Боевой курс. 1945, июль.

БОЕВОЙ КУРС. 17 июля 1945 г., Ns 53. — — и— ммяв—— ідшинпі~імг -шшт в ш в ш т в н т ш ш ш ш я ш я я т а ш ш ш ш ^ ш п т ш ш я я в ш ш я т ш ш ш ш в ш а ш ^ ш ш т ш ш ш я ш т т я ш т в ш ш т ш т т т т ш » ..................— ■. Ко Дню Военно-Морского Флота БОЕВЫЕ ДЕЛЯ ПОДВОДНИКОВ Большую и почетную роль г играл и Великой Отечествен­ ной нойто наш подводный флот. Выр-гжениые л цифрах итоги его Гикміиіі работы говорят об огромном ущербе, причиненном противнику. На годы войны со- Г'ОТС.СИО ІІОДІЮДПИКИІ уничтожили до 100 кораблей различных классов. 11а подводных лодках лежала такая важнейшая задача, как нарушение морских коммуника­ ций противника. И подводник» разрешили ее с честью. Однако значенио боевых дей­ ствий подводных лодок этим от­ нюдь не исчерпывается: нельзя сбрасывать со счетов и другое. Курсирование их в различных морях создавало постоянную угрозу движению кораблей про­ тивника и вынуждало его уси­ ленно пользоваться железнодо­ рожными путями, чтобы питать всем необходимым приморские фланги своих армий. А это при­ водило к тому, что сухопутный транспорт противника чрезмер­ но перегружался, и боевое пита­ ние его армий не поспевало во­ время. Как действовали подводники на отдельных театрах войны? Чтобы ответить на этот вопрос, следует кратко ознакомиться с морскими театрами и с обста­ новкой, в которой им приходи­ лось нести боевую службу. Северный морской театр. С середины апреля здесь начина­ ются белые ночи, которые про­ должаются до середины мая, когда наступает полярный день. С конца ноября до середины января — полярная ночь. И по­ лярный день, и полярная ночь для действия подводных лодок время невыгодное. Летом для зарядки аккумуляторов необхо­ димо отходить от фарватера движения кораблей противника в сторону, и в связи с этим ком­ муникации на время остаются необеспеченными. Белые ночи затрудняют нанесение против­ нику внезапных ударов. И на­ оборот, в темноте противник имеет большую возможность проскочить незаметно. Баренцево море отличают к тому же и весьма неблагоприят­ ные для действия подводных ло­ док метеорологические условия. Низкие температуры 'воздуха зимой вызывают обмерзание на­ ружных частей корпуса лодок. Требуется непрерывная работа по околке льда на пѵбке, рубоч­ ном люке, артиллерийском во­ оружении, антенне. Потом — штормовые погоды, особенно с октября по март, туманы в ию­ ле —- августе, снежные заря­ ды, когда видимость доходит до нуля... Коммуникации противника на севере проходили вдоль берего­ вой черты Северной Норвегии, изобилующей, как известно, большим количеством фиордов. Здесь его корабли при пресле­ довании нашими подводными лодками могли укрываться или вызывать силы противолодочной обороны. живали небольшие десант­ ные группы, производили мин­ ные постановки на путях дви­ жения вражеских кораблей при входе в его порты и т. д. Однако все же основной зада­ чей подводников было уничто­ жение торговых кораблей про­ тивника с целью нарушить его морские перевозки. Трудности в решении этой задачи заключа­ лись в том, что противник с са­ мых первых дней войны приме­ нял систему конвоя своих тор­ говых судов, состоявшего из эскадренных миноносцев, сторо­ жевых кораблей и охотников за подводными лодками. Входы же в многочисленные фиорды мини­ ровались и преграждались про­ тиволодочными сетями. Как пра­ вило, конвой при следовании прижимался к берегу, под за­ щиту береговых батарей. Таким образом, вся обстановка на севере была неблагоприятна для действий подводных лодок. Тем не менее подводники Север­ ного флота внесли немалый вклад в дело разгрома врага. Вот цифры. В 1941 г. они потопили свы­ ше 35 транспортов противника с различными грузами и 3 воен­ ных корабля. В следующем году счет потопленных транспортов увеличился —■ подводники пу­ стили на дно 42 транспорта, свыше десятка военных кораб­ лей (из них несколько нодвод- ] иых лодок). 1943 год отмечен еще боль­ шими потерями противника: уничтожено Г)0 транспортов и 18 военных кораблей; из них— 3 миноносца is минный загради­ тель. Во второй половине 1944 г. противник был изгнан из Север­ ной Норвегии, и этому йвімало способствовали подводники, по­ топившие 10 транспортов и 7 военных кораблей, среди кото­ рых был миноносец и 4 сторо­ жевых корабля. Иодіводныѳ лодки Северного флота повредили также немало вражеских кораблей. Это имело своим результатом перенапря­ жение производственных воз­ можностей судостроительных за­ водов, ремонтировавших кораб­ ли противника, и заставляло его частично переносить перевозки на сухопутье. Своевременное снабжение армий затруднялось. Подведем итоги, самые основ­ ные и отнюдь не исчерпываю­ щие. За годы войны породшпси- североморцы пустили на дно около 180 кораблей противника і : различными грузами и войска­ ми, общим водоизмещением око­ ло 900 тысяч тонн. Чтобы ре­ ально ощутить значение этих цифр, достаточно сказать, что перевозка грѵза в 900 тысяч тонн требует до 260 железно­ дорожных составов по 70 пяти­ десятитонных вагонов каждый. Действия подводных лодок по­ стоянно вызывали тревогу у не­ мецкого командования. Так, на­ чиная с конца августа 1941 г.. командующий немецкими вой­ сками на севере постоянно тре­ бовал пополнения сил для охра- КАПИТАН 1 ранга А. Ш е р ги н . • ние количества самолетов, ни пополнение вражеского флота подводными лодками и надвод­ ными кораблями —- не помогло фашистам. Доблестные северо­ морцы преодолевали все препят­ ствия и топили корабли про­ тивника во все возраставшем количестве. Образец такого ма­ стерства и находчивости проя­ вил, например, Герой Советско­ го Союза т. Щедрин во время одной из операций. Находясь в море, он обнаружил конвой транспортов в охранении мино­ носцев и сторожевых кораблей. Подводная лодка стала выходить г; атаку, но была обнаружена одним из кораблей противника. Изменив курс, враг пошел на нашу подводную лодку, чтобы таранить ее, одновременно сбра­ сывая глубинные бомбы. Отка­ заться от атаки? Нет. т. Щед­ рин принял решение нырнуть под атакующий его корабль и произвести залп. Так он и по­ ступи,!. Транспорт водоизмеще­ нием в 8 тысяч тони был по­ топлен. Неблагоприятной для боевых действий наших подводных ло­ док была обстановка и на Бал­ тийском море, и особенности в Финском заливе. Противник со­ здал в заливе мощные противо­ лодочные рубежи. Нашим лодкам приходилось совершать выходы из баз и переход через Финский залив иод постоянным воздей­ ствием различных сил противни­ ка, форсировать минные поля и ■ ѵгик• противолодочные прегра­ ды. Форсирование Финского за» лива затруднялось к тому же из-за белых ночей в мае, июне и июле. Весь залив протяже­ нием в 200 міиль приходилось проходить в эти месяцы в под­ водном положении,' Лишь на очень небольшой срок удавалось всплыть для того, чтобы заря­ дить бааареи аккумуляторов и «набраться» воздуха. Боевые действия наших под­ водных лодок сильно затрудня­ лись еще и тем, что противник, заняв как северный, так и юж ­ ный берета Финского залива с их многочисленными портами, широко использовал рыбачьих ботов. Здесь же; на занятом противником побережье, была оборудована густая сеть постов наблюдения, а в море созданы противолодочные рубежи в виде многочисленных минных полей и сетей. Не следует также за­ бывать, что подводникам прихо­ дилось воевать п условиях бло­ кады Ленинграда, когда ремонт кораблей, вплоть до капитально­ го, был возложен почти исклю­ чительно на личный состав. Однако, несмотря на все эти трудности, подводники-балтийцы успешно форсировали «трубу» Финского залива, топили кораб­ ли противника но только на про­ сторах Балтийского моря, но и в его базах. Немцы, считая, что форсирование Финского залива совершенно невозможно и что подводные лодки окончательно заблокированы в Кронштадте и Ленинграде, были весьма удив­ лены, когда в 1942 г. с очище­ нием Финского залива от льда наши подводные лодки появи­ лись в Балтике у самых враже­ ских баз. Помогая войскам Красной Ар­ мии1, продвигавшимся вдоль се­ верного и южного побережий Финского залива, подводники Краснознаменного Балтийского флота успешно выполняли воз­ ложенные на них задачи. Вот краткий итог их боевой работы. В 1941— 1942 гг. они пото­ пили 55 транспортов с различ­ ными грузами и войсками и не­ сколько военных кораблей; в 1944— 1945 гг. -—- около 50 транспортов и 7 военных кораб­ лей. Большое количество кораб­ лей противника, получив те или иные повреждения, было выве­ дено из строя на продолжитель­ ное время. Не отставали 'в боевой работе от своих собратьев но оружию и подводники Черноморского флота. Говоря об особенностях обста­ новки. в которой развертыва­ лась боевая деятельность под­ водных лодок на этом театре, надо прежде всего отметить, что противник ідля своих перевозок морем использовал, ка к прави­ ло. малые суда — самоходные баржи, шхуны и транспорты ма­ лого водоизмещения. Это об­ стоятельство требовало от под­ водников особого умения уни­ чтожать ’Мелкосидящие суда. Надо было учесть и другое: противник использовал для сво­ их перевозок, особенно в севе­ ро-западной части моря, комму­ никации. проходившие вблизи берегов, где глубины исчисля­ лись 6— 15 метрами. Отсюда — очень трудные условия для ма­ неврирования при выходе в ата­ ку, а также при попытке укло­ ниться от воздействия «ил про­ тивника. Коммуникации же для врага в этом районе были удоб­ ны еще и в том отношении, что позволяли ему проходить рас­ стояния 'между отдельными пор­ тами в темное время «уток. На­ конец, отсутствие островов и мысов затрудняла подводным лодкам возможность точно опре­ делять свое местонахождение. Но подводники-черноморцы с честью преодолели все эти труд­ ности. Они быстро научились атаковывать торпедами малые корабли и действовать на мел­ ководье. Много -было применено искусства для того, чтобы вы ­ следить и уничтожить врага, корабли которого топились и в открытом .море, и у входов в базы, и в самих базах. За 1941— 1942 гг. подводни­ ки Черного моря потопили 24 транспорта противника, несколь­ ко военных кораблей, самоход­ ных барж, буксиров и шхун. В 1948 г. они потопили 23 вра­ жеских транспорта и более 30 малых кораблей и самоходных барж. В 1944 г. подводные лод­ ки Черноморского флота уничто­ жили больше 20 кораблей раз­ личных /классов. Немало славных подвигов вписали подводники-черноморцы в дни героической обороны Сева стополя, когда они доставляли для осажденных в городе войск боеприпасы и т. д. и вывозили оттуда раненых и гражданское население. Советские подводники нанесли противнику огромный мате­ риальный ущерб. Вот далеко не­ полные данные о потопленных кораблях (по годам войны). В 1941 г. потоплено свыше 50 транспортов и 5 военных ко­ раблей; в 1942 г. — более 100 транспортов и 33 военных ко­ рабля различных классов; в 1943 г. — больше 70 транспор­ тов. около 30 военных кораблей различных классов и до 20 са­ моходных бавж, которые немцы широко использовали для своих перевозок. И. наконец, в 1944— 1945 гг. уничтожено около 70 транспортов и 15 воен­ ных кораблей. Большое количество, около 110 кораблей, преимущественно больших, было повреждено и выведено из строя на длитель­ ное время. В ходе войны 'подводники не­ прерывно совершенствовали тактику нападения на против­ ника, непрерывно улучшали ме­ тоды использования оружия и материальной части. От методов одиночного использования под­ водных лодок, когда им отводи­ лись определенные водные райо­ ны, где они должны были ожи­ дать противника, подводники пе­ решли к новым, более совершен­ ным методам —- активному по­ иску на больших водных про­ странствах, к совместным дейст­ виям и взаимодействию с дру­ гими силами іЬлота. И это ска­ залось на результатах: число потопленного тоннажа увеличи­ лось. Боевые дела подводников высоко оценены правитель­ ством. '14 командиров под­ водных лодок имеют звание Ге­ роя Советского Союза, многим подводным лодкам присвоено на­ именование 'гвардейских и крас­ нознаменных. Вот имена некоторых из на­ ших славных подводников Ге­ роев Советского Союза, которые вместе с воспитываемым ими личным составом пустили на дно немало кораблей противника с грузами и войсками: контр- адмирал Колышкин, капитаны 2 ранга Лушин, Стариков, Фиса- нович и Щедрин, капитаны 3 ранга Иосселиани, Алексее», Ка­ линин и другие. Повышению воинского ма­ стерства, укреплению боевого духа подводников в решающей степени способствовала прово­ димая на кораблях партийно- политическая работа. Используя различные ее Формы и методы, политработники, партийные и комсомольские организации все­ гда ставили в центре внимания одну .задачу: примерной ра­ ботой коммунистов и комсомоль­ цев, их влиянием на личный со­ став обеспечить (выполнение боевого задания. Ответственный редактор П. ПОПОВ. 8 а і Г м Г в Й Г Задачи, которые решали наши подводники, были самые разно­ образные. Они ходили в развед­ ку и поиск противника, выса- ніы перевозок морем. Однако ничто — ни увеличе- ГМ 223617.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz