Боевой курс. 1945, апрель.

Б О Е В О Й К У Р С 14 апреля 1945 г., № 29. К 15-летию с о дня смерти В. В. Маяковского ЛУЧШИЙ, ТАЛАНТЛИВЕЙШИЙ ПОЭТ НАШЕЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ В л а д и м и р М а я к о в с к и й «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэ­ том нашей советской эпохи». И. СТАЛИН . ІІа улице, is толпе па много людном собрании нельзя было не заметить, не. выделить Маяков­ с к о го даже, если вы не знали его в лицо. Лучше всего передают мощный обаятельный облик «аги­ татора, горлана-главаря» те фото­ снимки, где Маяковский изобра­ жен среди массы, читающим свои стихи с эстрады, разговарива­ ющим с обступившими его кра ­ сноармейцами на книжном базаре или с посетителями его выставки, вглядывающимся в парад на Кра спой площади в день Первого мая. М а я ко вс ком у до всего было де­ ло. Е го никогда не оставляло чувство личной ответственности за псе происходящее в советской стране. Это было отношение хо­ зяина. Он негодовал на «проза­ седавшихся» горе-руководите лей, не умеющих принять самостоя­ тельного решения. «Давно я не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и адми­ нистративной» — сказал по поводу этого сатирического стихотворе­ ния Владимир Іігіьнч. В стихотво­ рении «Моя речь на Генуэзской конференции- Маяковский возвы­ шал свой голос ігоэта-трибуна ирот им ни гер центов, требовавших o r Советской России уплаты тол гоп, сделанных в снос время цар­ ским нранігпѵп.с I ном. <'.чп гаться хоти те? Даианте! Что ж і I Іосчп I аемсні вздернутых Врангелем, о расстрелянном, о заколотом память на каждой крымской горе Какими иудами к а к о го золота оплатите это, ГОСПОДИ! П ѵ а Iк aI Всякое сколько-нибудь значи­ тельное событие в жизни совет­ с ко го народа печальное пли радостное рождало у Маяковско го о ткли к ■ гневный или востор­ женный, но всегда глубоко лири­ ческий, как событие в его личной жтіэмн. Всем своим творчеством он стремился помочь народу под­ няться из разорения гражданской воины, ■<У меня есть стихотворе­ ние про соски, говорил он г одной из своих речей. Л у чш и х сосок не было и нет. I отов сосать до старости лет. I Іротив этого были возражения, а я говорю-, что если'до сих пор в деревне кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культур у». Вот в этом чувстве ответствен­ ности и за Генуэзскую конферен­ цию , и за соски для нужд дерев­ ни сказывался глубокий советский патриотизм Маяковского. Только поэт, болевший вместе с народом всеми его болями мог создать поэму о победе советского строя, о величии родииьг, выразить в са­ мом названии поэмы - «Хоро­ шо!» -чувства гордости и облег­ чения после преодоленных труд­ ностей, ... ...землю, ко тор ую завоевал .и п о л уж и в ую вынянчил, где с пулей встань, с винтовкой ложись, где каплей льешься с массами, с такою ісмдею ІІОІІ (С Ш Ь . на жизнь, на груд, на ира I шик и на смерть. .Защитникам родной земли - бойцам Красной Армии и флота он посвятил сноп самые вдохновен­ ные произведения. В конце 1918 года матросы бывшего гвардей­ ского экипажа в Петрограде при­ гласили .Маяковского почитать нм с 1 их 11 . Так возник знаменитый >Левый марш», написанный поэ- I ом специально Для этого высту­ пления. Верой в победу молодой советской России над- подлыми захватчиками, призывом к твор­ честву новой жизни на родине, возрожденной Октябрьской со­ циалистической революцией во­ одушевлено это огненное стихот­ ворение. Там За горами горя солнечный кран -непочатый. За голод За мора море шаг миллионный печатан! Маяковский иризыца.т: «Крепите советский флот красноф. ютцы! 21 января 1930 года Маяковский выступал с чтением поэмы «Ленин» н Большом театре на торжественном собраний, посвя­ щенном 6-й годовщине смерти Ленина. На собрании присутство­ вали члены Политбюро и товарищ Стадии. За несколько дней до вы­ ступления Маяковский, не пола­ гаясь па свою феноменальную па­ мять, случай не бывалый,— по­ вторял по кн иж ке сотни раз чи­ танную им последнюю часть своей поэмы, готовясь к выступлению. А ктив московских большевиков встретит появление Маяковского аплодисментами. Как живая, вста­ ла в поэме Маяковского перед продолжателями дела Ленина кар­ тина с'езда Советов, на котором М . Н. Калинин сделал первое со­ общение о смерти Владимира I ільіііча. Имя Маяковского знали все, но многие впервые видели и с.тышали поэта. I Гронпкновенпымн, громад­ ными словами он об’единил всех в одном чувстве. Овация была ответом на его стихи. Маяковскому аплодировали товарищ Ста,тип и члены 11олит - бюро. Поэт, читавший о Ленине, был свой, большевистский великий поэт. Он был не просто поэт, а поэти­ ческий вождь, поэт-трибун, Ч Ы ІМ ж пане иным и творческим девизом гало: Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. Маяковский был поэтом ром. Т ут не было игры ради кового. Ему было присуще ощущение молодости нашей стра­ ны. «Моя страна —• подросток, — твори, выдумывай, пробуй!». Мая­ ковский был горд тем, что Россия дошла путем социалистического Октября. Презрение к опасности, вера в' то, что России «не быть покоренной», что впереди «за го­ новато- в новое ! [! „Мы накануне... Верю: немцы будут растерянно глядеть, как русские флаги полощутся на небе в Берлине..." В. МАЯКОВСКИЙ. рами горя солнечный кран непо­ чатый», яростное разрушение все­ го старого, постылого «клячу истории загоним!» — это было весеннее половодье освобожден­ ного н борющегося народа. Нова­ торство Мая ко вского вытекало из его советского патриотизма. Маяковский сумел опоэтизиро­ вать небывалое содержание на­ шей жизни - - новое отноше­ ние к труду, к товарищам, к женщине. Он создал непревзой­ денные образы партии, образ Ленина. Новое, небывалое еодер жан-ие диктовало ему новые ело ва, ритмы, образы. Многое в них каже тся непривычным, по в л у ч ­ ших его произведениях новая форма глубоко оправдана самим духом русского языка в его раз- -шгпмі. Д а и разве привычны для людей старого мира формы го с у ­ дарственности, производства, бы­ та, общественной и личной мора­ ли, порожденные Великой О к ­ тябрьской революцией? Социали­ стическое содержание поэзии Маяковского требовало от пего новой формы. Он умел соединять в одном стихе пафос, и лирику, и сатиру. Опираясь на разговорный язык разбуженной революцией массы, переделывая по своему по­ словицы и поговорки, печатая свои стихи «лестницей», чтобы тучше подчеркнуть требуемые смыслом паузы, Маяковский со­ здавал новую поэтическую фор­ му. Н уж н о научиться читать Маяковского, преодолеть к а ж у ­ щуюся трудность его стиля, по­ тому что, как сказал о М а я ко в ­ ском М. И. Калинин, «он стре­ мился слить с революционным народом не только содержание, но п форму своих произведений, так что будущие историки наверняка скажут, что его произведения принадлежали великой эпохе ломки человеческих отношений». Будучи страстным советским патриотом, Маяковский всеми си­ тами своей души ненавидел фа­ шистов. Он призывал: «Во всех уголках земного шара Рабочий лозунг будь таков: Разговаривай с фашистами языком пожаров, Словами пѵль, остротами штыков!». Поэзия Маяковского это поэзия советских людей, строющих но­ вое социалистическое общество. В ее новаторском дерзании сказал­ ся русский революционный раз­ мах. Поэзия Маяковского особен­ но созвучна с тем новым, чему учит нас Великая Отечественная война на фронте и в труде __ воспитанию инциативы, дерзости, выдумке, готовности «и к смер­ ти, и к бессмертной славе». В на­ ши дни это требуется от бойца, ка к п от поэта. Автор поэмы «Зоя» Маргарита Алигер, работая над дневниками Зои Космодемьянской, нашла в ее тетрадях среди других литера­ турных выписок следующие слова Маяковского: Быть коммунистом — Зн ачит дерзать, думать, хотеть, сметь! Вот образ нашего человека, возникающий из поэзии Маяков­ ского, который поразил вообра­ жение героической Зои. Инициативе, дерзости, творче­ скому горению, самопожертвова­ нию во имя родины учит нас поэзия Маяковского. С радостью п гордостью говорим мы сегод­ ня - Маяковский с нами! В. ПЕРЦОВ . КРЫЛА ТОЕ СЛОВО Сердце республика с армией слила. Нету на свете тверже сплава Красная Армии - - наша сила. Нашей Красной Армии Когда перед тобою встают фашисты, обезоруженным не окажись ты... • Будь смел. Будь умел. Будь всегда готов первым ри н у ты я и первой вснышіо'. Революции требует. чтобы имелась смелость, смелость, и еще раз — с м е л о с т ь . Вот она. Россия, моя любимая страна... Я хотел бы жить и умереть в Париже, Если б не было такой земли — - Москва. • И жизнь хороша, И 'ЖИТЬ хорошо. И я как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, ною мое отечество, республику мою! Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза! Ответственный редактор А. ЛЮБОВИЧ. Заказ N* 512.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz