Боевой курс. 1945, август.

БОЕВОЙ КУРС. 19 августа 1945 г., № 63 ...... летчик-это концентрированная воля, характер, умение итти на риск" И. СТАЛИН . Маршал авиации Ф. Л. Астахов. Б. Сафонов о летчиках „Помни, что враг бе­ жит, если ты смело идешь вперед, если ты полон презрения к смер­ ти, если ты не знаешь никакой другой цели, кроме одной победить". * * * „Нам, истребителям, надо летать в любую погоду, в любых усло­ виях надо бить врага Надо летать так, чтобы каждое облако, каждая сопка была не помехой, а другом, чтобы нам по­ могали и скалы, и ветер, и тучи"... Цифры За 'Время Великой Отече­ ственной войны летчиками-ее- івероморцами потоплено:- ■ транспортов 133, (водоизме­ щением 742.125 тонн, танкером 11, водоизмещени­ ем 7!).ООО тонн, миноносцев 5, надводных лодок 6, сторожевых кораблей 48, тральщиков 18, морских охотников 17, сторожевых катеров 33, торпедных катеров 1, прочих кораблюй 236. итого кораблей 508, водоиз­ мещением 90(5.720 тонн. Повреждено: — Всего кораблей 228, водами меіцением 572.580 тонн. Из них — транспортов 110, водоизмечцеиием 526.000 тонн. Уничтожено самолетов: В івшдуншых боях- 933. На земле — 121. Всего: — 1054. Советское Правительство высоко оцепило заслуги лет­ чиков - североморце® перед Родиной. 53 летчикам севе­ роморцам присвоено знание Героя Советского Союза, а вместе с прибывшими с. дру­ гих флотов семья героев-се- вероморцеів аігааторі«в насчи- тыівает 61 Героя Советского Союза. Тысячи летчиков и техников североморцев награждены ор­ денами и медалями Советско­ го Союза. БЕСМЕРТНАЯ СЛАВА СОВЕТСКИХ АВИАТОРОВ ->а годы воины вместе со всей советской авиацией суровый и сланный путь прошли и ваши североморские летчики. Н первый период боев немец- ко-фашисте кне захпатч ики име­ ли большое превосходство в воз­ духе. Североморцам нужно было обладать железной выдержкой и безграничным мужеством, чтобы выходить победителями в нерав­ ных боях. День и ночь северо­ морцы несли в воздухе бессмен­ ную боевую вахту. Все мы бы­ ли свидетелями, как бесстрашно дрались наши соколы и как на­ дежно прикрывали они наши го­ рода и населенные пункты, ко­ рабли и военные об'екты. На аэродромах Норвегии и Се­ верной Финляндии немцы сосре­ доточили значительные силы бомбардировочной и истреби­ тельной авиации. ІІа этих само­ летах летал отборный летный состав, прошедший с боями почти но всей Европе. Всей этой армаде противостояли героиче­ ские звенья наших «чаек» и «бисов». Вначале на один крас­ нозвездный истребитель прихо­ дилось по несколько вражеских машин». Г разных сторон' насе­ дали немцы. Но наши североморские лет­ чики не только вели воздушные бои и бомбардировали врага, но также совершали и штурмовые налеты. ІІІто был в суровый 1941 годна передовой позиции, тот знает 'самоотверженность летчиков и с исключительной теплотой отзывается о их бое­ вых делах. Вот что рассказывает лейтенант Кравченко., прикры­ вавший тогда дорогу на Мур­ манск: — Мы отбили девять немец­ ких атак. Тогда противник под­ тянул болтливо подкрепления и пошел в нювую атаку. На каж­ дого моряка приходилось но 10— 12 гитлеровцев. Долго мы бились, сдерживая своим О'Шем напиравшего врага. Немцы бы/ги близко, и мы отчет­ ливо видели их напряженные, злые лица. «Пойдем, ребята, в штыковую!» — сказал коман­ дир. и все приготовились к по­ следнему удару. И вот тогда мы услышали ро­ кот моторо'в: шли наши истре­ бители. Они по одному заходили над расположением врага и мы видели, как бежали и падали немцы под их огнем. С каждым заходом «чаек» и «бисов» в: с меньше и меньше становилось немцев. Скоро они не выдержа­ ли и бросились в паническое бегство. В воздухе появились «Мессер- шмитты». Их было 15. а на­ ших — только 9. Немецкие са­ молеты имели полный боеком­ плект, а 'североморцы — только но несколько патронов, которые остались от штурмовки. Завязал­ ся неравный воздушный бой. Сознание великой ответствен­ ности придавало силы нашим летчикам. Имя товарища Сталина вдохновляло на бой, па подвиги. Малочисленные, они стойко держались в небе и за­ ставили врага повернуть вспять. В этом бою погиб шиш летчик капитан Чаричаппат. Он лежал возле иоюалеченйой машины. Мы долго стояли it смотрели в его мужественное, лицо. Мы вспомнили бон, беззаветную храбрость североморских лет іи- ков и молчаливо дали клятву: драться, как они. И мы ее вы­ полнили. .... окончил свой рас­ сказ лейтенант Кравченко. Вспомним 15 сентября 1941 года, день настоящего триумфа североморской авиации. В этот день семерка бесстрашных во главе с Борисом Феоктистови­ чем Сафоновым вела бон с 52 немецкими самолетами. Атаки советских летчиков были точны и стремительны. Они настолько ошеломили немцев, что враг вы­ нужден был послать в эфир па­ ническую радиограмму: «Окру­ жены советскими истребителя­ ми. Нас уничтожают». А сколько было проведено та­ ких боев североморскими летчи­ ками? Именно здесь, в этих оже­ сточенных схватках, наши соко­ лы Сафонов. Коваленко, Покров­ ский. Семепеп'Ко и многие дру­ гие приобрели великую славу. Это они заставили немцев с дрожью вспоминать о нашем За полярном небе. Это они прину­ дили командующего немецкой авиацией на Севере генерала II[тумпфа, впоследствии подпи­ савшего акт безоговорочной ка­ питуляции. издать приказ: «При встрече с советскими потреби­ телями в бон не вступать, если на нашей стороне нет очевид­ ного численного превосходства». Лучший североморский лет­ чик. Борис Феоктистович Сафо­ нов сбил 25 немецких самоле­ тов и стал Дважды Героем Со­ ветского Союза. Его имя сейчас с честью носит Гвардейский Краснознаменный Авиационный полк, в котором он был летчи­ ком и командиром. Этот бога­ тырь воспитал целую плеяду от­ важных истребителей. Имя «Са­ фоновец» сейчас звучит гордо и его мы произносим с большим волнующим чувством. Незабываем подвиг боевого соратника Сафонова — Захара Артемьевича Сорокина. К осени 1941 г. на своем счету он имел 5 уничтоженных самолетов вра­ га. После одного боя он попал в госпиталь. Здесь ему на обоих ногах ампутировали половину обмороженных ступеней. Летчик стал инвалидом и был снят с учета.....«Нет, - ... сказал Захар Сорокин». — Рано вы еще за­ числяете метя в инвалиды. Я еще смогу и буду бить немца в воздухе». Настойчиво и упорно добивал­ ся он разрешения врачей возвра­ титься на фронт, в родной сафо­ новский полк. Только близкие друзья знали, как тяжело давал­ ся Сорокину каждый вылет. Но ни один человек не услышал от него жалобы на трудности, кото­ рые он переносил. Захар Соро­ кин продолжал летать и бить врага. Уже инвалидом он одер­ жал 8 побед и его счет возрос до J3 сбитых самолетов врага, грудь его украшена Золотой Звездой Героя, орденом Ленина, тремя орденами Красного Зна­ мени и военным крестом Вели­ кобритании. Честь и слава Героіо! Для нас он — олицетворение беспре­ дельной любви к своей Родине, к веіликому Сталину, образец мужества, стойкости и благород­ ства. Если немалых успехов доби­ лись наши летчики в начале войны, когда в воздухе преоб­ ладала авиации противника, то значительно вырос .боевой счет летчиков-со'вероморцев в период полного превосходства совет­ ской авиации. Наша Родина обеспечила сталинских соколов первоклассными машинами, ос­ нащенными хорошим вооруже­ нием, и североморские; летчики с каждым днем наращивали уда­ ры по врагу, нанося ему огром­ ный урон в технике и в живой силе. За время войны северомор­ ские летчики уничтожили свы­ ше тысячи немецких самолетов, потопили сотни немецких кораб­ лей. Сколько мужества и отва­ ги. проявленной ими, скрывает­ ся за этими цифрами! Свыше 60 Героев Советского Союза да­ ли Родине Военно-Воздушные Силы нашего флота. Среди них мы находим имя летчика-штур- мовика капитана Ильи Катунина и его стрелка-радиста старшего сержанта Андрея Маркина. Это они апрельским утром прошлого года во главе восьмерки штурмо­ виков вылетели на разгром не­ мецкого конвоя. Тогда возле вражеского берега шло около 30 фашистских кораблей. Над этим огромным караваном висе­ ли «Мессершмитты» и «рамы». Немцы решили во что-бы то ни стало провести свои транспорта. Илья Катунин вместе со своей группой 'должен был первым на­ нести удар но кораблям и при­ няв огонь на себя, дезорганизо­ вать оборону противника. Ш тур ­ мовики прорвались через зенит­ ные и авиационный заслоны немцев. Неожиданно машина Катунина задымила, загорелась, н резко планируя, пошла в на­ правлении одного из фашистских транспортов. Экипаж знал, что горящий самолет не дотянет до своей территории и решил своей смертью нанести удар но врагу. Скоро огромной силы взрыв по­ тряс воздух, и транспорт гитле­ ровцев пошел на дно. Много замечательных страниц вписали в историю русской авиа­ ции североморские летчики. На­ копив огромный боевой опыт в дни Отечественной войны, они отдадут все силы и знания даль­ нейшему укреплению и разни- тию -доблестной сталинской авиации великой Советской От­ чизны. И. ВЛАСОВ. Маршал авиации Н. С. Скрипко . В. Чкалов о летчиках „Я буду держать штур ­ вал самолета до тех пор, пока в моих р у к а х имеется сила, а глаза видят землю". * * * „Победителем будет тот, кто суверенностью идет в бой. Я признаю только тако го бойца бойцом, который, не­ смотря на в е р н у ю смерть, дл я спасения других людей п ож е р . твует своей ж и з н ь ю 1. Фанты Лейтенант Игнатьев, после штурмовки переднего края обороны 'врага, таранил «Мес- ісершмитта». Это был первый таран на Севере. Последую­ щие два тарана были совер­ шены несколько позднее. Летчик Кари Лопатин в со­ ставе группы выполнял бое­ вое задание. При встрече с истребителями противника за­ вязался воздушный бой. Один «Же-109» зашел в хвост са­ молета ведущего командира и угрожал сразить его. Лопагин, защищая командира, решил таранить противника. Он вре­ зался в самолет врага, разбил его ів щенки и при этом сам погиб смертью героя. На сме­ ну доблестному летчику вско­ ре пришел в эту же часть его брат Иван Лопатин. Третий таран произвел в воздушном 'сражении летчик лейтенант Георгий Чпланов. Израсходовав весь боезапас, он пошел на таран и разру­ шил вражеский самолет. Свой самолет Чиликов старался спасти, но ему не удалось. Поздно выбросившись на па­ рашюте, он погиб... Умирая, Чиликов сказал: — «Пере­ дайте товарищам, что я мало еще сделал для Родины. Я умираю за свой народ и пар­ тию... Вѳретигѳ любимую Родину... Смерть немцам»! Ответственный редактор П. ПОПОВ. ГМ 223629. З а к № 1073.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz