Боевой курс. 1945, август.
БОЕВОЙ КУРС. 19 августа 1945 г., № 63 ...... летчик-это концентрированная воля, характер, умение итти на риск" И. СТАЛИН . Маршал авиации Ф. Л. Астахов. Б. Сафонов о летчиках „Помни, что враг бе жит, если ты смело идешь вперед, если ты полон презрения к смер ти, если ты не знаешь никакой другой цели, кроме одной победить". * * * „Нам, истребителям, надо летать в любую погоду, в любых усло виях надо бить врага Надо летать так, чтобы каждое облако, каждая сопка была не помехой, а другом, чтобы нам по могали и скалы, и ветер, и тучи"... Цифры За 'Время Великой Отече ственной войны летчиками-ее- івероморцами потоплено:- ■ транспортов 133, (водоизме щением 742.125 тонн, танкером 11, водоизмещени ем 7!).ООО тонн, миноносцев 5, надводных лодок 6, сторожевых кораблей 48, тральщиков 18, морских охотников 17, сторожевых катеров 33, торпедных катеров 1, прочих кораблюй 236. итого кораблей 508, водоиз мещением 90(5.720 тонн. Повреждено: — Всего кораблей 228, водами меіцением 572.580 тонн. Из них — транспортов 110, водоизмечцеиием 526.000 тонн. Уничтожено самолетов: В івшдуншых боях- 933. На земле — 121. Всего: — 1054. Советское Правительство высоко оцепило заслуги лет чиков - североморце® перед Родиной. 53 летчикам севе роморцам присвоено знание Героя Советского Союза, а вместе с прибывшими с. дру гих флотов семья героев-се- вероморцеів аігааторі«в насчи- тыівает 61 Героя Советского Союза. Тысячи летчиков и техников североморцев награждены ор денами и медалями Советско го Союза. БЕСМЕРТНАЯ СЛАВА СОВЕТСКИХ АВИАТОРОВ ->а годы воины вместе со всей советской авиацией суровый и сланный путь прошли и ваши североморские летчики. Н первый период боев немец- ко-фашисте кне захпатч ики име ли большое превосходство в воз духе. Североморцам нужно было обладать железной выдержкой и безграничным мужеством, чтобы выходить победителями в нерав ных боях. День и ночь северо морцы несли в воздухе бессмен ную боевую вахту. Все мы бы ли свидетелями, как бесстрашно дрались наши соколы и как на дежно прикрывали они наши го рода и населенные пункты, ко рабли и военные об'екты. На аэродромах Норвегии и Се верной Финляндии немцы сосре доточили значительные силы бомбардировочной и истреби тельной авиации. ІІа этих само летах летал отборный летный состав, прошедший с боями почти но всей Европе. Всей этой армаде противостояли героиче ские звенья наших «чаек» и «бисов». Вначале на один крас нозвездный истребитель прихо дилось по несколько вражеских машин». Г разных сторон' насе дали немцы. Но наши североморские лет чики не только вели воздушные бои и бомбардировали врага, но также совершали и штурмовые налеты. ІІІто был в суровый 1941 годна передовой позиции, тот знает 'самоотверженность летчиков и с исключительной теплотой отзывается о их бое вых делах. Вот что рассказывает лейтенант Кравченко., прикры вавший тогда дорогу на Мур манск: — Мы отбили девять немец ких атак. Тогда противник под тянул болтливо подкрепления и пошел в нювую атаку. На каж дого моряка приходилось но 10— 12 гитлеровцев. Долго мы бились, сдерживая своим О'Шем напиравшего врага. Немцы бы/ги близко, и мы отчет ливо видели их напряженные, злые лица. «Пойдем, ребята, в штыковую!» — сказал коман дир. и все приготовились к по следнему удару. И вот тогда мы услышали ро кот моторо'в: шли наши истре бители. Они по одному заходили над расположением врага и мы видели, как бежали и падали немцы под их огнем. С каждым заходом «чаек» и «бисов» в: с меньше и меньше становилось немцев. Скоро они не выдержа ли и бросились в паническое бегство. В воздухе появились «Мессер- шмитты». Их было 15. а на ших — только 9. Немецкие са молеты имели полный боеком плект, а 'североморцы — только но несколько патронов, которые остались от штурмовки. Завязал ся неравный воздушный бой. Сознание великой ответствен ности придавало силы нашим летчикам. Имя товарища Сталина вдохновляло на бой, па подвиги. Малочисленные, они стойко держались в небе и за ставили врага повернуть вспять. В этом бою погиб шиш летчик капитан Чаричаппат. Он лежал возле иоюалеченйой машины. Мы долго стояли it смотрели в его мужественное, лицо. Мы вспомнили бон, беззаветную храбрость североморских лет іи- ков и молчаливо дали клятву: драться, как они. И мы ее вы полнили. .... окончил свой рас сказ лейтенант Кравченко. Вспомним 15 сентября 1941 года, день настоящего триумфа североморской авиации. В этот день семерка бесстрашных во главе с Борисом Феоктистови чем Сафоновым вела бон с 52 немецкими самолетами. Атаки советских летчиков были точны и стремительны. Они настолько ошеломили немцев, что враг вы нужден был послать в эфир па ническую радиограмму: «Окру жены советскими истребителя ми. Нас уничтожают». А сколько было проведено та ких боев североморскими летчи ками? Именно здесь, в этих оже сточенных схватках, наши соко лы Сафонов. Коваленко, Покров ский. Семепеп'Ко и многие дру гие приобрели великую славу. Это они заставили немцев с дрожью вспоминать о нашем За полярном небе. Это они прину дили командующего немецкой авиацией на Севере генерала II[тумпфа, впоследствии подпи савшего акт безоговорочной ка питуляции. издать приказ: «При встрече с советскими потреби телями в бон не вступать, если на нашей стороне нет очевид ного численного превосходства». Лучший североморский лет чик. Борис Феоктистович Сафо нов сбил 25 немецких самоле тов и стал Дважды Героем Со ветского Союза. Его имя сейчас с честью носит Гвардейский Краснознаменный Авиационный полк, в котором он был летчи ком и командиром. Этот бога тырь воспитал целую плеяду от важных истребителей. Имя «Са фоновец» сейчас звучит гордо и его мы произносим с большим волнующим чувством. Незабываем подвиг боевого соратника Сафонова — Захара Артемьевича Сорокина. К осени 1941 г. на своем счету он имел 5 уничтоженных самолетов вра га. После одного боя он попал в госпиталь. Здесь ему на обоих ногах ампутировали половину обмороженных ступеней. Летчик стал инвалидом и был снят с учета.....«Нет, - ... сказал Захар Сорокин». — Рано вы еще за числяете метя в инвалиды. Я еще смогу и буду бить немца в воздухе». Настойчиво и упорно добивал ся он разрешения врачей возвра титься на фронт, в родной сафо новский полк. Только близкие друзья знали, как тяжело давал ся Сорокину каждый вылет. Но ни один человек не услышал от него жалобы на трудности, кото рые он переносил. Захар Соро кин продолжал летать и бить врага. Уже инвалидом он одер жал 8 побед и его счет возрос до J3 сбитых самолетов врага, грудь его украшена Золотой Звездой Героя, орденом Ленина, тремя орденами Красного Зна мени и военным крестом Вели кобритании. Честь и слава Героіо! Для нас он — олицетворение беспре дельной любви к своей Родине, к веіликому Сталину, образец мужества, стойкости и благород ства. Если немалых успехов доби лись наши летчики в начале войны, когда в воздухе преоб ладала авиации противника, то значительно вырос .боевой счет летчиков-со'вероморцев в период полного превосходства совет ской авиации. Наша Родина обеспечила сталинских соколов первоклассными машинами, ос нащенными хорошим вооруже нием, и североморские; летчики с каждым днем наращивали уда ры по врагу, нанося ему огром ный урон в технике и в живой силе. За время войны северомор ские летчики уничтожили свы ше тысячи немецких самолетов, потопили сотни немецких кораб лей. Сколько мужества и отва ги. проявленной ими, скрывает ся за этими цифрами! Свыше 60 Героев Советского Союза да ли Родине Военно-Воздушные Силы нашего флота. Среди них мы находим имя летчика-штур- мовика капитана Ильи Катунина и его стрелка-радиста старшего сержанта Андрея Маркина. Это они апрельским утром прошлого года во главе восьмерки штурмо виков вылетели на разгром не мецкого конвоя. Тогда возле вражеского берега шло около 30 фашистских кораблей. Над этим огромным караваном висе ли «Мессершмитты» и «рамы». Немцы решили во что-бы то ни стало провести свои транспорта. Илья Катунин вместе со своей группой 'должен был первым на нести удар но кораблям и при няв огонь на себя, дезорганизо вать оборону противника. Ш тур мовики прорвались через зенит ные и авиационный заслоны немцев. Неожиданно машина Катунина задымила, загорелась, н резко планируя, пошла в на правлении одного из фашистских транспортов. Экипаж знал, что горящий самолет не дотянет до своей территории и решил своей смертью нанести удар но врагу. Скоро огромной силы взрыв по тряс воздух, и транспорт гитле ровцев пошел на дно. Много замечательных страниц вписали в историю русской авиа ции североморские летчики. На копив огромный боевой опыт в дни Отечественной войны, они отдадут все силы и знания даль нейшему укреплению и разни- тию -доблестной сталинской авиации великой Советской От чизны. И. ВЛАСОВ. Маршал авиации Н. С. Скрипко . В. Чкалов о летчиках „Я буду держать штур вал самолета до тех пор, пока в моих р у к а х имеется сила, а глаза видят землю". * * * „Победителем будет тот, кто суверенностью идет в бой. Я признаю только тако го бойца бойцом, который, не смотря на в е р н у ю смерть, дл я спасения других людей п ож е р . твует своей ж и з н ь ю 1. Фанты Лейтенант Игнатьев, после штурмовки переднего края обороны 'врага, таранил «Мес- ісершмитта». Это был первый таран на Севере. Последую щие два тарана были совер шены несколько позднее. Летчик Кари Лопатин в со ставе группы выполнял бое вое задание. При встрече с истребителями противника за вязался воздушный бой. Один «Же-109» зашел в хвост са молета ведущего командира и угрожал сразить его. Лопагин, защищая командира, решил таранить противника. Он вре зался в самолет врага, разбил его ів щенки и при этом сам погиб смертью героя. На сме ну доблестному летчику вско ре пришел в эту же часть его брат Иван Лопатин. Третий таран произвел в воздушном 'сражении летчик лейтенант Георгий Чпланов. Израсходовав весь боезапас, он пошел на таран и разру шил вражеский самолет. Свой самолет Чиликов старался спасти, но ему не удалось. Поздно выбросившись на па рашюте, он погиб... Умирая, Чиликов сказал: — «Пере дайте товарищам, что я мало еще сделал для Родины. Я умираю за свой народ и пар тию... Вѳретигѳ любимую Родину... Смерть немцам»! Ответственный редактор П. ПОПОВ. ГМ 223629. З а к № 1073.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz