Боевой курс. 1944, январь.
мерт ь немецким оккупантам! ві-т ПРОЧТИ и передай товарищу. На родине прославленного подоаднина-овверо- морца Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Магомета Гаджиева, в Дагестанской АССР, его имя присвоено: заводу Морского Флота в г, Махач-Кале; дому.пионеров в г, Махач-Кале; школе № 5 в г. Буйнакске; Гергебельской электростанции; Гуиибскому педагогическому училищу. Учись плавать в любую погоду Капитан-лейтенант 3. АРВАИОВ. В Баренцевом. море, стоят штормовые погоды, и нашим* лод кам приходится решать боевые задачи в исключительно тяжелых условиях. Чтобы плавать и шторм, надо уметь его преодолевать. Но как бороться со штормом? Вот не сколько практических советов по этому поеду. Не ’буду подробно останавли ваться на необходимости отличной подготовки к выходу в штормо вую погоду. Это и так должно быть ясно каждому моряку. Ска жу только, что рулевые и артил леристы обязаны самым стара тельным образом' проверить креп ление всех механизмов и орудий на верхней палубе. Малейшая оплошность может стать губи тельной -в море. Остановлюсь на. особенностях работы отдельных специальностей в штормовую погоду. О верхней вахте. Краснофло тец, собирающийся на верхнюю вахту, должен как можно тща тельнее одеться. В непогоду мо стик беспрерывно окатывается водой, и выйти плохо одетым - значит, быстро оказаться беспо мощным. Какой толк от замер зающего, коченеющего наблюдате ля. который больше думает о том. как бы согреться, а не о бдитель ном наблюдении? Тот, кто тепло оденется, будет нести вахту исправно. Мотористам надо знать, что на качке оголяются винты, и дизели увеличивают обороты. Следова тельно, в штормовую погоду надо быть втройне бдительным на по сту управления, внимательно при слушиваться к работе машин. Трюмные обязаны помнить об огромной нагрузке, которую вы держивают в шторм магистрали. От частых и резких вибраций ло паются жизненные магистрали, выход которых из строя грозит большими неприятностями и для лодки, и для ее людей. Быстро реагировать даже на самую не значительную поломку — глав ная задача трюмных в условиях шторма. Электрикам приходится в непо году все время оберегать свое за- ведыванне от попаданий влаги. Заботливые электрики предохра няют механизмы) листовой рези ной. Бдительно' неся вахту, элек трик всегда может своевременно выключить тот или иной агрегат, в который попала вода и преду предить аварию. Рулевой во многом решает успех плавания в штормовую по году. Волна сбивает лодку с кур са. и, если рулевой не будет иметь это в виду, — все расчеты штурмана окажутся неправильны ми. У хорошего рулевого никакая волна !№собьет лодку с курса. В заключение, одно общее заме чание. Некоторые краснофлотцы об’ясняют свою плохую работу в шторме «морской болезнью». Это не отговорка. Назвался моряком'-— трудись в любую погоду. В море каждый человек дорог. Работать за тебя некому. Если тыі вышел из строя •— твоя нагрузка ляжет на плечи товарища. Герой Советского Союза Лунин строго взыскивает с тех. кто плохо работает в штор мовую погоду. Моряками не рождаются, а, ста новятся. От похода к походу вы рабатывай в себе морскис качест ва, привыкай к штормам, привы кай к нашему суровому Баренце ву морю. Учись плавать и вое вать на этом ѵоре в любую по году. ВОЛНА ЗАЛИВАЛА ОТСЕК Жестокий шторм довелось нам выдержать в. недавнем' походе. Особенно крепко досталось на шим сигнальщикам. Они несли вахту, промокшие до костей. Вода замерзала на капюшонах и сви сала с них причудливыми летя- J ными сосульками. Несмотря на I стремительную качку, холод, снежные заряды, сигнальщики Матвиенко, Мазуров, Павленко и Крикотин напряженно вглядыва- j лись в темноту, зорко наблюдали ■ за морем. Тяжеленько было и тем, кто находился в центральном отсеке, Волпа пе только накрывала мо стик, по и скатывалась через люк сюда, в центральный отсек. Мичману Ледневу и краснофлотцу Почпнкову пришлось стоять дол гое время по колена в воде. Стар шина 2-й статьи Мирошниченко на. сильной волне ценой огромных усилий удерживал лодку на за данных глубинах. Штормовая погода не помешала нам выполнить боевое задание и вернуться к новому году с лобе дой. Старшина 1-й статьи АНДРЮЩЕНКО. НЕУТОМИМЫЙ МОРЯН Морян качни не боится Редко встретишь человека, на которого бы морская качка никак не влияла: даже самого сильного, здорового моряка шторм изматы вает. А вот наш сигнальщик Иван Фокеев даже бывалых людей по ражает своей неутомимостью. Недавно мы вернулись из по хода, 'Поход был штормовым. Фо- кеев выполнял обязанности боц мана и нес сигнальную вахту. Поспит Фокеев 5— 6 часов, в сут ки — и снова на посту. Или сам вахту несет, или молодым помо гает. Молодой краснофлотец Панфи лов стоял па горизонтальных ру лях. Чувствовал он себя неваж но, его мутило, по, видя рядом с собой Фокеева, следившего за каждым движением молодого бой ца, Панфилов не подавал вида и продолжал стойко нести вахту. Подходит время и Фокееву пра вить вахту. Он так и не отдох нул. Старшина осматривает обмун дирование, протирает бинокль, прячет его иод полу, зажмури вается іг выбирается на мостик. ‘ Свистит, завывает ветер. Черное, вздыбленное, несется куда-то мо ре. Фокеев, прищурившись, вгля дывается в темноту. ,, Внезапно огромная волна поднимается над руібкой. ІФонеев в какую-то до лю секунды успевает повернуться спиной, пригнуться. Он стоит, крепко упершись в палубу. Тяже лая водяная глыба придавливает его. потом приподнимает. Отря хиваясь, Фокеев встает, чтобы снова прнпять на себя волну. Так проходит вся вахта. Фокеева сме няет Ашурко. Старшина пе сразу покидает мостик. Он даст указа ния Ашурко, как и за чем наблю дать, и некоторое время продол жает наблюдать вместе с ним. Он спускается вниз мокрый, обледенелый. Вносит запись в журнал. Заглядывает, как несется руле вая вахта. Кто-то из офицеров говорит ему: - А отдыхать за тебя к/го будет? -— Отдохнем в базе, —- отве чает Фокеев. Постояв около рулевых, убе- I дившись, что все в порядке, он. і наконец, идет спать. Мичман П. ГРЕБЕННИКОВ. Выстоял Краснофлотец Ф. Чалышев вышел на сигнальную вахту. Не успел он осмотреться, как нале тел бурлящий вал и накрыл его с. головой. Чалышева с силой уда рила о палубу и потянуло за борт, но он успел схватиться за решотку и удержался, — Иди обсушись и погрейся. - сказали ему. Нет, я уж достою, - ответил он. Промокший и озябший, Ча- лыішев не ушел с поста, пока не настало время смениться. К. ДМИТРИЕВ, Ш Т О Р М Н Е П О М Е Ш А Л Недодігнм. но трудным быи наш поход. Лодке требовались форсированные хода, а море, как назло, бушевало. Все это очень мешало работе главных дизелей и вспомогательных меха низмов. В течение короткого вре мени дважды выходила из строя одна очень важная деталь. Ре монт ее требовал больших усилий, но мотористы все же устранили повреждения. Но вот снова слу чилась неисправность. Правая \ линия вала вышла из строя. Нуж но было ее отремонтировать. Что бы произвести столь сложную ра боту, завод обычно требует 6 су ток, по старшина 1-й статьи По ш и т , старший краснофлотец Борькаев с помощью других мото ристов исправили повреждение менее, чем за сутки. Работали они на качке, без отдыха, Лидка получила возможность двигаться полным ходом. Старшина 2-й статьи В. ВЛАСОВ. В шторм тяжело бывает не только людям, но и механизмам. Они тоже «укачиваются», В ре зультате резких вибраций неред ко, например, ломаются магистра ли. И тогда приходится, преодо левая собственное недомогание, доліго и упорно возиться с меха' яизмамн, чтобы исправить по вреждение. То, что в обычных условиях не представляет боль ших трудностей, на качке во много раз усложняется. Но наши люди не впервые попадают в шторм и научились исправлять самые тяжелые повреждения. Я расскажу о главном стар шине Суслове. Во время сильной качки в от сек попало много воды. Залило мотор главной помпы охлаждения. Пробило изоляцию. Мотор вышел из строя. Повреждение такое, что исправить его ;было почти невоз можно. А тут еще здорово штор мило. Вместе со старшиной 2-й статьи Глобеяко и старшим крас нофлотцем Айрапетовым Суслов снял все-таки мотор и устранил неисправности. Через короткое время снова произошло повреждение, на кото рое потребовалось вдвое больше усилий ц времени, но и с этой работой справился Суслов. Много дней подряд не утихал шторм, но подводники не подда лись ему. Моряк качки не боится. Старший нраснофлотец И. ЖУКОЗ, В похода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz