Боевой курс. 1945, июнь.

За нашу Советскую Родину! Б П Е В П Й ★ ★ К Р А С Н О Ф Л О Т С К А Я Г А З Е Т А ★ ★ № 4 3 1 2 и ю н я 1 9 4 5 г . , в т о р н и к ПРОЧТИ И П Е Р ЕД А Й Т О В А Р ИЩ У . Служба и деятельность лич­ ного состава на корабле может быть плодотворной только при точном и целесообразном распре­ делении времени и бережном к нему отношении. Корабельный устав ВМФ. Подводники повышают свое воинское мастерство В отделении торпедистов Мое отделение занимается изу­ чением материальной части тор- кеды. Вопрос атот кажется для нас не новым. Шесть вражеских транспортов торпедировала на­ ша подводная лодка за время Отечественной войны. Личный состав в бою испытал себя и проверил свое мастерство. По­ этому, занятия, которые мы сей­ час проводим, я стараюсь орга­ низовать так, чтобы они были интересными и давали новые знания. Составив план очередного за­ нятия, я подбираю соответ­ ствующий материал (чертежи, описания) и рекомендую это прочесть краснофлотцам. Подбор вопросов но теме яв­ ляется очень важной частью подготовки и проведения заня­ тия. Ведь можно по-разному за­ дать вопрос. Я стараюсь использовать от­ дельные поучительные случаи из боевой практики. Это помогает заинтересовать краснофлотцев. Например, по вопросу, как при­ готовить торпедный аппарат к стрельбе, я рассказал случай с одной подводной лодкой, где не­ правильно был изготовлен аппа­ рат для стрельбы, а вследствие этого атака была сорвана. Мы тут же этот случай разоб­ рали на практике' в отсеке. Использование на занятиях боевого опыта подводников зна­ чительно облегчает теоретиче­ скую и практическую учебу. Сей­ час краснофлотцы Александрин и Судариков готовят аппараты без единого замечания, безуко­ ризненно выполняют аварийные задачи, хорошо справляются с заделкой пробоин. Старшина 2 статьи А. ФОМИНЫХ. Д Е Н Ь У Ч Е Б Ы Как только дневальный подал команду: «Приготовиться к за­ нятиям», наше отделение тор­ педистов занимает место у сто­ ла, где командир отделения стар­ шина 2 статьи Фоминых уже разложил схемы, фотоснимки, описание торпеды. Кратко изло­ жив тему занятий, старшина за­ дает вопрос краснофлотцу Су- дарикову: — Расскажите о работе гид­ ростатического аппарата во вре­ мя хода торпеды. Судариков отвечает на во­ прос, разбирая его по схеме. Фо­ миных следит за точностью от­ вета и последовательностью. Иногда он поправляет красно­ флотца, Потом старшина говорит о значении торпедного оружия. Наш командир отделения любит свою специальность и старается воспитать это чувство и у нас. Вот и теперь он говорит об этом как о чем-то близком и дорогом. Теоретическая учеба закончи­ лась и наше отделение торпеди­ стов отправляется на подводную лодку. В торпедном отсеке про­ водятся практические занятия по приготовлению торпедных ап­ паратов к выстрелу в момент торпедной атаки в нормальных и затемненных условиях. Неожиданно поступает ввод­ ная от старшины группы глав­ ного старшины Алексеева. — Пробоина по правому бор­ ту в районе трюмной помпы! Начинается борьба за жизнь корабля. Вооружившись необхо­ димыми спасательными материа­ лами, мы быстро заделываем пробоину. Руководит старшина Фоминых. Аварийные занятия занимают остальную часть учебного дня. Проверив нашу работу, главный старшина дает отличную оценку. Отправляясь на отдых, торпе­ дисты с удовлетворением отмеча­ ют, что время потрачено не зря. Краснофлотец В. АЛЕКСАНДРИН. Задачу решают молодые краснофлотцы Значительная часть ^ичного состава нашей подводной лодки это — молодежь, пришедшая недавно на флот. Теперь для нас наступили трудные дни учебы. Самым интересным у нас яв­ ляются практические занятия. Особенно хорошо была выполне­ на вводная задача: «Взрыв и пожар аккумуляторной батареи». Уверенно действовал командир отделения электриков старший краснофлотец Горячев, показы­ вая нам, ка к нужно поступать в таких случаях. Краснофлотец Саленко точно и быстро исправлял поврежде­ ния в темноте, показывая, что дни учебы не пропали даром. Приемная комиссия дала хоро­ шую оценку нашему отделению. Молодые краснофлотцы про­ должают упорно учиться, чтобы стать настоящими мастерами своего дела. Краснофлотец КУЛИКОВ. Хорошеестремление В то время, когда над гаванью раздавались традиционные вы­ стрелы, извещавшие о победах, к нам на подводную лодку при­ шли молодые краснофлотцы Гон­ чаров и Зайцев, Экипаж кораб­ ля тепло принял в свою семью новичков. С первых дней они с жаром взялись за изучение устройства корабля, за овладение специаль­ ности и морской практики. Осо­ бое рвение в учебе проявил краснофлотец Гончаров. Каждый клапан, каждая магистраль, или прибор его интересовали. Ни одной мелочи он не упускал. Разбирал чертежи, читал учеб­ ники, а чаще всего обращался за помощью к старшим товарищам, участникам многих боевых по­ ходов. Ему подробно обо всем рас­ сказывали, показывали, помога­ ли, уделяли максимум внимания. Гончаров поставил перед со­ бой задачу: в кратчайший срок изучить специальность. И он стал полноценным специалистом. Теперь он самостоятельно несет вахту. Боевой пост и заведыва- ние всегда у него в чистоте и порядке. Механизмы в походах работают безотказно и четко. Нередко можно видеть, как сам Гончаров помогает своим това­ рищам, которые вместе с ним пришли на корабль и которые его считают достойным образ­ цом. Однажды на комсомольском собрании Гончаров сказал: — Судьба корабля зависит не от стихии, а от каждого из нас, а поэтому, кто любит море и по­ ходы, тот будет знать специаль­ ность, любить ее. Я учусь и ра­ ботаю, чтобы быть моряком, а не пассажиром. Краснофлотец Н. ЧЕРТОВСКИЙ. Автор исторического повество­ вания .По р т-Ар тур " писатель Александр Николаевич Степанов. В родном селе Но перрону медленно проходит моряк. Кругом видны разруше­ ния войны: остатки фундамента, груды щебня и рядом ровные штабели кирпичей со следами мела и цемента — все, что ос­ талось от некогда уютного стан­ ционного здания. Несколько женщин роются в обломках, очевидно, расчищают площадку для новой стройки. Они замети­ ли моряка и, не прекращая ра­ боты, начали сыпать- компли­ менты по его адресу. -— Иды до нас, хлопец! — крикнула шустрая черноглазая дивчына, Ее смуглое от загара лицо осветилось ласковой мно­ гообещающей улыбкой. Но хло­ пец не слышал ничего. Им овла­ дели тяжелые думы, не покидав­ шие его всю дорогу от берегов холодного Баренцева моря до теплых украинских степей. В памяти его возникали дорогие образы старушки-матери, отца, сестры, погибшей в немецкой не­ воле. Иван Грищук знал, что мать с трудом переживает по­ стигшее горе. И теперь он думал о том, как предупредить ее о своем приезде, чтобы неожидан­ ная встреча с единственным сы­ ном после долгой разлуки не убила исстрадавшуюся женщину. Грищук почти бегом бежал по знакомой дороге. Вот уже и де­ ревня видна, а он еще не при­ думал, как же встретится с ма­ терью. Стали попадаться знако­ мые лица, но никто не узнавал его. Грищук даже был рад это­ му. Но тут он услышал: ' — Ой, Иван! Та ты що, из неба звалывея? ■ И едва Иван повернул голову на окрик, как женщина, узнав­ шая его, опрометью бросилась в их хату. А уже через минуту оттуда с воплями выбежала обезумевшая от радости мать. — Сын мой, сыночку, радость ты моя.— И п л а ч у щ а я от внезап­ но свалившейся на нее радости, совсем ослабевшая женщина, беспомощно повисла у него на груди. Все село сбежалось к Грищу- кам. Небольшая крестьянская хата не могла вместить огром­ ную толпу. Люди стояли в рас­ крытых дверях, заглядывали в окна. Говор, плач, причитания наполнили помещение. Каждый спешил поведать земляку свое горе. И тяжелые чувства стали одолевать закаленного в боях и походах моряка. Из отрывочных фраз в этом хаосе людских го­ лосов ему представилась страш­ ная картина. В период своего временного хозяйничанья в этом селе нем­ цы расстреливали мирных совет­ ских людей, сталкивали живыми в колодцы, а потом засыпали половой и соломой, а сверху за­ бивали досками. Молодежь от­ правляли в Германию. У кого забрали сына, у кого — дочь. У соседки Грищука были взяты сразу двое. Бедная женщина не вынесла горя и тут же умерла от разрыва сердца. Старый Гри­ щук пошел просить об оставле­ нии кого-нибудь из этой семьи, но был избит. Не в силах под­ няться от побоев, он лежа видел, ка к его дочь вместе с другими загнали в вагон с издевательской надписью: «Для добровольцев на работу в Германию». — И не стало, Иван, с тех пор твоей сестры... На следующий день колхозни­ ки снова собрались у Грищука, Старший краснофлотец, успев­ ший отдохнуть после дороги, рассказывал о своей службе и боевых делах подводников. Люди удивлялись мужеству моряков и неохотно верили в беспокойный характер студеного моря с не­ приветливыми скалистыми бе­ регами. Но слушали рассказчи­ ка с большим вниманием. Непо­ нятно было им: Заполярье — бо­ гатый и суровый край и в этой суровости есть своеобразная, привлекающая красота.. Зимой не бывает дня «такого ка к у нас», а в летние месяцы беспре­ рывно длится день. Грищук рассказал о значении незамерзающих северных пор­ тов, а к о щ і стал говорить о бое­ вых походах, ка к топили совет­ ские подводники немецкие кораб­ ли, о тех напряженных полных тревоги минутах, когда вокруг подводной лодки море кипит от разрывов глубинных бомб, люди поняли — нелегко морякам до­ ставались победы. Приезд подводника в родное село, его рассказы о флоте по­ служили стимулом в работе кол­ хозников. Еще дружнее стали они обрабатывать свои поля и строить фермы. Каждый день приходили одно­ сельчане поговорить с бывалым моряком, посоветоваться о чем- нибудь. Иные и без всякой цели, так, мимоходом, заглядывали. Поздороваются с Иваном, по­ смотрят на его матросскую фор­ му, на ордена и уходят. Грищук видел, что его уважают даже старики и старался но уронить в их глазах своего достоинства. Он узнал о бедственном положе­ нии старой колхозницы, у кото­ рой два сына и муж сражались на фронте. Моряк указал на нее председателю сельсовета и про­ сил помочь ей. Тот отнесся рав­ нодушно к заявлению. Тогда Гри­ щук отправился в районные ор­ ганизации и добился того, что женщине помощь была оказана. Проводы отпускника превра­ тились в митинг. Односельчане желали счастливого пути и даль­ нейших успехов по службе. А про себя говорили: не пожалеем своего труда, а колхоз сделаем сіце богаче, чем он был до вой­ ны. П. БЕЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz