Боевой курс. 1944, сентябрь.
Б О Е В О Й К У Р С 9 сентября 1944 г., № 73. Книга —наш друг* наше оружие На открытом комсомольском собрании береговой базы Почему а люблю нить Краснофлотец <!>. Рябков Я скажу так: книга научила пеня любить книгу, считать ее [ЮрНСЙШИМ «воин другом. Ии книг я познал историю сво ей Родины, они р&скрьші мне ве личие русской души, утвердили во мне уверенность, что русский че ловек непобедим. Когда я думаю о прошлом моей страты, о людях, создавших ее бессмертную славу, передо мной встает, как живой, образ богаты ря русского, созданный поэто-м Не красовым: Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Ш ина... леса дремучие Прошли но ней— юломалиея. А грудь? Илья пророк Ііо ней гремит — катается На колеснице огненной... Все терпит богатырь! И гнется, да не ломится. Не ломится, не валится... УжлтГ не. богатырь? Незабываем и тин русской жен щины, так же рожденный гением Некрасова: - Есть женщины в русских Селеньях ■ С спокойною важностью лиц, ■ € красивою силой в движеньях С походкой, со взглядом цариц,— Их разве слепой не заметит, К зрячий о них говорит: Пройдет — словно солнце осветит! JПосмотрит — рублем подарит! Узнавая прошлое своего народа, еще іболыне начинаешь любить настоящее. Книги учат свящепной пенавіг Ѵти к врагу. Книги рассказывают нам, жак умеет ншагадеть рус ский народ— простой и добрый, он становится страшным в гневе сво ем, когда дело идет о защите от чизны от иноземных захватчиков, Вспомните сцену народной распра вы над немцем Фогелем, истязав шим крестьян, из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хоро шо». Поэт сумел передать всю си лу народного гнева. В книгах я нахожу правду жиз- 'ни, а эта правда говорит: русский человек -велик, непобедим, бес смертен. Вот почему я так люблю читать. Сильнейшее средство воспитания Б и б л и о т е к а р ь Л . И . Б а р а н о в а «(Всем хорошим во мне я обязан книгам» — говорил Максим Горь кий. Книга — сильнейшее средство воспитания, которое должно быть на постоянном вооружении у ком сомола. і Нельзя сказать, что комсомоль цы береговой базы май) читают. Более ста из них постоянные по сетители библиотеки. Здесь в зале висят две диаграммы, взгляните на них. На первой две цифры: в течение прошлого года комсомоль цы взяли из библиотека 936 книг, за 6 месяцев этого года — 575. Вторая показывает лучших чита- Повестка Ідня этого собрания была необыч ной: обсуждался доклад писателя-орденонзсца Бориса Яглинга «Книга наш друг, наше ору жив». Накануне собрания комсомольское бюро и активисты вместо щ сотрудниками библиотеки проделали большую работу: оборудовали вы ставку любимых молодежью книг, (подготовили красочные (диаграммы, побеседовали с каждым комсомольцем о повестке дня предстоящего соб рания. И оно прошло на \высоком уровне: вы ступило 10 человен. комсомольцы говорили о своей любви н книге, о інеобходимоати нести книгу в массы, пропагандировать ва. В заключение выступил начальник политот дела капитан 2 ранга Петров. Комсомольцы приняли деловое решение. Печатаем часть выступлений на собрании. телей-ікомсомольцев: Волга прочел за год 89 книг, Шуб — 78, Аве ринцев — 71, Жуликов — (Hi, Поспелов — 61 и т. д. Библиотека ведет пропаганду книги, но она недостаточна, ком сомольская 'Организация почти не помогает нам в этом. Нет комсо мольца, который ііе читал бы «Как закалялась сталь», а вот другую книгу, чьи герои так сродни ге роям Островского (я говорю о «Не- покоренных» Бориса Горбатова), многие из вас. еще не читали. А почему бы комсомольской органи зации не организовать литератур ный вечер, посвященный этой за мечательной книге? Такие вечера приносят огромную пользу. Недав но мы провели встречу читателей с писателем Зониным. После этого значительно поднялся интерес к его книге об адмирале Макарове. Прошу, комсомольскую органи зацию крепче держать связь с библиотекой, помогать нам нести книгу в массу. іИ еще есть одна просьба г ком сомюлщам: об’явить борьбу тем, кто варварски относится к книге. А такие есть еще в краснофлот ской среде.' Посмотрите: перед ва ми два экземпляра «Моих воспо минаний» академика Крылова. Вот этот читали 10 аккуратных чита телей, и книга сохранилась, слов но она только что из типогра фии— ив помята, на' ней ни пят нышка, все страницы целы. А вот этот экземпляр читали два раз гильдяя, люди, которым книга, видимо совершенно не дорога. Во что шпі ее превратили? Обложка грязная, словно ее ногами топта ли. многие страницы выпадают, углы загнуты)— гагата, поібыіва® Только у двух «читателей», нуж дается уже в капитальном ремон те. Вот такому отношению к кни ге я и призываю вас. об’явить са мую беспощадную борьбу. Источник знаний К р а с н о ф л о т е ц Ю . Т и п е н и ц ы н Когда ко мне попадает книжка, она не залеживается в рундучке. Как бы ни был я занят, как бы ни устал,.а в день часок другой для книги обязательно найду. Как. я читаю и в чем вижу смысл чтения? Я! не могу читать, небрежно пе релистывая книгу, пропуская це лые страницы, каждая строчка, каждое слово в произведении, ко торое меня заинтересовало, дороги мне и я, бывает, но несколько раз перечитываю их, наслаждаясь кра сотой изложения, стройностью мысли. Если есть в книге преди словие, я не миную его, оно помо гает мне лучше разобраться в идее произведения, знакомит меня о биографией автора и т. д. Из любой книги я стараюсь почерп нуть новое, что может обогатить знания, расширить кругозор. НІкола приучила меня к книгам великих наших классиков — Толстого, Гоголя. Тургенева, Горь кого — они рассказывают мне о простой и открытой м в тоже вре мя мудрой душе русского человека. (J огромным интересом читаю, я и произведения иностранных пи сателей — Гюго, Флобера, Мопас сана, Диккенса — они возбуж дают во мне уважение к другим народам, говорят о их традициях, обычаях, нравах. Книга тля меня источник, зна нии, постоянный спутник жизни, в ней, в книге, лучший мой от дых. Книги помогают жить, бороться, побеждать К р а с н о ф л о т е ц Р . Б о г д а н о в с к а я Книги я полюбила в самом ран нем детстве, когда еще не была ■обучена г.рамоте, а только слуша ла чтение взрослых. Сейчас я не представляю себе жизни без книг, Книга для меня и самый задушев ный друг, и мудрый учитель, и первый советчик. Первым произведением, которое запомнилось -мне навсегда и кото рое я готова перечитывать снова и снова — были тургеневские «За писки охотника». Лучшего описа ния природы средней полосы Рос сии, ее просторов, полей и лесов я нигде больше не встречала.. У каждого есть своя самая лю бимая книга, самый любимый ге рой. Есть и у. меня такая книга, такой герой. Это Овод — человек непреклонного духа, несгибаемой Воли. Разве можно забыть сцену расстрела Овода. Ему хотят завя зать глаза, но он отказывается. Солдаты становятся на колени, но желая стрелять, и тогда Овод сам командует им — он не боится смерти за правое зело, он сильнее ее. Когда мне бывает трудно, я ду маю — как бы поступили в таком случае Овод, или Павел Корчагин, или партизанка Зоя, я мысленно советуюсь с ними и нахожу пра вильное решение. .Книги помогают мне жить, бо роться, побеждать. Коллективно обсуждаем произведения С т а р ш и н а 2 - й с т а т ь и П . С а в и н а Я читаю всегда с карандашом в руке. Фразы, поэтические срав нения, которые мне понравились, я записываю па чистый лист бу маги и стараюсь запомнить. Это обогащает разговорную речь. Ведь часто мы употребляем выражения1, забывая, что когда-то прочитали их в книге. Например «Счастли вые часов не наблюдают», или «Свежо предание, «о верится с трудом», или «Человек — звучит гордо» — это стало уже крыла тыми фразами, вошло в обиход, а родилось из-под пера великих рус ских писателей. Мон любимые писатели — Тур генев и Лермонтов. Тургенев — вдохновенный поэт русской природы. Язык Тургенева чист и прозрачен. Читать его — наслаждение. Стихи Лермонтова я знаю наи зусть, но каждый раз, когда пере читываю их, передо мной раскры ваются все новые и ноВые сторо ны поэтического гения Лермонто ва. Теперь, на праВах комсорга, я скажу о том как и что читают на ши девушки-'краснофлотцы. Читать они любят и читают много. У каж дой — свои интересы, свои люби мые книги. У Зои Терентьевой это произведения Льва Толстого, Горь кого и Маяковского, у Нины Ула- совой, как и у меня,— романы и повести Тургенева, у Галины Вах ромеевой — книги о гражданской войне, у Нины Емельяновой — произведения, отражающие герои ку Отечественной войны соаетско го народа. ТАК РЕШИЛИ КОМСОМОЛЬЦЫ И з п о с т а н о в л е н и я о т к р ы т о г о к о м с о м о л ь с к о г о с о б р а н и я * Во всех подразделениях вывесить рекомен дательные списки литературы для молодежи. * В библиотеке юрганизовать (выставку книг на тему: ««Комсомольцы и молодежь в художе ственной іпитературе». * В кубриках изготовить специальные полки для периодической литературы и брошюр на молодежные темы. •) * В октябре провести лекцию: «Отечествен ная война и советская литература». * Организовать литературный вечер, посвя щенный «Как закалялась |с,таль» Н. Остров ского. * Провести (встречу молодых читателей с писателем-орденоносцем Юрием Германом. Были у нас девушки, мало чи тавшие. Мы прививали нм любовь к книге и добились своего. Во-т скажу про Соню Сабурову. Книга не была у нее, в почете. Вызвали мы Сабурову на бюро, поговорили с ней, посоветовали литературу, и теперь вы видите ее в списке са мых активных читателей библио теки. У нас так повелось: если кто т девушек прочитает интересную книгу, обязательно лоделиѵся впе датлениями с остальными. Заду шевные разговоры па литератур ные темы стали среди девушек обычным явлением. Мы частенько проводим- коллек тивные обсуждения художествен ных произведений. Для этого кому- либо из девушек поручается под готовить разбор книги. Так обеуж денне романа Тургенева «Отцы и дети» началось с выступления Жени Мальцевой, подготовившей обстоятельный разбор. Ike это прививает девушкам ^мсомолкам любовь к книге, сно с .бстьует их культурному И Uiefi' нонолитичсскому росту. Пропагандировать литературу, нести в массы С т а р ш и н а 2 - й с т а т ь и Г . Ц и п у р с к и й Книгу нужно активно пропа гандировать. Гнил у меня друг Борис Анцифе ров — читал он мало, говорил, что плохо понимает книги. Разго ворились мы с ним как-то о пьесе Горького «На дне», которую толь ко что посмотрели в театре. Борис не понял глубокого содержания .ітой замечательной пьесы. Я, как мог, своими словами постарался передать идею пьесы, посоветовал прочитать ее, достал критические статьи о творчестве Горького — вместе мы разобрали их. Анцифе ров не знал до этого биографии ве ликого писателя, я рассказал ему о ней. Так началось. А потом мой друг так пристрастился к чтению, чти от книг его было не оторвать. Кни гІ, побывавшая у меня, мимо Анциферова не проходила. Книги еще больше укрепили нашу друж бу. Часто слышишь такие разгово ры между краснофлотцами: — Читал «'Севастопольскую страду?». — Читал. ч . — Понравилось? — Очень. И ва этом беседа оканчивается. Мы комсомольцы должны быть первыми застрельщиками живого обсуждения книг, горячих дискус сий, страстных споров. Тогда кни га, которая так развивает само стоятельное мышление, расши ряет кругозор, станет достоянием каждого бойца, станет массовой. Ответственный редактор А. ЛЮБОВИЧ. ГМ 1 26626 . Зак. № 1246.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz