Боевой курс. 1944, январь.

мерт ь немецким оккупантам! ві-т ПРОЧТИ и передай товарищу. На родине прославленного подоаднина-овверо- морца Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Магомета Гаджиева, в Дагестанской АССР, его имя присвоено: заводу Морского Флота в г, Махач-Кале; дому.пионеров в г, Махач-Кале; школе № 5 в г. Буйнакске; Гергебельской электростанции; Гуиибскому педагогическому училищу. Учись плавать в любую погоду Капитан-лейтенант 3. АРВАИОВ. В Баренцевом. море, стоят штормовые погоды, и нашим* лод­ кам приходится решать боевые задачи в исключительно тяжелых условиях. Чтобы плавать и шторм, надо уметь его преодолевать. Но как бороться со штормом? Вот не­ сколько практических советов по этому поеду. Не ’буду подробно останавли­ ваться на необходимости отличной подготовки к выходу в штормо­ вую погоду. Это и так должно быть ясно каждому моряку. Ска­ жу только, что рулевые и артил­ леристы обязаны самым стара­ тельным образом' проверить креп­ ление всех механизмов и орудий на верхней палубе. Малейшая оплошность может стать губи­ тельной -в море. Остановлюсь на. особенностях работы отдельных специальностей в штормовую погоду. О верхней вахте. Краснофло­ тец, собирающийся на верхнюю вахту, должен как можно тща­ тельнее одеться. В непогоду мо­ стик беспрерывно окатывается водой, и выйти плохо одетым - значит, быстро оказаться беспо­ мощным. Какой толк от замер­ зающего, коченеющего наблюдате­ ля. который больше думает о том. как бы согреться, а не о бдитель­ ном наблюдении? Тот, кто тепло оденется, будет нести вахту исправно. Мотористам надо знать, что на качке оголяются винты, и дизели увеличивают обороты. Следова­ тельно, в штормовую погоду надо быть втройне бдительным на по­ сту управления, внимательно при­ слушиваться к работе машин. Трюмные обязаны помнить об огромной нагрузке, которую вы­ держивают в шторм магистрали. От частых и резких вибраций ло­ паются жизненные магистрали, выход которых из строя грозит большими неприятностями и для лодки, и для ее людей. Быстро реагировать даже на самую не­ значительную поломку — глав­ ная задача трюмных в условиях шторма. Электрикам приходится в непо­ году все время оберегать свое за- ведыванне от попаданий влаги. Заботливые электрики предохра­ няют механизмы) листовой рези­ ной. Бдительно' неся вахту, элек­ трик всегда может своевременно выключить тот или иной агрегат, в который попала вода и преду­ предить аварию. Рулевой во многом решает успех плавания в штормовую по­ году. Волна сбивает лодку с кур­ са. и, если рулевой не будет иметь это в виду, — все расчеты штурмана окажутся неправильны­ ми. У хорошего рулевого никакая волна !№собьет лодку с курса. В заключение, одно общее заме­ чание. Некоторые краснофлотцы об’ясняют свою плохую работу в шторме «морской болезнью». Это не отговорка. Назвался моряком'-— трудись в любую погоду. В море каждый человек дорог. Работать за тебя некому. Если тыі вышел из строя •— твоя нагрузка ляжет на плечи товарища. Герой Советского Союза Лунин строго взыскивает с тех. кто плохо работает в штор­ мовую погоду. Моряками не рождаются, а, ста­ новятся. От похода к походу вы рабатывай в себе морскис качест­ ва, привыкай к штормам, привы­ кай к нашему суровому Баренце­ ву морю. Учись плавать и вое­ вать на этом ѵоре в любую по­ году. ВОЛНА ЗАЛИВАЛА ОТСЕК Жестокий шторм довелось нам выдержать в. недавнем' походе. Особенно крепко досталось на­ шим сигнальщикам. Они несли вахту, промокшие до костей. Вода замерзала на капюшонах и сви­ сала с них причудливыми летя- J ными сосульками. Несмотря на I стремительную качку, холод, снежные заряды, сигнальщики Матвиенко, Мазуров, Павленко и Крикотин напряженно вглядыва- j лись в темноту, зорко наблюдали ■ за морем. Тяжеленько было и тем, кто находился в центральном отсеке, Волпа пе только накрывала мо­ стик, по и скатывалась через люк сюда, в центральный отсек. Мичману Ледневу и краснофлотцу Почпнкову пришлось стоять дол­ гое время по колена в воде. Стар­ шина 2-й статьи Мирошниченко на. сильной волне ценой огромных усилий удерживал лодку на за­ данных глубинах. Штормовая погода не помешала нам выполнить боевое задание и вернуться к новому году с лобе дой. Старшина 1-й статьи АНДРЮЩЕНКО. НЕУТОМИМЫЙ МОРЯН Морян качни не боится Редко встретишь человека, на которого бы морская качка никак не влияла: даже самого сильного, здорового моряка шторм изматы­ вает. А вот наш сигнальщик Иван Фокеев даже бывалых людей по­ ражает своей неутомимостью. Недавно мы вернулись из по­ хода, 'Поход был штормовым. Фо- кеев выполнял обязанности боц­ мана и нес сигнальную вахту. Поспит Фокеев 5— 6 часов, в сут­ ки — и снова на посту. Или сам вахту несет, или молодым помо­ гает. Молодой краснофлотец Панфи­ лов стоял па горизонтальных ру­ лях. Чувствовал он себя неваж­ но, его мутило, по, видя рядом с собой Фокеева, следившего за каждым движением молодого бой­ ца, Панфилов не подавал вида и продолжал стойко нести вахту. Подходит время и Фокееву пра­ вить вахту. Он так и не отдох­ нул. Старшина осматривает обмун­ дирование, протирает бинокль, прячет его иод полу, зажмури­ вается іг выбирается на мостик. ‘ Свистит, завывает ветер. Черное, вздыбленное, несется куда-то мо­ ре. Фокеев, прищурившись, вгля­ дывается в темноту. ,, Внезапно огромная волна поднимается над руібкой. ІФонеев в какую-то до­ лю секунды успевает повернуться спиной, пригнуться. Он стоит, крепко упершись в палубу. Тяже­ лая водяная глыба придавливает его. потом приподнимает. Отря хиваясь, Фокеев встает, чтобы снова прнпять на себя волну. Так проходит вся вахта. Фокеева сме­ няет Ашурко. Старшина пе сразу покидает мостик. Он даст указа­ ния Ашурко, как и за чем наблю дать, и некоторое время продол­ жает наблюдать вместе с ним. Он спускается вниз мокрый, обледенелый. Вносит запись в журнал. Заглядывает, как несется руле­ вая вахта. Кто-то из офицеров говорит ему: - А отдыхать за тебя к/го будет? -— Отдохнем в базе, —- отве­ чает Фокеев. Постояв около рулевых, убе- I дившись, что все в порядке, он. і наконец, идет спать. Мичман П. ГРЕБЕННИКОВ. Выстоял Краснофлотец Ф. Чалышев вышел на сигнальную вахту. Не успел он осмотреться, как нале­ тел бурлящий вал и накрыл его с. головой. Чалышева с силой уда­ рила о палубу и потянуло за борт, но он успел схватиться за решотку и удержался, — Иди обсушись и погрейся. - сказали ему. Нет, я уж достою, - ответил он. Промокший и озябший, Ча- лыішев не ушел с поста, пока не настало время смениться. К. ДМИТРИЕВ, Ш Т О Р М Н Е П О М Е Ш А Л Недодігнм. но трудным быи наш поход. Лодке требовались форсированные хода, а море, как назло, бушевало. Все это очень мешало работе главных дизелей и вспомогательных меха­ низмов. В течение короткого вре­ мени дважды выходила из строя одна очень важная деталь. Ре­ монт ее требовал больших усилий, но мотористы все же устранили повреждения. Но вот снова слу­ чилась неисправность. Правая \ линия вала вышла из строя. Нуж­ но было ее отремонтировать. Что­ бы произвести столь сложную ра­ боту, завод обычно требует 6 су­ ток, по старшина 1-й статьи По­ ш и т , старший краснофлотец Борькаев с помощью других мото­ ристов исправили повреждение менее, чем за сутки. Работали они на качке, без отдыха, Лидка получила возможность двигаться полным ходом. Старшина 2-й статьи В. ВЛАСОВ. В шторм тяжело бывает не только людям, но и механизмам. Они тоже «укачиваются», В ре­ зультате резких вибраций неред­ ко, например, ломаются магистра­ ли. И тогда приходится, преодо­ левая собственное недомогание, доліго и упорно возиться с меха' яизмамн, чтобы исправить по­ вреждение. То, что в обычных условиях не представляет боль­ ших трудностей, на качке во много раз усложняется. Но наши люди не впервые попадают в шторм и научились исправлять самые тяжелые повреждения. Я расскажу о главном стар­ шине Суслове. Во время сильной качки в от­ сек попало много воды. Залило мотор главной помпы охлаждения. Пробило изоляцию. Мотор вышел из строя. Повреждение такое, что исправить его ;было почти невоз­ можно. А тут еще здорово штор­ мило. Вместе со старшиной 2-й статьи Глобеяко и старшим крас­ нофлотцем Айрапетовым Суслов снял все-таки мотор и устранил неисправности. Через короткое время снова произошло повреждение, на кото­ рое потребовалось вдвое больше усилий ц времени, но и с этой работой справился Суслов. Много дней подряд не утихал шторм, но подводники не подда­ лись ему. Моряк качки не боится. Старший нраснофлотец И. ЖУКОЗ, В похода.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz