адми­ ралтейские верфи разрастались. С каждым годом архангельский порт пропускал все больше су­ дов. Для охраны Архангельска была построена на .1писком ост­ рове Новодвинская крепость. В первый же год своего существо­ вания эта крепость выдержала боевое испытание. В ту нору шла война со шве­ дами. 24 июня 1701 года в Бе- резовское устье Двины вошли четыре галиота, два фрегата и одна шнява. Они шли иод ан­ глийскими и голландскими тор­ говыми флагами. Не нарушая установленных правил, корабли стали на якорь близ острова Мудьюг и допустили на борт до­ смотрщиков с Мудыогекой заста­ вы. Однако на берег капитан за­ ставы и все его провожатые не вернулись. Затем шкиперы нри- Старіиий к р а с н оф л о ­ тец Перемытько пр и ­ с л а л в р еда кцию га з е ­ ты „Ноевой к ур с“ пись ­ мо, в кот о р ом он пр о ­ сит р а с ска зат ь на ст р а н и ц а х газеты об обра зовании города и порта А р х а н г е л ь с к и что они собой пр е д ­ ст а в л яют . Отвечаем т. Пере ­ мытько . иили на борт лоцманов Ивана Рябова и Дмитрия Борисова и попросили провести корабли в Архангельск. Лоцманы или, как их тогда называли, «корабельные ножи», осмотревшись, смекнули, что они попали вовсе не к мирным куп­ цам», а на военные корабли «свойских ратных людей». Семь кораблей оказались шведской эскадрой вице-адмирала Шебла- та, посланной Карлом X II с при­ казанием —- сжечь Архангельск. Капитан Мудыогекой заставы и его люди находились в плену у шведов. Рябов и Борисов решили по­ жертвовать собою, но не допус­ тить неприятелей к Архангель­ ску. Став к рулю шнявы, они новели корабли прямо на от­ мель, находившуюся против но­ водвинского укрепления. Два корабля сели на мель в зоне обстрела береговых батарей. Ядра посыпались на палубы вра- зкеских кораблей. Поморские лоцманы не, скрывали своей ра­ дости. Направляя корабли на камни, они знали, что жертву- Ю’і своей жизнью ради спасения родного города. Шведы поняли умысел «вожей» и застрелили Ворисова. Рябов, упав рядом с товарищем, притворился мерт­ вым. Перестрелка кораблей с кре­ постью длилась тринадцать ча­ сов. Один из галиотов и шнява были разбиты. Команды их бежа­ ли к эскадре на гребных шлюп­ ках. Рябов ускользнул в сумато­ хе и вплавь добрался до родного берега. Эскадра отошла в море, а два корабля, нолузатонувшпе от про­ боин, остались трофеями защит­ ников крепости. Петр I обдумывал в ту нору грандиозный стратегический план. Осуществление его нача­ лось с весны 1702 года. В мае Петр в третий раз приехал в Ар­ хангельск. На адмиралтейской верфи и на Вавчугской верфи братьеп Бажешшых полным хо­ дом шла постройка военных ко ­ раблей. Вооружали их втайне, ночью, «чтобы шведам и невдо­ мек было», — говорил Петр, — предвидя возможность шпиона­ жа со стороны команд инозем­ ных торговых кораблей, стояв­ ших в. порту. В то же время сержант Преоб­ раженского полка ІЦепотьев ру­ ководил другими огромными ра­ ботами. происходившими в той же тайне. От селения Нюхча, что на берегу Белого моря, до само­ го ІІовенца на Онежском озере, рубилась двухсотверстная про­ сека. В месяц просека была вы­ рублена. перекрыты мостками ручьи и речки. К августу все было окончено. 1.000 солдат погрузились на эс­ кадру из двух фрегатов и один­ надцати вспомогательных кораб­ лей. Эскадра вышла к Соловкам, недолго крейсеровала по Белому морю и внезапно, по приказу Петра, ушла к Нюхче. Отсюда начался грандиозный переход, задуманный Петром. «Флот шел по суху его велением, усердие русское заменяло ему ве­ тер и паруса!» - - так говорил потом об этом переходе Ломоно­ сов. На бревенчатых катках, по просеке, проложенной в местах, где не ступала до той норы че­ ловеческая нога, двигались ко ­ рабли. Путь то и дело преграж­ дали невыкорчеванные в спеш­ ке пни. Суда срывались с кат­ ков. Худые мосты ломались. Больные от осенней сырости, ис­ кусанные комарами люди чини­ ли путь, устраняли помехи. Петр работал топором, как и все дру­ гие. В десять дней дорога от Нюхчи до Повенца была пройде­ на. Только 2.500 человек из 4.000 выдержали этот путь. Ос­ тальные отстали по болезни или умерли от истощения. ІІо Онежскому озеру, Свири и Ладоге флотилия дошла до новой трехверстной просеки, выводив­ шей к берегу Невы. I октября J702 года корабли с Ладоги и Невы атаковали крепость Ноте- бург (Орешек). Исход этого боя известен. Петр писал потом Ап­ раксину: «Правда, что зело же­ сток сей орех был, однако ж, сла­ ва богу, счастливо разгрызен». Таіі на Севере, у берегов Вело- го моря, ковалась та победа, ко­ торая вывела Россию к водам Балтики. Значение, Архангельской вер­ фи не упало и после того, как построено было Адмиралтейство на Неве, в новой столице. С 1604 до 1860 г. в Архангельске было спущено 319 кораблей для Бал­ тийского флота и 76 — для Бе­ ломорской флотилии. Отсюда вы­ шел фрегат «Крейсер», принятый с верфи Нахимовым. 11. С. На­ химов провел этот корабль на Балтику. Затем командиром на «Крейсер» был назначен М. П. Лазарев, совершивший на этом корабле кругосветное плавание. Здесь строился славный «Мер­ курий», который выдержал под командованием капитан-лейте­ нанта Казарского героическую схватку “ с турецкой эскадрой у Босфора. Со стапелей Соломбаль- ской верфи сошел «Азов», фре­ гаты «Константин» и «Елена», сражавшиеся у Наварина, и еще много кораблей, оставивших о себе достойную намять в исто­ рии русского флота. В 1854 году Архангельску снова угрожали иноземные за­ хватчики. Однако после боя у Соловецких укреплений неприя­ тельская эскадра уже не реши­ лась входить в устье Двины. Война 1854— 1855 года дока­ зала царскому правительству необходимость перехода к строи­ тельству паровых броненосных кораблей. Архангельские верфи были признаны негодными для утой цели. 5 марта 1862 года Александр II приказал: «Глав­ ный порт Архангельск уиразд- нить. I) порте сем сохранить лишь гидрографическую часть н управление маяками и лоцией». Морское министерство пресле­ довало тех моряков, которые ос­ меливались выступить против пренебрежения к северным во­ дам. Это продолжалось вплоть до J914 года, когда новая война доказала правоту тех, кто спо­ рил с морским министерством. Однако лишь в годы советской власти Архангельск получил свое настоящее значение среди мор­ о ки ! городов нашей страны. Так называемый «Великий Северный лесной массив», окру­ жающий Архангельск и протя­ нувшийся с запада на восток бо­ лее, чем на 2.000 километров, начал правильно эксплоатиро- ваться лишь в годы сталинских пятилеток. Это превратило Ар­ хангельск в основной центр ле­ сопиления и лесоэкспорта нашей Родины и повлекло за собой оживление архангельского порта. Ііо длине причальных линий порт этот стал одним из наибольших в мире. Вдоль побережья Белого моря и на ближних островах оживились пушной, зверобойный и рыболовецкий промыслы. В го­ ды, предшествовавшие войне, были приняты меры для заселе­ ния беломорского бассейна но­ выми видами рыб. В устья се­ верных рек выпускали миллионы доставленных самолетами маль­ ков семги и амурской кеты. С Камчатки было доставлено 15 миллионов икринок тихоокеан­ ского краба. Оживление промыслов и стро­ ительство новых грандиозных предприятий вызывало рост са­ мого города. В 1914 году в Ар­ хангельске было всего 35 тысяч жителей. К январю 11)39 года в Архангельске жили 281.091 че­ ловек. Отсюда уходили в Аркти­ ку важнейшие советские экспе­ диции. Огромный, многолюдный город-порт протянулся вдоль обоих берегов Двины. Город мо­ ряков быстро преображается, становится еще красивее и бла­ гоустроеннее. Это крупнейший культурный центр советского Се­ вера. После того, ка к волею велико­ го Сталина в заполярных водах создан был Северный флот, Ар­ хангельск стал мощным фортом нашей Родины на побережыі Бе­ лого моря. В грозные дни Вели­ кой Отечественной войны Се­ верный флот и Беломорская фло­ тилия надежно хранили и хра­ нят безопасность города и края и труд его жителей. Ни на один день не утихала жизнь в Архан­ гельском порту, днем и ночыо шла разгрузка океанских кораб­ лей и погрузка экспортных ма­ териалов. Все эти корабли при­ водили в Архангельск и уводили оттуда надежные конвои северо­ морцев. Славен город Архангельск в истории нашей Родины! В Оте­ чественной войне приумножи­ лась его слава. Она зовет северо­ морцев к новым подвигам. А. МАРЬЯМОВ. Ответственный редактор П. ПОПОВ. ГМ 223605. Зак. № 772.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz