Боевой курс. 1945, июнь.
2 Б О Е В О Й К У Р С . 12 июня 1945 г.. № 43. А Р Х А Н Г Е Л Ь С К Д в и н с ки іі берег открывается с, корабли зеленым простором сосновых и березовых лесов. Смолистые, диски маячных строе ний и рубленые, избы виднеются ,ѵож деревьев. А потом кораолі. входит в спокойное течение ве ликой древией реки, И глазу от крывается город с его старин ными и новыми зданиями: с башнями маикон. поставленных там, где улицы спускаются к ре ке; с. громом электросварки в корабельных доках; с хлопотли вым урчанием моторных кате ров. пересекающих реку: с мно жеством больших и малых судов у берега; с легкими облаками, плывущими в удивительно чи стой голубизне высокого север ного неба. Это Архангельск, город, кото рый, по праву может быть на зван колыбелью русского флота. Здесь Петр I впервые после потешных плаваний по Москвс- рскс и Яузе дышал настоящим воздухом моря, северным океан ским ветром, вздувающим пару са больших кораблей на долгом и нелегком пути. Происхождение многих горо дов Севера теряется в глубокой давности. Архангельск среди них — один из самых молодых. Годом его рождения принято считать 1584, когда на мысе Пур-ІІаволок была построена Ново-Холмогорская крепость. Первым в устье Двины пришел в 1553 году корабль английского шкипера Ричарда Ченслера. Он и приходившие вслед за ним другие иноземные мореплавате ли много рассказывали о богат ствах русского Севера, о прямом и удобном пути, что ведет от устья Двины на Полгу и дальше, в Персию и в жаркие индийские земли. Из года в год все больше чужеземных кораблей приходило в Двину, и на борту их бывали не только купцы, но и военные люди с зоркими и жадными гла зами. При Иване Грозном в Москву приехал вестфальский немец Генрих 111гаден. Сперва он варил - пиво и мед, потом затесался в j царские опричники. По оприч- і ным делам побывал в Карелии и и на Кольском полуострове. И 1570 году он вернулся из Рос сии в Голландию и там составил план овладения Россией, путем наступления с Мурманского по бережья. Он рассказывал в атом плане со всей точностью опытного шпиона о том, каковы укрепле ния в Неченге и Коле, какой си лою могут быть они взяты, как должна двигаться армия от Ко лы до Кандалакши и дальше, по течению северных рек и по боль шим озерам. Штаден указывал, кто может дать денег на веление •>тоіі войны и где нужно вербо- ,?а#ят. шкиперов. Он писал, отку да набирать людей в армию, ко го посадить на Москве госуда рем і* иа каких университетов пригласить проповедников. С рассчитанной хладнокровной не мецкой жестокостью Штаден пи сал о том, что но течению боль ших русских рек должны 5ыт;. пущены виселицы и трупы пове шенных будут пугать других русских людей, чтобы заставить их подчиниться завоевателям • немцам. Проект свой ІПгаден предла гал и германскому императору Рудольфу, и бургундскому п р- цогу, и даже мелким германским К НН ЗЫ ІМ . Но вре.мя ОЫ.Ііі такое, что ссориться с Москвоіі было невыгодно: нужно было зару читься помощью России В борь бе, против турецкой экспансии на Запад. Проектом ІПтадена германские властители в ту но ру не воспользовались. Царь Иван IV знал, что неспроста па ве ді . і ваюте и такие гости, знал об их целях и приказывал ставить новые крепости, посылал на Се вер стрельнов и способствовал заселению Двинского устья. Настоящее рождение города Архангельска произошло, конеч но, в 1G93 г., когда Петр поло жил начало отечественному су достроению на архангельских верфях и стал развивать судо ходство и морскую торговлю в северных морях. Неподалеку от Архангельска, на реке Вавчуге. небольшую верфь . имели корабельщики братья Баженины. Здесь они по строили небольшую яхту «Сви той Петр», и на этой яхте Пе/гр выходил в Белое море, учился морскому делу сам и обучал мат росов для будущих кораблей. Б те же дни первого своего пребывания в Архангельске Петр приказал строить казенную ад миралтейскую верфь на.среднем Соломбальском острове и до своего от’езда, 18 сентября 1(>03 года, успел заложить на этой вер фи первый корабль фрегат «Святой апостол Павел». Мень ше чем через год 18 мая ІІіІ» ! года Петр вновь возвра ти.існ в Архангельск и два дня спустя присутствовал при тор жественном спуске фрегата на повой верфи. Нагруженный поташом, смо лою, хлебом и лесом, фрегат был отправлен в Голландию, а на Соломбале шла уже постройка новых кораблей, и гонцы отвози ли из Архангельска письма и приказы Петра, в которых гово рилось о том, как доставлять адмиралтейству пушки и железо с бслозерских заводов, какой лес сплавлять из Каргополя и Соль- вычегодска для корабельного строения, где вербовать матро сов и рабочих, откуда пригла шать опытных мастеров. В 1701 году в Соломбале бы ли построены уже шесть боль ших торговых кораблей. Адми ралтейские верфи разрастались. С каждым годом архангельский порт пропускал все больше су дов. Для охраны Архангельска была построена на .1писком ост рове Новодвинская крепость. В первый же год своего существо вания эта крепость выдержала боевое испытание. В ту нору шла война со шве дами. 24 июня 1701 года в Бе- резовское устье Двины вошли четыре галиота, два фрегата и одна шнява. Они шли иод ан глийскими и голландскими тор говыми флагами. Не нарушая установленных правил, корабли стали на якорь близ острова Мудьюг и допустили на борт до смотрщиков с Мудыогекой заста вы. Однако на берег капитан за ставы и все его провожатые не вернулись. Затем шкиперы нри- Старіиий к р а с н оф л о тец Перемытько пр и с л а л в р еда кцию га з е ты „Ноевой к ур с“ пись мо, в кот о р ом он пр о сит р а с ска зат ь на ст р а н и ц а х газеты об обра зовании города и порта А р х а н г е л ь с к и что они собой пр е д ст а в л яют . Отвечаем т. Пере мытько . иили на борт лоцманов Ивана Рябова и Дмитрия Борисова и попросили провести корабли в Архангельск. Лоцманы или, как их тогда называли, «корабельные ножи», осмотревшись, смекнули, что они попали вовсе не к мирным куп цам», а на военные корабли «свойских ратных людей». Семь кораблей оказались шведской эскадрой вице-адмирала Шебла- та, посланной Карлом X II с при казанием —- сжечь Архангельск. Капитан Мудыогекой заставы и его люди находились в плену у шведов. Рябов и Борисов решили по жертвовать собою, но не допус тить неприятелей к Архангель ску. Став к рулю шнявы, они новели корабли прямо на от мель, находившуюся против но водвинского укрепления. Два корабля сели на мель в зоне обстрела береговых батарей. Ядра посыпались на палубы вра- зкеских кораблей. Поморские лоцманы не, скрывали своей ра дости. Направляя корабли на камни, они знали, что жертву- Ю’і своей жизнью ради спасения родного города. Шведы поняли умысел «вожей» и застрелили Ворисова. Рябов, упав рядом с товарищем, притворился мерт вым. Перестрелка кораблей с кре постью длилась тринадцать ча сов. Один из галиотов и шнява были разбиты. Команды их бежа ли к эскадре на гребных шлюп ках. Рябов ускользнул в сумато хе и вплавь добрался до родного берега. Эскадра отошла в море, а два корабля, нолузатонувшпе от про боин, остались трофеями защит ников крепости. Петр I обдумывал в ту нору грандиозный стратегический план. Осуществление его нача лось с весны 1702 года. В мае Петр в третий раз приехал в Ар хангельск. На адмиралтейской верфи и на Вавчугской верфи братьеп Бажешшых полным хо дом шла постройка военных ко раблей. Вооружали их втайне, ночью, «чтобы шведам и невдо мек было», — говорил Петр, — предвидя возможность шпиона жа со стороны команд инозем ных торговых кораблей, стояв ших в. порту. В то же время сержант Преоб раженского полка ІЦепотьев ру ководил другими огромными ра ботами. происходившими в той же тайне. От селения Нюхча, что на берегу Белого моря, до само го ІІовенца на Онежском озере, рубилась двухсотверстная про сека. В месяц просека была вы рублена. перекрыты мостками ручьи и речки. К августу все было окончено. 1.000 солдат погрузились на эс кадру из двух фрегатов и один надцати вспомогательных кораб лей. Эскадра вышла к Соловкам, недолго крейсеровала по Белому морю и внезапно, по приказу Петра, ушла к Нюхче. Отсюда начался грандиозный переход, задуманный Петром. «Флот шел по суху его велением, усердие русское заменяло ему ве тер и паруса!» - - так говорил потом об этом переходе Ломоно сов. На бревенчатых катках, по просеке, проложенной в местах, где не ступала до той норы че ловеческая нога, двигались ко рабли. Путь то и дело преграж дали невыкорчеванные в спеш ке пни. Суда срывались с кат ков. Худые мосты ломались. Больные от осенней сырости, ис кусанные комарами люди чини ли путь, устраняли помехи. Петр работал топором, как и все дру гие. В десять дней дорога от Нюхчи до Повенца была пройде на. Только 2.500 человек из 4.000 выдержали этот путь. Ос тальные отстали по болезни или умерли от истощения. ІІо Онежскому озеру, Свири и Ладоге флотилия дошла до новой трехверстной просеки, выводив шей к берегу Невы. I октября J702 года корабли с Ладоги и Невы атаковали крепость Ноте- бург (Орешек). Исход этого боя известен. Петр писал потом Ап раксину: «Правда, что зело же сток сей орех был, однако ж, сла ва богу, счастливо разгрызен». Таіі на Севере, у берегов Вело- го моря, ковалась та победа, ко торая вывела Россию к водам Балтики. Значение, Архангельской вер фи не упало и после того, как построено было Адмиралтейство на Неве, в новой столице. С 1604 до 1860 г. в Архангельске было спущено 319 кораблей для Бал тийского флота и 76 — для Бе ломорской флотилии. Отсюда вы шел фрегат «Крейсер», принятый с верфи Нахимовым. 11. С. На химов провел этот корабль на Балтику. Затем командиром на «Крейсер» был назначен М. П. Лазарев, совершивший на этом корабле кругосветное плавание. Здесь строился славный «Мер курий», который выдержал под командованием капитан-лейте нанта Казарского героическую схватку “ с турецкой эскадрой у Босфора. Со стапелей Соломбаль- ской верфи сошел «Азов», фре гаты «Константин» и «Елена», сражавшиеся у Наварина, и еще много кораблей, оставивших о себе достойную намять в исто рии русского флота. В 1854 году Архангельску снова угрожали иноземные за хватчики. Однако после боя у Соловецких укреплений неприя тельская эскадра уже не реши лась входить в устье Двины. Война 1854— 1855 года дока зала царскому правительству необходимость перехода к строи тельству паровых броненосных кораблей. Архангельские верфи были признаны негодными для утой цели. 5 марта 1862 года Александр II приказал: «Глав ный порт Архангельск уиразд- нить. I) порте сем сохранить лишь гидрографическую часть н управление маяками и лоцией». Морское министерство пресле довало тех моряков, которые ос меливались выступить против пренебрежения к северным во дам. Это продолжалось вплоть до J914 года, когда новая война доказала правоту тех, кто спо рил с морским министерством. Однако лишь в годы советской власти Архангельск получил свое настоящее значение среди мор о ки ! городов нашей страны. Так называемый «Великий Северный лесной массив», окру жающий Архангельск и протя нувшийся с запада на восток бо лее, чем на 2.000 километров, начал правильно эксплоатиро- ваться лишь в годы сталинских пятилеток. Это превратило Ар хангельск в основной центр ле сопиления и лесоэкспорта нашей Родины и повлекло за собой оживление архангельского порта. Ііо длине причальных линий порт этот стал одним из наибольших в мире. Вдоль побережья Белого моря и на ближних островах оживились пушной, зверобойный и рыболовецкий промыслы. В го ды, предшествовавшие войне, были приняты меры для заселе ния беломорского бассейна но выми видами рыб. В устья се верных рек выпускали миллионы доставленных самолетами маль ков семги и амурской кеты. С Камчатки было доставлено 15 миллионов икринок тихоокеан ского краба. Оживление промыслов и стро ительство новых грандиозных предприятий вызывало рост са мого города. В 1914 году в Ар хангельске было всего 35 тысяч жителей. К январю 11)39 года в Архангельске жили 281.091 че ловек. Отсюда уходили в Аркти ку важнейшие советские экспе диции. Огромный, многолюдный город-порт протянулся вдоль обоих берегов Двины. Город мо ряков быстро преображается, становится еще красивее и бла гоустроеннее. Это крупнейший культурный центр советского Се вера. После того, ка к волею велико го Сталина в заполярных водах создан был Северный флот, Ар хангельск стал мощным фортом нашей Родины на побережыі Бе лого моря. В грозные дни Вели кой Отечественной войны Се верный флот и Беломорская фло тилия надежно хранили и хра нят безопасность города и края и труд его жителей. Ни на один день не утихала жизнь в Архан гельском порту, днем и ночыо шла разгрузка океанских кораб лей и погрузка экспортных ма териалов. Все эти корабли при водили в Архангельск и уводили оттуда надежные конвои северо морцев. Славен город Архангельск в истории нашей Родины! В Оте чественной войне приумножи лась его слава. Она зовет северо морцев к новым подвигам. А. МАРЬЯМОВ. Ответственный редактор П. ПОПОВ. ГМ 223605. Зак. № 772.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz