Боевой курс. 1944, сентябрь.

Б О Е В О Й К У Р С 9 сентября 1944 г., № 73. Книга —наш друг* наше оружие На открытом комсомольском собрании береговой базы Почему а люблю нить Краснофлотец <!>. Рябков Я скажу так: книга научила пеня любить книгу, считать ее [ЮрНСЙШИМ «воин другом. Ии книг я познал историю сво­ ей Родины, они р&скрьші мне ве­ личие русской души, утвердили во мне уверенность, что русский че­ ловек непобедим. Когда я думаю о прошлом моей страты, о людях, создавших ее бессмертную славу, передо мной встает, как живой, образ богаты­ ря русского, созданный поэто-м Не­ красовым: Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Ш ина... леса дремучие Прошли но ней— юломалиея. А грудь? Илья пророк Ііо ней гремит — катается На колеснице огненной... Все терпит богатырь! И гнется, да не ломится. Не ломится, не валится... УжлтГ не. богатырь? Незабываем и тин русской жен­ щины, так же рожденный гением Некрасова: - Есть женщины в русских Селеньях ■ С спокойною важностью лиц, ■ € красивою силой в движеньях С походкой, со взглядом цариц,— Их разве слепой не заметит, К зрячий о них говорит: Пройдет — словно солнце осветит! JПосмотрит — рублем подарит! Узнавая прошлое своего народа, еще іболыне начинаешь любить настоящее. Книги учат свящепной пенавіг Ѵти к врагу. Книги рассказывают нам, жак умеет ншагадеть рус­ ский народ— простой и добрый, он становится страшным в гневе сво­ ем, когда дело идет о защите от­ чизны от иноземных захватчиков, Вспомните сцену народной распра­ вы над немцем Фогелем, истязав­ шим крестьян, из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хоро­ шо». Поэт сумел передать всю си­ лу народного гнева. В книгах я нахожу правду жиз- 'ни, а эта правда говорит: русский человек -велик, непобедим, бес­ смертен. Вот почему я так люблю читать. Сильнейшее средство воспитания Б и б л и о т е к а р ь Л . И . Б а р а н о в а «(Всем хорошим во мне я обязан книгам» — говорил Максим Горь­ кий. Книга — сильнейшее средство воспитания, которое должно быть на постоянном вооружении у ком­ сомола. і Нельзя сказать, что комсомоль­ цы береговой базы май) читают. Более ста из них постоянные по­ сетители библиотеки. Здесь в зале висят две диаграммы, взгляните на них. На первой две цифры: в течение прошлого года комсомоль­ цы взяли из библиотека 936 книг, за 6 месяцев этого года — 575. Вторая показывает лучших чита- Повестка Ідня этого собрания была необыч­ ной: обсуждался доклад писателя-орденонзсца Бориса Яглинга «Книга наш друг, наше ору жив». Накануне собрания комсомольское бюро и активисты вместо щ сотрудниками библиотеки проделали большую работу: оборудовали вы­ ставку любимых молодежью книг, (подготовили красочные (диаграммы, побеседовали с каждым комсомольцем о повестке дня предстоящего соб­ рания. И оно прошло на \высоком уровне: вы­ ступило 10 человен. комсомольцы говорили о своей любви н книге, о інеобходимоати нести книгу в массы, пропагандировать ва. В заключение выступил начальник политот­ дела капитан 2 ранга Петров. Комсомольцы приняли деловое решение. Печатаем часть выступлений на собрании. телей-ікомсомольцев: Волга прочел за год 89 книг, Шуб — 78, Аве­ ринцев — 71, Жуликов — (Hi, Поспелов — 61 и т. д. Библиотека ведет пропаганду книги, но она недостаточна, ком­ сомольская 'Организация почти не помогает нам в этом. Нет комсо­ мольца, который ііе читал бы «Как закалялась сталь», а вот другую книгу, чьи герои так сродни ге­ роям Островского (я говорю о «Не- покоренных» Бориса Горбатова), многие из вас. еще не читали. А почему бы комсомольской органи­ зации не организовать литератур­ ный вечер, посвященный этой за­ мечательной книге? Такие вечера приносят огромную пользу. Недав­ но мы провели встречу читателей с писателем Зониным. После этого значительно поднялся интерес к его книге об адмирале Макарове. Прошу, комсомольскую органи­ зацию крепче держать связь с библиотекой, помогать нам нести книгу в массу. іИ еще есть одна просьба г ком сомюлщам: об’явить борьбу тем, кто варварски относится к книге. А такие есть еще в краснофлот­ ской среде.' Посмотрите: перед ва­ ми два экземпляра «Моих воспо­ минаний» академика Крылова. Вот этот читали 10 аккуратных чита­ телей, и книга сохранилась, слов­ но она только что из типогра­ фии— ив помята, на' ней ни пят­ нышка, все страницы целы. А вот этот экземпляр читали два раз­ гильдяя, люди, которым книга, видимо совершенно не дорога. Во что шпі ее превратили? Обложка грязная, словно ее ногами топта­ ли. многие страницы выпадают, углы загнуты)— гагата, поібыіва® Только у двух «читателей», нуж ­ дается уже в капитальном ремон­ те. Вот такому отношению к кни­ ге я и призываю вас. об’явить са­ мую беспощадную борьбу. Источник знаний К р а с н о ф л о т е ц Ю . Т и п е н и ц ы н Когда ко мне попадает книжка, она не залеживается в рундучке. Как бы ни был я занят, как бы ни устал,.а в день часок другой для книги обязательно найду. Как. я читаю и в чем вижу смысл чтения? Я! не могу читать, небрежно пе­ релистывая книгу, пропуская це­ лые страницы, каждая строчка, каждое слово в произведении, ко­ торое меня заинтересовало, дороги мне и я, бывает, но несколько раз перечитываю их, наслаждаясь кра­ сотой изложения, стройностью мысли. Если есть в книге преди­ словие, я не миную его, оно помо­ гает мне лучше разобраться в идее произведения, знакомит меня о биографией автора и т. д. Из любой книги я стараюсь почерп­ нуть новое, что может обогатить знания, расширить кругозор. НІкола приучила меня к книгам великих наших классиков — Толстого, Гоголя. Тургенева, Горь­ кого — они рассказывают мне о простой и открытой м в тоже вре­ мя мудрой душе русского человека. (J огромным интересом читаю, я и произведения иностранных пи­ сателей — Гюго, Флобера, Мопас­ сана, Диккенса — они возбуж­ дают во мне уважение к другим народам, говорят о их традициях, обычаях, нравах. Книга тля меня источник, зна­ нии, постоянный спутник жизни, в ней, в книге, лучший мой от­ дых. Книги помогают жить, бороться, побеждать К р а с н о ф л о т е ц Р . Б о г д а н о в с к а я Книги я полюбила в самом ран­ нем детстве, когда еще не была ■обучена г.рамоте, а только слуша­ ла чтение взрослых. Сейчас я не представляю себе жизни без книг, Книга для меня и самый задушев­ ный друг, и мудрый учитель, и первый советчик. Первым произведением, которое запомнилось -мне навсегда и кото­ рое я готова перечитывать снова и снова — были тургеневские «За­ писки охотника». Лучшего описа­ ния природы средней полосы Рос­ сии, ее просторов, полей и лесов я нигде больше не встречала.. У каждого есть своя самая лю­ бимая книга, самый любимый ге­ рой. Есть и у. меня такая книга, такой герой. Это Овод — человек непреклонного духа, несгибаемой Воли. Разве можно забыть сцену расстрела Овода. Ему хотят завя­ зать глаза, но он отказывается. Солдаты становятся на колени, но желая стрелять, и тогда Овод сам командует им — он не боится смерти за правое зело, он сильнее ее. Когда мне бывает трудно, я ду­ маю — как бы поступили в таком случае Овод, или Павел Корчагин, или партизанка Зоя, я мысленно советуюсь с ними и нахожу пра­ вильное решение. .Книги помогают мне жить, бо­ роться, побеждать. Коллективно обсуждаем произведения С т а р ш и н а 2 - й с т а т ь и П . С а в и н а Я читаю всегда с карандашом в руке. Фразы, поэтические срав­ нения, которые мне понравились, я записываю па чистый лист бу­ маги и стараюсь запомнить. Это обогащает разговорную речь. Ведь часто мы употребляем выражения1, забывая, что когда-то прочитали их в книге. Например «Счастли­ вые часов не наблюдают», или «Свежо предание, «о верится с трудом», или «Человек — звучит гордо» — это стало уже крыла­ тыми фразами, вошло в обиход, а родилось из-под пера великих рус­ ских писателей. Мон любимые писатели — Тур­ генев и Лермонтов. Тургенев — вдохновенный поэт русской природы. Язык Тургенева чист и прозрачен. Читать его — наслаждение. Стихи Лермонтова я знаю наи­ зусть, но каждый раз, когда пере­ читываю их, передо мной раскры­ ваются все новые и ноВые сторо­ ны поэтического гения Лермонто­ ва. Теперь, на праВах комсорга, я скажу о том как и что читают на­ ши девушки-'краснофлотцы. Читать они любят и читают много. У каж ­ дой — свои интересы, свои люби­ мые книги. У Зои Терентьевой это произведения Льва Толстого, Горь­ кого и Маяковского, у Нины Ула- совой, как и у меня,— романы и повести Тургенева, у Галины Вах­ ромеевой — книги о гражданской войне, у Нины Емельяновой — произведения, отражающие герои ку Отечественной войны соаетско го народа. ТАК РЕШИЛИ КОМСОМОЛЬЦЫ И з п о с т а н о в л е н и я о т к р ы т о г о к о м с о м о л ь с к о г о с о б р а н и я * Во всех подразделениях вывесить рекомен­ дательные списки литературы для молодежи. * В библиотеке юрганизовать (выставку книг на тему: ««Комсомольцы и молодежь в художе­ ственной іпитературе». * В кубриках изготовить специальные полки для периодической литературы и брошюр на молодежные темы. •) * В октябре провести лекцию: «Отечествен­ ная война и советская литература». * Организовать литературный вечер, посвя­ щенный «Как закалялась |с,таль» Н. Остров­ ского. * Провести (встречу молодых читателей с писателем-орденоносцем Юрием Германом. Были у нас девушки, мало чи­ тавшие. Мы прививали нм любовь к книге и добились своего. Во-т скажу про Соню Сабурову. Книга не была у нее, в почете. Вызвали мы Сабурову на бюро, поговорили с ней, посоветовали литературу, и теперь вы видите ее в списке са­ мых активных читателей библио­ теки. У нас так повелось: если кто т девушек прочитает интересную книгу, обязательно лоделиѵся впе датлениями с остальными. Заду­ шевные разговоры па литератур ные темы стали среди девушек обычным явлением. Мы частенько проводим- коллек­ тивные обсуждения художествен­ ных произведений. Для этого кому- либо из девушек поручается под­ готовить разбор книги. Так обеуж денне романа Тургенева «Отцы и дети» началось с выступления Жени Мальцевой, подготовившей обстоятельный разбор. Ike это прививает девушкам ^мсомолкам любовь к книге, сно с .бстьует их культурному И Uiefi' нонолитичсскому росту. Пропагандировать литературу, нести в массы С т а р ш и н а 2 - й с т а т ь и Г . Ц и п у р с к и й Книгу нужно активно пропа­ гандировать. Гнил у меня друг Борис Анцифе­ ров — читал он мало, говорил, что плохо понимает книги. Разго­ ворились мы с ним как-то о пьесе Горького «На дне», которую толь­ ко что посмотрели в театре. Борис не понял глубокого содержания .ітой замечательной пьесы. Я, как мог, своими словами постарался передать идею пьесы, посоветовал прочитать ее, достал критические статьи о творчестве Горького — вместе мы разобрали их. Анцифе­ ров не знал до этого биографии ве­ ликого писателя, я рассказал ему о ней. Так началось. А потом мой друг так пристрастился к чтению, чти от книг его было не оторвать. Кни гІ, побывавшая у меня, мимо Анциферова не проходила. Книги еще больше укрепили нашу друж­ бу. Часто слышишь такие разгово­ ры между краснофлотцами: — Читал «'Севастопольскую страду?». — Читал. ч . — Понравилось? — Очень. И ва этом беседа оканчивается. Мы комсомольцы должны быть первыми застрельщиками живого обсуждения книг, горячих дискус­ сий, страстных споров. Тогда кни­ га, которая так развивает само­ стоятельное мышление, расши­ ряет кругозор, станет достоянием каждого бойца, станет массовой. Ответственный редактор А. ЛЮБОВИЧ. ГМ 1 26626 . Зак. № 1246.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz