Боевой курс. 1945, июль.
БОЕВОЙ КУРС. 17 июля 1945 г., Ns 53. — — и— ммяв—— ідшинпі~імг -шшт в ш в ш т в н т ш ш ш ш я ш я я т а ш ш ш ш ^ ш п т ш ш я я в ш ш я т ш ш ш ш в ш а ш ^ ш ш т ш ш ш я ш т т я ш т в ш ш т ш т т т т ш » ..................— ■. Ко Дню Военно-Морского Флота БОЕВЫЕ ДЕЛЯ ПОДВОДНИКОВ Большую и почетную роль г играл и Великой Отечествен ной нойто наш подводный флот. Выр-гжениые л цифрах итоги его Гикміиіі работы говорят об огромном ущербе, причиненном противнику. На годы войны со- Г'ОТС.СИО ІІОДІЮДПИКИІ уничтожили до 100 кораблей различных классов. 11а подводных лодках лежала такая важнейшая задача, как нарушение морских коммуника ций противника. И подводник» разрешили ее с честью. Однако значенио боевых дей ствий подводных лодок этим от нюдь не исчерпывается: нельзя сбрасывать со счетов и другое. Курсирование их в различных морях создавало постоянную угрозу движению кораблей про тивника и вынуждало его уси ленно пользоваться железнодо рожными путями, чтобы питать всем необходимым приморские фланги своих армий. А это при водило к тому, что сухопутный транспорт противника чрезмер но перегружался, и боевое пита ние его армий не поспевало во время. Как действовали подводники на отдельных театрах войны? Чтобы ответить на этот вопрос, следует кратко ознакомиться с морскими театрами и с обста новкой, в которой им приходи лось нести боевую службу. Северный морской театр. С середины апреля здесь начина ются белые ночи, которые про должаются до середины мая, когда наступает полярный день. С конца ноября до середины января — полярная ночь. И по лярный день, и полярная ночь для действия подводных лодок время невыгодное. Летом для зарядки аккумуляторов необхо димо отходить от фарватера движения кораблей противника в сторону, и в связи с этим ком муникации на время остаются необеспеченными. Белые ночи затрудняют нанесение против нику внезапных ударов. И на оборот, в темноте противник имеет большую возможность проскочить незаметно. Баренцево море отличают к тому же и весьма неблагоприят ные для действия подводных ло док метеорологические условия. Низкие температуры 'воздуха зимой вызывают обмерзание на ружных частей корпуса лодок. Требуется непрерывная работа по околке льда на пѵбке, рубоч ном люке, артиллерийском во оружении, антенне. Потом — штормовые погоды, особенно с октября по март, туманы в ию ле —- августе, снежные заря ды, когда видимость доходит до нуля... Коммуникации противника на севере проходили вдоль берего вой черты Северной Норвегии, изобилующей, как известно, большим количеством фиордов. Здесь его корабли при пресле довании нашими подводными лодками могли укрываться или вызывать силы противолодочной обороны. живали небольшие десант ные группы, производили мин ные постановки на путях дви жения вражеских кораблей при входе в его порты и т. д. Однако все же основной зада чей подводников было уничто жение торговых кораблей про тивника с целью нарушить его морские перевозки. Трудности в решении этой задачи заключа лись в том, что противник с са мых первых дней войны приме нял систему конвоя своих тор говых судов, состоявшего из эскадренных миноносцев, сторо жевых кораблей и охотников за подводными лодками. Входы же в многочисленные фиорды мини ровались и преграждались про тиволодочными сетями. Как пра вило, конвой при следовании прижимался к берегу, под за щиту береговых батарей. Таким образом, вся обстановка на севере была неблагоприятна для действий подводных лодок. Тем не менее подводники Север ного флота внесли немалый вклад в дело разгрома врага. Вот цифры. В 1941 г. они потопили свы ше 35 транспортов противника с различными грузами и 3 воен ных корабля. В следующем году счет потопленных транспортов увеличился —■ подводники пу стили на дно 42 транспорта, свыше десятка военных кораб лей (из них несколько нодвод- ] иых лодок). 1943 год отмечен еще боль шими потерями противника: уничтожено Г)0 транспортов и 18 военных кораблей; из них— 3 миноносца is минный загради тель. Во второй половине 1944 г. противник был изгнан из Север ной Норвегии, и этому йвімало способствовали подводники, по топившие 10 транспортов и 7 военных кораблей, среди кото рых был миноносец и 4 сторо жевых корабля. Иодіводныѳ лодки Северного флота повредили также немало вражеских кораблей. Это имело своим результатом перенапря жение производственных воз можностей судостроительных за водов, ремонтировавших кораб ли противника, и заставляло его частично переносить перевозки на сухопутье. Своевременное снабжение армий затруднялось. Подведем итоги, самые основ ные и отнюдь не исчерпываю щие. За годы войны породшпси- североморцы пустили на дно около 180 кораблей противника і : различными грузами и войска ми, общим водоизмещением око ло 900 тысяч тонн. Чтобы ре ально ощутить значение этих цифр, достаточно сказать, что перевозка грѵза в 900 тысяч тонн требует до 260 железно дорожных составов по 70 пяти десятитонных вагонов каждый. Действия подводных лодок по стоянно вызывали тревогу у не мецкого командования. Так, на чиная с конца августа 1941 г.. командующий немецкими вой сками на севере постоянно тре бовал пополнения сил для охра- КАПИТАН 1 ранга А. Ш е р ги н . • ние количества самолетов, ни пополнение вражеского флота подводными лодками и надвод ными кораблями —- не помогло фашистам. Доблестные северо морцы преодолевали все препят ствия и топили корабли про тивника во все возраставшем количестве. Образец такого ма стерства и находчивости проя вил, например, Герой Советско го Союза т. Щедрин во время одной из операций. Находясь в море, он обнаружил конвой транспортов в охранении мино носцев и сторожевых кораблей. Подводная лодка стала выходить г; атаку, но была обнаружена одним из кораблей противника. Изменив курс, враг пошел на нашу подводную лодку, чтобы таранить ее, одновременно сбра сывая глубинные бомбы. Отка заться от атаки? Нет. т. Щед рин принял решение нырнуть под атакующий его корабль и произвести залп. Так он и по ступи,!. Транспорт водоизмеще нием в 8 тысяч тони был по топлен. Неблагоприятной для боевых действий наших подводных ло док была обстановка и на Бал тийском море, и особенности в Финском заливе. Противник со здал в заливе мощные противо лодочные рубежи. Нашим лодкам приходилось совершать выходы из баз и переход через Финский залив иод постоянным воздей ствием различных сил противни ка, форсировать минные поля и ■ ѵгик• противолодочные прегра ды. Форсирование Финского за» лива затруднялось к тому же из-за белых ночей в мае, июне и июле. Весь залив протяже нием в 200 міиль приходилось проходить в эти месяцы в под водном положении,' Лишь на очень небольшой срок удавалось всплыть для того, чтобы заря дить бааареи аккумуляторов и «набраться» воздуха. Боевые действия наших под водных лодок сильно затрудня лись еще и тем, что противник, заняв как северный, так и юж ный берета Финского залива с их многочисленными портами, широко использовал рыбачьих ботов. Здесь же; на занятом противником побережье, была оборудована густая сеть постов наблюдения, а в море созданы противолодочные рубежи в виде многочисленных минных полей и сетей. Не следует также за бывать, что подводникам прихо дилось воевать п условиях бло кады Ленинграда, когда ремонт кораблей, вплоть до капитально го, был возложен почти исклю чительно на личный состав. Однако, несмотря на все эти трудности, подводники-балтийцы успешно форсировали «трубу» Финского залива, топили кораб ли противника но только на про сторах Балтийского моря, но и в его базах. Немцы, считая, что форсирование Финского залива совершенно невозможно и что подводные лодки окончательно заблокированы в Кронштадте и Ленинграде, были весьма удив лены, когда в 1942 г. с очище нием Финского залива от льда наши подводные лодки появи лись в Балтике у самых враже ских баз. Помогая войскам Красной Ар мии1, продвигавшимся вдоль се верного и южного побережий Финского залива, подводники Краснознаменного Балтийского флота успешно выполняли воз ложенные на них задачи. Вот краткий итог их боевой работы. В 1941— 1942 гг. они пото пили 55 транспортов с различ ными грузами и войсками и не сколько военных кораблей; в 1944— 1945 гг. -—- около 50 транспортов и 7 военных кораб лей. Большое количество кораб лей противника, получив те или иные повреждения, было выве дено из строя на продолжитель ное время. Не отставали 'в боевой работе от своих собратьев но оружию и подводники Черноморского флота. Говоря об особенностях обста новки. в которой развертыва лась боевая деятельность под водных лодок на этом театре, надо прежде всего отметить, что противник ідля своих перевозок морем использовал, ка к прави ло. малые суда — самоходные баржи, шхуны и транспорты ма лого водоизмещения. Это об стоятельство требовало от под водников особого умения уни чтожать ’Мелкосидящие суда. Надо было учесть и другое: противник использовал для сво их перевозок, особенно в севе ро-западной части моря, комму никации. проходившие вблизи берегов, где глубины исчисля лись 6— 15 метрами. Отсюда — очень трудные условия для ма неврирования при выходе в ата ку, а также при попытке укло ниться от воздействия «ил про тивника. Коммуникации же для врага в этом районе были удоб ны еще и в том отношении, что позволяли ему проходить рас стояния 'между отдельными пор тами в темное время «уток. На конец, отсутствие островов и мысов затрудняла подводным лодкам возможность точно опре делять свое местонахождение. Но подводники-черноморцы с честью преодолели все эти труд ности. Они быстро научились атаковывать торпедами малые корабли и действовать на мел ководье. Много -было применено искусства для того, чтобы вы следить и уничтожить врага, корабли которого топились и в открытом .море, и у входов в базы, и в самих базах. За 1941— 1942 гг. подводни ки Черного моря потопили 24 транспорта противника, несколь ко военных кораблей, самоход ных барж, буксиров и шхун. В 1948 г. они потопили 23 вра жеских транспорта и более 30 малых кораблей и самоходных барж. В 1944 г. подводные лод ки Черноморского флота уничто жили больше 20 кораблей раз личных /классов. Немало славных подвигов вписали подводники-черноморцы в дни героической обороны Сева стополя, когда они доставляли для осажденных в городе войск боеприпасы и т. д. и вывозили оттуда раненых и гражданское население. Советские подводники нанесли противнику огромный мате риальный ущерб. Вот далеко не полные данные о потопленных кораблях (по годам войны). В 1941 г. потоплено свыше 50 транспортов и 5 военных ко раблей; в 1942 г. — более 100 транспортов и 33 военных ко рабля различных классов; в 1943 г. — больше 70 транспор тов. около 30 военных кораблей различных классов и до 20 са моходных бавж, которые немцы широко использовали для своих перевозок. И. наконец, в 1944— 1945 гг. уничтожено около 70 транспортов и 15 воен ных кораблей. Большое количество, около 110 кораблей, преимущественно больших, было повреждено и выведено из строя на длитель ное время. В ходе войны 'подводники не прерывно совершенствовали тактику нападения на против ника, непрерывно улучшали ме тоды использования оружия и материальной части. От методов одиночного использования под водных лодок, когда им отводи лись определенные водные райо ны, где они должны были ожи дать противника, подводники пе решли к новым, более совершен ным методам —- активному по иску на больших водных про странствах, к совместным дейст виям и взаимодействию с дру гими силами іЬлота. И это ска залось на результатах: число потопленного тоннажа увеличи лось. Боевые дела подводников высоко оценены правитель ством. '14 командиров под водных лодок имеют звание Ге роя Советского Союза, многим подводным лодкам присвоено на именование 'гвардейских и крас нознаменных. Вот имена некоторых из на ших славных подводников Ге роев Советского Союза, которые вместе с воспитываемым ими личным составом пустили на дно немало кораблей противника с грузами и войсками: контр- адмирал Колышкин, капитаны 2 ранга Лушин, Стариков, Фиса- нович и Щедрин, капитаны 3 ранга Иосселиани, Алексее», Ка линин и другие. Повышению воинского ма стерства, укреплению боевого духа подводников в решающей степени способствовала прово димая на кораблях партийно- политическая работа. Используя различные ее Формы и методы, политработники, партийные и комсомольские организации все гда ставили в центре внимания одну .задачу: примерной ра ботой коммунистов и комсомоль цев, их влиянием на личный со став обеспечить (выполнение боевого задания. Ответственный редактор П. ПОПОВ. 8 а і Г м Г в Й Г Задачи, которые решали наши подводники, были самые разно образные. Они ходили в развед ку и поиск противника, выса- ніы перевозок морем. Однако ничто — ни увеличе- ГМ 223617.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz