Боевой курс. 1944, март.
Б О Е В О Й К У Р С 31 марта 1944 г., № ^ МАСТЕРСТВО ВОИНА РОЖДАЕТСЯ В БОЯХ И ПОХОДАХ Старшина 1-й статьи И. Овсянников на сигнальной вахте. Фото старшего лейтенанта Ф. Петренко. В море быть— вперед смотреть У матросов есть такая поговорка: «В море быть — вперед смотреть». Правильные слова, н имеют прямое отношение к дам, сигнальщикам, но я бы только добавил: «и по сторонам огляды ваться». В этой небольшой заметке хочется поделиться теми мыклямн о службе сигнальщика, что накопились у меня за войну. Прежде всего о наблюдения за самолетами противника. С дат мм нагатим сигнальщикам часто приходится иметь дело. Мы на учились разгадывать их удавки. Зимой стервятники используют для нападения на подводные лодки снежные заряды и штормовую погоду, В первом атучае они стараются внезапно вынырнуть из заряда и атаковать корабль. С подобным приемом довелось столкнуться нашей лодке. Бдитель ность сйшальщиіка помогла своевременно обнаружить самолет я укрыться ог него па глубине. В -штормовую погоду вражеская машина летит низко над водой, как бы сливаясь с высокими вол нами. Издали такой самолет можно принять за чайку и нужен п-атрепировзиігый глаз сигналыпика, чтобы не дать себя об мануть. Круглосуточный полярпый день дает возможность немецкой авиации активизировать свою деятельность против лодок, я, следовательно, в это время года надо особенно усиливать на блюдение за воздухом. Однажды, когда мы находились во враже ских водах, сигнальную вахту нес мичімаіі Дьячков. Бдительно шбліодая, он увидел, как из-под солнца стремительно, ринулся на нас. «юккерс». Лодка успела уклониться. Глаза сигнальщика должны привыкнуть к яркому солнечному свету и не бояться «го. Несколько слов о наблюдении за берегом. В ряде райо нов берег сильно изрезан, и на его фоне легко укрывать ся: инойJK13 скалу примешь за корабль, а иной раз корабль так сольется с берегом, что и не приметишь его. Я стараюсь запом нить все характерные особенности берета.. В первую очередь, запоминаю места, непокрытые снегом, — здесь именно и пря чется враг, -— и отоньки на берегу. Как-то я увидел мигавший на фоне скалы огонь, раньше его здесь не было. Доложил вах тенному командиру. Когда приблизились, оказалось — вдет транспорт. Атаковали его и потопили. Важно также определять— движется огонь или неподвижен. В недавнем походе я заметил неподвижный, с первого взгляда, огонь, но продолжая наблюдать за ним, установил, что он передвигается. Это был находившийся в дозоре сторожевик врага. Велико значение бдительной сигнальной службы в борьбе с минной опасностью. Недавно был у меня такой случай. Только вышел я на вахту, каік прямо по курсу различил на воде две черных точки. Вгляделся — мины. Доложил командиру, он успел отвернуть, н лодка прошла в нескольких метрах от мин. Сигналь щик обязан постоянно помнить омінгах ине упускать из видули единого яодобрительного предмета, появляющегося в поле зрения. Старшина 1-й статьи И. ОВСЯННИКОВ. Хозяин точных приборов Старшина 2-й статьи Алексей приборов, напряженно следит Федоров — штурманский элек трик. Он хозяин точнейших при боров, обеспечивающих корабле- вождение. Приборы эти часто на зывают «капризными». И, дейст вительно, онн «апризничают, но только в рукаіх тех, кто плохо .'щ&ком с их устройством. А у Федорова они ведут себя безупреч но, потому что он, как свои пять пальцев, знает все и$ особенно сти, каждую мельчайшую деталь. Штурманского эледтрика редко увадашь в походе спящим, вечно ол на ногах, постоянно возится у за ними, и уж ни одно самое, каза лось бы, ничтожное изменение в работе прибора не пройдет мимо Федорова. Однажды, например, когда волна залила рубочный люк, наруши лась работа гирокомпаса. Но вско ре Федоров доложил, что гироком пас им исправлен. В другой раз 1 был поврежден реостат гирокомпа са — Федоров бьктро лнквидиро- вал и Это повреждение. Старший лейтенант В. СТРЕШНЕВ. Когда на рулях стоит Дорофеев Мичман Илья Дорофеев был на значен боцманом на нашу- лодку, когда она стояла еще у стенкн судостроительного завода и рабо чие устанавливали механизмы. На многих типах подводных лодок плавал до этого Дорофеев, орден Ленина украшал ето грудь, а на рукаве были нашиты два золотых шеврона — за сверхсрочную службу. И все же с первого свое го появления на корабле бывалый мичман взялся за настойчивую учебу. Тип нашей лодки был для Дорофеева, новым іг он решил освоить его в кратчайший срок, обучая одновременно подчинен ных, большинство которых со ставляли краснофлотцы, только начинавшие морскую службу. Кроме того, большое лодочное хо зяйство легло на плечи мичмана. Средних командиров, кроме меха ника., в то время на корабле еще не было, н это накладывало до полнительные обязанности на старшин и, в первую очередь, ко нечно. на боцмана. Коігда наступал период испыта ний лодки, группа Дорофееша бы ла вполне готова к несению само стоятельных вахт. Люди овладели механизмами, усвоили правила их эксплоатации, но нехватало опы та плавания. Много поработал боцман в базе, готовя своих лю дей к первому походу. Он прово дил учения и тренировки по управлению вертикальными и го ризонтальными рулями вручную, при наличии повреждений. Это принесло отличные результаты. ■Наша, лодка проделала много миль и за все это время ни ра- зу не оставалась она без управ ления по вине бопмана или его подчиненных. Наш боцман — горизонталь- шик-виртуоз, «бог горизонталь ных рулей», но он не надеется на одни свои способности и никогда не отойдет от рулей, пока, не убе дится, что лодка надежно удкф' Ферентована. Боцман .работает в полном кон такте с механиком. Вместе они изучили, как лодка ведет себя под перископом на большой волне, сколько нужно дополнительно принять воды и на каком ходу можно удержать ее в ту или иную пагоду. Есть еще одна хорошая черта у мичмана Дорофеева. Бывалый, і опытный моряк, он ПОСТОЯННО СО' ' вершенствует свое мастерство, свои знания. Часто можно видеть его беседующим с- боцманами дру гих лодок. Он старается перенять у них все То ценное, что прино сит каждый боевой поход. Старшина Г-н статьи Е. Колуканов за радиоприемником. Фото И. Папѵшина. В радиорубке Радио заинтересовало меня лет 10 назад. Я работал тогда на паровозе, а в свободные часы мастерил приемники. Помню, какой восторг охватил меня, когда мне удалось собрать простейший де текторный приемник, на который я о трудом поймал одну из московских раций. А прошло немного времени, и на моем столе стоял блестевший лаіком, собранный мною по готовой схеме КУБ-4, Я получил возможность принимать незатухающие коле бания и слушать ряд станций. Но по-настоящему глубоко' и серьезно полюбилось мпге радио дело и стало моей профессией, когда, я был призвап на флот, ® Школу связи Учебного отряда. Здесь, в изучении сложной радио техники пригодились навыки, которые я приобрел, самостоятель но собирая приемники. Сейчас, когда посади дальние походы, многие часы, проведен ные за радиоприемником, я вспоминаю первые дни на. подводной лодке — мне казалось, что на этом1 «чудо-корабле» мне ни за что не освоиться с обязанностями радиста. По-долту просиживал я за схемами, за ключем, «набивая руку», и вот незаметно для самого себя занял первое место в соединении, каік по передаче, так и по приему знаков. Меня назначили старшиной группы. Я продолжал упорную учебу, углубляя 'знание аппаратуры и со вершенствовался, как оператор. Радио-техника не терпит топтания на одном месте: радист, который но следит за специальной литературой, не ра'богает над схемами, неизбежно отстанет от современных требований и не сумеет справиться с возложенными на него задачами. Вот почему я всегда, стараюсь ознакомиться с техническими новинками, сле жу за. опытом других радистов. Следует также помнить, что радиоаппаратура, принадлежит к числу паибгле тонких технических (конструкций и следить за нею надо с особой тщательностью. Всякий раз перед походом я с пристрастием проверяю каждую деталь, каждый винтик и тем самым предупреждаю так называемы? «неожиданны©» выходы из строя аппаратуры, которые частенько происходят у нерадивых радистов. Особое внимание следует обратить на то, чтобы » от личном> состоянии находилось аккумуляторное хозяйство. По стоянно нужно наблюдать также за антенной. Я регулярно заме ряю ее изоляцию. Если этого не делать, то может случиться, что даже при исправной передающей аппаратуре связь нарушится и установить ее будет тяжело. На. случай, если главная антенна почему либо выйдет .из строя, у меня всегда- имеется аварийная запасная. Мною за пять лет военной службы прігнято и передано огром ное количество радиограмм — многие тысячи знаков, и без еди ного искажения. Не было у меня и ни одного «прохлопа». Это результат постоянной, ни на день не прекращающейся треииров- ки, а также знания техники, которое пришло ко мне, благодари настойчивой учебе. Старшина 1-й статьи Е. КОЛУКАНОВ. Горпеды идут в цель Капитан 3 ранга Г. ЩЕДРИН. ...флот существует ДЛЯ ВОЙ НЫ, и военное искусство — это профессия краснофлотцев и командиров. ) Адмирал Н. КУЗНЕЦОВ. ГМ 126680 . Быть торпедистом на подводной лодке —•большая честь. Я участ вовал в потоплении 12 вражеских кораблей и все же каждый раз, как выпускаешь торпеду, сердце бьется учащенно, и думаешь: a вдруг нѳ попадет. П когда слы шишь взрыв, хочется подскочить от радости, да нельзя. Помнится, однажды пришлось изготовлять аппараты к бою с исключительной быстротой. Мы со Злоказовым— моим напарником— действовали в этот момент авто матически, молча. Торпеды вы рвались из аппаратов без промед ления и настигли цель. В другой раз произошла в аппарате неисправность. Устра нить ее можно было, казалось, только в базе, но мы обеспечил боеспособность оружия, хотя Е ЗДОрОЕО пришлось потрудиться. Нашей лодкой был нанеси первый удар по врагу- на север*' Есть у нашего экипажа такое ®>’ лание — потопить в Баренцево)* море последний вражеский ко- рабль. И уж в этот наш э^вер" тающий удар мы вложим W* свое умение, все свое мастерства накопленные в боях в походам Старшина 1 статьи А. МЕЛЬНИКОВ. Ответственный редактор А. ЛЮЬОВИЧ. Зйк № 45S.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz