Боевой курс. 1944, март.
Б О Е В О Й К У Р С 14 марта 1944 г., N° 22 (Own іЯан ddch йоейатъ ! ЭКИПАЖ ОТВАЖНЫХ И УМЕЛЫХ В УЧЕНИИ, КАК В БОЮ дм ВI I — ' ГГ I I і~ < г " I Всему флоту известны сейчас боевые дела прославленной под* водной лодки, котоіюй комашдует капитан 3 ранга Г. И. Щедрин. Л ведь іюввать щедршщы начали носш; других экипажей и еще недавно это были новички, впер вые пришедшие на подводный ко рабль. Только старшины Доро феей, Боженко, Рыбаков и Пусто* валов но первый год служили на лодках и по нраву могли счи тать себя бывалыми подводника- ѵпіг. Они то и явились тем костя ком, на который опирался коман дир, молодой по возрасту, НО МНО ГООПЫТНЫЙ морян; в обучении и воспитании личного состава. Время, когда лодка еще не вое вала н экипаж осваивал ее, не пронкго даром. іКорабль почти не стоял у пирса — все в море, да в море: на отработке учебны* за дач, d штормовых переходах, в больших походах. Люди оморя- чнвались, привыкали к качке, к длительному пребыванию под во дой, к- суровому полярному морю. И все жили одной мечтой, одним желание»: скорей бы уж р бой... ПЕРВЫЙ УСПЕХ II тот наступил, наконец, этот долгожданный день. Была раяиял полисная весны». Солнца уже по чти in 1 уходило за горизонт. Лод ка iKi|Miflirepmuuia чцлли оі родных берегов. Нолводиніку знаікомо чувство, которое не оставляло Щедрин цев в іи‘ріи,;ѵ боевом походе: а вдруг не иаіідем ■врага, не сумеем pro ата ковать. вернемся без победы... Особенно тревожился акустик Константин Круглов. Он много читал о знаменитых своих товари щах по профессии — Шумилине, ЛебедеЬс, и ему ікаоалось, что их искусство недосягаемо, что он не сумеет так же точно обнаружи вать шумы вражеских кораблей. Опасения Круглова оказались на прасными: но обладая боевым оиыггомі, он зато много сил и энергии отдавал учебе, трениров кам, и когда появился немецкий конвой, ІКруг.тов своевременно и с исключительной точностью определил его место и курс сле дования. Командир атаковал фа шистский транспорт водоизмеще нием в 8.000 тонн. А через не которое время был обнаружен второй конвой, н слова атака бы ла удачной. На этот раз потопили транспорт водоизмещением в (50(10 тонн. Командир наблюдал в перископ, как он тонул. Правда, погружение врага было настолько быстрым, что удалось заметить над водой одну лишь сильно на кренившуюся мачту. В этом походе испытанию под верглись не только военное уме ние экипажа, но и его выдержка, спокойствие, хладнокровие. Про тивник сбросил на лодку около Капитан 3 р ан га Г. И. Щедрин и его б о е в ы е воспитанники. На снимке (слева направо): главстаршина П. П у с т о в а л о в , старшина 1-й статьи К. Кру гло в, капитан 3 ранга Г. Щедрин, мичман К. Рыбаков, старшина 2-й статьи В. Корзинкин. сотни глубинных бомб. Во время бомбежки все работали так же уверенно, как в обычные ча сы похода. Радость первой победы не вскружила головы щедриицам. Когда вернулись в базу, на, собра нии личного состава, разговор шел не об успехах, а о недостат ках похода. Говорили, в частно сти, что в надстройке не все бы ло надежно закреплено, из-за че го создавались посторонние зву ки, по которым врат мог прослу шивать лодку. Этот .недостаток быи устранен при подготовке к следующему походу. „НЕМЕЦ ГОРИТ!» Эт<> произошло во втором похо де, ранним утром, когда лодка только появилась в заданном ей районе. Акустик Круглов обнаружил, что невдалеке движется несколько кораблей, повидимому, конвой. Командир ничего не увидел. Над морем стоял туман. А Круглов продолжал докладывать о .все приближающихся шумах. И, действительно, командиру пред ставилась заманчивая картина: из дымки показалась целая арма да сторожевиков, тральщиков, «морских охотников». Следом за ними медленно двигался огром ный тяжело груженный танкер. Времени для размышлений не оставалось. Все зависело от точ ности и быстроты действий боц мана, торпедистов, трюмных. II они не подвели. Торпеды угодили точно. В отсеки донеслись взры вы. сначала два оглушительных, а затем третий послабее. Глубин ные бомбы посыпались не сразу. Горела нефть с атакованного тан кера и вражеские корабли охранения не могли, видимо, сразу пройти в район, где нахо дилась лодка. 'Долго 'еще над морем стоял дым от горевшего танкера. — Немец горит! — сказал командир. — Немец горит! — повторяли во всех отсеках. ЧЕТЫРЕ ВЫСТРЕЛА Об одном из походов капитан 3 ранга рассказывает так: — Помню, был штиль, какого я еще никогда раньше не наблю дал. Трудно было отличить по верхность моря от неба: сплош ная ослепительная голубизна, даже туман сливался с нею. Под няв перископ, некоторое время я ничего не мог рассмотреть, пока глаза, но освоились, и тогда в тумане я разглядел два стороже вых 'корабля. Они уходили в фиорд, и я подумал, что обратно они поведут конвой. Решил по дождать. Все оказалось так. как я предполагал. Сторожевики вско ре вышли обратно из фиорда, а следом за ними— транспорт. И тут уж мы не прозевали — хлебнула немчура соленой водицы. Возвращаясь из этого наше го -похода, мы дали че тыре выстрела. Это было как раз накануне 10-летия Северного флота, и явилось нашим подарком ко дню юбилея. ЗРЕЛОСТЬ ВОИНОВ Постепенно, от похода, к похо ду, от боя к бою, вырабатывалось боевое мастерство экипажа. На капливая воинское умение, он не чурался чужого опыта. Когда лодка стояла в ремонте, все стар шины! и краснофлотцы заходили к товарищам по оружию, 'возвра щавшимся с іморя, и расспрашива ли у них подробности походов, жадно вслушиваясь в каждую де таль. Когда лодка уходила, в пла вание, экипаж продолжал учить ся и в море, используя каждую свободную минуту. Так пришла к щедринцам зре лость воинов, с 'которой они одер жали восемь побед над врагом, благодаря которой они не дрогну ли. когда, казалось, бомбы вот- вот разорвут корпус лодки. ГМ 1 2 6 7 6 8 . НАСТОЙЧИВЫЙ ПОИСК Не раз экипаж бывал в пере делках. Сейчас это испытанные, видавшие виды моряки, и их '.ма ло чем удивишь. Но ® недавнем походе лодка попала в шторм, в каком щедринцам бывать еще не приходилось. Лодку даже па- глубине сильно кренило. Под перископом держаться нельзя бы ло — того и гляди выбросит на верх на виду у противника. Не сколько дней бушевало море, но! лодка, продолжала настойчиво не сти свою службу. Как-то на исходе дня враг на щупал лодку. Бомбежка длилась всю ночь. Но и после ЭТОГО ПОД-: водный корабль не оставил на стойчивого поиска противника.! На рассвете корабли, бомбившие; лодку, удалились, исчезнув в| тумане. Весь день море, несколько успокоившись, было пустынным. Командир, штурман и сигнальщик Легченков стояли на мостике, когда неожиданно отчетливо вырисова лись силуэты вражеских кораб лей. Шел конвой: два транспорта, два сторожевика, и миноносец. Может быть, кора®лей было боль ше. но всех разглядеть не уда лось, ибо лодка стремительно ушла, на -глубину. В перископ было тяжело наблюдать за кон воем: у берега, темно, мористее слишком светло, а. с кормы идет снежный заряд. Но упустить та кую добычу — не в традициях Щедрина. И он решил немедленно атаковать транспорт, шедший вторым. Почти одновременно со взрывом настигших цель торпед послышались взрывы глубинок. В отсеках погас свет. Зазвенели стекла. Долго преследовали немцы лодку, и тщетно: командир, умело маневрируя, увел свой корабль из-под бомбежки. Так была одержана, восьмая победа отважным: и умелым эки пажем, который стал грозой для немецких кораблей. Д. КОВАЛЕВ. Щедринцы - делятся олытом Комсомольская организация, где комсоргом старший красно флотец Веригин, провела ветре' чу с краснофлотцами лодки на питана 3 ранга Щедрина. На встрече выступили трюм ный Оборин, моторист Бубнов и сигнальщик Николаевский. Первым взял слово Оборин. — Перед походом, — сказал он, — мы произвели тщатель ную проверку всех механизмов. Особое внимание обратили на работу трюмной и главной осушительной помп, тщательно осмотрели компрессор. В походе у нас случилась неполадка. Помпочка охлажде ния стала работать с перебоя ми: кольца поршня износились. Если бы у нас не было в запа се еще одной помпочки, при шлось бы долго провозиться с ремонтом, з так мы за несколь ко минут сменили помпочку, и все в порядке. Вот кан важно иметь на походе некоторые за пасные части. Ведь в море каждая минута порою решает судьбу похода. В заключение скаж у, что система погружения и всплы тия у нас работала безукориз ненно. Это результат нашей хорошей подготовки к походу, добросовестного несения вахты. Значит, вам, товарищи, сейчас надо отдать все силы учебе и уходу за механизмами. Поучительным было выступ ление сигнальщика Николаев ского. — Однажды, — • сказал он,— я принял черные пятна на бе регу за транспорты противни ка. Случилось это потому, что вражеский берег не был мною хорошо изучен. С тех пор я стараюсь запоминать каждое пятно на берегу, чтобы не про скользнул на фоне скал неза- I1 меченным враг. Иногда сигнальщик может принять сторонний предмет за корабль и, наоборот, корабль j за предмет еще и потому, что он долго, не сводя глаз, будет |і всматриваться в этот предмет. Когда подолгу и пристально вглядываешься в одну точку, в глазах начинает рябить. Поэто му молодым сигнальщикам я советую время от времени осматривать весь горизонт, рас сеивая тем самым зрение, да вая глазам отдвхнуть, а потом снова переходить к наблюде нию за появившимся предме том. После выступления щедрин- цев молодые специалисты за дали им вопросы и поблагода рили бывалых моряков за со веты. Нраснофлотец В. РАБЦЕВИЧ. Ответственный редактор А. ЛЮБОВИЧ. Заказ Nt 354.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz