Боевой курс. 1945, апрель.
Б О Е В О Й К У Р С 14 апреля 1945 г., № 29. К 15-летию с о дня смерти В. В. Маяковского ЛУЧШИЙ, ТАЛАНТЛИВЕЙШИЙ ПОЭТ НАШЕЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ В л а д и м и р М а я к о в с к и й «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэ том нашей советской эпохи». И. СТАЛИН . ІІа улице, is толпе па много людном собрании нельзя было не заметить, не. выделить Маяков с к о го даже, если вы не знали его в лицо. Лучше всего передают мощный обаятельный облик «аги татора, горлана-главаря» те фото снимки, где Маяковский изобра жен среди массы, читающим свои стихи с эстрады, разговарива ющим с обступившими его кра сноармейцами на книжном базаре или с посетителями его выставки, вглядывающимся в парад на Кра спой площади в день Первого мая. М а я ко вс ком у до всего было де ло. Е го никогда не оставляло чувство личной ответственности за псе происходящее в советской стране. Это было отношение хо зяина. Он негодовал на «проза седавшихся» горе-руководите лей, не умеющих принять самостоя тельного решения. «Давно я не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и адми нистративной» — сказал по поводу этого сатирического стихотворе ния Владимир Іігіьнч. В стихотво рении «Моя речь на Генуэзской конференции- Маяковский возвы шал свой голос ігоэта-трибуна ирот им ни гер центов, требовавших o r Советской России уплаты тол гоп, сделанных в снос время цар ским нранігпѵп.с I ном. <'.чп гаться хоти те? Даианте! Что ж і I Іосчп I аемсні вздернутых Врангелем, о расстрелянном, о заколотом память на каждой крымской горе Какими иудами к а к о го золота оплатите это, ГОСПОДИ! П ѵ а Iк aI Всякое сколько-нибудь значи тельное событие в жизни совет с ко го народа печальное пли радостное рождало у Маяковско го о ткли к ■ гневный или востор женный, но всегда глубоко лири ческий, как событие в его личной жтіэмн. Всем своим творчеством он стремился помочь народу под няться из разорения гражданской воины, ■<У меня есть стихотворе ние про соски, говорил он г одной из своих речей. Л у чш и х сосок не было и нет. I отов сосать до старости лет. I Іротив этого были возражения, а я говорю-, что если'до сих пор в деревне кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культур у». Вот в этом чувстве ответствен ности и за Генуэзскую конферен цию , и за соски для нужд дерев ни сказывался глубокий советский патриотизм Маяковского. Только поэт, болевший вместе с народом всеми его болями мог создать поэму о победе советского строя, о величии родииьг, выразить в са мом названии поэмы - «Хоро шо!» -чувства гордости и облег чения после преодоленных труд ностей, ... ...землю, ко тор ую завоевал .и п о л уж и в ую вынянчил, где с пулей встань, с винтовкой ложись, где каплей льешься с массами, с такою ісмдею ІІОІІ (С Ш Ь . на жизнь, на груд, на ира I шик и на смерть. .Защитникам родной земли - бойцам Красной Армии и флота он посвятил сноп самые вдохновен ные произведения. В конце 1918 года матросы бывшего гвардей ского экипажа в Петрограде при гласили .Маяковского почитать нм с 1 их 11 . Так возник знаменитый >Левый марш», написанный поэ- I ом специально Для этого высту пления. Верой в победу молодой советской России над- подлыми захватчиками, призывом к твор честву новой жизни на родине, возрожденной Октябрьской со циалистической революцией во одушевлено это огненное стихот ворение. Там За горами горя солнечный кран -непочатый. За голод За мора море шаг миллионный печатан! Маяковский иризыца.т: «Крепите советский флот красноф. ютцы! 21 января 1930 года Маяковский выступал с чтением поэмы «Ленин» н Большом театре на торжественном собраний, посвя щенном 6-й годовщине смерти Ленина. На собрании присутство вали члены Политбюро и товарищ Стадии. За несколько дней до вы ступления Маяковский, не пола гаясь па свою феноменальную па мять, случай не бывалый,— по вторял по кн иж ке сотни раз чи танную им последнюю часть своей поэмы, готовясь к выступлению. А ктив московских большевиков встретит появление Маяковского аплодисментами. Как живая, вста ла в поэме Маяковского перед продолжателями дела Ленина кар тина с'езда Советов, на котором М . Н. Калинин сделал первое со общение о смерти Владимира I ільіііча. Имя Маяковского знали все, но многие впервые видели и с.тышали поэта. I Гронпкновенпымн, громад ными словами он об’единил всех в одном чувстве. Овация была ответом на его стихи. Маяковскому аплодировали товарищ Ста,тип и члены 11олит - бюро. Поэт, читавший о Ленине, был свой, большевистский великий поэт. Он был не просто поэт, а поэти ческий вождь, поэт-трибун, Ч Ы ІМ ж пане иным и творческим девизом гало: Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. Маяковский был поэтом ром. Т ут не было игры ради кового. Ему было присуще ощущение молодости нашей стра ны. «Моя страна —• подросток, — твори, выдумывай, пробуй!». Мая ковский был горд тем, что Россия дошла путем социалистического Октября. Презрение к опасности, вера в' то, что России «не быть покоренной», что впереди «за го новато- в новое ! [! „Мы накануне... Верю: немцы будут растерянно глядеть, как русские флаги полощутся на небе в Берлине..." В. МАЯКОВСКИЙ. рами горя солнечный кран непо чатый», яростное разрушение все го старого, постылого «клячу истории загоним!» — это было весеннее половодье освобожден ного н борющегося народа. Нова торство Мая ко вского вытекало из его советского патриотизма. Маяковский сумел опоэтизиро вать небывалое содержание на шей жизни - - новое отноше ние к труду, к товарищам, к женщине. Он создал непревзой денные образы партии, образ Ленина. Новое, небывалое еодер жан-ие диктовало ему новые ело ва, ритмы, образы. Многое в них каже тся непривычным, по в л у ч ших его произведениях новая форма глубоко оправдана самим духом русского языка в его раз- -шгпмі. Д а и разве привычны для людей старого мира формы го с у дарственности, производства, бы та, общественной и личной мора ли, порожденные Великой О к тябрьской революцией? Социали стическое содержание поэзии Маяковского требовало от пего новой формы. Он умел соединять в одном стихе пафос, и лирику, и сатиру. Опираясь на разговорный язык разбуженной революцией массы, переделывая по своему по словицы и поговорки, печатая свои стихи «лестницей», чтобы тучше подчеркнуть требуемые смыслом паузы, Маяковский со здавал новую поэтическую фор му. Н уж н о научиться читать Маяковского, преодолеть к а ж у щуюся трудность его стиля, по тому что, как сказал о М а я ко в ском М. И. Калинин, «он стре мился слить с революционным народом не только содержание, но п форму своих произведений, так что будущие историки наверняка скажут, что его произведения принадлежали великой эпохе ломки человеческих отношений». Будучи страстным советским патриотом, Маяковский всеми си тами своей души ненавидел фа шистов. Он призывал: «Во всех уголках земного шара Рабочий лозунг будь таков: Разговаривай с фашистами языком пожаров, Словами пѵль, остротами штыков!». Поэзия Маяковского это поэзия советских людей, строющих но вое социалистическое общество. В ее новаторском дерзании сказал ся русский революционный раз мах. Поэзия Маяковского особен но созвучна с тем новым, чему учит нас Великая Отечественная война на фронте и в труде __ воспитанию инциативы, дерзости, выдумке, готовности «и к смер ти, и к бессмертной славе». В на ши дни это требуется от бойца, ка к п от поэта. Автор поэмы «Зоя» Маргарита Алигер, работая над дневниками Зои Космодемьянской, нашла в ее тетрадях среди других литера турных выписок следующие слова Маяковского: Быть коммунистом — Зн ачит дерзать, думать, хотеть, сметь! Вот образ нашего человека, возникающий из поэзии Маяков ского, который поразил вообра жение героической Зои. Инициативе, дерзости, творче скому горению, самопожертвова нию во имя родины учит нас поэзия Маяковского. С радостью п гордостью говорим мы сегод ня - Маяковский с нами! В. ПЕРЦОВ . КРЫЛА ТОЕ СЛОВО Сердце республика с армией слила. Нету на свете тверже сплава Красная Армии - - наша сила. Нашей Красной Армии Когда перед тобою встают фашисты, обезоруженным не окажись ты... • Будь смел. Будь умел. Будь всегда готов первым ри н у ты я и первой вснышіо'. Революции требует. чтобы имелась смелость, смелость, и еще раз — с м е л о с т ь . Вот она. Россия, моя любимая страна... Я хотел бы жить и умереть в Париже, Если б не было такой земли — - Москва. • И жизнь хороша, И 'ЖИТЬ хорошо. И я как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, ною мое отечество, республику мою! Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза! Ответственный редактор А. ЛЮБОВИЧ. Заказ N* 512.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz